Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение органов артикуляцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прикус _______________________________________________ Нёбный свод __________________________________________ Зубы _________________________________________________ Язык_________________________________________________ Губы ________________________________________________ Артикуляционный праксис Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного аппарата __________________________________________________ Переключаемость ______________________________________ Реципрокная иннервация _______________________________ Тремор _______________________________________________ Синергии, синкинезии __________________________________ Гиперсаливация _______________________________________ Исследование речи Звукопроизношение____________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Фонематический слух___________________________________ Фонематическое восприятие_____________________________ Слоговая структура слова_______________________________ __________________________________________________________ Экспрессивный словарь_________________________________ Импрессивный словарь_________________________________ Словообразование _____________________________________ Наличие аграмматизма _________________________________ Фразовая речь _________________________________________ Тип дыхания ___________________________________________ Голос _________________________________________________ Наличие судорог _______________________________________ • дыхательные_________________________________________ • голосовые___________________________________________ • артикуляционные_____________________________________ Тип судорог ___________________________________________ Степень выраженности заикания в различных речевых формах • спонтанная речь______________________________________ • сопряженная речь ____________________________________ • отраженная речь______________________________________ • чтение ______________________________________________ • пересказ ____________________________________________ • шепотная речь________________________________________ • ритмизированная речь_________________________________ • стихотворная речь____________________________________ • пение _______________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Эмболофразия _____________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Уловки (речевые, двигательные, психологические) ______ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Сопутствующие движения ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ Логофобия ________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение _______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИИ Фамилия, имя, отчество ___________________________________ __________________________________________________________________ Возраст ______________________________________________ Произносительная сторона речи 1. Степень разборчивости речи: • Речь невнятная, малопонятная для окружающих __________ • Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ____ __________________________________________________________ • Разборчивость речи не нарушена ________________________ 2. Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание) ______________________________________________________ __________________________________________________________ 3. Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления: гиперкинезов)__________________________________ Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное) • Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) _____________________________________________ • физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) ___________________________ • Дифференциация носового и ротового выдоха ____________ • Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________ • Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность) _______________________________ Голос • N (сильный, звонкий) _________________________________ • Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения __________________________________________ • Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) _________________________ • Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный) ____________________________________________________________________________________________________________________ Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушение) ________________________________________ __________________________________________________________ Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический пар, ригидность, гиперкинезы, атаксия, ап-раксия) ___________________________________________________ Лицевая мускулатура • Гипомимия __________________________________________ • Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) _________________________________________________ • Сглаженность носогубных складок ______________________ • Оральные синкинезии _________________________________ • Тремор подбородка ___________________________________ • Асимметрии _________________________________________ • Гиперкинезы ________________________________________ • Ригидность __________________________________________ Губы (толстые, тонкие, М) ___________________________________ • Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________ • Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________ • Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________ Зубы • Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________ • Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) ______________________________________ Твердое нёбо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _______________________________ Мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) _______________________________________________________ Язык ( толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка) _____________________________ • Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N) • Гиперкинезы, тремор _________________________________ • Девиация (отклонение) языка вправо/влево • Посинение кончика языка _____________________________ Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный) _____________________________________ • Язык не выводится из полости рта ______________________ • Верхний подъем ______________________________________ • Боковые отведения (повороты вправо/влево) • Пощелкивание ________ _ ______________________________ • Облизывание губ _____________________________________ • Умение удержать артикуляционную позу ________________ • Способность к переключению __________________________ Гиперсаливация ______________________________________ Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N) Глотание (поперхивается, не нарушено) Фонетико-фонематический строй речи
Нарушение звукопроизношения 1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______ • Усредненность гласных (нарушена лабиализация) _________ • Недостаток произношения звонких согласных ____________ • Недостаток произношения глухих согласных _____________ • Недостаток произношения мягких согласных _____________ • Недостаток произношения твердых согласных (палатализация) ______________________________________________________ __________________________________________________________ 2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи. 3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы. Нарушение дифференциации звуков ____________________________________________________________________________________________________________________ Заключение __________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА Анамнез 1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения) 2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка: • есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого) • позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась Понимание речи • когда стал реагировать на обращение ____________________ • когда стал различать голоса родных _____________________ • когда стал соотносить слова с предметами ________________ • когда стал соотносить слово с картинкой _________________ Время появления у ребенка: • гуления, какие звуки преобладали _______________________ • лепетных слов _______________________________________ • цепочки лепетных слов ________________________________ • простой фразовой речи ________________________________ • развернутой фразовой речи ____________________________ Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть) • поддразнивающее • требовательное • чрезмерно внимательное • адекватное Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ___________ ____________________________________________________________________________________________________________________ Особенности общения _________________________________ • общается с детьми ____________________________________ — своего возраста — старше себя — младше себя • предпочитает находиться (играть) один __________________ Игры и интересы • какие игрушки любит _________________________________ • как использует игрушки _______________________________ — неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками — использует игрушки по назначению — организует сюжетную игру • как относится к своим игрушкам ________________________ — игрушка быстро надоедает — ломает игрушки — проявляет интерес только к новым игрушкам — предпочитает одну, любимую, игрушку • как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами) Поведение ребенка на приёме • как вступает в контакт ________________________________ • негативистические реакции ____________________________ • аутистичные черты ___________________________________ • понимание обращенной речи___________________________ • игровая деятельность__________________________________ • проявления педагогической запущенности _______________ • реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______ __________________________________________________________ Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис) • подбор по образцу ____________________________________ • называние цветов _____________________________________ • подбор по образцу геометрических фигур ________________ • подбор по образцу букв _______________________________ • подбор по образцу цифр _______________________________ Слуховой гнозис • различение ритмических последовательностей • узнавание и воспроизведение мелодий Сомато-сенсорный гнозис • пробы на локализацию прикосновения • перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами
Анализ элементарных компонентов движений • пройти по комнате • попрыгать на одной ноге • сжать руку Оптико-кинетическая организация движений • сложить первый и второй пальцы в кольцо • сделать «козу» • сделать «зайчика» Состояние конструктивного праксиса • рисование без образца • складывание разрезанных картинок • складывание матрешки • складывание из палочек пространственно организованных структур Состояние аппарата артикуляционной моторики • тонус _______________________________________________ • активность __________________________________________ • объем движений ______________________________________ • точность выполнения__________________________________ • длительность_________________________________________ • добавочные и лишние движения ________________________ Речевой статус Импрессивная речь Нулевой уровень • реагирует на свое имя • реагирует на интонацию поощрения или запрещения Ситуативный • понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром • знает имена своих близких • знает названия своих игрушек • может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек Номинативный • хорошо ориентируется в названиях предметов • хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках Предикативный • знает много названий действий • ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия • различает значение некоторых первообразных предлогов Расчлененный • различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами) Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома) Понимание целостных словосочетаний • обними маму • поцелуй папу • пожалей бабушку • поиграй в ладушки • закрой глаза • помаши ручкой • возьми маму за руку и иди домой Понимание названий знакомых игрушек • покажи зайчика, машину, собачку • возьми зайчика, машину, собачку • дай зайчика, машину, собачку Понимание названий предметов, используемых в быту Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках Узнавание действий на сюжетных картинках • на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия — покажи, где мальчик спит (ест, идет) — покажи, какой мальчик спит (ест, идет) — покажи, кто здесь спит (ест, идет) • на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами — покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается) • на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации — покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается — покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет — покажи, кто прыгает, а кто бежит Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия. • чем девочка ест • что девочка ест • на чем девочка сидит Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах • давай уберем игрушки в шкаф • подойди к окну • сядь за стол • поставь ножки под стол • положи ручки на стол Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок) • покажи, из чего ты пьешь • покажи, что ты надеваешь на ножки • покажи, чем причесывают волосы • покажи, чем копают песок Выполнение многозвенных инструкций • налей в стакан воды и дай его бабушке • возьми у меня карандаши и убери их в шкаф • зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф • мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов • принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой) • понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п. • умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?) Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня) Понимание грамматических форм слов — Единственное и множественное число существительных — Уменьшительно-ласкательные суффиксы — Единственное и множественное число глаголов — Мужской и женский род глаголов прошедшего времени — Префиксальные изменения глагольных форм — Глаголы совершенного и несовершенного вида — Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация) • на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой» • на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки» • «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками» Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...») Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...») Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...») Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах Экспрессивная речь Отсутствие вербальной речи • виды невербального общения: — просьбы (дать что-нибудь) ____________________________ — приветствия ________________________________________ — попытки дать что-нибудь другому человеку _____________ — попытки привлечь внимание __________________________ • интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов __________________________________________________________ • есть ли звукоподражания __________________________________________________________ • мимика __________________________________________________________ • использование жестов __________________________________________________________ • пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов • фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них Односложные предложения Предложения из аморфных слов Первые формы слов Усвоение флексийной системы языка Усвоение служебных частей речи Усвоение морфологической системы языка Усвоение частей речи • существительные __________:__________________________ • глаголы _____________________________________________ • прилагательные ______________________________________ • местоимения _________________________________________ • наречия _____________________________________________ • служебные слова _____________________________________ Объем предложения (отметить, какие использует) Синтаксические отношения • падежные формы _____________________________________ • множественное число существительных, прилагательных • формы глаголов______________________________________ • словоизменения прилагательных _______________________ • дифференциация предлогов ____________________________ Словообразование • суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи) • глагольные префиксы _________________________________ • антонимы____________________________________________ Согласование • прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах) Звукопроизношение ____________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Фонематические процессы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение __________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА Анамнез ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Жалобы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности голоса, его силы и тембра: нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония Изменения тембра голоса: ______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характер голосообразования и атаки голоса: твердая, мягкая, придыхательная ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ощущения в гортани: сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей Особенности дыхания: без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Фонационный выдох: достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Время максимальной фонации: максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Интонационные особенности речи: Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов Заключение __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.139 (0.009 с.) |