Если ты зовешь их к прямому пути, они не слушают.


И ты видишь, как они смотрят на тебя, но они не видят – подобны словам Аллаха:

﴿إِن تَدْعُوهُمْ لاَ يَسْمَعُواْ دُعَآءَكُمْ﴾ Если вы зовете их, они не слышат вашего зова. (35:14)

Далее Аллах говорит: ﴿وَتَرَاهُمْ يَنظُرُونَ إِلَيْكَ وَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ﴾

И ты видишь, как они смотрят на тебя, но они не видят – т.е.

они встречают тебя с открытыми глазами, будто смотрят на тебя, но на самом деле они неодушевлённые. Но Аллах здесь обращается к ним как к воодушевлённым, используя местоимение﴿تَرَاهُمْ ﴾ «ты видишь их», вместо تَرَاها(видишь её или мн. ч. невоодушевлённых предметов), ибо на них нарисованы человеческие глаза.

 

Далее Аллах поведал:

 

خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِض عَنِ الْجَـاهِلِينَ

(197) Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд!

وَإِمَّا يَنَزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَـانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

(200) А если постигнет тебя от сатаны какое-нибудь наваждение,

то ищи убежище у Аллаха: ведь Он - Слышащий, Ведающий!

Ибн Аббас прокомментировал слово Аллаха: ﴿خُذِ الْعَفْوَ﴾ Держись прощения– т.е.

снисходительно бери из их имущества. Принимай у них то, что они приносят тебе.

Так было до того, как был ниспослан аят об обязательном закяте в суре «Тауба».

 

Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам прокомментировал: ﴿خُذِ الْعَفْوَ﴾Держись прощения

– Всевышний Аллах повелел обращаться снисходительно и прощать многобожников на протяжении десяти лет, а затем приказал обращаться ними жёстко.

Этот комментарий предпочёл ибн Джарир и другие комментаторы.

Муджахид сказал по поводу слов Аллаха: ﴿خُذِ الْعَفْوَ﴾ Держись прощения – т.е.

прояви снисходительность к тому, что касается нравов людей и их непреднамеренные дела.

Хишам ибн Урва сообщает со слов своего отца, что посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было приказано прощать людей за их поведение.

 

Аль-Бухари сообщает, что ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Аллах велел Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует,



избрать из нравственных качеств людей (способность) прощать».

 

Аль-Бухари сказал о слове Всевышнего Аллаха: ﴿خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِض عَنِ الْجَـاهِلِينَ﴾

Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд!

Под словом الْعُرْف (аль-урф т.е. обычай) подразумеваются одобряемые поступки.

Ибн Аббас сообщает, что однажды в Медину прибыл Уйайна ибн Хисн ибн Хузейфа

и остановился у своего племянника аль-Хура ибн Кайса, который был приближённым Умара. Он был из чтецов Корана, которые присутствовали на собраниях Умара и на его советах, на которых присутствовала как молодёжь, так и старики. Уйайна сказал своему племяннику: «О, племянник, у тебя есть авторитет перед этим амиром. Попроси разрешения для меня присутствовать на собрании». Тот ответил: «Я попрошу для тебя разрешения».

И действительно аль-Хур попросил разрешения для Уйайны, и Умар разрешил. Когда тот зашёл к Умару, то сразу же сказал: «Вот что о, ибн аль-Хаттаб. Ты не даёшь нам по справедливости и не правишь по справедливости!» Умар разгневался так,

что хотел схватить того, но уль-Хур сказал ему: «О, повелитель правоверных,

поистине Всевышний Аллах сказал Своему посланнику: ﴿خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِض عَنِ الْجَـاهِلِينَ﴾

Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд!

А этот человек из невежд!» и клянусь Аллахом, Умар не ступил ни шагу

после того, как услышал этот аят, ведь он был чрезвычайно исполнительным

в отношении того, что касалось Книги Аллаха».

(Этот хадис приводит аль-Бухари.)

 

Один из учёных сказал: «Есть два вида людей: благой человек – относись снисходительно

к его благодеяниям и не требуй с него выше его возможностей, а дурного человека призывай к одобряемому. Если же он остался на своём заблуждении, не послушался тебя,

и продолжает следовать своему невежеству, то отстранись от него.

Возможно, этим ты предотвратишь его козни».

Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ السَّيِّئَةَ نَحْنُ أَعْلَمُ بِمَا يَصِفُونَ

وَقُلْ رَّبِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيـاطِينِ وَأَعُوذُ بِكَ رَبِّ أَن يَحْضُرُونِ﴾

Отклоняй зло тем, что лучше; Мы вернее знаем, что они описывают.

И скажи: "Господи, я прибегаю к Тебе от искушений дьяволов, и я прибегаю к Тебе, Господи, чтобы они не явились ко мне!" (23:96-98) Он также сказал:

﴿وَلاَ تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلاَ السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ وَمَا يُلَقَّاهَا إِلاَّ الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَآ إِلاَّ ذُو حَظِّ عَظِيمٍ﴾

Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот - тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг. Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели; не даровано это никому, кроме обладателя великой доли.(41:34-35)

это подобное наставление в рассматриваемом нами аяте (7:200):

﴿وَإِمَّا يَنَزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ﴾

А если постигнет тебя от сатаны какое-нибудь наваждение,

то ищи убежища у Аллаха: ведь Он - Слышащий, Ведающий!

Во всех этих трёх аятах в сурах «Преграды», «Верующие» и «Разъяснены»

Всевышний Аллах наставляет человека на то, как следует обращаться к ослушнику

наилучшим образом. О результате такого обращения Всевышний Аллах сказал:

﴿فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَليٌّ حَمِيمٌ﴾

И вот - тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг.

Затем Всевышний Аллах даёт наставление на обращение к Его помощи от шайтана

из числа джинов, ибо просто добродетели в отношениях к этим врагом

недостаточно, ведь он хочет погубить тебя и разгромить полностью.

Он явный враг тебе и твоим предкам с покон веков.

 

Ибн Джарир, комментируя этот аят: ﴿وَإِمَّا يَنَزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَـانِ نَزْغٌ﴾

А если постигнет тебя от сатаны какое-нибудь наваждение – сказал:

«И если ты гневаешься поддаваясь наущению сатаны,

который не даёт тебе отстраниться от невежды и толкает тебя на конфликт с ним,

﴿فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ﴾ То ищи убежища у Аллахаищи защиты Аллаха от его наваждения»

﴿إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ﴾ Ведь Он - Слышащий, Ведающий!

– Слышащий невежество невежды в отношении тебя, а также твоё обращение к Аллаху

от наваждений сатаны и все остальные слова творений. Ничто не скрыто от Него.

Он сведущ о том, что может отвести от тебя наваждения сатаны и о других делах Своих творений. Ранее уже приводился хадис, в котором, два человека повздорили в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, до такой степени,

что нос одного из них готов был разорваться от гнева,

тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я знаю слова, которые избавили бы их от того, что их мучает (гнев):

«Я прибегаю к помощи Аллаха от сатаны побиваемого камнями». Это передали тому человеку, на что он ответил: «Я не страдаю одержимостью».Этот и другие хадисы мы рассматривали в теме об «Истиазе» (обращение к Аллаху за помощью).

Аллах сказал:

 

إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَوْا إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِّنَ الشَّيْطَـانِ تَذَكَّرُواْ فَإِذَا هُم مُّبْصِرُونَ

(201) Те, которые богобоязненны,

Когда коснется их видение от сатаны, вспоминают, и вот, - они видят.

وَإِخْوَانُهُمْ يَمُدُّونَهُمْ فِي الْغَيِّ ثُمَّ لاَ يُقْصِرُونَ

(202) А братья их усиливают в них заблуждение и затем не сокращают его.

Всевышний Аллах сообщает о своих богобоязненных рабах, которые повинуются Ему

в том, что Он приказал им, и воздерживаются от того, что Он запретил, и о том, что:

﴿إِذَا مَسَّهُمْ طَـائِفٌ مِّنَ الشَّيْطَـانِ﴾ Когда коснется их видение от сатаны,– т.е.

если их коснутся мысли от сатаны, эпилепсия или гнев или наущения или же одержимость

и т.п. некоторые считают, что речь идёт о грехе.

Слово Аллаха: ﴿تَذَكَّرُواْ﴾ Вспоминают

– о наказании Аллаха и о Его щедрой награде, о Его обещаниях и угрозах,

и тогда они незамедлительно каются и обращаются к Аллаху, прибегают к Его помощи.

﴿فَإِذَا هُم مُّبْصِرُونَ﴾ И вот, - они видят – возвращаются к прямому пути и исправляются.

Аль-Хафиз ибн Мардувьях сообщает со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах),

что одна женщина, страдающая эпилепсией, однажды пришла к посланнику Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О, посланник Аллаха, возведи мольбу к Аллаху, дабы Он исцелил меня». Он ответил: «Если ты хочешь, я попрошу за тебя у Аллаха, и Он исцелит тебя, но если хочешь, прояви терпение и на тебе не будет отчёта». Она сказала: «Лучше я вытерплю, и на мне не будет отчёта».

Этот хадис приводят многие рассказчики с текстом:

“У меня бывают приступы падучей, и (из-за этого) я обнажаюсь[373],

обратись же к Аллаху с мольбой за меня”.(В ответ ей) он сказал: “Если хочешь,

терпи, и тогда тебя (ожидает) рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя”. Она сказала: “Я буду терпеть”, а потом (добавила):

“Поистине, я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась”,

и он (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Аллаху

с такой мольбой за неё и она уже не обнажалась при приступах.

Слова Аллаха: ﴿وَإِخْوَانُهُمْ﴾ А их братья– из числа людей шайтанов.

Как об этом сказано в словах Аллаха: ﴿إِنَّ الْمُبَذرِينَ كَانُواْ إِخْوَانَ الشَّيَـاطِينِ﴾

Ведь расточители - братья сатаны. (17:27) т.е. их последователи,

которые прислушиваются к ним и принимают их приказы.

﴿يَمُدُّونَهُمْ فِي الْغَيِّ﴾ Усиливают в них заблуждение – они (их шайтаны) способствуют им

в совершении грехов, облегчают им их совершение и приукрашивают их.

﴿ثُمَّ لاَ يُقْصِرُونَ﴾ И затем не сокращают его - некоторые считают, что речь идёт о дьяволах, которые не перестают подстрекать людей, чтобы сбить их с прямого пути.

Али ибн Абу Тальха сообщает, что ибн Аббас сказал

по поводу слов Всевышнего Аллаха: ﴿وَإِخْوَانُهُمْ يَمُدُّونَهُمْ فِي الْغَيِّ ثُمَّ لاَ يُقْصِرُونَ﴾









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь