Проблема устойчивого развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема устойчивого развития



Большое влияние на формирование концепций развития с учетом экологических ограничений оказал доклад «Наше общее будущее», выполненый по заданию ООН Международной комис­сией по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брундтланд (1987 г.). Целью доклада являлась подготовка гло­бальной программы изменений в мировом развитии. В нем были предложены долгосрочные сратегии в области охраны окружаю­щей среды, которые смогли бы обеспечить устойчивое развитие мировой экономики на длительный период, а также рассмотрены средства и способы, используя которые, мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы использования природ­ных ресурсов. Выводы и рекомендации комиссии получили по­ложительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН. К числу са­мых значимых следует отнести документы конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., в частности программу «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономичес­кого и социального развития человечества на будущий век.

Все развитые государства мира выразили свое стремление сле­довать по направлению к устойчивому развитию, и практически все концептуальные официальные государственные и международные документы последних лет в качестве базовой идеологии используют понятие устойчивого развития.

Центральное место в понятии устойчивого развития занимает проблема учета долгосрочных экологических последствий прини­маемых сегодня экономических решений. Можно выделить четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (указанный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства)

1.Относительно возобновимых природных ресурсов (земля,
лес и т.д.) — их количество или возможность увеличивать биомассу, по крайней мере, не должны уменьшаться в течение некото­рого времени, т.е. должно существовать хотя бы их простое вос­производство.

2. Относительно невозбновимых природных ресурсов (полезные ископаемые) — необходимо максимально возможное замед­ление темпов исчерпания их запасов с перспективой замены в бу­дущем на другие неограниченные или возобновимые виды ресур­сов (частичная замена нефти, газа, угля на альтернативные ис­точники энергии — солнечную, ветровую, геотермальную, прили­вов и отливов, биомассы).

3. Относительно отходов — должна быть предусмотрена воз­можность минимизации их количества на основе внедрения мало­
отходных, безотходных, ресурсосберегающих технологий.

4. Загрязнение окружающей среды, как суммарное, так и по
видам, в перспективе не должно превышать его современного
Уровня. Необходимо предусмотреть возможность минимизации
загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня.

В завершение следует сказать несколько слов о путях дости­жения устойчивого развития. Обобщая самые разные точки зре­ния по этому вопросу, можно объединить их в два основных под­хода.

Первый подход — это стратегия «тотальной очистки», которая связывает устойчивое развитие человечества с экологически чис­той энергетикой, безотходными технологиями, замкнутыми цик­лами производства. Данный подход исходит из того, что измене­ния в окружающей среде и деградация экологических систем яв­ляются следствием неправильного ведения хозяйства и могут быть устранены путем такой его перестройки, которая не будет угнетать окружающую среду. Однако создание абсолютно замкнутого тех­нологического цикла или невозможно, или слишком дорого. Поэ­тому внедрить в жизнь в полной мере концепцию устойчивого развития в соответствии с первым подходом не представляется возможным.

Второй подход — это стратегия ограниченного потребления. Она основывается на том, что человечество потребляет слишком много природных ресурсов, и именно это вызывает их истощение и деградацию окружающей природной среды.

Оба подхода исходят из того, что главным источником эколо­гических проблем служит слишком высокий уровень потребления природных благ.

Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее челове­ческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производствен­ных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Образование и проблема человеческого потенциала

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыль­ность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здра­воохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капи­таловложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Меж­дународного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования — это ликвидация не­грамотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрос­лого населения.

Заключение

Мировое хозяйство — это совокупность национальных хозяйств, связанных между собой системой международного разделения труда и международных экономических отношений.
Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся и постепенно развивающаяся система из национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями, развивающимися на основе международного географического разделения труда (МГРТ).

По мере изменения взаимосвязей человека с окружающим его миром могут возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. К таковым следует отнести проблему изучения и ос­воения Мирового океана, проблему освоения космического пространств, проблему хранения и обработки информации и другие.

Среди нарождающихся проблем глобального характера специ­алисты чаше всего упоминают изучение строения Земли и управ­ление погодой и климатом.

Однако человека на Земле окружает не только природная, но и социальная среда, порождающая свои специфические пробле­мы. Среди них, помимо упомянутой выше проблемы демилита­ризации, особую тревогу в последнее время вызывают растущие организованная транснациональная преступность, международ­ный терроризм, наркомания, незаконный оборот наркотиков и наркобизнес, нарушение гражданских прав человека.

Эти новые вызовы еще не получили официального статуса гло­бальных проблем, но от этого они не перестают быть серьезными и даже опасными для развития человечества.

Глобальные проблемы имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.

Литература

  1. Мировая экономика. Экономика зар. стран: Уч-к/Под ред В.П.Колесова - М.:Флинта, 2000.
  2. Международные экономические отношения: Уч-к/В.И.Троненко - К.:КиМУ, 2004.

3. Сайты в сети интернет www.gks.ru, www.smb.gov.ru, www.zao.mbm.ru

4. Справочно-правовая система «Гарант»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.008 с.)