Конституция 1875 г. и установление Третьей республики во Франции. Эволюция французского парламентаризма в период Третьей республики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция 1875 г. и установление Третьей республики во Франции. Эволюция французского парламентаризма в период Третьей республики.



Конституция 1875 г. и установление Третьей республики во Франции. Эволюция французского парламентаризма в период Третьей республики.

Третья республика.

После падения Парижской Коммуны власть перешла к силам реакции. Законом 31 августа 1871 года вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Фактически в это время Франция представляла собой "республику без республиканцев", ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин "республика" перестал употребляться в официальных государственных документах. В 1875, г. Национальное собрание было вынуждено принять Конституцию Третьей Республики.

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступила от предшествующих принципов французского конституционализма. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений. В ее основе были три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закон 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закон 16 июля 1875 г. Об отношениях между государственными властями. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики отличалась консерватизмом. Национальное собрание стремилось создать конституционный строй, максимально приближающийся к монархии. Именно поэтому избираемый на семь лет, имеющий право переизбрания президент республики наделялся многими прерогативами конституционного монарха. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента; распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года "всеобщим голосованием", и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиками по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., в дальнейшем претерпел существенные изменения. В 1884 г. Были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената.

 

Образование республики в Италии. Конституция 1947 г.

Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по итальянскому фашизму. Военное поражение до крайности обострило и без того напряженное внутриполитическое положение в стране. Кризис фашизма породил стремление итальянского генералитета и части руководителей фашистской партии отмежеваться от него путем отстранения от власти Муссолини. 25 июля 1943 г. король поручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был арестован. Но эти полумеры не могли спасти положения. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков, а позже Временное правительство, состоящее из антифашистких партий, добилось отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами. Произошла их переориентация на христианско-демократическую партию, что давало им возможность использовать влияние на ворующих католиков поддеживающего эту партию Ватикана. В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 — за сохранение монархии.

В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности.

В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати, право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата — палата депутатов — по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата — сенат — избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.

Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства. Представительский и исполнительный орган.

Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона.

В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры — орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).

Государственное устройство. Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы — областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.

В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремятся оградить демократические институты Конституции от попыток реакции изменить их или ограничить их деятельность.

Шло давление со стороны партии христианских демократов, которая была тесно связана с Ватиканом и имела его поддержку. Они приложили усилия, чтобы затруднить и задержать реализацию положений Конституции об областной автономии, аграрной реформе, участии трудящихся в управлении производством, возможности национализации монополистических объединений. В течение долгих лет не создавались Конституционный суд и Высший совет магистратуры. После того, как не прошёл их закон, предусматривающий, что собравшая более 50% голосов, получает 65% депутатских мест (но это не вызвало поддержки у других, и вновь была возвращена пропорциональная система выборов), положение их было подорвано. Они вынуждены, начиная с 1963 г., создавать коалиционные правительства “левого центра”, в которые кроме них входили представители образовавшейся в 1951 г. социал-демократической, республиканской и (несколько позже) социалистической партии. Эти правительства провели ряд демократических преобразований.

Только в 1981 г. впервые в послевоенной истории правительство было сформировано представителем республиканской партии. Но христианские демократы сохраняют позиции ведущей политической силы страны. Активное использование социальной доктрины христианства, идеи классового мира и сотрудничества, поддержка католической церкви позволяют им оказывать влияние на достаточно широкие слои населения.

В целях его укрепления в 1993 г. на фоне упадка влияния и раскола ряда других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народную партию.

В том же году были реформированы государственные дотации парламентским партийным фракциям, негосударственное финансирование политических партий и критерии перераспределения средств на избирательные кампании.

Произошли изменения и в избирательной системе: вместо пропорциональной введена смешанная и установлен порог представительства партий в палате депутатов — не менее 4% голосов избирателей.

Политическая нестабильность, связанная с необходимостью санации промышленного производства и решением проблем отсталого юга страны, а также с решением обострившихся в последние десятилетия задач борьбы с мафиозной организованной преступностью и коррупцией государственного аппарата, проявилась, в частности, в формировании и распаде партийных блоков и частой смене правительств.

На этом фоне стабильным остается конституционное положение основных институтов государственной власти, что свидетельствует о том, что Конституция 1947 г. в целом отвечает современным потребностям развития итальянского общества.

Развитие договорного права.

Происходит усиление договорной ответственности, рассматриваемой в качестве правового средства социальной защиты населения. Предусматривается ответственность за небрежность при заключении договора. Уже одно уклонение от переговоров влекло за собой обязанность возместить убытки. В 50-х гг. утвердилась практика, что договоры не должны ущемлять права третьих лиц.

Были пересмотрены положения БГБ о договоре имущественного, прежде всего жилищного найма, существенно расширившие права нанимателя.

Усиление роли квазидоговорной ответственности (без заключения договора) явилось следствием разработки германскими юристами понятия “фактических договорных отношений”. Это понятие, прежде всего, стало применяться при признании договора недействительным или ничтожным.

Особенностью развития современного германского гражданского права стало также расширение понятия убытков, подлежащих возмещению, введение понятия “фиктивных убытков”. Так, владельцу поврежденного транспортного средства должна быть не только выплачена стоимость ремонта его автомашины, но и оплачено пользование другим автотранспортом во время ремонта, даже если он в это время предпочитал ходить пешком. Стала общепринятой и практика денежного возмещения лишь за простую угрозу наступления деликта.

Вещное.

В сфере вещного права принципиальные изменения коснулись самого определения права собственности. “Собственность обязывает. Осуществление права собственности должно служить в тоже время общему благу” — говорится в Веймарской конституции 1919 г.

Таким образом, основным направлением развития права собственности в Германии в XX в., как и всего германского права, становится его социализация.

Дополнения были внесены и в положения Кодекса, посвященные регулированию права собственности на землю. В 1960 г. был принят Закон о строительстве, в 1961 г. — специальный Закон о сделках с землей, установивший правовую обязанность собственника рационально использовать землю. В свою очередь Закон о строительстве подчинил строительство в городах и деревнях общему плану градоустройства, однако решение застраивать или не застраивать свой участок по-прежнему принадлежало собственнику земельного участка.

Наиболее значительные изменения в Кодексе коснулись норм брачно-семейного права. Были внесены положения об уравнении трудовых прав мужчин и женщин: в приеме на работу, при ее оплате и при увольнении.

Брачно-семейное.

Наиболее значительные изменения в Кодексе коснулись норм брачно-семейного права. Были внесены положения об уравнении трудовых прав мужчин и женщин: в приеме на работу, при ее оплате и при увольнении.

Несмотря на то, что ст. 2 Основного закона ФРГ 1949 г. провозгласила равноправие мужчин и женщин, первый закон о равноправии мужа и жены в семейных отношениях был принят лишь в 1957 г. Этот закон установил раздельный режим имущества супругов. Имущество же, приобретенное в браке, является общей собственностью, подлежащей разделу на равные доли при разводе.

Изменения в брачно-семейном праве коснулись и условий признания действительности брака и развода, и правового статуса внебрачных детей.

Закон 1974 г. установил общий возраст брачного совершеннолетия для мужчин и женщин в 18 лет, исключающий право родителей давать согласие на брак своих детей. Первый закон, уравнявший в правах внебрачных детей с детьми, рожденными в браке, был принят в 1969 г. Отныне законодательно было установлено право детей на получение алиментов от отца и на их участие в получении наследства на основе признания кровного родства с родителем. Раньше внебрачный ребенок и его отец не считались состоящими в родстве. Больше прав в отношении своих детей по этому закону получила и мать.

В 1946 году было признано право развода по инициативе одного из супругов в случае, если они “в течение 3-х лет не проживают вместе. При этом возражения против развода другого супруга не учитывались.

Наследственное право.

Мало подверглось изменениям. Наследование по закону проходило по линиям. Линия наследователя со всеми нисходящими, его родители с их нисходящими. Вторую линию составляли родители наследодателя со своими нисходящими и т.д. Первостепенная линия (парантелла) исключала наследников других линий (парантелл). И самое главное, внутри наследующей парантеллы наследство получают не все родственники, а только главы данной парантеллы. Переживший супруг по-любому получал определенную часть наследства. А при отсутствии первых двух линий все наследство. Наследование по завещанию было свободным, с правом отстратить первостепенных родственников, но они имели право потребовать свою обязательную долю.

Конституция 1875 г. и установление Третьей республики во Франции. Эволюция французского парламентаризма в период Третьей республики.

Третья республика.

После падения Парижской Коммуны власть перешла к силам реакции. Законом 31 августа 1871 года вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Фактически в это время Франция представляла собой "республику без республиканцев", ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин "республика" перестал употребляться в официальных государственных документах. В 1875, г. Национальное собрание было вынуждено принять Конституцию Третьей Республики.

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступила от предшествующих принципов французского конституционализма. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений. В ее основе были три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закон 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закон 16 июля 1875 г. Об отношениях между государственными властями. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики отличалась консерватизмом. Национальное собрание стремилось создать конституционный строй, максимально приближающийся к монархии. Именно поэтому избираемый на семь лет, имеющий право переизбрания президент республики наделялся многими прерогативами конституционного монарха. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента; распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года "всеобщим голосованием", и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиками по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., в дальнейшем претерпел существенные изменения. В 1884 г. Были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.022 с.)