Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ПОВЫШЕНИЕ квалификации психологов и психиатров в области современной психотерапии.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОВЫШЕНИЕ квалификации психологов и психиатров в области современной психотерапии. КОМПЛЕКСНАЯ психологическая подготовка учителей: психологический видеотренинг учительской эффективности. КОМПЛЕКСНАЯ психологическая подготовка менеджеров и руководителей. ВИДЕОТРЕНИНГ делового общения. ОРГАНИЗАЦИЯ комнат психологической разгрузки на предприятиях с комплектацией видео- и аудиоматериалов и подготовкой персонала. ПРОВЕДЕНИЕ психодиагностических исследований. ЭФФЕКТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ Освоившие AT и регулярно занимающиеся ею могут: 1. Успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение, что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов и 'Психосоматических заболеваний, т. е. заболеваний, источником которых является стресс (гипертонической болезни, ишемичеокой болезни сердца, гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, экземы, псориаза). 2. Быстро отдохнуть. Восстановление сил в аутогенном 3. Самостоятельно регулировать такие функции организ 4. Бороться с болью (см. § 20). 5. Активизировать психические и физические функции, 6. Активизировать творческие ресурсы через развитие ин ,7. Побеждать вредные привычки путем рациональной борьбы со стрессом, эмоциональной и интеллектуальной активизации. 8. Углубленно познать себя. Древние мудрецы и врачи «считали глубокое самопознание условием здоровья и развития личности. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ Установлено, что аутогенное состояние возникает само собой, если человек: а) находится в тихом месте (см. § 4); б) расслабился в удобной позе (см. §§ 5, 7—10); в) концентрирует внимание на чем-либо (см. §§12—18); г) осуществляет 'концентрацию внимания особым обра Эти условия были сформулированы в 1975 г. американским исследователем Гербертом Бенсоном. Он особенно подчеркивал важность последнего пункта, как в свое время это делал и И. Г. Шульц, указавший на пассивный характер концентрации внимания при аутогенной тренировке. Знание этих условий чрезвычайно важно, так как избавляет занимающегося от необходимости делать какие-либо усилия над собой; оно служит теоретическим обоснованием пассивного подхода к занятиям аутогенной тренировкой, описанного во «введении». Сформулировав требования к условиям возникновения аутогенного состояния, Г. Бенсон на их основе создал свой метод вхождения в аутогенное состояние (см. § 16). КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЫХОДИТЬ ИЗ АУТОГЕННОГО СОСТОЯНИЯ? Специальная методика выхода позволяет за короткое время эффективно перейти от аутогенного состояния к бодрствованию и максимально активизироваться. Для выхода из аутогенного состояния: а) перестаньте выполнять инструкцию занятия и скон б) медленно сожмите кулаки, почувствуйте силу в руках, в) не разжимая кулаков, вытяните руки в сторону ко г) дождитесь окончания очередного выдоха; д) сделайте глубокий вдох, одновременно на вдохе подни е) сделайте паузу продолжительностью около 1—2 секунд, ж) одновременно: резко выдохните через рот, разожмите кулаки и откройте глаза. После этого спокойно опустите руки (см. рис. 2). Рис, 2 10 Во время выхода из аутогенного состояния следует максимально сосредоточиться на энергии, силе, накопившихся за время занятия (даже если их прирост и был небольшим). К каждой фазе выхода переходите только после того, как выполнена предыдущая. Фазы а-е выполняйте замедленно, фазу ж — максимально быстро и энергично. Тем, у кого артериальное давление имеет тенденцию к повышению, во время выхода нужно концентрироваться на спокойной, умиротворенной силе, накопившейся за время занятия. Склонным к пониженному артериальному давлению надо сосредоточиться на бодрости, заряженности энергией, ощущении озноба вдоль позвоночника, пробегания «мурашек» вдоль тела. За 1 —1,5 часа до сна описанную методику не применяйте. Закончив занятие, перестаньте выполнять инструкцию данного занятия, посидите некоторое время с закрытыми глазами, затем медленно выпрямьте спину и откройте глаза. Посидите 1—2 минуты, после этого можно встать. Инструктору. Практическая отработка методики эффективного выхода из аутогенного состояния имеет большое значение. Недостаточно четкое ее выполнение ведет к вялости, разбитости после занятий AT. Это снижает ценность занятий и может послужить причиной их прекращении. Наоборот, даже изолированное применение этой методики без предшествовавшего ей занятия AT может вызвать бодрость, прилив сил, повышение работоспособности. Наиболее распространенные ошибки: быстрота и скомканпость выполнения, отсутствие пауз между фазами, неодновременное открывание глаз, выдох, разжимание кулаков в фазе ж, недостаточно резкий выдох. Инструктору следует самому демонстрировать выход. Проконтролируйте выход у каждого участника занятия, а остальным предложите сделать свои замечания. § 7. ПОЗА ПОЛУЛЕЖА В КРЕСЛЕ С ВЫСОКОЙ СПИНКОЙ Расположитесь полулежа в кресле так, чтобы при расслаблении голова откидывалась назад. Положение рук и ног, как в позе «кучера на дрожках» (см. рис. 3). Осваивая позы для аутогенной тренировки, помните, что они должны быть симметричными. Любой перекос во время занятия будет вызывать напряжение, предупреждающее падение. П Рис. 3 Рис. 4 МАСКА РЕЛАКСАЦИИ» «Маска релаксации» — выражение лица, при котором максимально расслаблены мимические, жевательные мышцы и язык. Каждая напряженная мышца оказывает стимулирующее воздействие на головной мозг, а это мешает возникновению аутогенного состояния. Есть группы мышц — мимические, жевательные, языка и кистей рук — которые оказывают большее влияние на состояние мозга, чем другие мышцы; пбэтому их расслаблению уделяется большее внимание. Мышцы кистей рук довольно легко удается расслабить, а для остальных групп мышц существуют специальные упражнения, связанные с тем, что в повседневной жизни мы не сталкиваемся с работой над этими мышцами; кроме того, правила приличия не позволяют держать рот открытым и расслаблять мимические мышцы. ЗАДАНИЕ № 2. Для расслабления жевательных мышц при вертикальном положении головы беззвучно произнесите звук «Ы», дайте челюсти отвиснуть. Посидите так несколько минут, понаблюдайте, как с расслаблением жевательных мышц по ©сему телу проходит волна расслабления, как расслабляются мышцы лица, тяжелеют веки, останавливается взгляд, становится нерезким окружающее за счет расслабления мышц, фокусирующих хрусталик. На первых порах понаблюдайте за своим лицом в зеркало. Упражнение закончите выходом из аутогенного состояния, так как даже на первых порах при хорошем расслаблении мимических и жевательных мышц возникает аутогенное состояние той или 'иной степени глубины. ЗАДАНИЕ № 3. При вертикальном положении головы расслабьте жевательные мышцы беззвучным «Ы». Затем для расслабления языка беззвучно произнесите слог «Тэ», при этом расслабленный язык мягко упрется в заднюю поверхность нижних зубов. Понаблюдайте за своим состоянием. Позвольте отяжелевшим векам опуститься. Упражнение закончите выходом. Если нет возможности позаниматься 5—10 минут, выполняйте задание более короткое время, хотя бы даже несколько секунд. После освоения «маски релаксации» соедините ее с изученными позами для аутогенной тренировки следующим образом. Полулежа в кресле с высокой спинкой, «маска релаксации» выполняется так, как было описано выше. В позе «кучера на дрожках» и в позе в кресле с низкой спинкой при опускании головы рот пассивно закрывается. В позах лежа при расслаблении жевательных мышц челюсть сползает вниз (см. рис. 7). «Маску релаксации» можно применять и изолированно в случаях, когда нет возможности заниматься аутогенной тренировкой. Попробуйте, и вы почувствуете, как в результате уменьшается физическое и психическое напряжение,.проходит головная боль. АУТОГЕННАЯ МОДИФИКАЦИЯ Аутогенная модификация — изменение своего состояния и поведения в аутогенном состоянии. Прежде чем заниматься аутогенной модификацией, следует составить список задач, которые вы хотите решить с помощью аутогенной тренировки и распределить их по степени сложности для вас. Начинайте с самой легкой. Опишите картину состояния, которое мешает достижению поставленной цели. Обратите внимание на его эмоциональный, интеллектуальный (мыслительный) и телесный компоненты. Например, успешной сдаче экзаменов мешает робость, сопровождающаяся напряжением, ощущением холодка вдоль позвоночника и мыслями типа: «Ну все! Не сдам!» Создайте комплексный позитивный образ, противоположный вышеописанному. В данном случае образ может быть таким: спокойствие, тепло вдоль позвоночника и мысль: «Я уверен в себе» или короче: «Уверен». Хорошо также проанализировать свое состояние в тех случаях, когда вам удалось преодолеть это затруднение, и дополните его элементами комплексный (позитивный образ. Формулы самовнушения должны удовлетворять следующим требованиям: 1. Краткость. Мы не мыслим длинными развернутыми предложениями, поэтому короткая фраза будет лучше запечатлеваться нашим сознанием. Например, формула: «Спокоен» лучше, чем «Я спокоен и уверен в себе в любых ситуациях». 2. Позитивность. Формула должна утверждать, а не отрицать. Например, формула: «Я не боюсь экзаменов» может усилить боязнь. Следует применять формулы: «Уверен», «Все помню» и т. п.
3. Индивидуальность. Формула составляется только для вас, она не должна удовлетворять всех. Вспомните, как в трудные минуты вам помогала фраза, понятная только вам. Если вам и ранее помогало, например, слово: «Все!» в преодолении тяги к курению, вы смело можете пользоваться им для аутогенной модификации, хотя другому человеку оно может показаться бессмысленным. ЗАДАНИЕ № 11. Составьте таблицу. В первом столбце ее разместите стоящие перед вами задачи, начиная с самых простых и кончая самыми сложными. Во втором столбце запишите состояния, мешающие достижению каждой задачи. В третьем столбце поместите комплексный позитивный образ для каждой ситуации. Проконсультируйтесь с руководителем ваших занятий. В аутогенном состоянии совместно с шестью стандартными упражнениями созерцайте комплексный позитивный образ самой легкой задачи. После достижения этой задачи можно перейти к следующей. Пример
Вполне возможно, что после индивидуального обсуждения вам будет предложено объединить комплексные позитивные образы для работы над обеими проблемами: во время занятия AT акцент на спокойствии, тепле, особенно спины и солнечного сплетения, формула: «Я могу!». Если задачи объединить невозможно, добейтесь выполнения самой простой и после этого переходите к следующей. Борьба с болью осуществляется подобным же образом. Комплексный позитивный образ включает в себя прохлад) или тепло в области, которую надо обезболить (уточняется с. врачом) и формулы о нечувствительности, чуждости или отсутствии этой области. Например, комплексный позитивный образ для удаления зуба: спокойствие, огромная расслабляющая тяжесть во всем теле, холод в нижней половине лица, как будто вы лежите лицом в снегу, и вследствие этого нижняя часть лица стала нечувствительной, формула: «Нижняя часть лица чужая» или просто «Чужая» при направлении внимания на нижнюю часть лица. В том случае, если у вас вызывает затруднения определенная ситуация, например, страх перед ездой в транспорте, страх высоты, страх перед публичными выступлениями, можно применять созерцацие этих ситуаций на фоне аутогенного состояния. Систематическое сочетание образа этой ситуации со спокойствием приведет к тому, что и в реальной ситуации вы будете чувствовать себя спокойно. Этот метод, названный Джозефом Уолпом (США) систематической десензитизацией, можно сочетать с применением комплексного позитивного образа. В аутогенном состоянии можно получить и усовершенствовать двигательные навыки. В аутогенном состоянии вы можете многократно повторять в своем воображении действия, которые надо разучить или усовершенствовать. Для этого необходимо: II. Точно продумать движения, которые следует разучить. 2. Во время аутогенной тренировки не только зрительно представляйте совершаемое действие, но и почувствуйте, «вообразите» мышцами, «пропустите» его через себя. 3. Мысленно проговаривайте про себя совершаемые действия параллельно с совершаемым действием или перед ним. 4. Начиная разучивать движения, представляйте его исполнение в замедленном темпе, затем, по мере освоения его, темп его представления ускоряется до реального. 5. В начале освоения двигательного навыка лучше мысленно представлять его в позе, близкой к реальному положению тела во время выполнения этого действия. В дальнейшем эту работу можно продолжить в классических позах для AT. 6. По мере освоения двигательного навыка можно включать реальные движения или позволять им проявиться. 7. При воображении движения раствориться в нем, не думать о конечном результате. Подробнее об использовании идеомоторных образов можно прочесть в книге А. В. Алексеева (Алексеев А. В., 1985).
ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев А. В. Себя преодолеть. 3-е изд. М., 1985. 2. Беляев Г. С, Лобзин В. С, Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. Л., 1977. 3. Вирах А. Победа над бессонницей. М., 1979. 4. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., 1973. 5. Линдеман X. Аутогенная тренировка. 2-е изд. М., 1985. 6. Пахомов Ю. В. Занимательный аутотренинг. — В кн.: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. Игры и упражнения. М., 1988. 7. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. М., 1985. 8. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ 1. Петров Н. Н. Аутогенная тренировка как метод коррекции на«рушений внутрисемейных отношений // Семья и формирование лич«ности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. 2. Лобзин В. С. Аутогенная тренировка. Л., 1986. 3. Храмелашвили В. В., Лебедев В. Б. Психологические проблемы в клинике сердечно-сосудистых заболеваний: немедикаментозные методы вмешательства при ишемической болезни сердца. Обзор. М., 1986. 4. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М., 1985. 5. Benson H. Relaxation response New York 1975. 6. Schultz I. H. Das Autogene Training. 16. Auflage Stuttgart, 1979 СОДЕРЖАНИЕ Школа самочувствия.......................................................................... 2 ВВЕДЕНИЕ............................................................................... 4 § 1. Аутогенная тренировка, общие сведения., 5 § 2. Эффекты аутогенной тренировки.... 6 § 3. Условия возникновения аутогенного состояния, 7 § 4. Место для занятий аутогенной тренировкой.. 7 § 5. Поза «кучера на дрожках»................................................ 8 § 6. Как лучше всего выходить из аутогенного состояния? 10 § 7. Поза полулежа в кресле с высокой спинкой.. 11 § 8. Поза в кресле с низкой спинкой.... 12 § 9. Поза лежа с подушкой под головой.... 12 § 10. Поза лежа без подушки («савасана»),., 13 § 11. «Маска релаксации»........................................,. 14 § 12. Вводное упражнение «спокойствие»... 15 § 13. Первое стандартное упражнение «тяжесть»., 17 § 14. Второе стандартное упражнение «тепло»,. 19 § 15. Третье стандартное упражнение «сердце».. 20 § 16. Четвертое стандартное упражнение «дыхание». 21 § 17. Пятое стандартное упражнение «солнечное сплетение» 23 § 18. Шестое стандартное упражнение «прохлада лба» 24 § 19. Динамика аутогенного состояния.... 95 § 20. Аутогенная модификация................................................ 27 § 21. Высшая ступень аутогенной тренировки... 29 § 22. Аутогенная тренировка и музыка.... 30 § 23. Аутогенная тренировка в повседневной жизни, 31 ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА..... 31 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ.... 32 ПОВЫШЕНИЕ квалификации психологов и психиатров в области современной психотерапии. КОМПЛЕКСНАЯ психологическая подготовка учителей: психологический видеотренинг учительской эффективности. КОМПЛЕКСНАЯ психологическая подготовка менеджеров и руководителей.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.008 с.) |