ОБУЧЕНИЕ специалистов широкого профиля телесно-ориентированной психотехнике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБУЧЕНИЕ специалистов широкого профиля телесно-ориентированной психотехнике.



Ваши предложения о сотрудничестве присылайте по ад­ресу: 125047, Москва, аб/я 60. Центр психологии и психотера­пии.


 


АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ДЛЯ ВАС

 

Под общей редакцией

ВЛАДИМИРА ЛЕВИ

 

БИБЛИОТЕКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ВЫПУСК 1


 


ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

© Н. Н. Петров

© ТПО «Вариант» (оформление)


Н. Н. ПЕТРОВ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ДЛЯ ВАС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

(С ПРИМЕЧАНИЯМИ ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ)

МОСКВА 1990 ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ


ШКОЛА САМОЧУВСТВИЯ

Немного об авторе. Н. Н. Петров — человек, никогда не искавший популярности, не любитель саморекламы. Психоте­рапевт по истинному призванию, мастер. Множество людей благодарно ему за оздоровление и душевное обновление. Тре­бовательность к себе и богатейшая практика позволили ему пройти путь от учителя учеников до учителя учителей — сво­их коллег, врачей и психологов. Это же и позволило написать книгу, по которой можно заниматься и новичкам, только при­ступающим к аутотренингу, и преподавателям AT, желающим помогать людям.

Что же сказать о книге? Самое краткое напутствие: ее сто­ит прочесть. А потом начать по ней заниматься. Начать и не прекращать.

Начать — даже если книга покажется несколько дирек­тивной и суховатой. Продолжать — даже в том случае, если долго не будет заметно никаких результатов. Книга не зовет в небеса и не обещает чудес. Но она может, если вы этого захотите, научить вас хорошо себя чувствовать. Так хорошо, как ВЫ МОЖЕТЕ.

Мы ведь, в громадном большинстве, просто-напросто не умеем обращаться со своим самочувствием. «Слава Богу», — говорим мы, если самочувствие сносное. Сплошь и рядом вы­водят из равновесия пустяки, мелочи, повседневщина. Что уж говорить о штормовых ветрах судьбы, болезнях и потрясени­ях... Тут обнаруживается, что разобщены мы в нынешней жиз­ни не только друг с другом, но и с самими собой. Развалива­емся и не знаем, с какого винтика начать себя собирать.

Не сегодня и не вчера человек задался вопросом, как стать внутренне независимым от накатов житейских волн. И от тех в том числе, что исходят из него самого, изнутри: перепады самочувствия, неуправляемые настроения, неповинующиеся мысли; непослушное тело, непостигаемая душа... Крепость са­моовладения испокон веков штурмовали магии и религии всех народов, философии и искусства, медицина и спорт, наконец, психотерапия и психология.

В поиске Внутренней Свободы — и как цели, и как сред­ства — сходятся самые разные вероучения, духовные школы и прикладные науки. И снова и снова переоткрывается: чтобы стать свободным, человек должен научиться себе подчинять­ся. К внутренней свободе ведет внутренняя дисциплина. -А к дисциплине — вера, знание и упражнение.

Любовник перед близостью; артист перед выходом; спортс­мен перед стартом; летчик перед полетом; буддист перед ме­дитацией; йог перед «путешествием сознания»; христианин


перед молитвой... Что, казалось бы, общего? — Внутреннее ос­вобождение — мобилизованность плюс спокойствие — усло­вие достижения целей столь разных. Гармония тела, ума,

души.

AT — один из путей к гармонии. Путь «снизу» — от фи-' зиологической механики самочувствия, от телесных его состав­ляющих. Подключаются и более высокие уровни — образные представления, самовнушения. Разработанный в практической медицине, сугубо прикладной, путь этот предпочтителен для тех, кто, не гонясь за «журавлём в небе», хочет получить «си­ницу в руки»: освободиться от неприятностей, связанных с не­устойчивостью организма и психики, быть в форме, в хоро­шем тонусе. Спокойствие и уверенность, неутомимость и опти­мизм — однако, не так уж мало!..

Мне пришлось прочесть немало книг об AT и для специа­листов, и для широкой публики, довелось написать кое-что и самому. В каждой книге можно обнаружить какие-то недос­татки, вопрос в том, перевешивают ли достоинства. В этой, на мой взгляд, недостаток один: она слишком хорошая. Это не лесть автору, а предупреждение читателю: хорошая книга тре­бует хорошего чтения. Нельзя пропустить ни строчки, ни слова. Все — концентрат, сгусток сути.

Предупреждает и автор: «книга рассчитана на вниматель­ное чтение». Кажется, парадокс: читатель ведь и приобрел книгу затем в том числе, чтобы наладить свое хромающее вни­мание, а от него уже заранее внимания требуют — как же?.. Ответ дает сама книга. При первом, еще не учебном, а только ознакомительном чтении (такое легкое предваритель­ное знакомство без «погружения» для всякой серьезной книги желательно) — вы сразу, наверно, заметите, как часто речь идет о внимании особого рода. Автор его называет то созер­цательным, то пассивным, то отстраненным... Сосредоточение без напряжения, усилие без усилия — ключ ко всему мето­ду. Тонкий момент. «Снизу», от самочувствия вы постепенно научитесь его улавливать, закреплять, развивать; а «сверху», от ума — придется понять или просто поверить, что такое

возможно.

Ничто не учит лучше, чем собственный опыт; но опыт на­
прасен, если нет стремления измениться. Все мы — пожизнен­
ные ученики школы самочувствия, сами ставим себе отметки.
Соединив доверие к книге с доверием к себе, убедимся, что
можно не только страдательно принимать свои состояния или
не принимать; не просто жить в самочувствиях, но и творить,
рождать изнутри. Давно сказано: Бог помогает тому, кто по­
могает себе сам.

Владимир ЛЕВИ

з


ВВЕДЕНИЕ

Эта брошюра содержит основную информацию для прак­тического освоения аутогенной тренировки (AT). Наш опыт обучения аутогенной тренировке убеждает в том, что для практического освоения AT необходимо не так уж много ин­формации. Гораздо большую роль играют систематические занятия, желание преодолеть такие помехи, как забывчи­вость, неорганизованность. Обилие информации переключает мотивацию с практического освоения AT на ее теоретическое изучение — «сначала все досконально изучу, а потом уж бу­ду заниматься практически» — как это хорошо напоминает наше желание начать «новую жизнь» сначала со следующей педели, затем со следующего месяца, с нового года! Другой неблагоприятный эффект избыточной информации о чудесах самовнушения — создание психологического барьера между AT и изучающим ее, убеждение в том, что аутогенная трени­ровка — удел особых людей с сильной волей, йогов и т. п.

Мнение о недоступности аутогенной тренировки поддер­живается и реально существующими трудностями, разрывом между огромным количеством желающих освоить AT и не­большим количеством учреждений, занимающихся обучени­ем. Как ни парадоксально это звучит, многие из этих учреж­дений вносят свой вклад в укрепление психологического барь­ера. Ковры, удобные кресла, музыка, слайд-фильмы укрепля­ют убеждение занимающихся в том, что аутогенная трени­ровка — это сложное дело, требующее специальных условий и оборудования. Кроме того, занятия в таких условиях зача­стую превращаются в завуалированный сеанс гипноза — человека вводят в гипнотическое состояние с помощью убаю­кивающих словесных формулировок, умиротворяющей музы­ки, слайдов. Часто у занимающихся таким образом возника­ет вопрос: «А что я буду делать без всего этого великолепия в другой ситуации?»

Наш подход к обучению аутогенной тренировке основан на том, что аутогенное состояние — естественное состояние,


возникающее само собой при выполнении определенных ус­ловий (§3). Обычно мы это называем состоянием задумчи­вости, и оно бывает довольно часто у всех в транспорте, на неинтересных лекциях, на рыбалке, перед экраном телеви­зора. Поэтому задача занимающегося заключается не в наг­ромождении сложного здания аутогенного состояния, а в пассивном разрешении ему возникнуть самому собой. Это может показаться на первых порах странным, но вспомните, как долго нас отучали в детстве «отвлекаться», «витать в

облаках»!

Брошюра рассчитана на внимательное чтение. Она снаб­жена перекрестными ссылками в том случае, если материал занятия упоминается в других параграфах. В тексте даны 11 практических заданий. К. выполнению следующего задания можно переходить, только выполнив предыдущие.

Мы надеемся, что брошюра будет полезна и инструкторам аутогенной тренировки, так как по нашему глубокому убеж­дению только освоивший AT, понимающий ее специфику, трудности, стоящие перед занимающимся, может эффектив­но ее преподавать. Для инструкторов есть примечания, напе­чатанные петитом и снабженные подзаголовком «Инструк­тору».

Инструктору. Задача инструктора — не столько информировать

занимающихся и давать им задания для самостоятельных занятий, сколько побуждать к самостоятельным занятиям и к выполнению заданий на занятии, постоянно подчеркивать эффективность пас­сивной позиции (см. §3), а в идеале — олицетворять аутогенную тренировку — быть спокойным, неторопливым, уверенным в том, что он научит, а занимающиеся научатся аутогенной тренировке. Инструктор, сам занимаясь аутогенной тренировкой, проникается мыслью о том, что AT — это не что иное, как в определенные мо­менты отдача лени и созерцанию, что аутогенное состояние возни­кает само собой при выполнении определенных требований (см. §3), что он, как и все другие, давно неосознанно входит в -аутогенное состояние, «задумываясь». Наш опыт убеждает в том, что занима­ющиеся легко отличают напускной оптимизм инструктора, не занима­ющегося AT, от оптимистических заверений инструктора, который познал AT на собственном опыте.

§ 1. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Аутогенная тренировка — метод самостоятельного вызы­вания у себя особого (аутогенного) состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него. Об аутогенном состоянии (см. § 19) «Ауто» — сам, «генос» —


рождение. Слово «аутогенная» (самородная) указывает?, что источником положительных воздействий является сам занима­ющийся, а слово «тренировка» подчеркивает необходимость регулярных занятий.

Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884—1970 гг.). Изу­чая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состоя­ние, И. Г. Шульц заметил, что физиологические сдвиги соп­ровождаются определенными ощущениями. Например, рас­слабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а на­полнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла. Им был предложен метод (вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощу­щения, вызывающего этот сдвиг. Так концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслаб­ления мышц, а концентрация на реальном тепле тела — при­току крови в капилляры кожи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.021 с.)