Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Твердое топливо (ТТ). Классификация, основные свойства. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Осн. хар-ки, опред-щие свойства и качество промышл. ТТ: теплота сгорания, содержание углерода и примесей, выход летучих веществ, спекаемость, плотность, прочность, размеры кусков и др. ТТ: высокое содержание внутр. и внешнего балласта, кот. ↓его теплотворную спос-сть. Тепловая ценность ископаемых углей - одного из важнейших видов промышл. топлива опред-ся степенью углефикации или степенью разложения, т. к. конечным продуктом разложения растит. остатков явл-ся углерод, содержание которого в углях в зав-сти от их возраста и месторождения находится в пределах от 55 до 97%. Водород находится в углях в своб. состоянии и при сгорании выделяет тепло. Ископаемые углей: 1.Б урые - самые молодые продукты разложения исходных органич. веществ, 55-78% углерода. 2. Каменные угли и 3. антрациты - продукты более раннего разложения растит. организмов, 75-92% и 92-97% углерода. Кислород, азот и сера, связанные с углеродом в разл. соединения, образуют смолистые вещества, содержание которых опред-ся выходом летучих веществ, кот. выделяются при нагревании углей без доступа воздуха и разложении их органич. и минер. частей. Чем ↑ в угле содержание углерода, тем ↓ в нем летучих веществ. Оставшийся нелетучий твердый остаток хар-ет спос-сть разл. углей спекаться и образовывать кокс - ценное технолог. топливо. Спекиемостъ - свойство некоторых видов углей при нагревании до 350-400°С переходить в пластическое состояние, а затем снова затвердевать, образуя прочный и пористый остаток - кокс с высоким содержанием углерода. Спос-сть углей образовывать кокс высокого качества - коксуемость. Разновидность топлива - горючие сланцы, образовавшиеся при разложении без доступа воздуха морских растит. и животных организмов. Содержат ценную органич. массу (до 75% С и до 10% Н), имеют высокий выход летучих веществ (до 60%) и служат сырьем для хим. переработки. Высокая зольность (до 60%) и влажность (до 20%) горючих сланцев ↓ их тепловую ценность, и они исп-ся в основном в качестве местного топлива. К естеств. твердому топливу относится и торф - продукт разложения разл. остатков болотных растений, содержащий около 60% С и до 6% Н, вырабатывается в виде торфяных брикетов, крошки или кускового торфа и применяется как местное топливо. В качестве ТТ исп-ся также древесина и отходы с/х производства. Их удельный вес в топливном балансе страны незначителен Органич. часть древесины содержит около 50% С и до 6% Н.
Каменные угли в зав-сти от выхода летучих веществ и хар-ки нелетучего остатка (королька) классифицируются по маркам. Угли с наиб. выходом летучих веществ (37% и более) - длиннопламенные (условное обозначение Д), с наименьшим (менее 9%) - тощих (Т), а остальные - газовые (Г), жирные (Ж), коксовые (К) и отощенные спекающиеся (ОС) - заняли промежуточное значение. Хорошо спекаются угли марок Ж и К, слабее - газовые и отощенные спекающиеся угли; бурые и длиннопламенные, большинство тощих углей, а также антрациты и полуантрациты не спекаются. Качество углей зависит от содержания минер. примесей (карбонаты кальция и магния, гипс, серный колчедан и др., влага), кот. ↓теплоту сгорания топлива, ухудшают качество и затрудняют условия его сжигания. При сжигании топлива несгоревшие минер. примеси образуют золу. Плотность угля - отношение его массы к массе такого же объема воды при температуре 20°С. Плотность бурых углей 1,1-1,5, а каменных и антрацитов 1,6-1,7. Насыпная плотность угля - отношение массы топлива в насыпном состоянии к его объему. Этот пок-ль зависит от гранулометрического состава угля, содержания минер. примесей и влаги и для разл. видов углей, составляет 0,8-1,3 т/м3. Пок-ль исп-ся при расчетах складских помещений, опред-ии массы угля в вагонах... Прочность углей - зависит от их фракционного состава. Наиб. прочность - длиннопламенные газовые угли и антрациты, наим. - жирные, коксовые, тощие и бурые угли. По размерам кусков бурые, каменные и антрациты (АП, АК…): плита (до 200 мм), крупный, орех, мелкий, семечко, штыб (менее 6). Чем крупнее куски, тем меньше содержание примесей и выше качество угля. При маркировке топлива к усл. буквенному обозначению класса добавляют цифры в скобках — нижний и верхний пределы крупности. Например, БМ (13-25) означает - бурый, мелкий, размер кусков 13-25 мм; АК (50-100)— антрацит, крупный, размер кусков 50—100 мм. 16) Класс-я и назнач-е товарных нефтепродуктов. Важн. нефтепр: топливо и нефтяные масла. Топливо - по назначению: моторное - для сжигания в двигателях, котельно-печное - для топок паровых котлов и печных установок. Моторное - по виду двигателя: карбюраторное - на всех авто, и дизельное - в двигателях внутр. сгорания, и топливо для воздушно-реактивных двигателей... От кач-ва нефтепр зависит надежность и эк-сть техники. Для карбюраторных двигателей в кач-ве топлива исп-ют бензин (см. вопрос 17). Б – смесь нафтеновых и парафиновых и ароматич углеводородов, содержащих 4-10 атомов углерода со ср молекулярной массой=100. А дизельное топливо – смесь п, н и ар углевдрдв, 20 атомов С, и явл-ся продуктом прямой перегонки нефти с добавлением компонентов каталического крекинга. Плотность: 0,9 г/см3. Температура вспышки: 40-80 гр, темп помутнения для летних: -5гр, зимних: -25гр. Исп-ся в тракторах, жэ дэ ТС… Расход топливо ниже на 40%, чем в карбюрат-х двигателях. Наиб распростр. вид котельно-печного топлива – мазут, реже – продукты переработки КУ и горючих сланцев. Мазут получают прямой переработкой нефти или при крекинге нефтепр. Печное бытовое топливо вырабат-ся из фракций прямой перегонки нефти и вторичных продуктов и исп-ся на жэ дэ ТС, для снабжения населения… Смазочные мат-лы не относятся к топливу и рассм-ся как товарные нефетпр-ты, для ↓трения и износа трущихся частей машин, ↓затрат энергии на преодоление сил трения, защиты машин от коррозии и др.
Ископаемые угли. 1)Бурый угль – рыхлая порода от бурого до коричневого и черного цвета. Месторожд-я: Подмосковный бассейн, Канско-Ачинский и др. БУ обладают наим степенью углефикации и небольшой теплотой сгорания, т.к. содержат много внутр. и внешнего балласта: 20% кислорода и азота, 30% золы и 40% воды. Состав органич части (С, Н, О, N, S) также неоднороден и изменяется в завис-ти от месторождения, марки и класса. С – больше всего в составе, N – меньше. Теплота сгорания колеблется от 2000 до 5000 ккал/кг. Быстро разгораются и из-за высокого содержания серы образуют длинное и коптящее пламя, загрязняющую атмосферу, поэтому их исп-т за чертой города. Повышенный выход летучих вещ-в до 60% на горючую массу, что позволяет вырабатывать из них каменноугольную смолу и жидкое моторное топливо. По содержанию влаги: Б1 – более 40%, Б2 – 30-40%, Б3 – до 30%. Маркирую по размерам кусков. Исп-ся как топливо на месте добычи, т.к. из-за недостаточн механич прочности их нельзя перевезти на большие расстония. 2)Каменные угли – осн вид, удельный вес пр-ва = 80%. Месторожд: Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский, Иркутский. КУ – плотная порода черного цвета с сероватым оттенком. Балласт КУ: 10% кислорода и азота, 6-15% золы, 4-12% воды. Состав органич массы различ от месторожд и марки. Такой же, как у БУ, только О меньше. КУ с высоким выходом летучих в-в легко разгораются и горят пламенем, с низким – без пламени. Теплота сгорания: 5000-7000. Маркируют по размерам кусокв. В завис-ти от хим состава может исп-ся для получения металлургич кокса и попутных продуктов кокс-ния (смола, кокс. газ), являющихся ценным хим сырьем, а также сжигаться в кач-ве топлива. 3)Антрацит – наиб углефицированный вид, содержит 95% углерода. А – плотная масса черного ув с мет блеском. Почти не имеет летучих в-в. Содержит 5% воды и 15% золы, поэтому трудно разгорается и горит без пламени. Месторожд: Донецкий б. Теплота сгорания: 6000-7000. Исп-ся как топливо для энергетич, трансп, бытовых и др нужд и непригоден для хим переработки, т.к. содержит мало летучих в-в, а коксовый остаток имеет порошкообразный вид. Маркир-ся по размерам кусков.
17) Автомоб-й бензин. Важная хар-ка – детонационная стойкость: чем выше, тем эфф-нее работа двигателя. С ↑степени сжатия горючей смеси ↑мощность и коэфф-т полезного действия двиг-ля. Но если очень сжать, то наруш-ся норм горение топлива и наступает детонац-е горение, что создает вибрацию и стук, вызывают неполное сгорание топлива, снижение мощности и преждеврем износ деталей. Чтобы исключить детонацию, надо применять только те марки бензинов, кот рекоменд-ся заводами-изготовителями авто для конкр-х видов двигателей. Спос-сть топлива противостоять детонац-у сгоранию – это детонац стойкость, она хар-ся октановым числом – усл ед-ца, численно равная % озооктана в смеси и равноценная по своим антид-м св-вам топливу. Если Б детонирует, как смесь из 76% изооктана и 24% гептана, то октановое число=76. Чем оно выше, тем больше может быть сжата в цилиндре горючая смесь. Для ↑детонац стойкости в топливо добавляют антидетонаторы. Нпр, тетраэтилсвинец, что повышает его окт число. Тогда Б стан-ся этилированным. Ядовит. Окрашивается. Также есть новые нетоксичные марганцевые антид-ры. Тогда Б – неэтилиров. Марки: А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. А – автом-й. Цифра – миним окт число. Буква И значит, что окт число уст-но исследоват-м методом. 72 – не этилир-й, исп-ся для двигателей с высокой степенью сжатия: «Волга» и др. 76 – желтый, «Москвич» и др. 93 – оранжевый, «Жигули» и др. 98 – синий, «Чайка» и др. Фракционный состав – пок-ль кач-ва бензина и его испаряемости, отчего зависят образование горючей смеси, продолж-ть прогрева и легкость пуска двигателя. Испарение при темп-ре= 35-200 гр. Легкие фракции (от начала испарения до выкипания 10%) хар-ют пусковые св-ва, чем ниже темп-ра выкипания, тем выше св-ва. Промышл-тью выпуск-ся сезонные (летние и зимние) Б. Темп-ра разгонки 50% топлива хар-ет содержание средних фракций, скорость прогрева двигателя и динамику разгона авто и д б для летнего – не более 110гр, зимнего – не б 100гр. Хим стабильность хар-ся стойкостью Б к окислению, смоло- и нагарообразованию и др хим изм-ям в двигателе и зависит от фракц состава топлива. Выражается длительностью индукционного периода – времени искусственного окисления бензина. Для повышения зим ст-ти добавляют антиокислители. Кислостность Б хар-ся числом миллиграммов едкого кали. Наличие сернистых соединений и воды вызывает коррозию. Не допускаются мех примеси, вызывающие засорение.
18) Дизельное топливо. Предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Преимущество перед карбюраторным: высокая степень сжатия (до 18), след-но расход топлива на 30 % ниже. Но они более сложные и большие. Осн пок-ли: 1) Цетановое число —пок-ль воспламеняемости. Опр-т запуск двигателя, расход топлива и дымность отработавших газов. Чем выше ЦЧ, тем быстрее произойдут процессы предварит. окисления в камере сгорания, тем скорее воспламенится смесь и запустится двигатель. Европейский стандарт: нижний предел ЦЧ — 48 ед-ц.2) Испаряемость(фракционный состав) На сгорание топлива более легкого ФС расход-ся меньше воздуха, при этом благодаря уменьш-ю времени, необх-го для образования топливовоздушной смеси, процессы смесеобразования протекают более полно.Время прокручивания двигателя при запуске его на топливе со ср темп-рой кипения 200—225 °С в 9 раз меньше, чем на топливе с 285 °С. 3 ) Вязкость. Более низкая В обеспечивает лучшее распиливание топлива; более высокая – увелич-ся диаметр капель и умен-ся полное их сгорание, в рез-те увелич-ся удельный расход топлива, растет дымность отработавших газов. Влияет на наполнение насоса и на утечку топлива через зазоры. Летнее Т, получаемое из западносибирской нефти, в котором преобладают парафино-нафтеновые углеводороды, имеет В при 20°С=4,0 мм2/с.4 ) Низкотемпер-ные св-ва хар-ся: темп-рой помутнения, фильтруемости и застывания. Последняя опр-т условия складского хранения. В ДТ исп-ся углеводороды. Наиб высокие темп-ры плавл-я имеют парафиновые углеврды с длинной неразветвленной цепью углев-ных атомов. Для обеспечения требуемых темп-р помутнения и застывания зимние ДТ получают облегчением фракционного состава. Так, для получения ДТ с t3 = –35 °С и tп = –25 °С требуется понизить темп-ру конца кипения топлива с 360 до 320 °С.5) Смазывающие. Топливо - это смазочный материал для движущихся деталей.СС значит хуже, чем у масел, т.к. и вязкость, и содержание поверхностно-активных веществ меньше. Противоизносные св-ва улучш-ся с увеличением содержания ПАВ, вязкости и темп-ры выкип-я. 6) Хим стабильность - спос-сть противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Самыми сильными промоторами смоло- и осадкообразования являются азотистые и сернистые соединения.ХС оценив-ся по кол-ву образовавшегося в топливе осадка (мг/100 мл). 7) Коррозионная агрессивность. Пок-ли: содержание общей серы, содержание меркаптановой серы и сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, испытание на медной пластинке.Соврем-я технология получения ДТ исключает присутствие элементной серы и сероводорода в излишних кол-вах. Влияние оказывает глубина гидроочистки, т.к. при этом ПАВ и ухудшаются защитные св-ва. Повышение содержания меркаптановой серы с 0,01 % (норма ГОСТ) до 0,06 % увеличивает коррозию в 2р.Коррозия повыш-ся, если в топливе присутствует металл.Зимнее и летнее топливо примерно одинаково.8) Склонность к нагарообразованию опр-т эфф-ть и надежность работы двигателя. Для плунжеров и гильз топливных насосов зазоры составляют 1,5—4,0 мкм. Частицы загрязнений, размер которых более 4,0 мкм, вызывают повышенный износ деталей, что опр-т и соотв-щие требования к очистке топлива.Чистоту топлива оцен-т коэфф-том фильтруемости = отношение времени фильтрования через бумагу десятой порции топлива к первой. На это влияет наличие воды (не более 0,01%), механических примесей (не более 0,004%), смолистых веществ, мыл нафтеновых кислот.
Марки: Л — летнее, применяемое при темп-рах воздуха 0 °С и выше; 3 — зимнее, до -20 или -30°С, А — арктическое, до -50 °С. Лзаказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), З - серы и температуры застывания (3-0,2-минус 35). В условное обозначение на А входит только содержание серы: А-0,2. ДТ получают компаундированием прямогонных (0,8-1% серы) и гидроочищенных фракций (0,08-0,1% серы) в соотношениях, обеспеч-щих требования по содержанию серы. 19) Мазут. Исп-ся как котельное топливо. Ценное сырье для хим промышл-ти. М – темная и густая жидкость. Вязкость опр-т условия запонения и слива емкостей, транспорт-я по трубам… Оценивается в ед-цах усл вязкости и опр-ся отношением времени непрерывного истечения 200мл мазута при заданной темп-ре к времени истечения 200мл воды при 20гр. При низкой темп-ре В возрастает, поэтому манипуляции с М только после подогрева. Темп-ра застывания зависит от хим состава сырья и способов получения нефтепр-та. Примерно 25гр. Плотность М нужна для расчетов объемов емкостейи опр-я отстаивания. Чем меньше п-ть, тем быстрее отделяется вода и примеси. Примерно 1 г/см3. Темп-ра вспышки характ-т пожарную безопасность. Примерно 90гр. Зольность зависит от кол-ва подготовки и переработки сырья и опр-ся содержанием солей, примесей, присадок. Содержание серы зависит от хим состава исходной нефти и составляет для высокосернистых – 3,5%, сернист, малос-х – 0,5%. Сжигание первых вызывает коррозию и загрязнение ОС. Вода и мех примеси попадают в М из нефти в процессе пр-ва и трансп-ки и явл-ся балластом. При сжигании обводненных М снижается КПД. Марки: флотские Ф-5, Ф-12, топочные 40 и 100. Цифры – максим вязкость. Ф – для судовых котельных, др – как массовое топливо. Топливо для мартеновских печей: МП – малосернист и МПС – сернист. Газотурбинное: ТГ – обычное и ТГВК – высшее. Печное бытовое – ТПБ.
20) Класс-ция керамических изделий. Ассортимент КИ формируется под воздействием НТП, соц-демографических факторов, смены стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве. 1) По типу керамики: фарфоровые (60-65% общего пр-ва), тонкокаменные, полуфарфоровые, фаянсовые (32%), майоликовые (2%). 2) По назначению: а)Посуда для предприятий обществ питания специал-ся по типам предприятий (рестораны, детские сады и др); она д б строго функциональной, удобной в складировании, мойке. б)Изделия бытового назначения подразделяют на посуду (чайную, столовую и др) и художественно – декоративные изделия (скульптура, вазы для цветов и др.). Среди посуды различают также изделия повседневного и праздничного хар-ра. Соотношение изделий различного назначения в ассортименте опр-ся типом керамики. 3) Виды (наим-ия) изделий обычно связаны с их назначением (чайник, сахарница и др). 4) Фасон опр-ся формой корпуса (шар, овал и др), конструкцией (на ножке, с ручками…), хар-ром поверхности (гладкая, с рельефным рисунком) и края изделия (ровный, вырезной), видом борта (сплошной, ажурный). В соотв-ии с формой корпуса и отношением высоты (h) к диаметру (d) посуду подразделяют на плоскую h/d £ 0,5 или полную h/d > 0,5. Фасонам присваивают индивид названия («Нарцисс», «Горнятко» и др.) или номера. 5) По размерам фарфоровую посуду подразделяют на мелкую – диаметром до 175 мм, вместимостью до 0,25 л., среднюю – диам до 250 мм и вместим до 0,6 л. и крупную - диам от 250 мм и вместим 0,6 л. и более. По толщине черепка посуду из твердого фарфора разделяют на посуду с обычным, утолщенным черепком и тонкостенную. 6) По видам декора(разделки) различают посуду, украшенную печатью, живописью и др. Разделки и соотв-но изделия подразделяют на груповые и внегр-е. Сложность и номер группы (у фарф-х - 10гр, у фаянсовых 7гр) разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглаз, золото и др), композиции рисунка (сплошной, букетом и др). Разделки посуды из керамики др типов на группы не подразд-т. Внегрупповые изделия относят к высокохудож-м, их фасоны и разделки отличаются высокой сложностью. В прейскуранте они имеют индивид-е описания. Перспективными направл-ми в декоре фарфоровых изделий явл-ся исп-ние цветных масс, комбинированных и золотосодержащих деколей, люстров. 21) Воздушные вяжущие материалы. Вяжущие материалы имеют важнейшую роль в создании строительных конструкций, требующих соединения разъемного в процессе создания сооружения. МВВ представляют собой порошкообразные материалы, способные при смешивании их с водой образовывать пластическое тесто, которое в результате физико-технических процессов постепенно затвердевает в каменновидное тело. Из них производят растворы для кладки стен, фундаментов, печей, труб, бетон, железобетон и т.д. МВВ делятся на воздушные (затвердевают и длительно хранят прочность только на воздухе) и гидравлические. 1) Гипсовые. Получают тепловой обработкой природного гипса в варочных котлах, сушильных барабанах. Исп-ся для получения штукатурных растворов и гипсобетонных строит-х изделий для внутренних частей зданий. Виды: низкообжиговые 150гр (строит-й, формовочный и высокопрочный гипсы)и высокообжиговые 1000гр (ангидритовый цемент и высокообж гипс). 2) Магнезиальные: а)каустический магнезит получают обжигом природного М при темп-ре 800гр в шахтных печах и последующим измельчением продукта обжига в тонкий порошок. б)каустич доломит – то же самое, только природный доломит. Дешевле. Оба обладают высокой сцепляемостью с органическими заполнителями. 3)Строит-я известь – продукт обжига кальциево-магниевых горных пород: известняка, мела… Входит в состав штукатурки. 4)Жидкое стекло – растворимые в воде силикат натрия или калия, получаемые в рез-те сплавления измельченного кварцевого песка с кальцинированной содой и сульфатом натрия. Исп-ся для силикатных красок, огнеупорных растворов. 5 )Кислотоупорный цемент – тщательное перемешивание смеси натрия и песка, затворяемой раствором водного стекла. Исп-ся для бетонов, кислотостойких обмазок. 23) Силикатные каменные мат-лы. 1)Силикатный кирпич получают из смеси воздушной извести, кварцевого песка и воды. Технологич процесс пр-ва состоит из приготовления сырьевой массы, формирования кирпича и запаривания в автоклавах. Размер: 250.125.65 мм. М б сплошным или пустотелым. ПО пок-лям прочности на сжатие подразд на марки: М75,100,125,150,200,250, а по морозостойкости не д б ниже Мрз15. Объемная масса и теплопроводность силикатного выше, а водопроницаемость и морозостойкость ниже керамического. Однако себест-ть ниже. Исп-ся для любой кладки, кроме подземной и для печей. 2)Известково-шлаковыйи изв-зольный кирпичи – разновидности силикатного и отличаются тем, что в кач-ве заполнителя исп-ся доменные шлаки и каменно-угольная зола, являющиеся дешевыми сырьевыми мат-лами. Марки: М25,50,75, морозостойкость не ниже Мрз15. Исп-ся для кладки стен не более трех этажей. 3)Изделия из силикатного бетона. Исп-ся для стеновых блоков, перекрытий, балок… Пр-во: приготовление сырьевой смеси и силикатобетоновой массы, формования и твердения изделий в автоклавах. Силик бетон – высокопрочный искусств камень, получаемый из смеси кварцевого песка и молотой извести. По объему: тяжелые более 1800 кг/м3 и легкие менее 1800. ПО назначению: конструктивные, кострукт-теплоизоляционные, теплоизоляц-е. По пок-лям прочности: низко, средне, высокопрочные. Исп-ся для экономии портландцемента. 22) Гидравлические вяжущие материалы. Вступлениекак в 21вопросе.Гидравлические затвердевают и длительно сохраняют прочность не только на воздухе, но и в воде. Гидравлические более сложны по составу (роман-цемент, портландцемент, шлакопортландцемент и гидравлическая известь и др.)Вся строительная индустрия основана на использовании гидравлических воздушных материалов (гидравлическая известь). Первое место по объему производства – цемент (относительно новое вяжущее – в конце 19 века). В основе индустрии производства лежит производство одной марки цемента – портланд цемент. Сырьё для цемента: глины, пески, известняки. Современная индустрия использует также металлические руды и отходы различных отраслей (шлаки, отходы деревообработки, бумажной, текстильной промышленности). Исходным продуктом приготовления смеси - смесь, состоящая из разл. % долей разл. веществ и воды. Обжиг – высокотемпературная операция, примерно при 1500 градусах. Это длительный процесс, в результате которого происходит испарение влаги и далее расплавление смеси. В результате происходят физ.-хим. преобразования и получается новый продукт. После продукт отгружается в «склад» и находится там две недели. На этой стадии завершаются физ.-хим. преобразования. После естеств. охлаждения осуществляется механич. преобразование в мелкодисперсионную массу. Экологически грязный. Два типа процесса: мокрый и сухой (более экологичный, экономия энергоресурсов). Номенклатура производства цемента: а)портланд цемент (подразделяется по меркам: от 30 до 70) б)шлакопортланд цемент в)спец. виды цемента для создания строительных сооружений. Промышленная поставка – автотранспорт и ж/д средства, морские цементовозы. Розничная фасовка (мин. от 2 до 50 кг; основные – многослойные бумажные из специального слоя крафт). Максимальное кол-во слоев – для длительного хранения. Наиболее прогрессивные – полиэтиленовые мешки (удешевляют условия хранения и увеличивают сроки хранения). Основная опасность – вода - повышенное содержание двуокиси углерода (СО2). Там где цемент хранится в открытом виде запрещено использование автотранспорта. Особая опасность при открытом хранении – запыленность воздушной атмосферы (взрывоопасная ситуация). Категорически запрещено использование огня. 24) Асбестоцементные мат-лы и изделия (АИ). Асбестоцемент – цементный композиционный мат-л, армированный волокнами асбеста 3-6-го сортов, в кот длина волокнистых частиц изм-ся от 40мм до неск сотых мм (чем длиннее, тем выше сорт). Асбест явл-ся несгораемым минералом с малой электро- и теплопроводностью, способным расщепляться на тончайшие прочные волокна и сохранять высокую прочность на растяжение. Цементный камень хорошо сопротивляется сжимающим и плохо - растягивающим напряжениям, поэтому введение 15% тонковолокнистого асбеста повысит физико-механич св-ва камня. АИ получают формированием смеси асбеста, воды и портландцемента, в состав кот не допускаются добавки, кроме гипса. Недостатки: хрупкость; склонность к короблению; экологич опасность, т.к. асбест токсичен. АИ в завис-ти от назначения делят на: кровельные (листы А волнистые); облицовочные (облицовочные плиты и плитки); изделия спец назначения (трубы и муфты к ним, вентиляционные короба). В завис-ти от способа изготовления А листовые изделия подразделяют на: прессованные; непрессованные. По цвету: серые (натурального цвета); окрашенные. Листы А волнистые унифицированные (шифер) обладают высокой прочностью при изгибе – не менее 20 МПа, плотностью не менее 1700кг/м3, морозостойкостью К50. Они д б прямоугольной формы, без трещин. Применение – для покрытия бесчердачных кровель и стен. Облицовочные плиты изготовляют неокрашенными или окраш, длиной 600-1600, шириной 300-1200 и толщиной 4-8 мм. Лицевая поверхность м б: полированная; окрашенная эмалями; имитированная под керамич плитку; офактуренная. Применение – для наружной облицовки стен (морозостойкость = 25 циклов), перегородок внутри. Плитки А облицовочные с декоративным покрытием изготовляют размером 150x150x5 мм. Декоративность, водостойкость, устойч-ть к бытовой мойке. Применение – для облицовки стен магазинов, кафе, метро. Кровельные и стеновые панели изготовляют из А листов. Кровельная панель – слоистая конструкция массой 50 кг/м2 из двух А листов, склеенных между собой по контуру А мастикой и образующих замкнутую оболочку, внутри кот уложен минераловатный утеплитель. Применение – для покрытия кровель производств-х и культурно-бытовых зданий. Стеновая панель – трехслойная конструкция, наружный и внутр-й облицовочные слои представлены прессованным А, промежуточный слой состоит из теплоизоляционного материала. Применение – при строит-ве каркасно-панельных зданий. Трубы А легче и дешевле металлических. Применение – для сетей мусоро-, водо-, нефте- и газопроводов и др. 25) Классиф-ция строит изделий из стекла. Стекло – прозрачный мат-л, получаемый в рез-те охлаждения расплавленных минер. смесей. Изделия из стекла получают тянутым (вытягиваемая лента расплавленного стекла после затвердевания отрезается на листы) и прокатным (требует шлифовки) формированием. 1) Оконное стекло получают тянутым. Наиб распростр-е. Шесть видов по толщине: от 2 до 6мм. Массой 1 м2 соотв-но: от 5 до 5кг. Размеры: 400-1600 на 400-2200мм. Сорта: 1 и 2. Исп-ся для остекления световых проемов, а также конструктивно-строит-х элементов. 2) Витринное стекло пр-т прокатным формир-м. Толщина: 10-30мм. Полированное и нет. Мксимум: 3500 на 4500мм. Исп-ся так же + для изготовления стеклопакетов. 3)Закаленное листовое обладает повышенное механич прочностью и термостойкостью. Полиров и нет. Размеры: 600-1800 на 1200-3000мм. Толщина: 4-8мм. Исп-ся для остекления ТС, дверей, потолков. 4) Узорчатое листовое. Пр-т путем запрессовки в листовое стекло металлич сетки с ячейками. Повыш прочность. При разрушении не рассыпается на куски. Полир и нет. Размер: до 1200 на 3300. Толщина: 5-8мм. 5) Армированное пр-т прокатным формир-м, на поверхность с помощью гравированных вальцев наносят рельефный рисунок. Исп-т для остекления всего. 6) Профильное строительное. Пр-т прокатным ф-м. В виде швеллерного (есть ширина, длина и высота полки) и коробчатого (есть дл, ш и высота) сечения. Прочность на изгиб не менее 90МПа. Исп-ся для устройства светопрозрачных стен, ограждений, кровель. 7) Стеклянные трубы пр-т тянутым ф-м и непрерывной вальцовкой. Высокая хим стойкость, теплост-ть. Недостаток – хрупкость. Диаметр до 220мм. Толщина: 9мм. Исп-ся для транспортирования агрессивных в-в, укладки электрич проводов. 8) Стеклоблоки – пустотелые изделия, пр-т на прессах при помощи сварки двух полублоков. М б окрашенным. Исп-ся для светопрозрачных стен, заполнения проемов, остекления лестниц. 9) Стеклопакеты пр-т свариванием листовых стекол. 10) Облицовочные плитки исп-ся для отделки, нпр, ванных. 26) Теплоизоляционные материалы и изделия - это строит-е мат-лы и изделия, предназначенные для тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений, технологич оборудования и трубопроводов. Такие мат-лы имеют низкую теплопроводность (при темп-ре 25С коэфф-т теплопр-ти не более 0,175 Вт/(мС)) и плотность (не выше 500кг/м3). 1)По виду исходного сырья: неорганические (минеральная и стеклянная вата, ячеистые бетоны, материалы на основе асбеста, керамические и др.), органич-е (древесно-волокнистые плиты, пенно- и поропласты, торфяные плиты и пр.) и комбин-ные. 2)По структуре: волокнистые (вата, шерсть и пр.), ячеистые (ячеистые бетоны и полимеры, пенно- и газокерамика и пр.) и зернистые (керамический и шлаковый гравий, песок и пр.). 3)По форме: рыхлые (вата, перлит), плоские (плиты, войлок), фасонные (цилиндры, сегменты), шнуровые (асбестовые шнуры, минеральные и стеклянные волокна). 4)По возгораемости: несгораемые (керамзит, ячеистые бетоны), трудносгораемые (цементно-стружечные, ксилолит) и сгораемые (ячеистые пластмассы, торфоплиты). 5)По содержанию связующего в-ва: содержащие (фибролит) и нет (стекловата). Маркировку теплоизоляц-х мат-лов связывают с их плотностью (D15,35 и т.д.). Пористые материалы: При формировании пористой структуры технологич приемы всегда направлены на получение, по возможности, более мелких, равномерно расположенных пор по всему объему материала, т.к. чем больше объем пор, тем теплопр-ть меньше. Волокнистое строение: Минер-е волокна получают путем расплавления неорганич сырья с последующим превращением расплава (путем распыления, вытягивания через фильеры или др способами) в волокна, а органич-е – путем расщепления древесины или др растительного сырья на волокна до миним возможного диаметра. Оптимум - структура с более тонкими волокнами (у органич). Температурост-ть оценивают предельной темп-рой применения мат-ла. Выше этой темп-ры мат-л изменяет свою структуру. Теплоемкость неорганич-х мат-лов = 0,8 кДж/кгС. С увеличением влажности Тепл-ть возрастает. Прочность теплоизоляционных мат-лов вследствие их пористого строения относительно невелика. Предел прочности при сжатии = 0,2-2,5 МПа. Водопоглощение значительно ухудшает теплоизол-ные свойства и понижает прочность и долговечность. Мат-лы с закрытыми порами, нпр, пеностекло, имеют низкое водопоглощение (менее 1%). Химич и биологич стойкость теплоизоляции повышают, применяя различные защитные покрытия или обрабатывая их антисептиками. 29) Основ. виды древесных строит-х мат-лов. Сортимент – совок-ть различных видов древесных мат-в, отличающихся породой, сортом, размерами и назначением. 1)Круглые – отрезки древесных стволов с корой и без, очищенные от сучьев. При толщине в верхнем отрубе не менее 14см отрезки назыв-ся бревнами, 8-13см – подтоварниками, 3-7см – жерди. По назначению: а)строит-ные исп-ся для несущих конструкций, шпал, мостов… В основном – хвойные. 1я и 2я категория – отсутствует гниль, но есть др ограничения, 3я – различные повреждения. б)Пиломат-лы получают продольной распилкой бревен. По размерам: доски (ширина больше двойной толщины), бруски (ш = двойной т), брусья (ш и т более 100мм). Абзац. Строит детали и изделия выпускают в виде: 1)Столярные плиты – трехслойные щиты, состоящие из реечного заполнителя, оклеенного древесным шпоном. Хв и листв. 2)Строит фанера – листовой мат-л, получ-я склеивание неск слоев шпона из хвойн и листв клеями. 3)Паркет – дощечки разных размеров и форм с профилированными краями. Из древесины твердых пород. Для предохранения от растрескивания из-за неравномерной суши торцы бревен и пиломат-в промазывают известковыми растворами, замедляющими выделение влаги. Хранят щтабелями с расстояниями, сортируют. Перевозят всеми видами ТС. Детали собирают в блоки, защищенные от осадков и повреждений. 27) Органич-е вяжущие вещ-ва. 1)Битумы – сложные смеси высокомолекул-х углеводородов, а также кислородных, сернистых и азотистых органич соединений. А)Природные битумы – твердые в-ва, встречающ-ся в чистом ивде или густые жидкости, пропитыв-щие горные породы. Дороги и дефицитны. Их не учитываем. Б)Искусственные битумы пр-т переработкой нефти. Плоность = 1,05 г/см3. Твердость опр-ся глубиной проникновения иглы. Темп-ра размягчения = 30-150гр. Она хар-т переход мат-ла в пластическое состояние. Рястяжимость битума – способность при темп-ре 25гр вытягиваться в нити = 0-700мм. Разливают в тару в подогретом состоянии. Перевозят в бумажной таре и без. Хранят в хранилищах с пароподогревом. 2)Деготь – жидкий продукт сухой перегонки без воздуха от коричневого до черного цвета. В строит-ве применяются в осн каменноугольные дегти, образующиеся в процессе коксования и газификации каменного угля. Номенклатура строит мат-лов, получаемых из битумных и дягтевых вяжущих: а)Асфальтовые и дягтевые бетоны – искусственные мат-лы, получаемые в рез-те затвердевания в уплотненной смеси, состоящей из щебня, песка, мин добавок, битума или дегтя. Исп-ся для покрытия дорог, полов, гидротехнич сооружений. б)Асфальтовые и дягтевые растворы – тщательно перемешанные смеси битумов и дягтей с тонкоизмельченным наполнителем и песком. Асф - прочные, водонепрониц, теплост-е. Исп-ся для гидроизоляционных мат-лов и асф-вых полов. Дягтевые – менее прочные. в)Кровельные рулонные: рубироид, стеклоткань, пергамин… ПР-т обработкой основы, нпр, картона, битумом или дегтем. г)Листовые мат-лы на основе битумов – кровельные листы, а штучные изделия – битумные плитыи камни. д)Мастики – искусственные смеси битумов или дегтей с тонкоизмельченными наполнителями. е)Эмульсии – тонкие водные растворы бит или дегтя. Исп-ся для гидро- и парозащитных покрытий. 3)Полимерные мат-лы – натур, искусств или синтетич смолы. Наиб распространенные – пластмассы. Также: рулонные (линолеумы), плиточные, листовые (фанера), погонажные (полы), изоляционные (вата). 28) Строение, виды и св-ва древесины. Ствол – осн часть дерева, используемая как строит мат-л. Кора защищает Д от механич повреждений. Состоит из корки и луба. Камбий состоит из живых клеток, обусловливающих прирост древесины и коры в толщину. Заболонь и ядро состоят из тонких концентрических слоев, образуемых в течение годового вегетационного периода. Сердцевина – наиб слабая часть Д. Состав Д: 50% целлюлоза, 20% лигнин, 20%гемицеллюлоза, 5% смола, 5%золообразующие в-ва. Породы: а)Хвойные: сосна, лиственница, кедр, пихта… Исп-ся для несущих строит конструкций, в гидротехнич строит-ве и др, т.к. имеют прямой и длинный ствол и лучшее кач-во Д. б)Лиственные: дуб, береза, ольха… Исп-ся для деталей несущих конструкций, паркета, ящиков… Влажность W=(m2-m1)*100/m1, где m2 – масса образца влажной древесины, m1 – сухой. Нормальная Вл, при кот проводятся испытания = 12%. Д обладает высокой гигроскопичностью, поэтому её Вл изм-ся от относит Вл воздуха. Изменяются размеры Д. Для снижения Гигр, Д покрывают лаками. Водопроницаемость опр-ся кол-вом воды, профильтровав-ся через поверхность образца (г/см3), и зависит от породы Д, среза и др. Величина объемной усадки: У0 = (V1-V2)*100/V2, где V – объем образцов до и после сушки, см3. Величина усушки: К0 = У0/W, где W – влажность образца, %. Неравномерная усушка вызывает появление трещин, следов-но надо исп-ть Д с нормальной влажностью. При норм-й Вл масса Д = 600кг/м3. Д обладает низкой теплопроводность, с увеличение плотности и Вл-ти Теплопр-ть повыш-ся. Высокая стойкость к действию щелочей, кислот, однако морская вода разрушает. Хвойные более коррозийно устой-вы. Темпер-ра обугливания = 150гр, вопламенения = 300гр. Пропитывают огнезащ-ми составами. Прочность на сжатие, растяжение увелич-ся с повышен-м плотности и уменьш-ся с повыш-м Вл. Первичные пороки: сучки, кривизна. Вторичные: трещины, плесени.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.45.33 (0.021 с.) |