Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истории развития ребенка, наблюдение за его поведением и

Поиск

игрой; в более сложных случаях необходимо клиническое,

н е й р о ф и з и о л о г и ч е с к о е, п а т о п с и х о л о г и ч е с к о е

и другое изучение.

Следующим важным положением современного подхода к

диагностике аномального развития в целях определения

направлений коррекционного обучения является принцип

целостного системного изучения ребенка.

Целостный системный анализ в процессе психолого-пе-

дагогической диагностики предполагает обнаружение не просто

отдельных проявлений нарушений психического развития, но и

связей между ними, определение их причин, установление

иерархии обнаруженных нарушений пли отклонений в

психическом развитии, т. е. взаимосвязанную систему

нарушений — первичных, вторичных и т.д.

Существенное значение в диагностике нарушений в развитии

ребенка имеют также принцип динамического изучения ребенка и

принцип качественного анализа полученных данных.

Принцип динамического изучения опирается на концепцию

Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка —

актуальном и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития. Это

возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со

взрослым при усвоении ребенком новых способов действия.

В отечественной психологии признана определенная по-

следовательность стадий развития, которые не могут опережать

друг друга. Существует возрастная периодизация, па которую

необходимо ориентироваться при изучении ре-ненка. Поэтому при

организации условий и методов диагностического обследования

следует учитывать принцип возрастных особенностей детского

развития.

Принцип качественного анализа данных, получаемых в

процессе психологической диагностики, включает в себя

отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в

условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату

своей деятельности. При этом необходимо определить уровень

как психического развития ребенка, так и его личностных

особенностей. Качественный анализ не противопоставляется

учету количественных данных.

Из сказанного следует: во-первых, необходимость при-

менения при диагностике различных методик, заданий,

определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых,

важность сочетания количественного и качественного подходов к

анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.

Учитывая вышеизложенный современный подход к ди-

агностике психического развития и комплексный характер

изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка,

определены основные параметры оценки познавательной

деятельности ребенка: принятие задания, способы

выполнения задания, обучаемость в процессе обследования,

отношение к результату своей деятельности. Эти параметры

составляют качественную оценку результатов об" следования

детей.

Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить

не только актуальный уровень развития, но и потенциальный, т. е.

зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает

возможность составить индивидуальную программу

коррекционного обучения для каждого ребенка.

Исходным положением коррекционно-педагогической работы

является принцип единства диагностики и коррекции

отклонений в развитии. Основными задачами коррекции

психического развития ребенка являются:

• профилактика нежелательных негативных тенденций

личностного и интеллектуального развития;

• коррекция отклонений в психическом развитии на основе

создания оптимальных возможностей и условий для развития

личностного и интеллектуального потенциала ребенка,

которые могут быть правильно поставлены только на основе

полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного

прогноза развития, определяемого понятием «зона

ближайшего развития».

От первичных нарушений и степени их выраженности зависит

содержание коррекционно-педагогической работы по умственному

воспитанию, развитию личности и профилактике вторичных

отклонений. Неотъемлемой частью коррекционной работы

является также эффективное лечение соматических и нервно-

психических заболеваний, оказание психиатрической помощи при

наличии поведенческих, личностных, психопатических

проявлений.

П с и х о л о г о - м е д и к о - п е д а г о г и ч е с к о е кон-

с у л ь т и р о в а н и е детей проводится поэтапно.

Этап 1. Специалист проводит краткую беседу с родителями,

выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Этап 2. Посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается

уровень познавательной деятельности, затем при необходимости

проводится обследование слуха и в заключение проводится

обследование речи.

Выбор методик для обследования познавательной сферы детей

раннего и дошкольного возраста обусловлен их возрастными

особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты

обращают внимание на то, как ребенок входит в

экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца);

самостоятельно; охотно или неохотно, отворачиваясь от новых

взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя

на них внимание, и т. д.

Исходные характеристики такого важного момента, как

поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в но кой

обстановке, подсказывают стратегию выбора следующего шага:

переход к деловому общению на материале диагностических

методик или использование дополнительных приемов для

установления эмоционального контакта ребенка с новым

взрослым.

Этап 3. Собираются анамнестические сведения о развитии

ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом и

раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями

проблем развития ребенка.

Этап 4. Даются рекомендации по изменению условий жизни

ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации "УДУТ тем

продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют

родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости

семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных

качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений

со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать

педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка,

помочь им овладеть технологией наиболее распространенных

форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного

общения.

Этап 5. Составляется индивидуальная коррекционная__ программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И

КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ

Диагностика познавательного развития показывает ре-ильные

достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения.

При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных

недостатков в умственном развитии необходимо применить не

только метод психолого-педагогического эксперимента, но и

другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за

поведением и игрой. В более сложных случаях требуется

клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое

изучение ребенка и т. п.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности

детей раннего и дошкольного возраста считаются:

• принятие задания;

• способы выполнения задания;

• обучаемость в процессе обследования;

отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить

предложенное задание независимо от качества самого выполнения,

является первым абсолютно необходимым условием выполнения

задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам,

либо к общению со взрослым.

Способы выполнения задания. При обследовании детей

раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение

задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно

диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания

после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста

отмечаются: хаотичные действия; метод практической

ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического

примеривания); метод зрительной ориентировки.

Под а д е к в а т н о с т ь ю д е й с т в и й понимается со-

ответствие действий ребенка условиям данного задания,

диктуемыми характером материала и требованиями инструкции.

Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные

действия без учета свойств предметов.

Н е а д е к в а т н о е в ы п о л н е н и е з а д а н и я во всех

случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного

развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производится только в

пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного

возраста. Допустимы следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию;

• выполнение задания по подражанию с использованием

указательных жестов;

• выполнение заданий по показу с использованием речевой

инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного

задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя

с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия:

количество показов выполнения задания не должно превышать

трех раз;

речь взрослого служит указателем цели данного задания и

оценивает результативность действий ребенка;

обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к

адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях;

отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с

грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-

волевой сферы.

Отношение к результату своей деятельности. Заинтере-

сованность в собственной деятельности и конечном результате

характерны для нормально развивающихся детей; без-

различное отношение к тому, что делает, и к полученному

результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка. Все указанные выше параметры

нашли отражение в балльной оценке познавательного развития

детей.

При анализе результатов обследования основное внимание

следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия

помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах производится следующим

образом:

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает

со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и

не понимает его цели.

2 б а л л а ставится в тех случаях, если ребенок принимает

задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь

цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе

диагностического обучения действует адекватно, но после

обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 б а л л а ребенок получает, если он начал сотрудничать со

взрослым, принимает задание, понимает его цель, но

самостоятельно задание не выполняет; в процессе

диагностического обучения действует адекватно, а затем пе-

реходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 б а л л а ставится в том случае, если ребенок сразу начинает

сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и

самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении

десяти заданий, является важным показателем психического

развития, который сравнивается с нормальным для данного

возраста количеством баллов (34—40).

Важно отметить, что в случаях обнаружения отставании в

умственном развитии ребенок должен быть обследование

психоневрологом или невропатологом.__

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.124 (0.007 с.)