Модифицированная программа: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модифицированная программа: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов»



Автор:Гришанова Т.А., Пехенько М.А.

 

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о его психическом развитии.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности такие, как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество.

Для полноценного психического развития ребенка необходимы особые формы развития маленьких детей, определенные педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьезную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.

Дети растут очень быстро, и каждый новый год приносит ребенку и взрослым радости открытия. Важно своевременно организовать жизнь малыша, чтобы он смог максимально использовать возможности своего возраста и резервы роста.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, посредством игровых сеансов»

Адресат: данная программа рекомендована детям 2-3лет, посещающих группы раннего возраста.

Особенность программы состоит в том, что она дает возможность объединения нескольких направлений: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, творческое и сенсорное развитие.

Актуальность программы: проведение игровых сеансов по представленной программе способствует развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной и двигательной сфер ребенка, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребенка.

Сеансы проходят в форме игры, так как игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Цель: Стимуляция развития у детей познавательных процессов, обеспечение успешной социализации детей в обществе.

Задачи:

1.Создать систему психолого-педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребенка.

2.Развивать познавательную, коммуникативную, эмоционально-волевую, двигательную сферы.

3.Способствовать развитию высших психических функций: восприятие, память, речь, мышление, внимание.

3.Развивать игровые навыки, координацию движений, моторику

4.Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

5.Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;

Принципы, на которых основана программа:

1.Учет возрастных особенностей, зоны ближайшего развития;

2.Личностный подход;

3.Системность

4.Последовательность;

5.Интегративность;

6.Вариативность;

7.Повторяемость.

1. Принцип учета возрастных особенностей детей раннего возраста предполагает, что ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Учета зоны ближайшего развития ребенка - это опора на актуальный уровень развития ребенка;

2.Принцип индивидуально-дифференцированного и личностного подхода

означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

3.Принцип системности состоит в том, что затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка.

4.Принцип последовательности изложения материала предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов сеанса между собой.
5. Принцип интегративности предполагает соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в целом, так и каждого сеанса в отдельности.

6.Принцип вариативности предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания.

7. Принцип повторяемости заданий предполагает повторение тем, видов деятельности в течение нескольких сеансов.

Для успешного проведения сеансов необходимо создание благоприятных условий:
• Эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия

комфортности и благополучия;
• Максимальное число детей в группе от 6 -10 человек,

• Продолжительность игровых сеансов составляет 30минут при условии чередования видов деятельности.
• Наличие отдельного помещения предусматривающего организацию следующих зон: игровая – спортивная (с ковровым покрытием), практическая – возможно детская мебель для рисования, лепки, конструирования.

• Использование яркого, нового, необычного оборудования, позволяющего поддерживать интерес каждого ребенка до конца сеанса.
• Наличие наиболее привлекательного игрового оборудования в комплекте для каждого ребенка.
• Единство педагогических воздействий со стороны всех взрослых, участвующих в реализации программы.
• Процесс выполнения свободный и предполагает проявление творческих способностей детей и родителей.

Программа реализуется с октября по май, 1 раз в неделю, итого 32 игровых сеанса.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети:

-имеют представление о цвете, размере, форме;

-расширят представления об окружающем мире и его законах;

-разовьют чувства эмпатии, воображения, фантазии, расширят представления об эмоциях;

-разовьют умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-приобретут опыт, на основе своих ощущений делать прогнозы, оценивать последствия;

-разовьют произвольное внимание, слуховую и зрительную память, общую и мелкую моторику;

- разовьют координацию движений, чувства ритма, темпа;

-обогатят словарный запас;

-приобретут умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, способность регулировать процессы возбуждения и торможения;

-разовьют способности:

· подражание,

· воспроизведение,

· умение смотреть и слушать,

· умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Структура игровых сеансов:

1. Приветствие;

2. Двигательная разминка;

3. Основное содержание:

- введение в тему,

- встреча с персонажем,

- показ сказки;

4.игры, упражнения:

- на развитие психических процессов (память, внимание, восприятие);

- на сенсомоторное развитие;

- на развитие мелкой моторики;

- на релаксацию;

- подвижные игры.

5.Продуктивная деятельность.

6.Прощание.

Ритуал приветствия

Задача: создать благоприятную обстановку, эмоционально-положительную атмосферу в группе.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия, они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение.

Двигательная разминка

Предполагает непосредственную организацию детей: с целью переключения внимания на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.

Задача:

-снять эмоциональное и мышечное напряжение;

-развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений;

-развить умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха;

-развивать умения подражать движениям взрослого.

Используя стихи с движениями, музыкально-ритмические упражнения.

Основная часть

Все составляющие игрового сеанса имеют единый сюжет, стержнем которого является лексическая тема, на которую нанизываются различные задания, виды деятельности. Все лексические темы близки и понятны ребенку (времена года, игрушки, овощи и фрукты, деревья, насекомые, транспорт и т.д.).

Задача:

1.Развивать речь, активизировать и обогащать словарный запас.

2.Расширить представление детей об окружающем мире.

Используются следующие приемы:

-встреча с персонажем;

-рассматривание картин, иллюстраций;

-показ сказки.

Игры на развитие психических процессов

Упражнения и игры на развитие:

- зрительного и слухового внимания;

- зрительной и слуховой памяти;

- восприятия: цвет (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой-маленький), форма (круг, треугольник, квадрат);

- мышления;

- физиологического речевого дыхания,

- умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- саморегуляции и произвольности поведения;

- формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц, развивая у детей умение наблюдать за ощущениями в теле (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость, твердость-слабость), способность регулировать процессы возбуждения и торможения.

Подвижные и хороводные игры:

-на развитие саморегуляции и произвольности поведения.

-на взаимодействие со сверстниками, способствуя развитию коммуникативных навыков, эмоциональной сферы

-Продуктивный вид деятельности является органическим продолжением темы. Для маленьких детей важно увидеть результат своей деятельности. Особый интерес они испытывают к рисованию, лепке, аппликации.

Задания подбираются по тематике заявленной темы.

Используются нетрадиционные техники работы с крупами, макаронами, отпечатки поролоном, палочками, всевозможные превращения отпечатков собственной ладони, геометрических фигур и т.д.

- Ритуал прощания

«Дружно топнули ногой,

Помахали мне рукой,

До свидания сказали,

И в группу быстро побежали»

Стихотворение разучивается на первом сеансе и выполняется на протяжении всех встреч.

 

Приложение: игры

 

 

Список литературы:

1. Воронина С.В., Кухаренко Р.Ю. Тренинг раннего развития в паре мама-ребенок. – СПб.:Речь,2008.

2. Граббет Р. Игра для малышей от 2 до 6 лет.-М.:РОСМЭН,1999.

3. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).-СПб.:Речь, 2001.

4. Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,2004.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2008.

Психология образования в XXI веке: теория и практика. Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»Год издания: 2011

Процесс психологического сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания 0

Тарасова Л.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, let01@mail.ru

Полный текст

Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития системы образования. Это положение получи­ло подтверждение в опыте успешного построения служб сопровождения в ряде образовательных учреждений России.

На базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева создан Центр продленного дня, одной из форм работы которого является психолого-педагогическое сопро­вождение детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания «Интересно все вокруг».

Основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопро­вождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку не­обходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы [2, с. 137]. Сопровождение опирается на следующие методологиче­ские принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов, включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ре­бенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормиро­вания, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики. В качестве организаци­онной основы выступил запрос (социальный заказ) родителей на услуги по сопровождению детей.

Опрос показал, что родители приводят детей в данную группу для решения следующих за­дач: 1) постепенное включение детей в социум, следствием чего должна стать адаптация детей к дошкольному учреждению; 2) целенаправленное и педагогически оптимально организованное раз­витие детей. В связи с этим задача специалистов системы сопровождения состоит в поиске и реа­лизации различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения, нейтрализации фак­торов риска социальной дезадаптации, актуализации собственного потенциала развития ребенка.

В процессе сопровождения выделяют три взаимосвязанных компонента:

· диагностика развития (психического, личностного, социального) ребенка;

· реализация программ индивидуальных и групповых занятий развивающей направленности;

 

– анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для об­учения и развития и требований, предъявляемых ею к уровню развития ребенка.

На первом этапе важно было организовать адаптацию к условиям группы кратковременно­го пребывания, поэтому на занятиях рядом с детьми находились мамы. Тем самым мы пытались создать у ребенка доверие к нам (воспитателю и педагогу-психологу) через взаимодействие с ро­дителями. Время совместного пребывания ребенка с мамой в группе зависело от множества при­чин: если ребенок болел или долго не посещал группу по каким-то иным причинам, то приходи­лось начинать заново.

На этапе диагностики мы использовали авторскую методику психолого-педагогического об­следования Е.А. Стребелевой. Основой методики выступает «диагностическое обучение», позво­ляющее провести контроль познавательного развития детей раннего возраста и определить «зону ближайшего развития» для оказания каждому ребенку индивидуальной помощи [3, с. 137].

При построении программ психолого-педагогического сопровождения учитывались, во­первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность по­ведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические осо­бенности работы с детьми раннего возраста. Первая особенность состоит том, что маленький ребе­нок может воспринимать только те воздействия взрослого, которые адресованы лично ему. Необ­ходимы взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение – все то, что свидетельству­ет о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения взрослого. Вторая особенность – неэффективность чисто вербаль­ных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию беспо­лезны, т. к. дети еще плохо понимают их и не могут регулировать свое поведение посредством сло­ва. Следствием этого является необходимость эмоционального вовлечения детей, создания общего смыслового поля, эмоциональной включенности взрослого в нужные действия [1, с. 76], поэтому на каждое занятие к малышам приходят разные гости (мишка, кукла, ежик и др.), которые попада­ют в разные интересные игровые ситуации.

При проведении занятий необходимо, чтобы у каждого ребенка была своя игрушка в руках, т. к. индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями.

Развитие познавательных процессов базируется на основе формирования образов зрительного и слухового восприятия, осязания. Занятия проводятся с подгруппой детей (по 5 человек) в течение 15–20 минут. Своеобразие восприятия ребенка раннего возраста заключается в его фиксации толь­ко одного качества объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие.

На развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины и расположения в простран­стве использовали следующие игры и упражнения: «Разложи предметы по цветным коробочкам», «Веселый поезд (на основе рамок Монтессори)», «Веселые матрешки», «Парные картинки». Мы использовали разнообразные методы и приемы: пальчиковые игры, работу с манной крупой, раз­резные картинки, игры со шнуровкой и др.

Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться в работе, – это проблемы в по­ведении ребенка раннего возраста. В нашей практике они наблюдались у трех мальчиков с разны­ми проявлениями проблем в поведении. Согласно Т.И. Чирковой, все возможные причины можно условно разделить на четыре группы: первая группа причин связана с особенностями жизнедея­тельности семьи; вторая характеризуется ошибками родителей и воспитателей, допускаемыми при воспитании ребенка; третья основана на медицинских показателях; четвертая обусловлена острым протеканием кризисов психического развития детей [4, с. 25]. Изучение детей и работа с родителя­ми показали, что у двух детей проблемы в поведении связаны с ошибками в воспитании, а в одном случае появилась необходимость в консультации с логопедом и неврологом. Вполне очевидно, что решение этих проблем требует продолжительного времени и значительных совместных усилий педагога-психолога и родителей.

Литература

1. Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.И. Психологическая служба раннего возраста // Психоло­гическая наука и образование. 2005. № 1.

2. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов / Департамент образования Администрации Ярославской области ГОУ ЯО «Центр помощи детям». URl: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html.

3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля познавательного развития // Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 0. 2011. С. 48–56.

4. Чиркова Т.И. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста: консультации психолога. Н. Новго­род: Нижегор. гуманит. центр, 200

 

 

Психология образования в XXI веке: теория и практика. Издатель: Издательство ВГСПУ «Перемена»Год издания: 2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.058 с.)