Арбитражные суды Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арбитражные суды Российской Федерации



Общая характеристика арбитражных судов РФ:

• арбитражные суды составляют особую подсистему, которая является составной частью единой судебной системы РФ;

• арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений;

• арбитражные суды осуществляют свою деятельность на основе тех же принципов правосудия, что и суды общей юрисдикции, и в своей работе руководствуются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ и иными нормативными актами, а также международными договорами РФ;

• процедура судопроизводства в арбитражных судах урегулирована Арбитражным процессуальным кодексом РФ;

• в арбитражные суды за защитой своих прав и законных интересов вправе обращаться граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а в установленных законом случаях - образования, не имеющие статуса юридического лица;

• в защиту государственных или общественных интересов в арбитражный суд могут обращаться прокурор, органы государственной власти и местного самоуправления;

• стороны вправе передать спор, подведомственный арбитражному суду, по обоюдному соглашению в третейский суд (постоянно действующий или специально создаваемый);

• решения арбитражных судов имеют общеобязательную силу, то есть обязательны для всех государственных и негосударственных органов, должностных лиц, юридических лиц и граждан.

Арбитражным судам подведомственны:

• возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

• возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

2) признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Госдумы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

3) административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

• дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• дела об оспаривании решений третейских судей и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела:

• о несостоятельности (банкротстве);

• по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

• по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

• по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

• о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Система арбитражных судов в РФ:

• Высший Арбитражный Суд РФ;

• федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

• арбитражные апелляционные суды;

• арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).

Судейское сообщество в образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.

Органами судейского сообщества в РФ являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов РФ;

· Совет судей РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

· квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Такие коллегии занимают особое место среди органов судейского самоуправления. Их организация и основы деятельности определяются Положением о квалификационных коллегиях судей, утвержденным Верховным Советом РФ 13 мая 1993 г.

Все коллегии судей можно объединить в четыре группы:

- Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

- коллегии судей Верховного Суда РФ, коллегии судей республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов;

- коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ, коллегии судей арбитражных судов субъектов Федерации;

- коллегии судей военных округов и флотов.

Квалификационные коллегии судей избираются тайным голосованием:

· высшая квалификационная коллегия судей РФ — на Всероссийском съезде судей;

· квалификационная коллегия судей Верховного Суда РФ — на собрании судей этого Суда;

· квалификационная коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ — на собрании судей этого Суда; квалификационные коллегии судей гражданских судов общей юрисдикции, действующие на территории конкретных субъектов Федерации, — на съездах (конференциях) всех судей, работающих, к примеру, в конкретной области, включая районных судей и судей областного суда; квалификационные коллегии судей арбитражных судов — на собраниях судей соответствующих арбитражных судов;

· квалификационные коллегии судей военных судов — на съездах (конференциях) судей, работающих в военном округе или месте дислокации флота.

Количественный состав коллегии определяется органом, избирающим ее. В нее должно включаться равное количество судей основного и среднего звеньев (для общих и военных судов). В коллегии не могут быть избраны председатели судов высшего и среднего уровня, их заместители.

В Высшую квалификационную коллегию судей должны избираться судьи гражданских, военных и арбитражных судов всех уровней. Это нужно для того, чтобы в данной коллегии могли быть организованы самостоятельные секции, состоящие из судей соответствующих судов.

Срок полномочий всех коллегий, кроме Высшей квалификационной коллегии, — три года. Высшая квалификационная коллегия обновляется по мере созывов Всероссийского съезда судей.

В полномочия квалификационных коллегий входит: утверждение состава экзаменационных комиссий для проверки знаний лиц, претендующих на судебные должности; дача заключений о возможности назначения кандидата в судьи или на должность председателя районного суда, об освобождении от этой должности (квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ дают заключение о возможности назначения конкретных кандидатов судьями этих судов или об их освобождении); проведение квалификационной аттестации судей и принятие решений о присвоении им квалификационных классов с пятого по второй включительно (квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ присваивают с пятого по первый класс); принятие решений по вопросам, связанным с возбуждением уголовного дела в отношении судьи, привлечением к уголовной ответственности, арестом или приводом; предупреждение судьи о необходимости прекращения деятельности, несовместимой с должностью судьи, решение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий судьи, а также прекращением отставки судьи; рассмотрение жалоб или представлений, касающихся действий либо бездействия судьи, которые умаляют авторитет судебной власти; дача заключений по вопросам представления судей к награждению государственными наградами или присвоению им почетных званий; выполнение иных полномочий, возлагаемых на коллегии действующим законодательством.

Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей несколько отличаются от полномочий всех других коллегий. В частности, она дает заключение о возможности назначения кандидатов на должности председателей, заместителей председателей и председателей судебных коллегий гражданских и военных судов среднего звена, а также соответствующих должностных лиц арбитражных судов. Эти заключения направляются Председателям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей также проводит квалификационную аттестацию судебных должностных лиц этого уровня и присваивает им квалификационные классы, а равно аттестует всех судей, представляемых к присвоению первого или высшего квалификационного класса. На нее возложено и рассмотрение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий председателей судов (кроме районных судов), их заместителей и председателей судебных коллегий, а также членов всех квалификационных коллегий. Высшая квалификационная коллегия судей проверяет законность и обоснованность решений всех других квалификационных коллегий, в том числе по вопросам приостановления или прекращения полномочий судей, дачи согласия на возбуждение уголовных дел в отношении судей, привлечение их к уголовной ответственности, арест и т. п.

Требования к кандидату на должность судьи:

1 Гражданство РФ

2. Высшее юридическое образование

3. Определенный возраст (в зависимости от вида суда)

4. Стаж работы по юридической специальности (в зависимости от вида суда - минимум 5 лет там, где требуется высшее образование)

5. Не иметь заболеваний, препятствующих назначению на должность.

6. Не иметь судимости, в том числе снятой или погашенной.

7. Сдать квалификационный экзамен - результат экзамена действителен в течение трех лет.

8. Получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Федеральные судьи назначаются на должность судьи первоначально на три года, затем срок полномочий не ограничен. Мировые судьи назначаются или избираются первоначально на срок не более пяти лет. К судьям и кандидатам на должность судьи предъявляются определенные требования. Так, ст. 119 Конституции РФ и ст. 4 Закона «О статусе судей» определяют, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, имеющий медицинское заключение об отсутствии у него заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, безупречную репутацию, не вызывающую сомнений в том, что назначение его судьей не умалит авторитет судебной власти; сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличен возрастной ценз. Судьей судов среднего звена может стать гражданин РФ, достигший тридцати лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ —тридцати пяти лет, судьей Конституционного Суда РФ -сорока лет. Высоки требования к профессиональным качествам: кандидаты на должность судей судов среднего звена должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет; кандидаты на должность судьи Конституционного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет и обладать безупречной репутацией. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи, вызвать сомнение в объективности, справедливости, беспристрастности судьи. Судья не вправе: быть депутатом; принадлежать к политическим партиям и движениям; осуществлять предпринимательскую деятельность; совмещать работу в должности судьи с какой-либо иной оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Иначе полномочия судьи могут быть прекращены. К судьям военных судов предъявляются такие же требования, как и к судьям общих судов. Особенностью здесь является лишь то, что судьи военного суда должны состоять на действительной военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов, с учетом особенностей, установленных ФЗ РФ «О статусе судей»и другими нормативными правовыми актами.

Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.
В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

Прекращение полномочий судьи осуществляется на основании: письменного заявления судьи об отставке или о прекращении полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращения гражданства России; занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер'медицинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением суда.

Почетным уходом судьи с должности является отставка, которая также обеспечивает независимость судьи. Судья, ушедший в отставку,1 обеспечивается социальной защитой, а также сохраняет за собой: звание судьи, гарантии неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу. При необходимости и с личного согласия судьи он может быть отозван из отставки и привлечен к осуществлению правосудия на срок до одного года.

В соответствии с ФЗ РФ «О статусе судей в РФ» за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих должностных обязанностей, нарушение правил внутреннего распорядка, совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, квалификационная коллегия может подвергнуть судью дисциплинарному взысканию в виде: замечания; выговора; предупреждения о неполном соответствии занимаемой должности; прекращения полномочий.

Правовой статус судей

Статус судей - это совокупность присущих только судьям прав и обязанностей, связанных с их судейской деятельностью. Статус всех судей в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей (например, судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов и т. п.). Элементы статуса судей:

• права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями);

• права и обязанности судей, направленные на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право на отставку и т. п.);

• права и обязанности судей, необходимые им для активного участия в деятельности судейского сообщества.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:

• гражданство РФ;

• высшее юридическое образование (для кандидатов на должности судей Конституционного Суда РФ - признанная высокая квалификация в области права);

• достижение определенного возраста:

а) 25 лет - для судов основного звена;

б) 30 лет - для судов среднего звена;

в) 35 лет - для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

г) 40 лет - для Конституционного Суда РФ;

• стаж работы по юридической специальности:

а) 5 и 7 лет - для судов основного и среднего звена соответственно;

б) 10 лет - для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

в) 15 лет - для Конституционного Суда РФ;

• иные требования: соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям; судьи не могут быть депутатами, третейскими судьями, арбитрами, состоять в политических партиях или движениях, заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству (кроме занятия научной, педагогической, литературной или иной творческой деятельностью); для военных судов - состояние на действительной воинской службе и наличие офицерского звания и некоторые другие специальные требования.

Срок судейских полномочий не ограничен, кроме следующих случаев:

• судьи Конституционного Суда РФ могут пребывать в должности не более 15 лет. 1 января 2005 года вступит в силу требование о предельном возрасте пребывания в должности судьи Конституционного суда (70 лет). Судьи Конституционного Суда РФ не могут быть переизбраны на новый срок;

• судьи военных судов могут занимать свои должности только до тех пор, пока находятся на действительной военной службе;

• районные судьи и судьи военных судов, впервые назначаемые на должность, исполняют свои полномочия в течение 3-х лет, после чего они могут быть назначены на неограниченный срок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.045 с.)