Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическая карта для диагностики дислалии↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дмитрова, Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств М.: АСТ: Астрель, 2008. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................................... 3 Логопедическая карта для диагностики дислалии........................................ 6 Логопедическая карта для диагностики заикания....................................... 14 Логопедическая карта для диагностики дизартрии.................................... 19 Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР, ЗРР, алалия)........................................................................................ 23 Логопедическая карта для диагностики нарушений голоса....................... 31 Логопедическая карта для диагностики ринолалии.................................... 33 Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей от 0 до 3-х лет...................................................................... 37 Карта комплексной диагностики особенностей физического и нервно-психического развития детей старше 3-х лет...................................................................... 46 Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций детей и взрослых с речевыми расстройствами............................................................................ 71 Карта комплексной диагностики больных с афазией.................................. 84 Приложения................................................................................................... 88 Приложение 1. Задания для исследования письма и чтения.................... 88 Приложение 2. Тексты для чтения и пересказа......................................... 94 Приложение 3. Исследование речевых и неречевых функций............... 106
ПРЕДИСЛОВИЕ В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений. Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики. Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С. Выготского. • Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка. • Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений. • Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка. • Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения. Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр. Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой — комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач. Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений — яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы. Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе — испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций. Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет. Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти. Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах — дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи — как в сокращенном, так и в развернутом вариантах. Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ Дата обращения________________________________________ Фамилия _____________________________________________ Имя__________________________________________________ Отчество______________________________________________ Пол мужской, женский Год рождения_________________________________________ Возраст_______________________________________________ Родной язык___________________________________________ Сведения о родителях: мать _________________________________________________ возраст_________________ профессия_____________________ образование___________________________________________ отец _________________________________________________ возраст_________________ профессия_____________________ образование___________________________________________ Домашний адрес_______________________________________ Телефон______________________________________________ Посещает: детский сад: массовый, специализированный (какой), школа: общеобразовательная, специализированная (какая), интернат, домашнее обучение____________________________________ Кто в семье занимается воспитанием______________________ Жалобы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Анамнез Наследственные и хронические заболевания _______________ (отметить, у кого, какие) Проявление органической недостаточности ЦНС у родственников ____________________________________________________ (указать, у кого) а) Нарушение зрения б) Нарушение слуха в) Нарушение функций опорно-двигательного аппарата________________________________________________________ Патология речи у родственников (отметить, у кого): __________________________________________________________ Дискалькулия Наследственная отягощенность соматическими заболеваниями (отметить, какие и у кого) ____________________________________________________________________________________________________________________ Ведущая рука: у ближайших родственников (родители, братья, сестры) правая, левая, амбидекстр _______________________________ __________________________________________________________ у ребенка: правая, левая, амбидекстр Раннее психомоторное развитие Держит голову_____Ползает_____Сидит______Ходит_______ Первые зубы___________________ Характер моторики: расторможен, дискоординация движений, заторможен, неповоротлив, трудности переключаемости движений. Раннее речевое развитие Гуление____Лепет____Первые слова____Первая фраза______ Грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет ________________________________________ Нарушения звукопроизношения (какие звуки долго произносились неправильно)________________________________________ Использование жестов__________________________________ Занятия с логопедом и их эффективность__________________ Исследование строения и подвижности артикуляционного аппарата Речевой анамнез Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка ___________________________________________________ Время появления: • гуления _____________________________________________ • лепета ______________________________________________ • первых слов _________________________________________ • фразовой речи _______________________________________ Необычный характер: • первых слов _________________________________________ • первых фраз _________________________________________ Особенности темпа речи ________________________________
Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность _____________________________________________________ Предполагаемая причина заикания _______________________ Реакция ребенка на первые признаки заикания______________ __________________________________________________________ Особенности реакции окружающих на первые признаки заикания _____________________________________________________ Оказывалась ли ранее специализированная помощь _________ __________________________________________________________ Какое образовательное учреждение посещает ______________ __________________________________________________________ Заключение психоневролога _____________________________ Заключение отоларинголога _____________________________ Заключение окулиста ___________________________________ Личностные особенности Работоспособность ____________________________________ Агрессивность ________________________________________ Сила эмоций, острота эмоциональных переживаний ________ Переключаемость с одного вида деятельности на другой _____ __________________________________________________________ Нерешительность, колебания при принятии решений ________ __________________________________________________________ Тревожность __________________________________________ Обидчивость, ранимость ________________________________ Демонстративность действий ____________________________ Упрямство ____________________________________________ Интеллектуальное развитие Память_______________________________________________ Внимание_____________________________________________ Наглядно-действенное мышление________________________ Логическое мышление__________________________________ Сформированность обобщающих понятий _________________ Временные представления ______________________________ Пространственные понятия _____________________________ Психомоторные функции Статическая координация движений ______________________ __________________________________________________________ Динамическая координация движений ____________________ __________________________________________________________ Переключаемость движений _____________________________ __________________________________________________________ Пространственная организация движений _________________ __________________________________________________________ Двигательная память, переключаемость движений самоконтроля _____________________________________________________ __________________________________________________________ Произвольное торможение движения _____________________ Внимание ____________________________________________ Произвольная моторика пальцев рук ______________________ Оральный праксис _____________________________________ Объем и качество движений губ _________________________ Объем и качество движений мышц щек ___________________ Объем и качество движений языка________________________ Произвольная мимическая моторика ______________________ Объем и качество движения мышц лба ____________________ Объем и качество движений мышц глаз ___________________ Возможность произвольного формирования определенных мимических поз ____________________________________________ __________________________________________________________ Продолжительность выдоха _____________________________ Темп движений ________________________________________ Сенсорные функции Слуховое внимание ____________________________________ Музыкальный слух ____________________________________ Восприятие музыки ____________________________________ Звуковысотный слух ___________________________________ Тембровый слух _______________________________________ Динамический слух ____________________________________ Ритмическое чувство ___________________________________ Артикуляционный праксис Скорость, сила, объем движений органов артикуляционного аппарата __________________________________________________ Переключаемость ______________________________________ Реципрокная иннервация _______________________________ Тремор _______________________________________________ Синергии, синкинезии __________________________________ Гиперсаливация _______________________________________ Исследование речи Звукопроизношение____________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Фонематический слух___________________________________ Фонематическое восприятие_____________________________ Слоговая структура слова_______________________________ __________________________________________________________ Экспрессивный словарь_________________________________ Импрессивный словарь_________________________________ Словообразование _____________________________________ Наличие аграмматизма _________________________________ Фразовая речь _________________________________________ Тип дыхания ___________________________________________ Голос _________________________________________________ Наличие судорог _______________________________________ • дыхательные_________________________________________ • голосовые___________________________________________ • артикуляционные_____________________________________ Тип судорог ___________________________________________ Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное) • Физиологический вдох (глубокий, недостаточный, короткий, прерывистый) _____________________________________________ • физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие гиперкинезов: ригидность) ___________________________ • Дифференциация носового и ротового выдоха ____________ • Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________ • Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие гиперкинезов, ригидность) _______________________________ Голос • N (сильный, звонкий) _________________________________ • Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере говорения __________________________________________ • Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия) _________________________ • Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный, монотонный) ____________________________________________________________________________________________________________________ Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушение) ________________________________________ __________________________________________________________ Лицевая мускулатура • Гипомимия __________________________________________ • Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N) _________________________________________________ • Сглаженность носогубных складок ______________________ • Оральные синкинезии _________________________________ • Тремор подбородка ___________________________________ • Асимметрии _________________________________________ • Гиперкинезы ________________________________________ • Ригидность __________________________________________ Губы (толстые, тонкие, М) ___________________________________ • Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________ • Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________ • Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________ Зубы • Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы, N __________________________ • Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) ______________________________________ Твердое нёбо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N) _______________________________ Мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы, субмикозная щель, увуля) _______________________________________________________ Язык ( толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная подъязычная связка) _____________________________ • Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N) • Гиперкинезы, тремор _________________________________ • Девиация (отклонение) языка вправо/влево • Посинение кончика языка _____________________________ Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный) _____________________________________ • Язык не выводится из полости рта ______________________ • Верхний подъем ______________________________________ • Боковые отведения (повороты вправо/влево) • Пощелкивание ________ _ ______________________________ • Облизывание губ _____________________________________ • Умение удержать артикуляционную позу ________________ • Способность к переключению __________________________ Гиперсаливация ______________________________________ Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N) Глотание (поперхивается, не нарушено) Нарушение звукопроизношения 1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______ • Усредненность гласных (нарушена лабиализация) _________ • Недостаток произношения звонких согласных ____________ • Недостаток произношения глухих согласных _____________ • Недостаток произношения мягких согласных _____________ • Недостаток произношения твердых согласных (палатализация) ______________________________________________________ __________________________________________________________ 2. Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи. 3. Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы. Анамнез 1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения) 2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка: • есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого) • позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась Понимание речи • когда стал реагировать на обращение ____________________ • когда стал различать голоса родных _____________________ • когда стал соотносить слова с предметами ________________ • когда стал соотносить слово с картинкой _________________ Время появления у ребенка: • гуления, какие звуки преобладали _______________________ • лепетных слов _______________________________________ • цепочки лепетных слов ________________________________ • простой фразовой речи ________________________________ • развернутой фразовой речи ____________________________ Игры и интересы • какие игрушки любит _________________________________ • как использует игрушки _______________________________ — неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками — использует игрушки по назначению — организует сюжетную игру • как относится к своим игрушкам ________________________ — игрушка быстро надоедает — ломает игрушки — проявляет интерес только к новым игрушкам — предпочитает одну, любимую, игрушку • как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами) Поведение ребенка на приёме • как вступает в контакт ________________________________ • негативистические реакции ____________________________ • аутистичные черты ___________________________________ • понимание обращенной речи___________________________ • игровая деятельность__________________________________ • проявления педагогической запущенности _______________ • реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______ __________________________________________________________ Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис) • подбор по образцу ____________________________________ • называние цветов _____________________________________ • подбор по образцу геометрических фигур ________________ • подбор по образцу букв _______________________________ • подбор по образцу цифр _______________________________ Слуховой гнозис • различение ритмических последовательностей • узнавание и воспроизведение мелодий Сомато-сенсорный гнозис • пробы на локализацию прикосновения • перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами
Речевой статус Импрессивная речь Нулевой уровень • реагирует на свое имя • реагирует на интонацию поощрения или запрещения Ситуативный • понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром • знает имена своих близких • знает названия своих игрушек • может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек Номинативный • хорошо ориентируется в названиях предметов • хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках Предикативный • знает много названий действий • ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия • различает значение некоторых первообразных предлогов Расчлененный • различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами) Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома) Понимание целостных словосочетаний • обними маму • поцелуй папу • пожалей бабушку • поиграй в ладушки • закрой глаза • помаши ручкой • возьми маму за руку и иди домой Понимание названий знакомых игрушек • покажи зайчика, машину, собачку • возьми зайчика, машину, собачку • дай зайчика, машину, собачку Понимание названий предметов, используемых в быту Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках Узнавание действий на сюжетных картинках • на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия — покажи, где мальчик спит (ест, идет) — покажи, какой мальчик спит (ест, идет) — покажи, кто здесь спит (ест, идет) • на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами — покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается) • на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации — покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается — покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет — покажи, кто прыгает, а кто бежит Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия. • чем девочка ест • что девочка ест • на чем девочка сидит Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных местах • давай уберем игрушки в шкаф • подойди к окну • сядь за стол • поставь ножки под стол • положи ручки на стол Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок) • покажи, из чего ты пьешь • покажи, что ты надеваешь на ножки • покажи, чем причесывают волосы • покажи, чем копают песок Выполнение многозвенных инструкций • налей в стакан воды и дай его бабушке • возьми у меня карандаши и убери их в шкаф • зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф • мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов • принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой) • понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п. • умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?) Понимание элементарных временных отношений (давно — недавно, вчера — сегодня) Понимание грамматических форм слов — Единственное и множественное число существительных — Уменьшительно-ласкательные суффиксы — Единственное и множественное число глаголов — Мужской и женский род глаголов прошедшего времени — Префиксальные изменения глагольных форм — Глаголы совершенного и несовершенного вида — Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация) • на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой» • на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки» • «Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками» Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...») Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...») Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...») Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах Экспрессивная речь Отсутствие вербальной речи • виды невербального общения: — просьбы (дать что-нибудь) ____________________________ — приветствия ________________________________________ — попытки дать что-нибудь другому человеку _____________ — попытки привлечь внимание __________________________ • интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов __________________________________________________________ • есть ли звукоподражания __________________________________________________________ • мимика __________________________________________________________ • использование жестов __________________________________________________________ • пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов • фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них Односложные предложения Предложения из аморфных слов Первые формы слов Усвоение флексийной системы языка Усвоение служебных частей речи Усвоение морфологической системы языка Усвоение частей речи • существительные __________:__________________________ • глаголы _____________________________________________ • прилагательные ______________________________________ • местоимения _________________________________________ • наречия _____________________________________________ • служебные слова _____________________________________ Объем предложения (отметить, какие использует) Синтаксические отношения • падежные формы _____________________________________ • множественное число существительных, прилагательных • формы глаголов______________________________________ • словоизменения прилагательных _______________________ • дифференциация предлогов ____________________________ Словообразование • суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи) • глагольные префиксы _________________________________ • антонимы____________________________________________ Согласование • прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах) Звукопроизношение ____________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Фонематические процессы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение __________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА Анамнез ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Жалобы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности голоса, его силы и тембра: нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония Изменения тембра голоса: ______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характер голосообразования и атаки голоса: твердая, мягкая, придыхательная ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ощущения в гортани: сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей Особенности дыхания: без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Фонационный выдох: достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Время максимальной фонации: максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Интонационные особенности речи: Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов Заключение __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Губы — наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии Верхняя губа Норма _______________________________________________ Укорочена ____________________________________________ Подвижность — достаточна, ограничена Переключаемость движений — достаточна, недостаточна Преддверие полости рта — глубокое, неглубокое, не сформировано, сформировано Зубы — крупные, мелкие, редкие Зубной ряд — сформирован, не сформирован Прикус — нормальный, прогения, прогнатия, открытый (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости) Язык — форма и размер — обычные; массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий Корень языка — норма, гипертрофия Кончик языка — истонченный, широкий Подъязычная связка — норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области Позиция в полости рта — правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта Подвижность языка достаточная, недостаточная Переключаемость движений — достаточная, недостаточная Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: «иголочка», «лопаточка», «чашечка», «часики», «маляр», «почисти зубки», «лошадки» и т. д. Тонус мышц языка — норма, повышен, понижен Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения) Твердое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное твердое нёбо — широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого нёба Мягкое нёбо — неоперированная расщелина, сформированное мягкое нёбо — короткое, длинное, подвижное, малоподвижное Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике — наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д. 2. Состояние дыхательной функции: • физиологическое дыхание; • фонационное дыхание. Оценка физиологического дыхания — определение типа: ключичный, грудной, нижнереберный-диафрагмальный. Оценка фонационного (речевого) дыхания — длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. 3. Состояние голосовой функции: • тембр голоса; • высота голоса; • сила голоса. Предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом. Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса. Состояние звукопронзношения • изолированное произнесение звуков __________________________________________________________ • повторение слов и фраз отраженно __________________________________________________________
• произнесение звуков в спонтанной речи __________________________________________________________ Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто. Просодическая сторона речи • мелодико-интонационная выразительность речи ____________________________________________________________________________________________________________________ • темпо-ритмическая организации речи __________________________________________________________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.014 с.) |