Психолого-педагогические типы эстремальных ситуаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические типы эстремальных ситуаций.



По особенностям и результатам личностно-обстановочного взаимодействия в системе «человек в ситуации» выделяются четыре психолого-педагогических типа экстремаль­ных ситуаций.

Первый тип— объективно экстремальные ситуации. Трудно­сти и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно в результате действия непреодолимых сил, без его участия. Они насыщены угрозами, опасностями, трудностя­ми. Бывает, что человек не в состоянии избежать их, иногда он может уменьшить опасность для себя и других, иногда отдалиться и уйти в безопасную зону, а бывает, что человек идет навстречу опас­ности, увеличивая ее для себя. Таковы, например, ситуации стихий­ных бедствий, вооруженной борьбы, крупных аварий и катастроф, чрезвычайных обстоятельств.

В лесу возник пожар. Сильный ветер гонит фронт распространения огня в направлении небольшого поселка. Для жителей поселка существует объектив­но опасная ситуация, обязывающая их к определенным действиям, которыми, если они правильны, можно понизить степень объективной экстремальности.

Но может быть и иначе: в угольной шахте произошли обвалы, часть шахтеров погибла, часть жива, но находится в ситуации, грозящей гибе­лью. Спасатели-профессионалы спускаются в шахту, идут сознательно на­встречу опасности, и для них объективно экстремальность ситуации повы­шается, но они выполняют свой долг, спасая людей. Они могут иногда лишь отдалиться от объективно опасных участков или, напротив, войти в них.

Второй тип — потенциально экстремальные ситуации.

Объективные сложности, трудности, опасности выражены в них не­явно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потен­циальной угрозы в реальность зависит как от объективного разви­тия событий, так и от действий самого человека.

Дорожное автомобильное движение постоянно содержит в себе скрытую уфозу возникновения дорожно-транспортного происшествия: наезда на пе­шехода, столкновения транспортных средств, опрокидывания автомашины, поломки подвески, прокола шины, применения санкций сотрудником дорож-но-патрульной службы и т.п. Степень скрытой угрозы меняется по объектив­ным причинам: когда, например, автомашина приближается к крутому пово­роту с ограниченной видимостью (за поворотом не видно встречных машин, возможен вынос машины на полосу встречного движения), к участку дороги, покрытому слоем мокрой глины, участку с поврежденным покрытием (ямы, неровности) или находящемуся рядом со школой, где повышено движение детей, при объезде остановившегося автобуса и пр. Но угроза может возра­стать и по субъективным причинам: обилие нарушителей правил дорожного движения, перебегание дороги пешеходом в неустановленном месте, превышение скорости, неосторожные маневры, невнимательность водителя и др. Опасность у водителя всегда рядом: за секунду, долю секунды до ава­рии машины или гибели людей ситуация не только казалась, но и была по­тенциально мало угрожающей. Неосторожный маневр, потеря бдительнос­ти, и ситуация экстремально «взорвалась».

Таких ситуаций в жизни людей много: оголение электропроводки в доме, хранение пожаро- и взрывоопасных веществ в квартире, газо­вые плиты, появление признаков ухудшения работы тормозной сис­темы автомобиля, сбор группы подозрительных лиц вблизи охраняе­мого объекта, распространение огнестрельного оружия среди населе­ния, накапливание сил противной стороны на каком-то участке фронта и пр. Потенциальную угрозу увеличивает пренебрежение техникой безопасности, нарушение требований о проведении профилактичес­ких регламентных работ, несвоевременное принятие мер по обнару­женным отклонениям от технических норм и др. Так, проведенными в 90-х годах обследованиями гидротехнических сооружений установ­лено, что в аварийном и предаварийном состоянии в России нахо­дятся плотины 12% водохранилищ и 20% накопителей стоков объек­тов экономики, угрожающие возможностями прорыва плотин (кото­рые периодически и происходят). Известный пожар на Останкинс­кой телебашне в 2000 г., повлекший крупные материальные потери, срыв телепередач и линий связи, можно было предупредить, если бы ответственные люди вняли предупреждениям противопожарной ин­спекции, сделаны за несколько месяцев до катастрофы.

В жизни человека подавляющее большинство ситуаций, из че­реды которых состоит жизнь, содержат в себе потенциальные угро­зы и опасности разного рода. Нужна постоянная разумная осторож­ность, осмотрительность, предвидение, знание и понимание потен­циальной опасности, ее степени, вероятности, условий проявления, возрастания ее в отдельных ситуациях.

Несколько семей города Грозного вселили в один из уцелевших домов, но без достаточно тщательной проверки безопасности жизни в нем. Через два месяца случайно было обнаружено установленное террористами и тща­тельно замаскированное мощное взрывное устройство. По счастью, оно не взорвалось. Люди жили два месяца, по существу, на пороховой бочке, но не знали об этом и были спокойны.

Потенциально опасные экстремальные ситуации можно сравнить с притаившимся и готовым к прыжку мощным хищником. Возник­новение экстремальности происходит обычно скачком в основном по вине или воле человека и зависит от его подготовленности.

Третий тип — лично спровоцированные (виктимные) экстре­мальные ситуации. Риск, трудности и опасности порождаются самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поступ­ками, действиями. Они могут возникать даже при практически пол­ном отсутствии объективных потенций к ним, по пустякам, из-за ошибок, по неосторожности, непредусмотрительности человека. Не случайно говорят, что мы любим создавать себе трудности, чтобы потом их преодолевать.

Примеры таких ситуаций: острый конфликт между матерью и ребенком, возникший из-за того, что последний не имеет привычки мыть руки перед едой; конфликт между подругами из-за претензий одной, что другая ей не позвонила, когда та болела; передвижение женщины ночью в одиночестве по темной улице; поездка молодых людей в горы для восхождения на вершины и пр.

Часть лично спровоцированных экстремальных ситуаций воз­никает не сразу за действиями, а отсрочено, в виде непредвиденных негативных последствий. Как в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Последствия — это возникающие и нарастающие с годами материальные и психологические трудно­сти, неустроенность в жизни, неудовлетворенность потребностей, недовольство судьбой, переживания упущенных возможностей и бес­цельно прожитой жизни, раскаяния по поводу беспечного отноше­ния к своему здоровью в молодые годы («если бы молодость знала, если бы старость могла»), угрызения совести за совершенные ранее проступки, жизненные кризисы и др. Причины таких экстремаль­ных ситуаций: родители плохо подготовили ребенка к взрослой до­стойной жизни, сам молодой человек легкомысленно растратил годы, не думая о будущем, человек не позаботился о своевременном по­лучении профессионального образования, ошибся в выборе про­фессии, круга друзей, спутника жизни, совершил недостойный по­ступок или преступление в надежде на безнаказанность, бездумно подражая кому-то начал употреблять наркотики, провел авантюр­ную финансовую операцию и т.п.

Коренная причина лично спровоцированных экстремальных си­туаций — в человеке, в его недостаточной социальной и психологи­ческой сформированное™ (особенно мотивационных, морально-психологических, деловых качеств), слабости педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности, развитос­ти), а также результат упущений в работе с ним в предшествующее и текущее время жизни.

Четвертый тип — воображаемые (фантазииные, мнимые, иллюзорные) экстремальные ситуации. Эти ситуации тоже создаются человеком, но его разгулявшимся воображением, а не поступками. Они либо вообще объективно не содержат проблем, угроз и опасно­стей, но их наличие мерещится ему, либо содержат какую-то толику потенциальной угрозы, но видятся и переживаются им как сверх­сложные и опасные.

Заселен новый панельный дом, все жители были довольны и спокойны. Но года через два один из жителей принес дозиметр и обнаружил, что в доме есть определенный уровень радиоактивности. Это «открытие» быст­ро разнеслось среди жильцов. Его тотчас же связали с фактом обнаруже­ния два месяца назад раковой опухоли у одной из жительниц. Поднялась паника. Контрольная проверка радиоактивности компетентными специа­листами обнаружила несколько повышенный по сравнению с фоном уро­вень ее, который, однако, находился в пределах допустимой и предусмот­ренной соответствующими документами нормы. Разъяснения специалис­тов не удовлетворили большинство людей: одни требовали отселения из дома, часть стала разменивать квартиры, но почти у всех повысился уро­вень тревожности, и внутреннее беспокойство осталось.

Воображаемые экстремальные ситуации в жизнедеятельности людей достаточно часты. Они присущи людям тревожным, эмоцио­нальным, мнительным, слабо подготовленным, неуверенным в себе. В обстановке слухов, социальных и природных катаклизмов, частых неудач, отсутствии достаточной информации об обстановке и ее изменениях, слабом понимании происходящего вокруг такие ситуа­ции могут получать распространение.

Объективные особенности обстановки, таким образом, не меха­нически и однозначно придают ситуациям экстремальность. Они представляют собой потенциально психогенные факторы, т.е. факто­ры, могущие вызывать психологические реакции, но «последнее сло­во» всегда остается за человеком-личностью с его индивидуальны­ми особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.008 с.)