Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истории развития ребенка, наблюдение за его поведением иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
игрой; в более сложных случаях необходимо клиническое, н е й р о ф и з и о л о г и ч е с к о е, п а т о п с и х о л о г и ч е с к о е и другое изучение. Следующим важным положением современного подхода к диагностике аномального развития в целях определения направлений коррекционного обучения является принцип целостного системного изучения ребенка. Целостный системный анализ в процессе психолого-пе- дагогической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных нарушений пли отклонений в психическом развитии, т. е. взаимосвязанную систему нарушений — первичных, вторичных и т.д. Существенное значение в диагностике нарушений в развитии ребенка имеют также принцип динамического изучения ребенка и принцип качественного анализа полученных данных. Принцип динамического изучения опирается на концепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка — актуальном и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития. Это возможно определить в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действия. В отечественной психологии признана определенная по- следовательность стадий развития, которые не могут опережать друг друга. Существует возрастная периодизация, па которую необходимо ориентироваться при изучении ре-ненка. Поэтому при организации условий и методов диагностического обследования следует учитывать принцип возрастных особенностей детского развития. Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень как психического развития ребенка, так и его личностных особенностей. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных. Из сказанного следует: во-первых, необходимость при- менения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, важность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны. Учитывая вышеизложенный современный подход к ди- агностике психического развития и комплексный характер изучения нарушений и отклонений в развитии ребенка, определены основные параметры оценки познавательной деятельности ребенка: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности. Эти параметры составляют качественную оценку результатов об" следования детей. Такой подход к оценке действий ребенка позволяет определить не только актуальный уровень развития, но и потенциальный, т. е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка. Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются: • профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития; • коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, которые могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого понятием «зона ближайшего развития». От первичных нарушений и степени их выраженности зависит содержание коррекционно-педагогической работы по умственному воспитанию, развитию личности и профилактике вторичных отклонений. Неотъемлемой частью коррекционной работы является также эффективное лечение соматических и нервно- психических заболеваний, оказание психиатрической помощи при наличии поведенческих, личностных, психопатических проявлений. П с и х о л о г о - м е д и к о - п е д а г о г и ч е с к о е кон- с у л ь т и р о в а н и е детей проводится поэтапно. Этап 1. Специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы. Этап 2. Посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем при необходимости проводится обследование слуха и в заключение проводится обследование речи. Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно; охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание, и т. д. Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в но кой обстановке, подсказывают стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым. Этап 3. Собираются анамнестические сведения о развитии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка. Этап 4. Даются рекомендации по изменению условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации "УДУТ тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения. Этап 5. Составляется индивидуальная коррекционная__ программа развития ребенка и делается педагогический прогноз. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ЕГО ОЦЕНКИ Диагностика познавательного развития показывает ре-ильные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьезных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка и т. п. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: • принятие задания; • способы выполнения задания; • обучаемость в процессе обследования; • отношение к результату своей деятельности. Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки. Под а д е к в а т н о с т ь ю д е й с т в и й понимается со- ответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Н е а д е к в а т н о е в ы п о л н е н и е з а д а н и я во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка. Обучаемость в процессе обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи: • выполнение действия по подражанию; • выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; • выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы. Отношение к результату своей деятельности. Заинтере- сованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; без- различное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта. Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке познавательного развития детей. При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости. Количественная оценка в баллах производится следующим образом: 1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели. 2 б а л л а ставится в тех случаях, если ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания. 3 б а л л а ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем пе- реходит к самостоятельному способу выполнения задания. 4 б а л л а ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34—40). Важно отметить, что в случаях обнаружения отставании в умственном развитии ребенок должен быть обследование психоневрологом или невропатологом.__
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.124 (0.007 с.) |