Концепция разделения властей: история становления и современное состояние проблемы. Составляющие элементы принципа разделения властей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция разделения властей: история становления и современное состояние проблемы. Составляющие элементы принципа разделения властей.



Учение о разделении властей стало быстро развиваться в период разложения феодальных отношений и развития капитализма в Западной Европе в XVII–XVIII вв. Капитализм с его индивидуальной свободой и частной инициативой требовал новых подходов к осуществлению власти. По теории Д. Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между ее носителями. Законодательная и исполнительная власти должны быть разделены, писал он в своем произведении «Два трактата о государственном правлении». Такое разделение необходимо для предотвращения злоупотребления властью. При этом под законодательной властью он имел в виду парламент, а под исполнительной – короля. Д. Локк различал три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Под последней он понимал сферу внешней политики, отношения с иностранными государствами. Судебную власть он не называл в качестве самостоятельной ветви, а включал в состав исполнительной.

По Д. Локку, законодательная власть является верховной. Если между законодательной и исполнительной властями возникает конфликт, например исполнительная власть не созывает законодательный орган в надлежащее время, значит, она вступает в состояние войны с народом и должна быть сменена силой. «Несправедливой и беззаконной силе, – писал Локк, – нельзя противопоставить ничего, кроме такой же силы».

Теория разделения властей получила законченный и аргументированный вид в работах Ш. Монтескье. Поэтому он по праву считается основоположником этой теории.

Ш. Монтескье полагал, что каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный. Назначение каждой ветви власти состоит в следующем: законодательная власть создает законы, изменяет и отменяет их; исполнительная власть осуществляет законы, принятые законодательными органами; судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Свобода и безопасность людей зависят прежде всего от функционирования судебной власти. Задача судей – добиться того, чтобы их решения и приговоры «всегда были лишь точным применением текста закона». Законодательная власть играет доминирующую роль, в то время как две другие власти реализуют законы и их деятельность имеет подзаконный характер.

Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе.

Считается, что наиболее последовательным воплощением принципа разделения властей является Конституция США 1787 г. При этом Конституция исходит из трех главных посылок: 1) сувереном является народ; 2) ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа; 3) власть едина, разделяются лишь властные полномочия. Единство власти обусловлено единством суверенитета.

Система сдержек и противовесов покоится на следующих основополагающих началах:

1. все ветви власти имеют различные источники формирования (законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например Президент, избирается народом косвенным путем; судебная, в частности Верховный суд, – формируется совместно Президентом и Сенатом);

2. все органы власти имеют разные сроки полномочий (например, судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно, Президент избирается на четыре года, Палата представителей – на два года). Таким образом, все три ветви власти обладают самостоятельностью по отношению друг к другу и предупреждается одновременное обновление их состава. В результате сохраняются их устойчивость и преемственность в деятельности;

3. каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право отлагательного вето Президента, право Конгресса отклонить законопредложения исполнительной власти, право импичмента в отношении Президента и др.).

Учение о разделении властей в течение многих лет совершенствовалось и развивалось, уточнялось и адаптировалось к новым условиям. Привлекает внимание трактовка принципа разделения властей, предложенная современным американским политологом Винсентом Остромом. Он полагает, что верховной власти вообще не должно быть в государстве. Действия любой власти могут быть оспорены. Но эффективность властных полномочий зависит от согласованного действия всех трех властей.

В России принцип разделения властей получил конституционное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, где провозглашена самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Охарактеризуем назначение каждой из ветвей власти.

Законодательная власть в любом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке. В разных странах законодательный представительный орган имеет разные названия: Федеральное Собрание, Законодательное, Народное или Национальное Собрание, Конгресс, Сейм и т. д. Все эти органы принято обозначать одним термином – парламент. Структура, состав, компетенция парламента регулируются чаще всего конституцией конкретного государства и другими актами конституционного законодательства.

В большинстве стран парламент состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата формируется, как правило, путем прямых выборов, и депутатов избирают на определенный срок: в Российской Федерации – сроком на 5 лет, в США палата представителей избирается сроком на 2 года. Существует принцип несовместимости избрания депутатом законодательного органа и работы на государственной службе. Это обеспечивает независимость депутатской деятельности и профессионализм в законотворчестве.

В федеративных государствах верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Функции, выполняемые парламентом, разнообразны, но главная из них – законодательная, принятие законов по определенной законодательной процедуре. Эта функция является важной и объемной, так как закон в демократически устроенном государстве обладает верховенством и определяет деятельность других ветвей власти – исполнительной и судебной.

Парламент также осуществляет представительные функции, которые вытекают из его природы как выборного органа народа, призванного выражать интересы всего общества.

Главное назначение исполнительной власти – исполнение законов, их реализация в процессе управления обществом. Исполнительная власть представлена разветвленной системой государственных органов, многочисленных и разнообразных по выполняемым полномочиям.

Исполнительной власти присущи следующие черты:

1. относительная самостоятельность и независимость. Это означает, что никакая другая ветвь власти не имеет право принимать на себя и осуществлять функции исполнительной власти. Она действует самостоятельно в пределах своей компетенции, установленной конституцией и законами;

2. универсальность, которая выражается в том, что исполнительная власть функционирует постоянно и на всей территории государства;

3. подзаконность: все акты органов исполнительной власти не могут противоречить законам. Помимо того, возможна проверка в судебном порядке законности действий и актов органов исполнительной власти;

4. структурированность, которая выражается в том, что исполнительная власть действует от имени государства (кроме случаев делегирования государственных полномочий иным органам и организациям), а главным структурным элементом выступает орган государства и его структурные подразделения;

5. организующий характер, т. е. организация сложной системы управления в различных сферах жизни общества, обеспечение определенного правопорядка, его охрана, защита прав и свобод личности;

6. право на применение принуждения для выполнения возложенных на нее задач, но в формах и в пределах, установленных законом;

7. право принятия общеобязательных для исполнения нормативных, правоприменительных актов. Например, федеральное Правительство вправе принимать постановления и распоряжения, издаваемые по вопросам его компетенции. Эти акты могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и его указам и могут быть признаны неконституционными Конституционным Судом РФ.

Среди других ветвей власти судебная власть занимает особое место, так как на нее возложено осуществление правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.

Судебная власть обладает специфической юридической природой, что проявляется в следующих ее признаках:

1. самостоятельность и независимость, обладание всей полнотой собственной компетенции, достаточной для выполнения возложенных задач; подчинение при осуществлении правосудия только Конституции и действующим законам;

2. наделение только ей присущими функциями, главными из которых являются правозащитная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная и др.;

3. осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме. Это обеспечивает невмешательство извне в процесс отправления правосудия, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан;

4. осуществление правосудия только судом, выступающим от имени государства;

5. обладает правом законодательной инициативы. Оно принадлежит Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному судам Российской Федерации по вопросам их ведения;

6. занимает особое место в системе сдержек и противовесов другим ветвям государственной власти, поскольку судебная власть контролирует конституционность (Конституционный Суд РФ) и законность принятых актов, принадлежащих законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивает единообразное применение закона;

7. судебная практика служит источником права: судебные органы принимают решения, содержащие правовые положения, восполняют пробелы в действующем законодательстве, их толкования содержат элемент нормативности, а в целом судебная практика оказывает непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, систему законодательства и учитывается правотворческими органами при его обновлении.

Несмотря на самостоятельность судебной власти в системе разделения властей, она тесно взаимодействует с другими ветвями власти: с законодательной, поскольку при осуществлении правосудия руководствуется законами, а с исполнительной властью – при реализации судебных решений.

Все три власти обеспечивают единство функционирования государства, не заменяют и не вытесняют друг друга. Высокая роль судебной власти в обществе – показатель самоограничения государства, предоставляющего возможность гражданам использовать суд для защиты своих прав, свобод и законных интересов, в том числе от произвола государственных органов, должностных лиц, чиновников. Это свидетельствует о демократическом развитии общества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.009 с.)