Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Поведение родителей и привязанность
Содержание книги
- Личности ребенка на данной стадий его развития.
- Психология развития. /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.
- Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
- Л. Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы
- Развитие двигательных навыков
- Проблемы развития и техники совладания
- Крайг Г. , бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — спб. : питер, 2005. — 940 с: ил. — (серия «мастера психологии»).
- Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2007.-400 с.
- Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка
- Детей раннего и дошкольного возраста
- Истории развития ребенка, наблюдение за его поведением и
- Основные индикаторы серьезной психопатологии и проявления психопатологии
- Факторы риска в психологии развития
- Модифицированная программа: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов»
- Источник: Дошкольное воспитание, №3, 2005г., стр.101-106; №5, 2005 г., стр.110-117, №7,2005г., стр.117-123
- Поведение родителей и привязанность
- Отцы и дети: с чего начинается понимание
Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоциональную привязанность, все же ее сила и качество, а также сам выбор объекта в большей степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.
Что же наиболее важно во взаимоотношениях «отцов и детей» для развития привязанности? Прежде всего это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее его познавательным способностям и настроению. Для иллюстрации рассмотрим две ситуации.
В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
Петя, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к нему и наблюдает за игрой: «Какие красивые машинка и кубики! У тебя получился настоящий гараж, молодец Петя!». Мальчик улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Через несколько минут Петя берет детскую книжку, подходит к матери и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, спрашивает: «Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?». Петя отвечает «да», она начинает читать.
Другой полуторагодовалый мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ему: «Подойди ко мне, я почитаю тебе интересную книжку». Ребенок оборачивается, но продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к малышу, берет его на руки и говорит: «Давай почитаем». Саша вырывается, протестует и возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, он берет детскую книжку, подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. «Нет, - говорит она, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята».
В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть), чутко реагировала на собственную инициативу малыша (просьбу почитать книжку). Во второй ситуации мать больше склонна «подстраивать ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями. Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка.
В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери.
Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт, который получил название «Незнакомая ситуация» и состоял из нескольких трехминутных эпизодов: ребенок остается в непривычной обстановке один; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью. Сначала мать оставляет ребенка с незнакомцем, а потом одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребенка после ухода матери и его поведения после ее возвращения.
В результате исследования были выделены три группы. Детей, которые не очень огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней, условно назвали надежно привязанные. Тех, кто не возражал против ухода матери и продолжал играть, не обращая внимания даже на ее возвращение, назвали индифферентными, ненадежно привязанными. Детей третьей группы, которые очень огорчались уходу матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали аффективными, ненадежно привязанными. Последующие исследования показали: тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие. Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.
Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность.
Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку успешности. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве с взрослым.
Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.
Каким же образом привязанность, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем? В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые «рабочие модели себя и других людей». В дальнейшем они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, заботливые родители формируют чувство базисного доверия к миру, создают позитивную рабочую модель окружающих. Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчивый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативной модели. На примере взаимоотношений с матерью и отцом ребенок убеждается в том, что другие люди так же, как и они, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять. Результатом такого взаимодействия и общения является также «рабочая модель себя». При позитивной модели формируются инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, а при негативной - пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я.
С точки зрения П. Криттенден, для понимания того, как формируются привязанности, важно учитывать преобладающий тип переработки и интеграции информации ребенком, определяющий стратегию его поведения по отношению к близким. Взрослый, адекватно реагирующий на инициативы и чувства ребенка, одобряет его поведение, которое будет воспроизводиться в аналогичной ситуации. В случаях, когда все самостоятельные проявления малыша отвергаются или вызывают неприятные для него последствия, поведение получает негативное подкрепление и впоследствии будет скрываться. Такой ребенок избегает открыто выражать свои эмоции и потребности, как бы скрывает свое состояние, переживания - его привязанность является «избегающей». Возможно, в годовалом возрасте такие дети имели опыт отвержения со стороны матери при попытках эмоционального, аффективного взаимодействия: их редко брали на руки, не проявляли нежности к ним, отстраняли при желании приласкаться, при попытках малыша протестовать против такого поведения к отвержению прибавлялся гнев взрослого. Так малыш усвоил, что результаты эмоциональных проявлений, любви по отношению к матери могут вызвать непредсказуемые и опасные последствия, и научился быть сдержанным. В случае, когда мать сначала подтверждает потребность в близости и контакте с ребенком, но, как только он отвечает взаимностью, отвергает его, малышу еще труднее предвидеть последствия своих эмоциональных проявлений. Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать их поведение вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева. С точки зрения теории научения, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного подкрепления, которая только усиливает негативное поведение даже при возможных отрицательных последствиях для него. Примерно к 9 месяцам младенец уже может сфокусировать выражение своих переживаний на другом человеке, таким образом, гнев становится агрессией, направленной на объект привязанности. Страх и желание эмоциональной близости (потребность в любви) также становятся «эмоциями», направленными на другого. Так, без определенной и стабильной стратегии поведения окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожным.
Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контролю за собственными действиями.
Таким образом, к концу младенчества дети с уверенным типом привязанности усваивают множество средств общения, используют как интеллект, так и разнообразные эмоции. У них складываются внутренняя модель, которая интегрирует информацию из обоих источников, и образцы поведения, максимально обеспечивающие безопасность и комфорт. «Избегающие» дети строят свое поведение без аффективных сигналов, они пользуются в основном интеллектуальной информацией. Эмоциональное поведение «тревожных» детей подкрепляется, но они не научаются интеллектуальной организации поведения, которая могла бы компенсировать непоследовательность их матерей. Они не доверяют интеллектуальной информации и используют преимущественно аффективную. Таким образом, различия в способах интеграции могут быть объяснены характером индивидуального опыта ребенка в его межличностных отношениях с матерью.
Сформированная в первые годы жизни привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты первичной привязанности. С определенной долей условности можно говорить о видах и качестве привязанности у взрослых. Так, отношения, которые устанавливаются с лицами противоположного пола, так же, как и отношение к пожилым родителям, можно определить как надежные, двойственные и избегающие. Для первого типа характерны хорошие отношения между родителями и взрослыми детьми, основанные на доверии, понимании, помощи. При этом у детей отмечалась надежная привязанность в первые годы жизни. В случае второго типа дети вспоминают о своих родителях, только когда те заболевают - в раннем возрасте у них отмечалась двойственная, аффективная привязанность. При третьем типе (ненадежная привязанность избегающего типа) взрослые дети почти не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.
Различие в качестве привязанности оказывает влияние и на романтические межличностные отношения взрослых. Так, надежная привязанность оказалась связанной с переживанием счастья, дружбы и доверия, избегающий стиль - со страхом близости, эмоциональными взлетами и падениями, а также с ревностью. Аффективная двойственная привязанность к матери в детстве соответствовала навязчивой поглощенности любимым человеком, желанию тесного союза, сексуальной страсти, эмоциональным крайностям и ревности.
Кроме того, было показано, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношение человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Избегающие привязанности взрослые используют работу, чтобы отстраниться от социальных взаимодействий, и, даже когда в финансовом отношении дела у них идут хорошо, они менее удовлетворены своей работой, чем люди с надежным уверенным стилем привязанности.
В последнее время исследователи выделяют еще один тип привязанности - отвергающий эмоциональную близость: некомфортность при установлении близких отношений, независимость от других, но при этом сохранение позитивного образа Я.
Несмотря на убедительные данные об устойчивости стиля привязанности, есть доказательства и того, что в зависимости от жизненных обстоятельств стиль может изменяться или быть смешанным: один - в отношениях с мужчинами, другой - с женщинами или один - для одних ситуаций, другой - для других.
|