Тема 19. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества



Раздел XI «Преступления против военной службы» состоит из одной главы 33 УК РФ. В ней сосредоточены преступления, посягающие на порядок прохождения военной службы. В отличие от других разделов и глав Особенной части, в главе 33 УК РФ раскрывается понятие преступлений против военной службы. В соответствии со ст. 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения военных сборов.

Таким образом, следует обратить внимание на то, что воинские преступления отличает специфичность объекта посягательства и субъекта преступления. Диспозиции норм этой главы УК РФ предусматривают деяния, характерные для преступлений против военной службы. Военнослужащими могут быть совершены любые преступления. Однако в этом случае они не будут отнесены к числу воинских преступлений, а действия виновных будут квалифицированы по другим статьям УК РФ.

При изучении уголовно-правовых норм главы 33 УК РФ студентам следует обращаться к ряду законодательных актов, регламентирующих отношения в сфере военной службы. В частности, необходимо изучить положения Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и др.

Рекомендуется обратить внимание на то, что объективная сторона преступлений против военной службы характеризуется теми же признаками, которые присущи общеуголовным преступлениям, т.е. они могут совершаться как путем действия (например, насильственные действия в отношении начальника - ст. 334 УК РФ), так и путем бездействия (нарушение правил кораблевождения - ст. 352 УК РФ). Составы воинских преступлений сформулированы или как формальные (ст. 338 УК РФ), или как материальные (ст. 334 УК РФ), или как формально-материальные (ст. 341 УК РФ).

При изучении преступлений против военной службы студентам следует обратить внимание на разграничение таких преступлений, как самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ) и дезертирство (ст. 338 УК РФ). Их основное отличие заключается в том, что при дезертирстве виновный имеет цель вообще уклониться от военной службы. При самовольном оставлении части такая цель отсутствует. Кроме того, дезертирство будет оконченным преступлением с момента оставления части или места службы, а равно неявки на службу.

Субъектами преступлений против военной службы являются две категории граждан: военнослужащие и военнообязанные граждане, находящиеся в запасе, проходящие военные сборы.

Раздел ХII УК РФ, как и предыдущий, состоит из одной главы. В указанный раздел и главу 34 УК РФ включены преступления, объединенные общим объектом. Объект преступлений против мира и безопасности человечества специфичен по сравнению с объектами других групп преступлений - им являются мир и безопасность человечества.

Эти преступления в своем большинстве имеют огромную общественную опасность. Особенность норм рассматриваемой главы состоит и в том, что многие из них являются продуктом не только национального, но и международного права. Изучение составов преступлений, помещенных в 34 главу УК РФ, потребует от студентов обращения не только к Российскому уголовному законодательству, но и к международным правовым актам.

Преступления против мира и безопасности могут быть разделены на две группы - преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, наемничество) и преступления против безопасности человечества (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения, геноцид, экоцид).

Анализируя составы конкретных преступлений против мира и безопасности человечества, необходимо уметь раскрыть содержание каждого их элемента (объекта, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта). При подготовке к занятиям студенты при изучении составов преступлений данной главы должны изучить те международные договоры, конвенции, соглашения, на основании которых раскрывается сущность того или иного преступления.

При анализе геноцида следует показать его отличие от военных преступлений, обратив внимание на специальную цель, с которой совершается преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ. При характеристике экоцида (ст. 358 УК РФ), нужно уяснить содержание объективной стороны и момент окончания данного преступления.

Проводя анализ наемничества (ст. 359 УК РФ), следует выяснить отличие первых трех форм его совершения от использования наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях. Кроме того, следует обратить внимание на ч. 3 ст. 359 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за действия, совершенные специальным субъектом - наемником.

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей

 

При изучении дисциплины «Уголовное право» особая роль отводится самостоятельной работе студентов. Современный юрист обязан быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей аналитического подхода, в том числе и в нестандартных ситуациях. Именно поэтому студенты в результате обучения должны прежде всего научиться творчеству, умению приобретать имеющиеся и создавать новые знания. Теоретическая база, которую обеспечивает прежде всего самостоятельная творческая работа, является фундаментом, на котором стоит здание правовых знаний.

Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практических материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семинарских занятий, подготовку ответов на вопросы для зачета и экзамена.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Важным в самостоятельной работе студентов является изучение ими различных рекомендаций по темам курса, учебных материалов теоретического характера.

Изучение дисциплины уголовное право осуществляется в процессе лекций, семинарских, практических занятий, а также самостоятельной учебной работы.

На лекциях излагаются важнейшие в профессиональном отношении и наиболее трудные вопросы дисциплины.

Важная роль отводится и семинарским занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа студентов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль). В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Российский следователь», «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция», ««Черные дыры» в российском законодательстве», «Журнал Российского права» и другим изданиям.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендуется делать выписки наиболее важного материала, в частности основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных понятий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах: в составлении плана изученного источника; в выписках концептуальных положений автора работы; в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника; в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи; в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

По каждой теме семинарского занятия имеется перечень необходимой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету» «Парламентскую газету» «Собрание законодательства»).

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно: проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах; изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара; продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях используется система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в УМК, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты.

В настоящих методических материалах предлагаются варианты задач, которые должны быть решены во внеаудиторное время, с последующим разбором правильности решения на семинарских занятиях.

При решении задач студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем.

В ходе решения задачи следует изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда, теоретические разработки. В случае если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.

В ходе решения задач и обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях используются методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности судов, муниципальных, региональных, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, для того, чтобы овладеть умением и навыками к публичным выступлениям.

При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам.

В процессе самостоятельной работы, как отмечалось выше, студент должен ознакомиться с содержанием настоящих методических материалов, требованиями, предъявляемыми к изучению спецкурса.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Необходимо учесть, что настоящий учебно-методический комплекс является руководством общего характера по вопросам изучения дисциплины и не заменяет учебников по уголовному праву и другую рекомендованную для изучения литературу. Основная цель учебно-методического комплекса – обеспечить студентам самостоятельную работу с уголовным законодательством, материалами пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации, материалами судебной практики Верховного Суда РФ, учебными, научными и иными источниками, а также наметить реальные связи научных положений с правоприменительной деятельностью, что способствует упрочению приобретаемых знаний, активному их обсуждению на семинарах и успешной сдаче зачета и экзамена.

Методические рекомендации по вопросам самостоятельной работе преследуют также частные цели: научить студентов при изучении литературы выделять и запоминать наиболее важные и трудные для уяснения категории и положения уголовного права, выработать у них творческий подход к теоретическим проблемам и выводам, критическое отношение к отдельным научным подходам в отношении тех или иных институтов уголовного права и правоприменительной практики, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

Говоря о процессе самостоятельной работы, следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др.). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе.

Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.


 

Задания для контролируемой самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа к теме 1: «Понятие и значение Особенной части УК РФ. Система Особенной части УК РФ»

Задание

1. Изучите историю становления российского уголовного законодательства и назовите, в каком источнике впервые появилось деление уголовного законодательства на общую и особенную части.

2. Ознакомьтесь с положениями Особенной части УК РФ и назовите конкретные нормы, которые были криминализированы, а которые декриминализированы.

3. Раскройте правила квалификации неоконченных преступлений и преступлений, совершенных в соучастии.

4. Определите этапы квалификации преступлений.

 

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня.*

2. Уголовное право: Общая часть: учебник /Под ред. С.И. Улезько, И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной. - М.: Юрайт, 2012.*

3. Лунеев В.В. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2010.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 2: «Преступления против жизни и здоровья»

Задание

1. Раскройте содержание квалифицирующих признаков убийства с учетом положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)».

2. Дайте характеристику потерпевшего в ст. 106 УК РФ.

3. Махроненко изнасиловал жену Пороховикова. Пороховиков, узнав об этом, пришел в дом к Махроненко, где застрелил Махроненко, его брата, отца и мать.

Квалифицируйте содеянное.

4. Донской и Ордин в состоянии алкогольного опьянения из личных неприязненных отношений избили Б., сломав ему средний и безымянный пальцы правой руки. Во время избиения они договорились убить Б. и совместно задушили его при помощи шнурков от ботинок и палки.

Квалифицируйте действия Донского и Ордина.

 

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 105-125.*

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. №3. *

3. Уголовное право: Общая часть: учебник /Под ред. С.И. Улезько, И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной. - М.: Юрайт, 2012.*

4. Бородин С.В. Преступления против жизни. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.*

5. Попов А.Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 3: «Преступления против свободы, чести и достоинства личности»

Задание

1. Определите критерии отграничения похищения человека и захвата заложника.

2. Затаив обиду на директора предприятия за непредоставление отпуска в летнее время, Шорин распространил среди рабочих и служащих слух о том, что якобы директор страдает заразным заболеванием. В результате многие работники стали сторониться директора, боясь заразиться.

Каково ваше мнение об уголовно-правовой оценке поведения Шорина?

3. Узлов и Каюмов, распивая в доме Г. спиртное, предложили и ей выпить, но получили отказ. Тогда они заперли Г. в холодном чулане, сказав: «Надумаешь выпить - постучишь». Продолжая пить самогон, они забыли о Г. Наутро, проснувшись, они обнаружили Г. умершей от переохлаждения.

Квалифицируйте содеянное?

 

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1996, 18 июня. Ст. 126-128.1. *

2. Энциклопедия уголовного права. Т. 14: Преступления против свободы, чести и достоинства. - СПб.: Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 4: «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»

Задание

1. Дайте понятие развратных действий.

2. Проведите разграничение изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

3. Ипатов, несмотря на сопротивление Ч., совершил с ней половой акт. Вырвавшись из рук насильника, Ч. выбежала на балкон и выбросилась с девятого этажа, покончив жизнь самоубийством.

Квалифицируйте содеянное.

4. Преподаватель колледжа Аминов вечером во время дежурства по колледжу предложил замужней учащейся Ф. прогуляться и, заведя ее в затемненное место, склонил к половому акту путем обещания поставить зачет по его предмету.

Подлежит ли Аминов уголовной ответственности? Если да, то квалифицируйте содеянное.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 131-135.*

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам, предусмотренным статьями 131 и 132 Уголовного кодекса РФ» // Российская газета. 26 июня. 2004.*

3. Уголовное право: Общая часть: учебник /Под ред. С.И. Улезько, И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной. - М.: Юрайт, 2012.*

4. Энциклопедия уголовного права. Т. 15: Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. - СПб.: Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 5: «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»

Задание

1. Дайте юридический анализ состава отказа в предоставлении гражданину информации.

2. Раскройте понятие личной и семейной тайны.

3. Хасанова, имеющая регистрацию по постоянному месту жительства в г. Грозном, пыталась устроиться на работу в Московской области учителем математики в школу. Директор школы Генералов отказал ей в приеме на работу на том основании. Что она не имеет регистрации по постоянному месту жительства в Московской области.

Есть ли в действиях Генералова состав преступления? Если да, то квалифицируйте содеянное

4. Организация опубликовала сведения о вакансии юриста, указав. Что требуется кандидат мужского пола.

Квалифицируйте содеянное.

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 136-149.*

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 7.*

3. Уголовное право: Общая часть: учебник /Под ред. С.И. Улезько, И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной. - М.: Юрайт, 2012.*

4. Энциклопедия уголовного права. Т. 16: Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. - СПб.: Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 6: «Преступления против семьи и несовершеннолетних»

Задание

1. Выявите специфику субъектов преступлений против семьи и несовершеннолетних.

2. Особенности квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

3. Директор детского дома Тетеркин провинившихся детей сажал в темный сырой подвал и держал там под замком без пищи и воды по 10-12 часов. При проверке зафиксировано более 20 таких случаев.

Квалифицируйте действия виновного.

4. В течение трех лет совместной жизни у Катковой и ее мужа не было детей. Желая сохранить семью, она незадолго до ухода мужа в плавание заявила ему, что беременна. В дальнейшем, с целью сокрытия обмана, она на улице города из детской коляски взяла чужого трехмесячного ребенка и обманным путем зарегистрировала его на свое имя.

Подлежит ли Каткова уголовной ответственности? Если да, то квалифицируйте содеянное

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 150-157.*

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. № 4.*

3. Бриллиантов А.В., Косевич Н.Р. Уголовно-правовая защита семьи и несовершеннолетних: Учеб. пособие: М.: РАП, 2005.*

4. Уголовное право: Общая часть: учебник /Под ред. С.И. Улезько, И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной. - М.: Юрайт, 2012.*

5. Энциклопедия уголовного права. Т. 17: Преступления против семьи и несовершеннолетних. - СПб.: Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 7: «Преступления против собственности»

Задание

1. Дайте определение предмета хищения, выявите его специфику.

2. Дайте юридический анализ угона автомобиля или иного транспортного средства, проведите отграничение его от кражи.

3. Кустов и Борисов напали на проходившую по железнодорожному полотну ученицу ПТУ Н. Кустов стал держать за руку Н. и, угрожая ей расправой, запрещал кричать, а Борисов, преодолевая сопротивление, снял с нее золотые украшения и отобрал сумочку, где был кошелек с деньгами.

Квалифицируйте действия виновных.

4. Иванов и его жена после расторжения брака проживали совместно в квартире, раздел имущества не производили. Однажды он не обнаружил в своей комнате мебели, приобретенной в период брака. Полагая, что мебель вывезла бывшая жена, Иванов взял у несовершеннолетней дочери ключи от комнаты жены и забрал «в возмещение ущерба» телевизор и музыкальный центр.

Квалифицируйте действия Иванова.

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 158-168. *

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2002 г. № 7 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2003. № 2.*

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 2.*

4. Бойцов А.И. Преступления против собственности. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. *

5. Лопашенко Н.А. Преступления против собственности: теорет. приклад. исслед. - М.: ЛексЭст, 2005.*

6. Энциклопедия уголовного права. Т. 18: Преступления против собственности. - СПб.: Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 8: «Преступления в сфере экономической деятельности»

Задание

1. Раскройте понятие легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

2. Проведите отграничение незаконного предпринимательства от незаконного образования (создание, реорганизация) юридического лица и от незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.

3. Семенов приобрел в садово-огородническом товариществе «Наука» садовый участок площадью 0,12 га. Брат Семенова Зайцев, являясь начальником комитета по земельным ресурсам и землеустройству, отдал распоряжение сотруднице комитета Клюевой при оформлении и регистрации сделки купли-продажи земельного участка на имя Семенова рассчитать стоимость участка, снизив нормативную плату за землю в два раза, сославшись на то, что Семенов имеет льготу. Как выяснилось, никаких льгот у Семенова не было.

Квалифицируйте действия Зайцева и Клюевой.

4. В соревнованиях по боксу победитель в тяжелом весе получал 30 тыс. евро и поездку в немецкий город Кельн для участия в профессиональном турнире. Менеджер Котелевский, представлявший интересы тяжеловеса Бочарова, добился от трех судей присуждения 1-ого места Бочарову. Судье Данилову менеджер передал 3 тыс. евро, судье Аветисяну - 3,5 тыс. евро, а судье Клейновскому менеджер оплатил стоимость двух туристических путевок во Францию на сумму в 2850 евро.

Определите, кто в данной ситуации будет подлежать уголовной ответственности, и по какой статье УК РФ будут квалифицированы его действия.

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 169-199.2.*

2. Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.*

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 1.*

4. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). – М.: Волтерс Клувер, 2006.*

5. Энциклопедия уголовного права. Т. 19: Преступления в сфере экономической деятельности. - СПб.: Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 9: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»

Задание

1. Проведите отграничение коммерческого подкупа от получения и дачи взятки.

2. Определите специфику субъекта преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

3. Руководитель горэлектросети Шалаев за изменение технических условий электроснабжения в интересах коммерческого банка потребовал от руководителя банка Слудина и получил 60 тысяч рублей наличными.

Квалифицируйте действия Шалаева и Слудина.

4. Сушков, являясь председателем городского спорткомитета, ввиду недостаточного финансирования спорта мэрией решил совершить коммерческую сделку, право на которую ему предоставлялось п. 2.4. должностной Инструкции. Он заключил договор с болгарской фирмой на поставку продуктов питания, а с местной фирмой «Барт» - на реализацию последней. Выручка от реализации должна была поступить спорткомитету. Однако вследствие неопытности Сушкова в коммерческой деятельности прибыль получена не была. Напротив, убытки составили свыше 219 тыс. рублей.

Усматривается ли в действиях Сушкова признаки преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ? Обоснуйте свою точку зрения.

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 201-204. *

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.*

3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). – М.: Волтерс Клувер, 2006.*

4. Шнитенков А.В. Комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (постатейный). Судебная практика. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.*

5. Энциклопедия уголовного права. Т. 19: Преступления в сфере экономической деятельности. - СПб.: Издание проф. Малинина - СПб ГКА, 2011.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 10: «Преступления против общественной безопасности»

Задание

1. Проведите отграничение захвата заложника от похищения человека.

2. Раскройте понятие банды.

3. Чтобы понудить к выполнению требования о предоставлении денег и самолета для вылета с острова Малый, Балаев и Тимин захватили в качестве заложника Н. Стремясь заставить руководство острова быстрее выполнить требование, они угрожали убить Н., стреляли из автомата в воздух. Их действия были квалифицированы судом по ст. 205 и 206 УК.

Правильна ли такая квалификация? Обоснуйте свою точку зрения

4. В состоянии опьянения пенсионер Заболотов позвонил по телефону на телевидение и сообщил, что если Правительство в течение 2 часов не объявит о двукратном повышении пенсий, он взорвет Кремль, где якобы уже заложена бомба. Заболотов не имел ни возможности, ни намерения привести угрозу в исполнение.

Квалифицируйте содеянное?

Рекомендуемая литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1996. 18 июня. Ст. 205-227.*

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3.*

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10 июня 2010 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)»// Российская газета. 2010. от 18 июня.*

4. Уголовное право: Общая часть: учебник /Под ред. С.И. Улезько, И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной. - М.: Юрайт, 2012.*

5. Корецкий Д.А., Пособина Т.А. Современный бандитизм. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к теме 11: «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»

Задание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.123 с.)