Вводное упражнение «спокойствие» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вводное упражнение «спокойствие»



Цель вводного упражнения — создание предварительных условий для начала занятия аутогенной тренировкой.


 





ЗАДАНИЕ №4.

В подходящем для AT месте (см. § 4) примите одну ;
из поз для AT (§§ 5, 7—10), расслабьтесь, обратив осо-
бое внимание на «маску релаксации» (§ 11), закройте
глаза. Дышите спокойно, как во сне; вдох и выдох через
нос.

Пассивно сосредоточьтесь на спокойствии, являю­щемся следствием:

а) нахождения в тихом месте;

б) расслабления в удобной позе;

в) отключения от окружающего при закрывании глаз.

Не внушайте себе какого-то особого спокойствия, пас­сивно сосредоточьтесь на том, которое у вас есть в дан­ное время. Даже если вы напряжены на девять деся­тых (9/10), то сосредоточьтесь на одной десятой (1/10) расслабления.

Занимайтесь ровно столько, сколько вы можете за­ниматься пассивно. Если вы начали отвлекаться, сле­дует сделать выход. Перед сном выход не делайте.

Помните, что только пассивная концентрация дает физио­логический эффект.

Наиболее распространенная ошибка в начале обучения


AT-— неумение видеть зачатки нужного состояния и, вслед­ствие этого — стремление внушить себе «нужное» состояние. Такая внутренняя активность разгоняет даже зачатки сос­тояния, возникающего при выполнении требований, изло­женных в § 3. Дальнейшие попытки внушить то, чего нет, уси­ливают внутреннюю борьбу, превращают такое «расслабле­ние» в муку.

Инструктору. Пусть занимающиеся выполнят на занятии зада­ние № 4. В первый раз рекомендуйте концентрироваться на уп­ражнении всего несколько секунд, чтобы не было соблазна активно вызывать спокойствие. В течение нескольких секунд сосредоточить­ся на реальном спокойствии может даже рассеянный человек. Об­судите результаты.

В дальнейшем все групповые занятия начинайте и заканчивайте занятием AT в том объеме, в котором занимающиеся ее освоили. Предупреждайте, что выход из аутогенного состояния каждый делает не по общему сигналу, а тогда, когда помехи в пассивной концентрации возвестят, что время пассивной концентрации исчер­пано. Не забывайте отмечать особенности выполнения выхода из аутогенного состояния.

§ 13. ПЕРВОЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ТЯЖЕСТЬ»

Создатель аутогенной тренировки И. Г. Шульц предложил вызывать физиологические сдвиги путем пассивной концент­рации на зачатках ощущений, сопровождающих эти сдвиги. Поскольку расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести в них, он предложил для расслабления мышц пас­сивно концентрировать внимание на реальной тяжести тела.

Почувствовать тяжесть тела можно, проделав следующие опыты:

а) положите руку на воздушный шар или скомканную бу­
магу, убедитесь в том, что под влиянием тяжести руки они
сдавливаются;

б) положите руку на весы, понаблюдайте за отклонением
стрелки, отражающим тяжесть руки;

в) в любой из поз для аутогенной тренировки попробуйте
приподнять руки, постепенно наращивая усилия в дельтовид­
ных мышцах (покрывающим, подобно эполетам, наши пле­
чевые суставы), убедитесь в том, что при малом усилии это
не удается, так как мешает тяжесть рук; почувствуйте эту
тяжесть;

г) лежа в ванне, наполненной водой, поднимайте вытяну­
тые расслабленные руки; когда руки поднимутся над водой,


почувствуйте приращение тяжести в них; другой вариант: выпустите <воду из ванны и наблюдайте приращение тяжести во всем теле по мере вытекания воды.

Таким образом вы можете убедиться н том, что тяжесть присуща нашему телу и нет необходимости ее внушать.

ЗАДАНИЕ № 5.

Примите одну из поз для AT, расслабьтесь, пассивно сосредоточьтесь на спокойствии. Затем, продол­жая чувствовать спокойствие, пассивно сосре­доточьтесь на реальной тяжести правой (левши — левой) руки. Пассивно созерцайте спокойствие и тяжесть до тех пор, пока ощущение тяжести не станет исчезать и вы не станете отвлекаться. Сделайте выход (за исключе­нием занятий перед сном). По мере вашего расслабления тяжесть будет ощущаться и в других частях тела. Пас­сивно созерцайте ее там, где она есть. Во время освоения этого упражнения не пытайтесь воле­вым усилием распространять ощущение тяжести по какой-либо схеме, усиливать его самовнушением. Любая внутрен­няя работа будет препятствовать 'возникновению аутогенного состояния.

От занятия к занятию по мере углубления расслабления мышц ощущения, сопровождающие этот процесс, будут ме­няться:

а) ощущение тяжести распространится на все тело и при­
обретет выраженный характер;

б) ощущение тяжести сменяется ощущением легкости, мо­
жет возникнуть ощущение чуждости тела;

в) тело перестает ощущаться.

Эти изменения обычно появляются в отдельных частях тела, как правило, в кистях рук. В этих случаях пассивно созерцайте возникшее сочетание ощущений (например, тело легкое, кисти рук отсутствуют).

Помните, что ощущение тяжести в руках ярче, чем в но­гах и туловище. Не пытайтесь волевым усилием сделать его равномерным.

Первое стандартное упражнение освоено, если во время занятий ощущается тяжесть в руках и ногах.

Инструктору. Обязательно проделайте на занятии опыты, позво­ляющие почувствовать тяжесть тела, рекомендуйте занимающимся делать их в течение нескольких дней. Проведите па занятии первую концентрацию на тяжести в течение нескольких секунд. Обсудите ре­зультаты. Наиболее распространенная ошибка — неумение почувст­вовать небольшую тяжесть, ожидание какой-то особо выраженной


тяжести. Напомните, что следует концентрироваться на той тяжести, которая есть. Определенная часть занимающихся сообщает о том, что они чувствуют тепло рук. Объясните, что у них само собой полу­чается второе стандартное упражнение. Предложите сосредоточить­ся на том, что потепление рук сопровождается ощущением набуха­ния, «вещественности» рук, что является зачатком ощущения тя­жести.

§ 14. ВТОРОЕ СТАНДАРТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ТЕПЛО»

Погружение в аутогенное состояние сопровождается пере-(распределением крови в организме — уменьшается ее содер­жание в крупных сосудах и мышцах, увеличивается в капил­лярах кожи. Этому сопутствует ощущение тепла в конечно­стях и туловище. Пассивной концентрацией внимания на ре­альном тепле тела можно вызвать вышеописанный физиоло­гический сдвиг.

Температуры тела — 36,6 градусов по Цельсию — вполне достаточно для того, чтобы почувствовать тепло. В этом не­трудно убедиться, проделав несложный опыт.

Сядьте. Согните руки в локтях, расположите кисти рук на уровне живота так, чтобы кисти со слегка согнутыми пальца­ми были обращены ладонями друг к другу. Сосредоточьтесь на тепле, которое излучают ладони. Субъективно это ощуща­ется, как тепловой шар между ладонями. Сближая и отдаляя кисти, можно почувствовать диаметр этого шара. Позанимав­шись таких образом в течение 3—5 минут, приблизьте ладо­ни к щекам, на расстояние l—2 сантиметра. Почувствуете щеками тепло, излучаемое ладонями.

Инструктору. Проделайте этот опыт на занятии. Обратите внима­ние на величину «теплового шара» у занимающихся. По нашим на­блюдениям его величина (5—50 см) прямо пропорциональна степе­ни расслабления человека и обратно пропорциональна его критично­сти. Многие из тех, у кого «шар» небольшой, не готовы к тому, что можно почувствовать выраженное тепло ладоней, другим сосредото­чению на тепле мешает присутствие других людей. Предложите им повторить опыт дома.

Таким образом можно убедиться в том, что тело доста­точно теплое, чтобы дать материал для пассивной концентра­ции. Пассивной концентрацией внимания на тепле кожи мож­но добиться повышения ее температуры на 2—4 градуса, нормализации повышенного артериального давления.

Инструктору. Тем занимающимся, которые пугаются повышения температуры, следует разъяснить, что повышается температура кожи конечностей и туловища, в то время как при лихорадочных состоя-


 




ниях повышается температура всего организма, на что в первую оче­редь реагирует головной мозг. Расскажите, что созданию оптималь. ных условий для мозга посвящено шестое стандартное упражнение — см. § 18.

ЗАДАНИЕ № 6.

Расслабьтесь в одной из поз для AT, пассивно сосре­доточьтесь сначала на спокойствии, затем на спокойствии и тяжести. После этого, продолжая чувствовать спокой­ствие и тяжесть, сосредоточьтесь на несколько секунд на реальном тепле правой руки (левши — левой). Пос­ле этого сделайте выход из аутогенного состояния.

Если перед занятием у Вас холодные руки, разотри­те их, иначе пассивная концентрация на тепле будет не­возможна. В дальнейшем время концентрации на тепле будет возрастать, а ощущение тепла само собой будет распространяться на вторую руку, ноги, туловище. Пре­дельное время концентрации определяется по отвлечению внимания и возникновению помех.

Второе стандартное упражнение освоено, если во вре­мя занятия Вы ощущаете тепло рук и ног.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.206.3.58 (0.008 с.)