Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системно-функциональная модель экстремальной ситуации.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общий анализ экстремальной ситуации Системно-структурная модель экстремальной ситуации Нельзя понять человека, находящегося в экстремальной ситуации, объяснить его состояние и действия, подготовить к должному поведению психологически не разобравшись в ней. Ситуация — реальная совокупность объективно-субъективных обстоятельств, особенностей бытия конкретного человека (группы, общности), характерных для его жизнедеятельности в какой-то момент или отрезок времени. Она представляет собой актуальную, существующую реально в данное время (возможно разное по длительности) активную взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки, того положения, в котором он находится. В общем случае ситуация — социально-природная целостность. Свойственный современному пониманию психологии человека системный подход при анализе ситуации раскрывает ее как особую, временно сложившуюся функциональную целостность, как особую внешне-внутреннюю систему " человек в ситуации". В ней все взаимосвязано, взаимообусловлено, друг на друга влияет, а конечный результат — решение человека, поведение, поступок, действие и т.п. — есть интегральный, системный продукт ее функционирования. Структура ситуации включает: • обстановочные составляющие (компоненты) — то, что окружает человека, что можно назвать обстоятельствами, средой, внешними условиями; • личностные составляющие (компоненты) — то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его в определенное положение и перед необходимостью выбора действий; • деятельностные (поведенческие) составляющие (компоненты) — то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает. В аналитических и практических целях можно и нужно изучать, знать и понимать отдельно каждую группу этих основных компонентов, не забывая при этом, что в реальной ситуации они системно взаимосвязаны, их отношения и характеристики не одинаковы не только у разных людей, но и у одного человека. Одни и те же обстановочные факторы, например, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями; они будут восприниматься по-разному и в зависимости от дея-тельностных характеристик, например, пожар дома — его жителем и руководителем пожара. Разными будут и психические состояния погорельца, пассивно взирающего на гибель своего имущества, и другого — активно спасающего его и борющегося с огнем. Все это закономерно, ибо в психической деятельности человека, имеющей отражательную природу, все основные компоненты ситуации обязательно наличествуют. При этом они не разделены «по участкам» психики непроницаемыми стенами, а взаимопроникают друг в друга, сложно переплетаясь в целостной системной деятельности. Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации. Три основные группы компонентов ситуации не соотносятся друг с другом как 1/3: 1/3: 1/3. Их пропорции динамичны, а результирующая определяется качествами, процессами и механизмами, доминирующими в психике данного человека. Общий анализ экстремальной ситуации Системно-структурная модель экстремальной ситуации Нельзя понять человека, находящегося в экстремальной ситуации, объяснить его состояние и действия, подготовить к должному поведению психологически не разобравшись в ней. Ситуация — реальная совокупность объективно-субъективных обстоятельств, особенностей бытия конкретного человека (группы, общности), характерных для его жизнедеятельности в какой-то момент или отрезок времени. Она представляет собой актуальную, существующую реально в данное время (возможно разное по длительности) активную взаимосвязь преследующего свои цели человека и обстановки, того положения, в котором он находится. В общем случае ситуация — социально-природная целостность. Свойственный современному пониманию психологии человека системный подход при анализе ситуации раскрывает ее как особую, временно сложившуюся функциональную целостность, как особую внешне-внутреннюю систему " человек в ситуации". В ней все взаимосвязано, взаимообусловлено, друг на друга влияет, а конечный результат — решение человека, поведение, поступок, действие и т.п. — есть интегральный, системный продукт ее функционирования. Структура ситуации включает: • обстановочные составляющие (компоненты) — то, что окружает человека, что можно назвать обстоятельствами, средой, внешними условиями; • личностные составляющие (компоненты) — то, что представляет из себя человек, попавший в данную обстановку, поставившую его в определенное положение и перед необходимостью выбора действий; • деятельностные (поведенческие) составляющие (компоненты) — то, что человек делал, попав в данную обстановку, что намеревается делать, что делает и чего достигает. В аналитических и практических целях можно и нужно изучать, знать и понимать отдельно каждую группу этих основных компонентов, не забывая при этом, что в реальной ситуации они системно взаимосвязаны, их отношения и характеристики не одинаковы не только у разных людей, но и у одного человека. Одни и те же обстановочные факторы, например, будут действовать по-разному на людей, отличающихся своими индивидуальными особенностями; они будут восприниматься по-разному и в зависимости от дея-тельностных характеристик, например, пожар дома — его жителем и руководителем пожара. Разными будут и психические состояния погорельца, пассивно взирающего на гибель своего имущества, и другого — активно спасающего его и борющегося с огнем. Все это закономерно, ибо в психической деятельности человека, имеющей отражательную природу, все основные компоненты ситуации обязательно наличествуют. При этом они не разделены «по участкам» психики непроницаемыми стенами, а взаимопроникают друг в друга, сложно переплетаясь в целостной системной деятельности. Ситуация в психологическом плане всегда продукт взаимодействия человека и объективных особенностей ситуации. Три основные группы компонентов ситуации не соотносятся друг с другом как 1/3: 1/3: 1/3. Их пропорции динамичны, а результирующая определяется качествами, процессами и механизмами, доминирующими в психике данного человека. Системно-функциональная модель экстремальной ситуации. Человек в ситуации — это не психология человека и ситуация, а психологическое единство психологии и всех компонентов ситуации, это психологическая включенность человека в ситуацию, превращающая ситуацию в системный объективно-субъективный феномен «человек в ситуации». Психологическая включенность человека в ситуацию связана с рядом психологических явлений: • пониманием и оценкой человеком ситуации и ее отдельных факторов. Любой фактор, любая ситуация воспринимается человеком всегда субъективно, в собственной интерпретации. Справедливо отмечали Д. Креч и Р. Кратчфилд: «Не бывает беспристрастных фактов. Данные не имеют своей собственной логики, которая приводит к одинаковому восприятию и пониманию у всех людей. Данные воспринимаются и интерпретируются индивидом с точки зрения его нужд, в контексте его собственных ориентации, личностных особенностей и ранее сформированных когнитивных моделей»'. Так, опасная ситуация может восприниматься конкретным человеком как безопасная или малоопасная и напротив — безопасная восприниматься как опасная; • оценкой значимости ситуации и отношения к ней. Критерий значимости опосредует любую реакцию человека. Чем выше оценка значимости ситуации, тем больше сила ее психологического воздействия, тем значимее и сильнее реакция человека на нее. Экстремальные ситуации всегда имеют повышенное значение для человека, а, значит, оказывают большее чем обычное психологическое воздействие на него; • мотивацией активности в ситуации. Именно от мотивации зависит то, к какой цели и с каким упорством стремится человек, насколько важен для него результат активности. Одни мотивы заставляют преодолевать любые трудности, другое побуждают отступать перед малейшими препятствиями. Верно говорят: великая энергия рождается для достижения великой цели; тот, кто хочет добиться цели, ищет способы, а тот, кому они безразличны — ищет причины; • мобилизованностью — степенью выявления всех имеющихся у данного человека личных возможностей, необходимых для правильного поведения и действий в ситуации, обеспечения успеха и безопасности; • адекватностью решений, поведения и действий, в которых обнаруживается степень подготовленности к успешной деятельности в ситуации (см. гл. 5); • психическим состоянием человека. Состояние, которое непосредственно предшествовало возникшей ситуации и с которым человек «вошел» в нее, и те состояния, что возникли уже в ситуации, могут в зависимости от своих особенностей либо благоприятствовать успеху, либо затруднять, делать его достижение невозможным (см. пп. 2.2, 2.3); • совпадающим поведением — активным проявлением личностью саморегуляции (самоуправления, самообладания) своей психической деятельности, удержания под контролем и овладения состояниями, поступками и действиями (усиление или ослабление психологических реакций на происходящее, преодоление дестабилизирующих влияний на себя ситуации и ее факторов, усилия по проявлению всех своих возможностей, сохранение или восстановление душевного равновесия). Динамика взаимодействия всех структурных компонентов системы «человек в ситуации» характеризуется причинно-следственными зависимостями, объединенными понятием функциональной модели этой системы. Основные функциональные зависимости в ней таковы: • психологическая динамика системы «человек в ситуации» протекает как личностно-обстановочное взаимодействие, как единство обстановочных, личностных и поведенческих структурных компонентов; • окружение, обстановка предстает в ситуации как данность, обладающая объективными характеристиками, ставящая человека в определенные условия, положение. Она объективно обуславливает (детерминирует) возникновение соответствующих компонентов психической деятельности (ощущений, восприятии, чувств и др.); они ситуативны в том смысле, что как-то обусловлены особенностями данной ситуации и служат интересам построения поведения, соответствующего ее специфике; • личность не пассивно следует объективным особенностям ситуации. Внешние причины действуют через внутренние условия — такова важнейшая закономерность психической деятельности. Психические состояния, реакции и действия человека в ситуации не являются прямым, однозначным отражением объективных особенностей ситуации; они опосредованы особенностями данного человека — его качествами, мотивами, подготовленностью, опытностью и пр. Личностные компоненты, вступая во взаимодействие с объективно стимулируемыми обстановкой, всегда так или иначе меняют их и превращают в личностно-опосредованные. Любые объективные характеристики в системе «человек в ситуации» личностно окрашены и трансформированы, «видятся» личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функцию. Иначе говоря, окружа ющее воспринимается и оценивается каждым человеком с большей или меньшей долей своего, личностного понимания и отношения. Поэтому и обстановка, положение человека в ней всегда являются объективно-субъективным феноменом. Одна и та же обстановка, например, может представляться одному человеку как нормальная, другому — как сложная, но приемлемая для действий, третьему — как интересная, увлекательная и вызывающая азарт, четвертому — как безвыходная; • человек в ситуации выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта. Он нередко выбирает ее объективные особенности из многих (из-за своего поведения он сам часто попадает в определенные ситуации и ставит себя в то или иное положение), а в данной ситуации — один из возможных способов поведения. Кроме того, в его силах в определенной степени менять ситуацию объективно (например, менять место, устранять внешние угрозы) и психологически (менять свое восприятие ситуации, ее оценку, свое положение, намерения, регулировать эмоции, действия, усилия и др.) своей активностью, поведением; • активность человека выступает силой, способствующей не только достижению целей, изменению объективных характеристик обстановки, но и силой, вносящей решающий вклад в психологию человека ее видением, пониманием, оценкой, принятием решения и способа действий, самочувствием и др.; • направление, формы и содержание активности человека являются функцией непрерывного процесса его взаимодействия с окружением (обстановкой, средой, внешними условиями, происходящими событиями). Восприятия и реакции, психология и поступки личности — интегративный, внешне и внутренне деятельностно-опосредованный продукт, в котором решающая роль принадлежит человеку, его индивидуальным особенностям, подготовленности к поведению в ситуации и произвольно направляемой активности; • в любой ситуации человек проявляет себя прежде всего как личность, целостно, в главных своих особенностях, а отдельные его реакции на частные обстоятельства и детали обстановки подчиняются им. Таким образом, ситуация всегда личностно опосредована, а поведение личности имеет ситуативные признаки. Поведение и реакции человека не задаются однозначно объективными характеристиками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не навязывают человеку послушно-пассивную роль. Последнее слово принадлежит комплексу присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, умений, навыков, подготовленности к жизни, деятельности и встрече с экстремальными ситуациями и факторами. Вся совокупность этих психолого-педагогических феноменов определяет подготовленность личности к встрече с различными объективными и субъективными трудностям и к преодолению их, ее неподатливость, упругость, устойчивость к их возможным негативным воздействиям. Экстремальность поэтому — показатель особого состояния системы «человек в ситуации» (а не просто окружающей обстановки), изменяющийся в определенном диапазоне, в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.255 (0.011 с.) |