Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания к контрольной работе 1↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА Методические указания и контрольные задания для студентов заочного сокращенного обучения Часть 1 ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД УДК 51(075.8) Печатается по решению ББК 22.1я73 РИС НовГУ В93
Рецензент
доктор физико–математических наук, профессор Е. Ю. Панов
Высшая математика: методические указания и контрольные задания для студентов заочного сокращенного обучения.Ч1.- 2-е изд., исп. и доп. /авт.-сост. О.Н. Барсов; ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого», Великий Новгород, 2011. – 76с.
Пособие содержит задания для контрольных работ за первый семестр и методические указания к их выполнению по курсу высшей математики для студентов ускоренной формы обучения заочного отделения инженерно–технических специальностей.
УДК 51(075.8) ББК 22.1я73
© ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», 2011 © О.Н. Барсов, составление, 2011 ВВЕДЕНИЕ
Курс высшей математики для студентов ускоренной формы обучения (на базе среднего специального образования) рассчитан на два семестра. В каждом семестре студентам необходимо выполнить две контрольных работы, каждая из которых содержит восемь заданий. Каждая контрольная работа содержит десять вариантов контрольных заданий с номерами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Номер варианта контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента. Например, студент, у которого последней цифрой номера зачетной книжки является цифра 3, выполняет третий вариант всех четырех контрольных работ. Контрольные работы должны быть оформлены в соответствии с нижеизложенными правилами: 1) каждую контрольную работу следует выполнять в отдельной тетради (12 листов) чернилами любого цвета, кроме красного, оставляя поля для замечаний рецензента; 2) на обложке тетради должны быть ясно написаны фамилия и инициалы студента, шифр, номер контрольной работы и название дисциплины; необходимо также, указать дату отсылки работы в университет и адрес студента; в конце работы следует проставить дату выполнения и расписаться;
3) должны быть выполнены все задания своего варианта (работы, содержащие не все задания, а также содержащие задания другого варианта, не засчитываются); 4) задачи в работе надо располагать в порядке возрастания номеров, сохраняя нумерацию; 5) перед решением каждой задачи нужно выписать полностью её условие, подставляя конкретные данные из своего варианта; решение задач следует излагать подробно, объясняя все действия по ходу решения и делая необходимые чертежи; 6) рекомендуется оставлять в конце тетради чистые листы для исправлений и дополнений в соответствии с указаниями рецензента (вносить исправления в сам текст работы после её рецензирования запрещается); 7) после получения не зачтённой, прорецензированной работы (зачтённые работы остаются у рецензента), студент должен исправить все указанные рецензентом ошибки и недочёты в той же тетради после слов работа над ошибками; 8) к экзамену допускаются только те студенты, контрольные работы которых зачтены рецензентом; так как на рецензирование контрольной работы преподавателю отводится две недели, то задания следует высылать на проверку заблаговременно. ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 1
Задание 8. Вычислите указанные пределы, не пользуясь правилом Лопиталя. 6. а) , б) , в) , г) ;
Задание 9. Исследовать данные функции на непрерывность. Если у функции имеются точки разрыва, тогда определить характер разрыва функции в этих точках (точка разрыва первого или второго рода).
6. а) , б) = Задание 10. Найдите производные второго порядка функций, первая из которых задана уравнением , вторая неявно, а третья параметрически. 6. а) = , б) , в) , . ОПРЕДЕЛИТЕЛИ Каждой квадратной матрице ставится в соответствие действительное число, которое вычисляется по определённым правилам по элементам матрицы. Это число называют определителем (детерминантом) матрицы и обозначают det . Порядкомопределителя называют порядок матрицы . Если требуется указать элементы матрицы, то определитель записывают следующим образом:
.
Если матрица порядка 1 и состоит из одного элемента , то определитель такой матрицы считают равным этому числу, т.е. det = . Далее будем считать, что порядок матрицы > 1. Минором элемента матрицы называется определитель порядка –1, который образуют элементы матрицы , оставшиеся после вычёркивания в ней i– той строки и j– того столбца. Например, минором матрицы является определитель . Алгебраическим дополнением элемента матрицы называют число = . Из определения видно, что алгебраическое дополнение = , если i+j – чётное число, и = – , если i+j – нечётное число. Определителем квадратной матрицы называют число, равное сумме произведений элементов первой строки этой матрицы на свои алгебраические дополнения.
1. Определитель второго порядка = = . Например, = .
Обратная матрица Обратной к квадратной матрице называют матрицу такую, что , где – единичная матрица. Матрицу обратную к матрице принято обозначать . Из опреде- ления следует единственность обратной матрицы. Действительно, если и являются обратными к матрице , тогда и . Отсюда имеем . Теорема. Квадратная матрица имеет обратную матрицу тогда, и только тогда, когда det 0; при этом
, где – алгебраические дополнения элементов матрицы , иначе говоря, , . Пример. Найдём , если . det = 6 + 1 = 7 ¹ 0. Следовательно, существует. Найдём алгебраические дополнения матрицы : . Следовательно, . Проверка: . Пример. Найдём , если . Имеем, det = – 6 + 0 +0+ + 0 – 4 + 1= – 9. Алгебраические дополнения матрицы равны = = –1, . Следовательно, = . Проверка: .
Задание 2. Рассмотрим линейную неоднородную систему n уравнений с n неизвестными
(1) Вместе с определителем D системы будем рассматривать определители D , получающиеся из определителя D заменой – того столбца столбцом свободных членов, т. е. D = , D = .
Теорема 2 (Крамера). Система (1) имеет единственное решение Û определитель системы D ¹ 0. При этом, решение системы определяется формулами Крамера: . Пример. Решить по теореме Крамера следующую систему: Определитель системы = –10 – 40 –21 –8– 30 +35 = – 74 ¹ 0. Следовательно, рассматриваемая система имеет единственное решение. Вычислим определители D . Имеем = = 40 + 50 – 14 + 10 – 20 – 140 = –74, = –10 – 80 –15 – 8 – 60 +25 = –148, = –10 –16 + 84 +32 –30 + +14 = 74. Таким образом, = – решение данной системы.
Пример. = = = . 3. Если числитель или знаменатель дроби содержит выражение вида , то для раскрытия неопределённости необходимо числитель и знаменатель дроби умножить на сопряжённое . Пример. = = = = = == = . 4. Вычисление пределов функции с помощью замечательных пределов: а) , б) в) , г) д) . Пример. Вычислим предел с использованием первого замечательного предела а). Имеем = = = 8 8 = Пример. Пусть требуется вычислить . Для этого используем замечательные пределы в) и г). Имеем, = = = (так как при ) = = = = = = = . Пример. Для вычисления воспользуемся замечательными пределами а) и д).
Действительно, = = = = = = . Обозначим при . Тогда получим 2 = 2 = = , так как = 1.
Если требуется вычислить а , = тогда говорят, что имеет место неопределённость типа . Для раскрытия такой неопределённости используется замечательный предел б).
Пример. Вычислим . Так как = 1, а 1– при , то имеет место неопределённость типа . Далее, = 1 + . Обозначим при .
Тогда , а . Данный предел примет вид =1+ аат место неопределённо ( = = , так как .
Задание 9. Это контрольное задание относится к теме: «Непрерывность функции, точки разрыва и их классификация». Рассмотрим основные понятия, относящиеся к этой теме. Определение. Функция называется непрерывной в точке , если: 1) определена в некоторой окрестности точки (то есть можно вычислить значения функции для всех значений ( – δ, + δ), где δ есть некоторое положительное число); 2)существует = . Если функция непрерывна в каждой точке множества X, тогда говорят, что функция непрерывна на множестве X. Определение. Точка называется точкой разрыва функции , если не является непрерывной в этой точке. Из определения точки разрыва следует, что если не определена в точке , тогда точка является точкой разрыва этой функции. Например, функция = не определена в точке 0, следовательно, 0 является точкой разрыва этой функции.
Из определения также следует, что является точкой разрыва функции, если не выполняется условие 2) определения непрерывности. Развернём подробнее условие 2), используя понятие односторонних пределов. Левосторонний и правосторонний пределы функции при → обозначают так: , и, по определению, = ( стремится к , оставаясь меньше ), = ( стремится к , оставаясь больше ). Условие 2) будет равносильно следующему условию: существуют односторонние пределы , и выполняются равенства = = . Следовательно, точка будет точкой разрыва, если хотя бы одно из условий 2) не будет выполнено. Определение. Точка называется точкой разрыва первого рода функции , если существуют односторонние пределы , и ≠ либо = ≠ . При этом число – называют скачком функции в точке . Определение. Точка называется точкой разрыва второго рода функции , если хотя бы один из односторонних пределов , не существует или равен бесконечности. Пример. Функция не определена в точке 0, а значит, 0 является точкой разрыва этой функции. Чтобы выяснить тип точки разрыва, вычислим односторонние пределы , . Так как , а , если , то имеем = = 1. Аналогично, так как , а , если , то = = = 0.
Следовательно, точка 0 является точкой разрыва первого рода данной функции, так как 1= ≠ = 0. Скачок функции в этой точке равен – = 0 – 1 = – 1. Пример. = Проверим непрерывность этой функции в точке 0. Так как существует (первый замечательный предел) =1, тогда, по теореме об односторонних пределах, существуют односторонние пределы , и справедливы следующие равенства = = = 1 ≠ 0 = .
Следовательно, точка 0 является точкой разрыва первого рода рассматриваемой функции, так как = = 1 ≠ 0 = .
Пример. = . Рассматриваемая функция не определена в точке 0, а значит 0 – точка разрыва . Вычислим односторонние пределы , . Имеем, = = 0, = = = +∞. Так как правосторонний предел = +∞, то точка 0 является точкой разрыва второго рода. Выделим теперь основной класс непрерывных функций. Справедливо утверждение, что все элементарные функции (степенная , показательная , логарифмическая , , , , , , , , ) непрерывны в своей области определения. Например, функция определена на множестве (0, +∞), а значит и непрерывна на этом множестве. Перечислим основные свойства непрерывных функций. Пусть функции и непрерывны в точке . Тогда: 1) функция C , где C есть постоянная, непрерывна в точке ; 2) + непрерывна в точке ; 3) непрерывна в точке ; 4) непрерывна в точке , если ≠ 0; 5) непрерывность суперпозиции двух функций (сложной функции): если функция непрерывна в точке , = = , а функция непрерывна в точке , тогда функция = = непрерывна в точке .
Из непрерывности основных элементарных функций и свойств непрерывных функций следует, что сумма, произведение и частное двух элементарных функций непрерывна в своей области определения. Например, функция + непрерывна на множестве (0, +∞); функция непрерывна в своей области определения (0,+∞) как частное двух элементарных функций. Функция определена на промежутке (–1, 1), а значит и непрерывна на этом промежутке. Пример. Исследовать на непрерывность функцию =
Отметим, что во всех точках, кроме точек 1, 3, функция непрерывна как элементарная функция. Точки 1, 3 могут быть точками разрыва потому, что слева и справа от них функция задаётся разными аналитическими выражениями, а именно, = для < 1 и = для > 1. Вычислим односторонние пределы в этих точках. Имеем, = = = 1, = = = = 1, = 2 ─ 1= 1. Следовательно, = = = 1, а значит, рассматриваемая функция непрерывна в точке 1. Для точки 3 имеем, = = = –1, = = = = 1, а = 2 – 3= –1. Следовательно, ≠ и точка 3 является точкой разрыва первого рода рассматриваемой функции.
Задание 10. Это задание относится к теме: «Дифференциальное исчисление функции одной переменной». Основным понятием этой темы является понятие производной функции. Определение. Производной функции в точке называется число = , если этот предел существует; если в точке существует производная , тогда говорят, что функция дифференцируема в точке ; если функция дифференцируема на множестве X, то функция называется дифференцируемой на множестве X. Разность – называют приращением аргумента, а разность –– называют приращением функции, соответствующим приращению аргумента – . Если обозначить приращение аргумента ∆ = – , тогда производная, в эквивалентной форме, определится так = = . Вычислим производную функции = в точке . По определению имеем, = = = = = = .
Из определения производной функции и замечательных пределов получают производные основных элементарных функций.
Таблица производных основных элементарных функций
1. = (производная степенной функции);
2. = (производная показательной функции), в частности = ; 3. = = (производная логарифмической функции), в частности = ; 4. = ; 5. |
|||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.014 с.)