Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Эволюция управленческой мысли. Школы и
Этапы развития менеджмента
Эволюция менеджмента – представление об изменениях, их направленности и закономерностях развития менеджмента. Эволюция менеджмента – смена идей, парадигм, технологий, принципов, функций, методов в управлении, адекватно отражающих уровень развития человека и общества, культуру организации и обеспечивающих эффективность менеджмента с учетом конкретных условий его применения.
Управленческая мысль XX века делает упор на менеджмент как науку (Ф.У. Тэйлор в 1911 году опубликовал книгу «Основы научного менеджмента», последователи: Гилбрет, Гант и др.). Главная идея – рационализация труда и производства плюс материальная заинтересованность ведут к росту производительности, эффективности. Наука – это законы, объективное знание (теория), базирующиеся на эксперименте и подтверждаемые опытом. Основа науки – возможность изучить, объективно измерить изучаемые явления. Менеджмент – научная дисциплина (например, НОТ – научная организация труда). Вместе с тем руководители-практики знают, что можно рационально (разумно, научно) спроектировать работу, но не всегда (по науке) удается заставить работника точно и неуклонно (как машину) выполнить предписание.
Нет счетчика в сознании человека для объективного измерения своей реакции на предложенный метод работы. Существует масса психологических и социальных (групповых) факторов, влияющих на поведение человека, на организацию и не поддающихся измерению (внутренних и внешних факторов). Следовательно, менеджмент – это не только наука, но и искусство, творческий поиск наиболее эффективных способов руководства.
Теория управления и результаты научных исследований – это не абсолютная истина, а инструмент, помогающий понять сложный мир организации, снизить риск принятия неоптимальных решений. Именно на этих постулатах строится практика эффективного управления, учитывающая психологию личности, культуру организации, ситуацию и предъявляющая особые требования к менеджеру как руководителю и лидеру.
История менеджмента делится на 2 этапа: эмпирический (опытный – с неолитической общины до начала XX века) и современный (научный – с Ф.У. Тэйлора – «отца научного менеджмента). Эмпирический менеджмент – этап накопления знаний. С начала XX века – этап их обобщения и трансформации в теорию, т.е. научное знание и инструментарий практического управления (технологию).
Характерным примером эволюции менеджмента является смена принципов управления (см. таблицу 1), впервые сформулированных А.Файолем и адаптированных к современным организациям бизнеса. Характеристика этапов и направлений в эволюции менеджмента представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений
Научное направление (школа)
| Ключевые концепции
| Основные идеи, используемые современным менеджером
| 1.
| 2.
| 3.
| 1. Научное управление
(1885-1920)
Ф.У. Тейлор;
Ф. и Л. Гилбреты;
Г. Гант;
Г.Эмерсон;
Г. Форд (старший)
| 1. Менеджмент – это научное управление (наблюдения, замеры, логика, анализ)
2. Эффективность производства – результат научной организации труда, специализации, рационализации, трудовых операций, интенсификации труда.
3. Технология организации – база трех элементов социотехнической системы: средств труда, предметов труда и живого труда, оптимально взаимосвязанных в едином производственном процессе.
4. Рабочий – элемент производственного процесса.
5. Ключ высокой производительности – материальный интерес (концепция экономического человека)
| 1. Менеджмент – наука (объективное знание), кумулятивно производящее новую информацию для эффективного управления.
2. Анализ, синтез, логика – инструментарии оптимизации управленческого процесса.
3. Технология организации – базовый элемент профессиональной культуры менеджмента; это способ организации и воспроизводства деятельности; совокупность знаний, умений и навыков в сфере науки, экономики (финансов) и социальных отношений.
| 2. Административная (классическая) школа
(1900-1950)
А. Файоль
М. Вебер
| 1. Администрирование – это наука; управленцы – особая категория специально обученных людей.
2. Универсальность принципов функционирования и развития организации, гарантирующих высокую эффективность при любом типе решения задач.
3. Управление – серия непрерывных взаимосвязанных действий (предвидение; организация; распорядительство; координирование; контроль).
4. Бюрократия – рациональная власть в организации
| 1.Наличие общих законов возникновения и развития организаций (целеполагание, выживаемость, адаптивность).
2.Процессный подход к управлению (логическое построение функций управления).
3.Управление – особый вид деятельности. Качество управленческого ядра – ключевой фактор успеха организации.
| 3. Школа человеческих (межличностных) отношений (гуманистическое направление)
(1930-1950).
М.П. Фоллет
Э.Мэйо (Хоторнские эксперименты)
А. Маслоу (лестница потребностей)
| 1. Менеджмент – способ выполнения работы руками других людей.
2. Человек – главный объект внимания управления.
3. НОТ и хорошая заработная плата не всегда ведут к росту производительности.
4. Мотивом деятельности являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности людей.
5. Межличностные отношения в группе – существенный фактор производительности и раскрытия творческих способностей работников.
6. Гармония (сбалансированность) труда и капитала – самостоятельный микроэкономический фактор производственного роста.
| 1. Менеджмент – это процесс достижения целей с помощью других лиц.
2. Человеческие ресурсы – ключевой элемент эффективности организации.
3. Потребности персонала – в фокусе внимания менеджеров.
4. Рабочие задания – главный способ раскрыть потенциал и обеспечить самореализацию работника.
5. Организационные достижения – это отражение качества рабочей жизни сотрудников.
6. Основные инструменты современного менеджмента в управлении кадрами:
- коммуникации;
- групповая динамика;
- мотивационная «палитра» сотрудников;
- лидерство;
- организация рабочих команд с коллективной ответственностью.
| 4. Школа поведенческих наук (развитие гуманистического направления)
(1950 – 1980)
Д. МакГрегор (теория “X”; теория “Y”)
Р. Блэйк, Д. Моутон (“Управленческая решетка”)
| 1. Организации, более полно использующие природную трудовую активность, умственные способности и творческое воображение работников, извлекают существенные дополнительные преимущества.
2. Формирование и поддержание высокопроизводительных рабочих коллективов – результат рационального выбора стиля руководства.
| 1. Отношение к членам организации как к рациональным, ответственным субъектам деятельности, способным к самоконтролю и самомотивации.
2. Качество исполнения рабочих заданий достигается высоким вовлечением сотрудников, доверием, уважением, лидерством
| 5. Наука управления (количественный подход)
(1950-1988)
Н. Виннер
Л. Канторович
| 1. Применение математики, статистики, точных инженерных наук (теория исследования операций)
2. Экономико-математическое моделирование.
| 1. Доминирование концепции количественных измерений в экономическом анализе бизнес-процессов.
2. Использование количественных моделей, методов и критериев при принятии управленческих решений.
| 6. Системный подход
(1960-1990)
| 1. Все есть система.
2. Эффективность управления – результирующая целостная система.
3. Система обладает новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам.
4. Каждый из элементов целостной системы взаимозависим, вносит свой вклад в характеристику целого.
5. Система обладает синергетическим эффектом (целое больше суммы отдельных его частей).
| 1.Организация – сложная система, ориентированная на достижение нескольких взаимосвязанных целей.
2.Эффективная организация та, у которой количество и качество на выходе выше, чем количество и качество на входе.
3.Цели, стратегии, технологии, коммуникации, адаптация к внешней среде – ключевые факторы успеха организации.
| 7. Ситуационный (кейсовый) подход
(1965-1995)
| Ситуационное мышление и оперативное принятие оптимального решения в нестандартных ситуациях – атрибуты современного менеджмента.
| 1.Концентрация внимания на значимых (контекстуальных) переменных ситуациях и их анализ.
2.Выбор адекватного ситуации поведения (пересмотр принципов функционирования, отход от данных закономерностей развития (структурные изменения), изменение типа управления и стиля руководства).
3.Ключевая задача – наработка потенциала (научение) для сохранения бизнеса и повышения его устойчивости в условиях организационно-экономических флюктуаций и стратегических перемен.
| 8. Стратегический менеджмент; инновации; лидерство; корпоративная культура
(1980-2000)
Н. Ансоф
П. Друкер
Г. Саймон
Ч. Бернард Т. Питерс
Р. Уотермен
У. Оуги
Г. Хофстед
| 1.Современный менеджмент – сложный и динамичный процесс стратегического управления ресурсами в условиях неопределенности и риска.
2.Изменения и инновации – основной формат жизнедеятельности организации высоких достижений.
3.Лидерство – доминирующий способ руководства персоналом конкурентоспособных бизнес-структур
| 1.Доминирует установка: «Атакующие выигрывают».
2.Осознана целевая задача стратегического менеджмента – создавать потенциал завтрашнего дня сегодня.
3.Деловая культура организации есть производная от особенностей национальной культуры и степени ее адаптации к мировому опыту.
4.Базовые представления о природе человека, смысле и формах жизнедеятельности, социальной реальности, взаимоотношениях с внешней средой, природе человеческих взаимоотношений – основы культурной парадигмы организации.
| 9. Современный менеджмент
(1990е-2000е)
- комплексное управление качеством (TQM)
| -
| - вовлечение работников;
- идентификация потребностей и ожиданий клиентов;
- контрольные сравнения (бенчмаркинг);
- постоянные усовершенствования
| - обучающаяся организация (организация высоких достижений (ОВД))
| -
| - реинжиниринг организационных процессов;
- идентификация проблем и поиск уникальных способов их решения;
- непрерывное организационное научение;
- самоуправляемые команды;
- наделение работников властью;
- открытие информации.
| - э-бизнес – организация открытой информационной культуры
| -
| - технологически ориентированные рабочие места;
- активные бизнес-контакты в системах Internet и Intranet (э-коммерция);
- электронные системы ресурсного обеспечения (планирования) бизнес-функций.
| Современный бизнес – это процесс, превращающий внешние ресурсы (знания) во внешние результаты (экономические ценности)
| -
| Менеджмент – это:
- творчество;
- способность логически мыслить;
- искусство видеть и рационально действовать;
- правильно интерпретировать и использовать результат.
|
|