Как субъекты банковского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как субъекты банковского права



Глава 2

КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

КАК СУБЪЕКТЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА

 

Понятие и признаки кредитной организации. Отличив банковской кредитной организации от небанковской

В соответствии со ст. 1 Федерального за­кона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 03.02.96 г. с последующими изменениями)[1] кредитной организацией признается юриди­ческое лицо, которое для извлечения прибы­ли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (ли­цензии) Центрального банка РФ (Банка Рос­сии) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим Федераль­ным законом. Кредитная организация обра­зуется на основе любой формы собственнос­ти как хозяйственное общество.

Основными признаками кредитной организации являются следую­щие:

1. Кредитная организация является коммерческим юридическим лицом. Этот вывод следует из указания законодателя на основную цель деятельности кредитной организации – извлечение прибыли;

2. Кредитная организация может быть создана только в строго оп­ределенной законом организационно-правовой форме – хозяйствен­ного общества. В соответствии с ГК РФ к хозяйственным обществам относятся общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество;

3. Кредитная организация осуществляет только ту деятельность, которая законом отнесена к банковской. Кредитная организация не имеет права осуществлять производственную, страховую и торговую деятельность;

4. Право осуществлять банковскую деятельность возникает у кре­дитной организации только после получения специального разреше­ния (лицензии) Банка России;

5. Кредитная организация может быть создана на основе любой формы собственности, то есть государственной, частной и иных форм собственности;

6. Кредитная организация является элементом банковской систе­мы РФ.

Эти признаки являются общими для всех кредитных организаций.

Существует две разновидности кредитных организаций – банков­ские кредитные организации (байки) и небанковские кредитные орга­низации.

Принципиальное отличие банковской кредитной организации от небанковской состоит в следующем. Только банковская кредитная организация имеет исключительное право осуществлять в совокупно­сти следующие банковские операции: привлечение во вклады денеж­ных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физи­ческих и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, пре­дусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небан­ковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

 

Виды кредитных организаций, основания их классификации

 

Кредитные организации в зависимости от объема своей компе­тенции разграничиваются на банковские кредитные организации (банки) и небанковские. Об особенностях этих видов кредитных ор­ганизаций говорилось выше.

Банковские кредитные организации (банки), прежде всего, следу­ет разграничить на эмиссионные и коммерческие. Надо иметь в виду, что российский законодатель не использует термин «коммерческий банк», а оперирует только термином «банк». Однако, исходя из сущ­ности предпринимательской деятельности, а также организационно-правовой формы, в которой создается банк, ясно, что он просто не может быть некоммерческим юридическим лицом, поскольку извле­чение прибыли является основной целью его деятельности. Эмисси­онные банки – это центральные банки государства, осуществляющие эмиссию, наличных денежных средств. В России осуществление эмиссии денежных средств является исключительным правом Банка России.

По характеру осуществляемых операций различают универсаль­ные и специализированные банки. К универсальным банкам относят тс, которые имеют право осуществлять большинство известных бан­ковских операций и услуг. Деятельность таких банков не ограничена конкретной отраслью хозяйства, регионом, составом клиентов и другими факторами. Специализированный банк, как правило, связан с кредитованием какой-либо отрасли, например, некоторые банки обслуживают только авиационную, лесную, автомобильную отрасль. Универсальный банк обслуживает как юридических, так и физи­ческих лиц, специализированный банк может обслуживать только юридических лиц.

Деятельность универсального банка не замыкается на один реги­он. Такой банк имеет филиалы в разных регионах, в том числе и за рубежом. Деятельность специализированного банка часто носит ло­кальный характер.

По сфере обслуживания банки делят на местные, национальные и международные. Местные банки – это те, которые обслуживают кли­ентов одного региона. К ним можно отнести, например, муници­пальные банки, городские банки. Национальные банки – это банки, осуществляющие деятельность внутри страны. Международные бан­ки обслуживают связи своих клиентов в разных странах. К таким банкам относятся Внешэкономбанк, Внешторгбанк и т.д.

В зависимости от наличия отсутствия филиалов банки бывают бесфилиальные и многофилиальные.

В зависимости от обслуживаемых банком отраслей выделяют бан­ки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из от­раслей. Существуют промышленные банки, торговые банки[6].

В зависимости от порядка формирования уставного капитала вы­деляют национальные банки, банки с участием иностранного капита­ла, а также иностранные банки.

В зависимости от формы собственности банки бывают государст­венные и частные. ЦБ РФ является по закону федеральной собствен­ностью и не ставит своей целью получение прибыли. Наиболее ти­пичной и распространенной для кредитных организаций является частная форма собственности.

В зависимости от организационно-правовой формы, в которой создан банк, выделяют банки – общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые или закрытые акционерные общества. Самая распространенная организационно-правовая форма для банков – это акционерная форма.

В зависимости от размера собственных средств выделяют круп­ные, средние и малые банки.

Существуют и иные критерии классификации банков.

 

Порядок и этапы создания кредитной организации.

Особенности реорганизация

Правовой статус и функции Агентства

Процедуры, применяемые к кредитной организации

Агентством по реструктуризации

 

К кредитным организациям, при наличии необходимых условий для возможного перехода под управление Агентства, применяются следующие процедуры:

- обследование кредитной организации;

- реструктуризация кредитной организации.

Обследование кредитной организации применяется в целях опре­деления возможности Агентства принять кредитную организацию под свое управление.

Обследование кредитной организации начинается с получения Агентством предложения Банка России о переходе кредитной орга­низации под управление Агентства и завершается моментом перехо­да кредитной организации под управление Агентства или отказом Агентства от перехода кредитной организации под его управление и не должно превышать 90 дней. Банк России обязан напра­вить в Агентство предложение о переходе кредитной организации под управление Агентства в срок, не превышающий семи дней со дня получения достоверной информации о возникновении основания для перехода кредитной организации под управление Агентства, пре­дусмотренного указанным Федеральным законом. Банк России вправе не направлять в Агентство предложение о переходе кредитной организации под управление Агентства, если кредитная организация осуществляет меры по предупреждению банкротства, предусмотрен­ные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций».

Банк России не позднее дня, следующего за днем направления предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства, обязан назначить в кредитную организацию временную администрацию по управлению кредитной организацией. Руководи­телем временной администрации может быть назначено лицо, соот­ветствующее требованиям, предъявляемым к руководителям времен­ной администрации Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также служащий Агентст­ва. В состав временной администрации могут входить служащие Агентства, служащие Банка России, а также иные лица, рекомендуе­мые Агентством. Состав временной администрации определяется приказом Банка России о ее назначении.

Временная администрация обязана провести анализ финансового состояния кредитной организации и представить заключение о его результатах в Банк России и Агентство, а также предоставить Агентству по запросу Банка России дополнительную информацию о фи­нансовом состоянии кредитной организации и иную информацию, необходимую для принятия решения о переходе кредитной организа­ции под управление Агентства.

С момента начала процедуры обследования полномочия учреди­телей (участников) кредитной организации, связанные с участием в ее уставном капитале, приостанавливаются.

Временная администрация при осуществлении обследования об­ладает такими же полномочиями, как и временная администрация при приостановлении полномочий исполнительных органов кредит­ной организации в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Она также вправе осуществ­лять действия, связанные с уменьшением уставного капитала кредит­ной организации до величины ее собственных средств (капитала) и с увеличением уставного капитала кредитной организации.

При обследовании кредитной организации Агентство:

1) изучает финансовое состояние кредитной организации и иные данные, необходимые для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства, оценивает размер активов (имущества), обязательств и собственных средств (капитала) кредит­ной организации;

2) получает от временной администрации информацию о финан­совом состоянии кредитной организации и иные сведения, необхо­димые для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства;

3) вправе обратиться в Банк России с запросом о предоставлении дополнительных сведений, необходимых для принятия решения о переходе кредитной организации под управление Агентства;

4) принимает решение о переходе кредитной организации под уп­равление Агентства либо решение об отказе от перехода кредитной организации под управление Агентства;

5) вправе обратиться в Правительство РФ и (или) в органы госу­дарственной власти субъектов РФ с ходатайством об определении ви­дов финансовой помощи и (или) иных видов содействия кредитной организации в случае перехода ее под управление Агентства;

6) разрабатывает подходы к реструктуризации кредитной органи­зации.

Агентство вправе принять решение о переходе кредитной органи­зации под управление Агентства или отказаться от принятия кредит­ной организации под управление Агентства.

Агентство вправе отказаться от перехода кредитной организации под управление Агентства по одному из следующих оснований:

- проведение мероприятий по реструктуризации кредитной орга­низации не соответствует организационным и (или) финансовым возможностям Агентства;

- в соответствии с заключением Агентства проведение мероприя­тий по реструктуризации кредитной организации является неэффек­тивным;

- при обследовании кредитной организации было выявлено, что к кредитной организации настоящий Федеральный закон не может быть применен.

- при обследовании кредитной организации было выявлено, что отсутствует основание для перехода кредитной организации под уп­равление Агентства

Агентство в случае отказа от принятия кредитной организации под свое управление не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения, обязано известить об этом Банк России. Банк Рос­сии в течение 15 дней со дня получения указанного извещения при наличии оснований, установленных Федеральным законом «О бан­ках и банковской деятельности», принимает решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских опе­раций.

Решение о переходе кредитной организации под управление Агентства подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» в те­чение 15 дней со дня его принятия.

Кредитная организация считается переданной под управление Агентства с момента приобретения Агентством акций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной организации.

На случаи приобретения Агентством акций (долей) кредитной ор­ганизации при ее переходе под управление Агентства не распростра­няются требования:

- о необходимости получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации и об обязательности уведомления Банка России об осуществлении сделки по их приобретению;

- о необходимости представления заключения федерального ан­тимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил;

- о последствиях приобретения 30 и более процентов обыкновен­ных акций кредитной организации, являющейся акционерным об­ществом;

- о соблюдении минимального размера уставного капитала кре­дитной организации, установленной федеральным законом и норма­тивными актами Банка России на дату государственной регистрации кредитной организации.

Банк России на основании решения о переходе кредитной орга­низации под управление Агентства делает запись в Книге государст­венной регистрации кредитных организаций о том, что кредитная организация находится под управлением Агентства.

В отношении кредитной организации, находящейся под управле­нием Агентства, применяется процедура реструктуризации.

После перехода кредитной организации под управление Агентства оно вправе отстранить на срок не более одного месяца от исполнения обязанностей либо ограничить полномочия руководителей исполни­тельных органов, главного бухгалтера, руководителей филиалов кре­дитной организации и иных ее сотрудников в порядке, предусмотрен­ном законодательством Российской Федерации о труде.

Полномочия Агентства в отношении кредитной организации, на­ходящейся под управлением Агентства, состоят в возможности:

1) принимать решения об осуществлении мер по финансовому оз­доровлению кредитной организации, предусмотренных Федераль­ным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга­низаций»;

2) увеличивать и уменьшать уставный капитал кредитной органи­зации;

3) принимать решения о реорганизации кредитной организации;

4) продавать или иным образом передавать права на акции (доли) кредитной организации, принадлежащие Агентству, третьим лицам;

5) предоставлять займы, размещать депозиты, предоставлять обес­печение, оказывать иные виды финансового содействия кредитной организации;

6) осуществлять иные меры и мероприятия в целях восстановле­ния финансового положения кредитной организации;

7) осуществлять процедуры ликвидации кредитной организации.

Агентство осуществляет мероприятия по реструктуризации кре­дитной организации на основе плана реструктуризации кредитной организации, срок реализации которого не должен превышать три года с момента перехода кредитной организации под управление Агентства. Срок реализации плана реструктуризации кредитной ор­ганизации может быть продлен Агентством на срок не более 12 меся­цев по согласованию с Банком России.

При проведении мероприятий по реструктуризации кредитных организаций Агентство вправе осуществлять следующие операции и сделки:

1) предоставлять кредиты кредитным организациям, находящим­ся под управлением Агентства;

2) открывать и вести банковские счета кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

3) производить расчеты по поручению кредитных организаций-корреспондентов, находящихся под управлением Агентства, по их банковским счетам;

4) инкассацию векселей, платежных и расчетных документов;

5) куплю-продажу на открытых торгах, передачу в качестве обес­печения акций (долей) кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

6) куплю-продажу по рыночной стоимости, передачу в качестве обеспечения облигаций, сберегательных и депозитных сертифика­тов, чеков, простых и переводных векселей и иных ценных бумаг;

7) финансирование под уступку прав требования к кредитным ор­ганизациям и к заемщикам кредитных организаций;

8) выдачу поручительств, банковских гарантий, векселей, а также выпуск облигаций и иных долговых обязательств под гарантии Пра­вительства Российской Федерации;

9) предоставлять займы, размещать депозиты, предоставлять обес­печение третьим лицам, приобретающим акции (доли) кредитной ор­ганизацией, ее активы и (или) принимающим ее обязательства;

10) размещать временно свободные денежные средства в порядке, установленном советом директоров Агентства;

11) иные операции, сделки в соответствии с настоящим Федераль­ным законом.

Операции и сделки осуществляются Агентством в рублях и иност­ранной валюте.

При осуществлении мероприятий по реструктуризации кредит­ной организации Агентство удовлетворяет требования кредиторов в порядке и очередности, которые предусмотрены гражданским зако­нодательством Российской Федерации. В целях реструктуризации кредитной организации кредитная организация и ее кредиторы впра­ве заключить мировое соглашение.

К отношениям по заключению и утверждению мирового соглаше­ния при реструктуризации кредитной организации, применяются со­ответствующие правила о мировом соглашении, установленные Фе­деральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

 

Кредитной организации

 

К обособленным структурным подразделениям кредитной орга­низации относятся ее филиалы и представительства.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения головной кредитной организации и осуществляющее все его функ­ции или их часть, то есть осуществляющие банковскую деятельность.

Кредитные организации, открывающие филиал, должны соответ­ствовать ряду требований:

- соблюдать требования федерального законодательства и норма­тивных актов ЦБ РФ;

- являться в течение последних 6 месяцев финансово устойчивыми;

- располагать помещением для размещения филиала;

- представить для согласования на должности руководителей и главных бухгалтеров филиалов кандидатуры, отвечающие квалифи­кационным требованиям Банка России.

В случае, если кандидат на должность руководителя (главного бухгалтера) филиала не в полной мере будет удовлетворять указан­ным выше требованиям, территориальное учреждение Банка России должно дать развернутое заключение о профессиональном соответст­вии кандидата по результатам собеседования.

Кредитная организация направляет уведомление об открытии фи­лиала в территориальное учреждение Банка России. Вместе с уведом­лением кредитная организация направляет подлинные экземпляры:

- положения о филиале, содержащего полное и сокращенное на­именование филиала, а также перечень тех банковских операций и сделок, право на осуществление которых делегировано филиалу;

- анкеты кандидатов на должности руководителей и главного бух­галтера филиала;

- автобиографий кандидатов на должности руководителей и глав­ного бухгалтера филиала;

- копии платежного документа об оплате сбора за открытие фи­лиала.

Территориальное учреждение Банка России по месту открытия филиала в 2-недельныЙ срок с момента получения уведомления рас­сматривает представленные документы, согласовывает кандидатуры руководителей и главного бухгалтера филиала, дает заключение о со­ответствии помещения, в котором располагается филиал, требовани­ям Банка России.

По результатам рассмотрения указанных документов территори­альное учреждение Банка России по месту открытия филиала направ­ляет свое заключение в территориальное учреждение Банка Россия, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации

При выявлении нарушений требований федерального законода­тельства и (или) нормативных актов Банка России, препятствующих открытию филиала, территориальное учреждение Банка России ин­формирует кредитную организацию о необходимости выполнения кредитной организацией требований Банка России для начала осу­ществления деятельности филиала.

После получения положительного заключения от территориаль­ного учреждения Банка России по месту открытия филиала террито­риальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за дея­тельностью кредитной организации, согласовывает положение о филиале и делает на титульном листе положения соответствующую запись.

В течение 1 месяца со дня получения уведомления кредитной ор­ганизации об открытии филиала территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной орга­низации, направляет в Банк России заключение об открытии кредит­ной организацией филиала. К заключению прилагается копия пла­тежного документа об оплате сбора за открытие филиала.

Банк России (Департамент лицензирования банковской деятель­ности) после получения заключения территориального учреждения об открытии кредитной организацией филиала в течение 10 рабочих дней присваивает филиалу порядковый номер, вносит сведения о филиале в Книгу государственной регистрации кредитных организа­ций и сообщает об этом кредитной организации и территориальным учреждениям Банка России.

Филиал кредитной организации вправе осуществлять свою дея­тельность с даты внесения записи о нем в Книгу государственной ре­гистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера.

Решение о закрытии филиала кредитной организации принимает­ся органом управления в соответствии с уставом кредитной органи­зации.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о закрытии филиа­ла кредитная организация в письменной форме уведомляет об этом всех известных кредиторов закрываемого филиала. В уведомлении должно быть указано на ответственность кредитной организации по обязательствам перед кредиторами закрываемого филиала.

В течение 10 дней после направления последнего уведомления и передачи активов и пассивов филиала на баланс головной организа­ции кредитная организация уведомляет об этом территориальные уч­реждения Банка России, осуществляющие надзор за деятельностью кредитной организации и филиала. При этом кредитная организация обязана представить копию документа с решением о закрытии фили­ала и передаточный акт.

Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, в течение 2 недель с момента получения документов рассматривает их и направляет свое заключение по данному вопросу в Банк России. Банк России в тече­ние 10 рабочих дней с момента получения документов вносит запись о закрытии филиала в Книгу государственной регистрации кредит­ных организаций.

Датой закрытия филиала является дата внесения записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление валютных операций (так называемые «уполномоченные банки»), имеют право открывать филиалы, расположенные на территории иностранного государства.

Зарубежным филиалом является обособленное подразделение уполномоченного банка, созданное и действующее в порядке, уста­новленном законодательством РФ, а также законодательством стра­ны местонахождения, расположенное на территории иностранного государства и осуществляющее в соответствии с предоставленными уполномоченным банком правами от его имени банковские опера­ции, предусмотренные лицензией Банка России.

Зарубежные филиалы уполномоченного банка признаются рези­дентами РФ, не могут являться юридическими лицами и осуществля­ют свою деятельность на основании положений, утверждаемых со­здавшим их уполномоченным банком.

Зарубежные филиалы не могут иметь уставный капитал, приобре­тать и осуществлять от своего имени имущественные и личные не­имущественные права.

По обязательствам, вытекающим из деятельности зарубежного филиала, всем своим имуществом отвечает уполномоченный банк, который несет за филиал обязанности и может быть истцом и ответ­чиком в суде по его делам.

Зарубежный филиал должен быть зарегистрирован органом бан­ковского надзора страны местонахождения.

Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено уставом, в целях представления и защиты ее интересов на определенной территории. Представительству открывается текущий счет.

Кредитная организация в течение 10 дней с даты начала деятель­ности представительства обязана направить уведомление об этом в территориальные учреждения Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, и по месту открытия пред­ставительства. Территориальное учреждение, осуществляющее над­зор за деятельностью кредитной организации, в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления вносит сведения о представи­тельстве в реестр представительств кредитных организаций и направ­ляет документы в Банк России. Банк России делает запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Закрытие представительства осуществляется по решению органа управления кредитной организацией. Кредитная организация обяза­на уведомить об этом территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, в 10-дневный срок с момента закрытия представительства. Территориальное учрежде­ние, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организа­ции, извещает об этом Банк России, который делает соответствую­щую запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Кредитная организация может создавать представительства и на территории иностранного государства, но только после уведомления Банка России. Представительство является обособленным структур­ным подразделением кредитной организации, осуществляющим представление и защиту интересов кредитной организации в стране его аккредитации в соответствии с предоставленными ему полномо­чиями. Представительство не является самостоятельным юридичес­ким лицом. Так как деятельность представительства за границей вле­чет за собой осуществление затрат в иностранной валюте, их могут создавать кредитные организации, имеющие лицензию на осуществ­ление банковских операций в рублях и иностранной валюте.

Кредитная организация, принявшая решение открыть представи­тельство за границей, одновременно с направлением соответствую­щей заявки в орган банковского надзора иностранного государства уведомляет об этом письмом Банк России (Департамент лицензиро­вания банковской и аудиторской деятельности).

Кредитная организация, открывшая представительство за грани­цей, в течение 10 дней после его открытия должна уведомить об этом Банк России.

 

Кроме обособленных структурных подразделений, кредитные ор­ганизации могут иметь внутренние структурные подразделения, к которым относятся дополнительные офисы, обменные пункты, опе­рационные кассы. Они могут открываться как самой кредитной орга­низацией, так и ее филиалом, если такое право предоставлено ему го­ловной организацией.

Операционная касса вне кассового узла кредитной организации (филиала) открывается (закрывается) по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено уставом. Об открытии операционной кассы вне своего кассового узла кредит­ная организация (филиал) уведомляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала) и территориальное учреждение по месту от­крытия операционной кассы.

Территориальное учреждение по месту открытия операционной кассы в течение 2 недель с момента получения уведомления прово­дит проверку операционной кассы на соответствие ее техническим требованиям Банка России. По результатам такой проверки кредит­ной организации (филиалу) направляется заключение о возможнос­ти начала осуществления операций.

Дополнительный офис кредитной организации может осуществ­лять банковские операции, которые предусмотрены лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной органи­зации, или положением о филиале.

Об открытии дополнительного офиса, осуществляющего кассовое обслуживание клиентов, кредитная организация (филиал) обязана уведомить территориальное учреждение банка России, осуществляю­щее надзор за деятельностью кредитной организации, и территори­альное учреждение но месту открытия дополнительного офиса. До­полнительный офис может осуществлять кассовые операции только при наличии положительного заключения территориального учреж­дения, которое проверило соответствие кассового узла дополнитель­ного офиса техническим требованиям Банка России. Дополнитель­ный офис не может иметь отдельного баланса и открывать счета для осуществления операций.

Обменный пункт – это место совершения кредитной организаци­ей валютно-обменных операций.

Кредитная организация открывает обменные пункты только по своему месту нахождения в помещении кассового узла, а также вне помещения кассового узла или здания кредитной организации при условии соблюдения требований законодательства.

Обменный пункт открывается на основании приказа по кредит­ной организации. В приказе об открытии обменного пункта указыва­ется адрес обменного пункта, устанавливается штатная численность кассиров обменного пункта, определяются должностные лица кре­дитной организации, на которых возлагается руководство и контроль за деятельностью обменного пункта, указывается перечень опера­ций, совершаемых обменным пунктом.

Более подробная информация об обменных пунктах содержится в Инструкции ЦБ РФ от 27февраля 1995 г. № 27 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета ва­лютно-обменных операций уполномоченными банками» [20].

 

Банковский аудит

 

В соответствии с Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности» кредитные организации подлежат обязательным еже­годным аудиторским проверкам. Порядок составления и представле­ния в Банк России аудиторских заключений по результатам провер­ки деятельности кредитных организаций за год устанавливает Центральный банк РФ.

Аудиторская проверка кредитной организации осуществляется в соответствии с Положением ЦБ РФ от 23 декабря 1997 г. № 10-П «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского за­ключения по результатам проверки деятельности кредитной организа­ции за год».

В обязательном аудите кредитных организаций должно участво­вать не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттеста­ты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций. У аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций должен быть стаж аудиторской деятельности не менее двух лет.

Количество аудиторов, участвующих в проверке, должно быть до­статочным для эффективного достижения целей аудиторской провер­ки с учетом объема операций и структуры проверяемой кредитной ор­ганизации. Иные специалисты аудиторской фирмы выполняют лишь отдельные задания аудиторов, которые несут ответственность за под­готовку и качество аудиторского заключения.

Аудиторская фирма (аудитор) может привлекать к участию в ауди­торской проверке других аудиторов. Кроме того, к проверке могут быть привлечены эксперты, имеющие достаточные знания или опыт работы в определенной области. Каждый случай привлечения к ауди­торской проверке аудиторов и экспертов, не состоящих в штате фир­мы, должен согласовываться с проверяемой кредитной организаци­ей. Привлечение к проведению проверки аудиторов и экспертов не снимает ответственности с аудиторской фирмы (аудитора) за пред­ставленное аудиторское заключение.

Начальным этапом проведения аудиторской проверки является планирование аудита, которое должно осуществляться в соответствии с принятым стандартом аудита. Аудиторская фирма (аудитор) само­стоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки таким образом, чтобы они соответствовали целям аудита, и позволили отра­зить в аудиторском заключении все существенные обстоятельства.

Кредитная организация представляет территориальному учрежде­нию Банка России по месту своего нахождения по 2 экземпляра го­дового баланса и отчета о прибылях и убытках.

Уполномоченный специалист территориального учреждения Бан­ка России сверяет идентичность данных в указанных отчетах, подпи­сывает каждый лист одного экземпляра баланса и отчета о прибылях и убытках, скрепляет подпись печатью управления делами, общего отдела или канцелярии и возвращает этот экземпляр кредитной орга­низации для представления аудиторской фирме или аудитору, рабо­тающему самостоятельно. Объектом аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, подлежа­щая опубликованию в открытой печати. В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) рассматривает:

- соблюдение действующего законодательства и нормативных ак­тов Банка России по совершаемым кредитной организацией опера­циям;

- соблюдение бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кредитной организацией операциям;

- выполнение экономических нормативов, установленных Бан­ком России;

- качество управления кредитной организацией, в том числе со­стояние внутреннего контроля:

- выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за­ключение, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой (аудитором) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтер­ской отчетности проверяемой кредитной организации законодатель­ству и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и от­четность кредитной организации.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности может быть выражено в форме положительного, положительного с оговорками или отрицательного аудиторского заключения. В случаях, предусмо­тренных законодательством, аудитор может отказаться от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности или от дачи за­ключения о достоверности бухгалтерской отчетности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.105 с.)