Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические типы эстремальных ситуаций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По особенностям и результатам личностно-обстановочного взаимодействия в системе «человек в ситуации» выделяются четыре психолого-педагогических типа экстремальных ситуаций. Первый тип— объективно экстремальные ситуации. Трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностями. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опасности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихийных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф, чрезвычайных обстоятельств. В лесу возник пожар. Сильный ветер гонит фронт распространения огня в направлении небольшого поселка. Для жителей поселка существует объективно опасная ситуация, обязывающая их к определенным действиям, которыми, если они правильны, можно понизить степень объективной экстремальности. Но может быть и иначе: в угольной шахте произошли обвалы, часть шахтеров погибла, часть жива, но находится в ситуации, грозящей гибелью. Спасатели-профессионалы спускаются в шахту, идут сознательно навстречу опасности, и для них объективно экстремальность ситуации повышается, но они выполняют свой долг, спасая людей. Они могут иногда лишь отдалиться от объективно опасных участков или, напротив, войти в них. Второй тип — потенциально экстремальные ситуации. Объективные сложности, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека. Дорожное автомобильное движение постоянно содержит в себе скрытую уфозу возникновения дорожно-транспортного происшествия: наезда на пешехода, столкновения транспортных средств, опрокидывания автомашины, поломки подвески, прокола шины, применения санкций сотрудником дорож-но-патрульной службы и т.п. Степень скрытой угрозы меняется по объективным причинам: когда, например, автомашина приближается к крутому повороту с ограниченной видимостью (за поворотом не видно встречных машин, возможен вынос машины на полосу встречного движения), к участку дороги, покрытому слоем мокрой глины, участку с поврежденным покрытием (ямы, неровности) или находящемуся рядом со школой, где повышено движение детей, при объезде остановившегося автобуса и пр. Но угроза может возрастать и по субъективным причинам: обилие нарушителей правил дорожного движения, перебегание дороги пешеходом в неустановленном месте, превышение скорости, неосторожные маневры, невнимательность водителя и др. Опасность у водителя всегда рядом: за секунду, долю секунды до аварии машины или гибели людей ситуация не только казалась, но и была потенциально мало угрожающей. Неосторожный маневр, потеря бдительности, и ситуация экстремально «взорвалась». Таких ситуаций в жизни людей много: оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газовые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной системы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняемого объекта, распространение огнестрельного оружия среди населения, накапливание сил противной стороны на каком-то участке фронта и пр. Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности, нарушение требований о проведении профилактических регламентных работ, несвоевременное принятие мер по обнаруженным отклонениям от технических норм и др. Так, проведенными в 90-х годах обследованиями гидротехнических сооружений установлено, что в аварийном и предаварийном состоянии в России находятся плотины 12% водохранилищ и 20% накопителей стоков объектов экономики, угрожающие возможностями прорыва плотин (которые периодически и происходят). Известный пожар на Останкинской телебашне в 2000 г., повлекший крупные материальные потери, срыв телепередач и линий связи, можно было предупредить, если бы ответственные люди вняли предупреждениям противопожарной инспекции, сделаны за несколько месяцев до катастрофы. В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из череды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угрозы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторожность, осмотрительность, предвидение, знание и понимание потенциальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях. Несколько семей города Грозного вселили в один из уцелевших домов, но без достаточно тщательной проверки безопасности жизни в нем. Через два месяца случайно было обнаружено установленное террористами и тщательно замаскированное мощное взрывное устройство. По счастью, оно не взорвалось. Люди жили два месяца, по существу, на пороховой бочке, но не знали об этом и были спокойны. Потенциально опасные экстремальные ситуации можно сравнить с притаившимся и готовым к прыжку мощным хищником. Возникновение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности. Третий тип — лично спровоцированные (виктимные) экстремальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступками, действиями. Они могут возникать даже при практически полном отсутствии объективных потенций к ним, по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Не случайно говорят, что мы любим создавать себе трудности, чтобы потом их преодолевать. Примеры таких ситуаций: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице; поездка молодых людей в горы для восхождения на вершины и пр. Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций возникает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. Как в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Последствия — это возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудности, неустроенность в жизни, неудовлетворенность потребностей, недовольство судьбой, переживания упущенных возможностей и бесцельно прожитой жизни, раскаяния по поводу беспечного отношения к своему здоровью в молодые годы («если бы молодость знала, если бы старость могла»), угрызения совести за совершенные ранее проступки, жизненные кризисы и др. Причины таких экстремальных ситуаций: родители плохо подготовили ребенка к взрослой достойной жизни, сам молодой человек легкомысленно растратил годы, не думая о будущем, человек не позаботился о своевременном получении профессионального образования, ошибся в выборе профессии, круга друзей, спутника жизни, совершил недостойный поступок или преступление в надежде на безнаказанность, бездумно подражая кому-то начал употреблять наркотики, провел авантюрную финансовую операцию и т.п. Коренная причина лично спровоцированных экстремальных ситуаций — в человеке, в его недостаточной социальной и психологической сформированное™ (особенно мотивационных, морально-психологических, деловых качеств), слабости педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности, развитости), а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни. Четвертый тип — воображаемые (фантазииные, мнимые, иллюзорные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасностей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверхсложные и опасные. Заселен новый панельный дом, все жители были довольны и спокойны. Но года через два один из жителей принес дозиметр и обнаружил, что в доме есть определенный уровень радиоактивности. Это «открытие» быстро разнеслось среди жильцов. Его тотчас же связали с фактом обнаружения два месяца назад раковой опухоли у одной из жительниц. Поднялась паника. Контрольная проверка радиоактивности компетентными специалистами обнаружила несколько повышенный по сравнению с фоном уровень ее, который, однако, находился в пределах допустимой и предусмотренной соответствующими документами нормы. Разъяснения специалистов не удовлетворили большинство людей: одни требовали отселения из дома, часть стала разменивать квартиры, но почти у всех повысился уровень тревожности, и внутреннее беспокойство осталось. Воображаемые экстремальные ситуации в жизнедеятельности людей достаточно часты. Они присущи людям тревожным, эмоциональным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации об обстановке и ее изменениях, слабом понимании происходящего вокруг такие ситуации могут получать распространение. Объективные особенности обстановки, таким образом, не механически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факторы, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее слово» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальными особенностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.40 (0.013 с.) |