Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка базы знаний: дерево решенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде всего поставим задачу, для решения которой будет разрабатываться экспертная система. Подходящей задачей, при решении которой можно использовать обратную цепочку рассуждений, может быть задача, вытекающая из следующей ситуации: к директору крупной технической фирмы пришел человек, желающий устроиться на работу. Директор располагает сведениями о его квалификации, о потребностях фирмы в специалистах и общем положении дел в фирме. Ему нужно решить, какую должность в фирме может занять посетитель. Поскольку в задаче надо выбрать один из нескольких возможных вариантов (должностей), для её решения можно воспользоваться обратной цепочкой рассуждений. В действительности ответ уже существует. Перед директором сидит человек и всеми силами старается произвести на него хорошее впечатление. Если директора этот человек устраивает, для него нужно подобрать подходящую должность. Директору необходимо задать посетителю такие вопросы, ответы на которые дадут возможность сделать правильный выбор. Итак, задача поставлена. Теперь нужно наглядно ее представить. Для описания подобных задач обычно используются диаграммы, которые называются деревьями решений. Деревья решений дают необходимую наглядность и позволяют проследить ход рассуждений. На рис. 1 показано дерево решений для примера с приемом на работу. Видно, что диаграмма состоит из кружков и прямоугольников, которые называются вершинами. Каждой вершине присваивается номер. На вершины можно ссылаться по этим номерам. Линии, соединяющие вершины, называются дугами или ветвями. Кружки, содержащие вопросы, называются вершинами решений. Прямоугольники содержат цели диаграммы и означают логические выводы. Линии показывают направление диаграммы. Многие вершины имеют сразу по нескольку ветвей, связывающих их с другими вершинами. Выбор выходящей из вершины ветви определяется проверкой условия, содержащегося в вершине. Рис. 1. Дерево решений для выбора должности
Преобразование дерева решений в правила Процесс формирования правил для всех возможных логических выводов состоит из следующих шагов: Таблица 1
З. Повторять шаг 2 до тех пор, пока не будут исчерпаны все вершины решения, расположенные левее зафиксированной вершины вывода, или не встретится новая вершина вывода. Если встретилась вершина вывода, то её надо зафиксировать и прекратить выполнение шага 2. - Выполнение также прекращается, если исчерпаны все вершины.
Воспользовавшись уже известными принципами, приступим к разработке базы знаний. Правила соответствуют всем шести путям, ведущим к шести возможным целям дерева решений. Таблица 2
Работа с базой знаний Приступим к реализации обратной цепочки рассуждений. База знаний должна использоваться для определения пути, ведущего к какому-либо логическому выводу. Список логических выводов - это структура данных, содержащая упорядоченный список возможных логических выводов. Список состоит из номера правила, логического вывода, связанного с этим правилом, и условий, которые формируют вывод. На каждое правило базы знаний в списке приходится одна запись. Список логических выводов используется исключительно для поиска вывода по номеру правила. Когда условия части ЕСЛИ истинны, вызывается часть ТО, тем самым переменной логического вывода присваивается значение. Список переменных содержит имена переменных для всех условных частей правил базы знаний и признак их инициализации. Признак инициализации показывает, присвоено ли переменной значение. Структура данных, содержащая перечень всех переменных для всех условных частей правил, называется списком переменных условия. Обсудим последнюю, четвертую структуру данных - стек логических выводов. Это главная структура, так как в экспертной системе, реализующей обратную цепочку рассуждений, она связывает остальные структуры данных. В стеке логических выводов хранится информация о нужных пользователю логических выводах и о переменных условия, инициализацию которых необходимо проверить.
Рис. 2. База знаний и структуры данных
Пример использования базы знаний Для того чтобы свести воедино все выше сказанное, рассмотрим полный цикл обработки экспертной системой запроса пользователя. Работа начинается с ввода пользователем логического вывода в форме вопроса:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.007 с.) |