Цивилизация древнего мира. Народы и древнейшие государства на территории Евразии. Восточные славяне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация древнего мира. Народы и древнейшие государства на территории Евразии. Восточные славяне.



Самые ранние из известных цивилизаций возникли из культур, предшествовавших цивилизации в Месопотамии между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, в египетской долине Нила.

ИНДИЯ. Огромный полуостров Индостан - родина многих древних цивилизаций. Здешние жители приручали животных, таких как слонов, буйволов. Корова - священное животное. Растения и цветы использовали как пряности, лекарства и тд. В первой половине 2 тысячелетия до н. э. на севере Индии появилась такая народность, как арии. Языком ариев был санскрит - древнейшая сохранившаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев. От этого единого языка произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский. Индуизм - религия древних индийцев. Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Древняя религия - индуизм - сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма. Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает "дело", "действие", которое рождает определенный результат.

ИРАНСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Царство Эламитов представляет собой одну из древнейших цивилизаций. Эта цивилизация была центром активной деятельности на Среднем Востоке. Существуют свидетельства о наличии здесь более древней цивилизации, под названием Царство Иерофт, но о ней практически ничего не известно. В шестом тысячелетии до нашей эры мир увидел довольно сложное сельскохозяйственное общество и доурбанистические центры. Империя Ахеменидов (559-330 гг. до н.э.) была основана Киром Великим, и стала первой из персидских империй, которая правила внушительной территорией Великого Ирана. Она объединяла под своим руководством такие территории, как восток современного Афганистана, часть центральной Азии и Балучистана, север и запад Малой Азии (современная Турция), верхнюю часть балканского полуострова и большую часть прибережных регионов Черного моря; западные и юго-западные территории современного Ирака, север Саудовской Аравии, Иордании, Израиля, Ливана, Сирии и все значительные по населению центра Древнего Египта, равно как и дальневосточные области Ливии.

РАННИЙ КИТАЙ. Китай является одной из самых древнейших цивилизаций в мире и одной из самых продолжительных по части своего существования. Старейшие культуры неолита, появившиеся до цивилизации в Китае были Пенгтустан, Джиаху, Пейлианг - все они датируются приблизительно седьмым тысячелетием до нашей эры. В древние времена именно в Китае были изобретены порох, бумага, спички. Здесь начали печатать первые в мире бумажные деньги. Жрецы, а затем и алхимики Китая выводили множество целебных эликсиров.

Народы. Киммерийцы. 8-7 в до нэ. Древнейший народ, проживающий на территории сев. Причерноморья. (Геродот)

Скифы. 7-5 в до н.э. Большие госуд. объединения среднего Приднепровья, Нижнего Дона,Кубани. Скотоводство, земледелие, ремесло, развитая экономика. Северо-Ирландская язык. семья. (совр потомки скифов - осетины)

Сарматы. 2 в до н.э. Пришли из западной Азии. Занимали территорию Сев. Причерноморья,Крыма.

Готы. 2 в до н.э. Германские племена, воевавшие с сарматами и аланами. С конца 360 г реди них распространяется Христианство.

Гунны. 4 в н.э. Перебираются в сред Азию, затем в юж. Урал. Военно-полит. союзы с Манси. Причерноморье.

Авары. Из Азии перемещаются в Европу (совр. Венгрия). Жесткие конфликты с соседями. Часть славян подчинена им. Разгромлена франками. Авары-Обры

Хазары. 6-7 в нэ. Сев Кавказ и ниж Волга. Влияние на Крым и Приазовье. Посредническая торговля. Разгромлены Святославом и Владимиром до конца. Развитое народ хозяйство. Кочевники. Земледелие, ремесло. Работорговля. Обложили данью юж славян. Обострение отношений с Византией из-за Крыма. Этническая пестрота. Междоусобицы и ослабление полит мощи произошло из-за разделения общества по конфессиональному признаку.

Булгары. Кочевники. Приазовье, сев Кавказ, на Балканах с дунайскими славянами. 7в образование Волжской Булгарии. Основ религия – мусульманство. Но веротерпимы. (Чуваши – потомки Булгар.)

 

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. Славяне – от слов славные, слава. На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Происхождение славян В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

сильными длинными мазками своей кисти, резкими "пробелами" создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы. ВЫСШИЕ подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера. Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Знаменитая "Троица" (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы "Троицы" символизируют мысль о единстве мира и человечества.

XVIв: В церковной среде был выдвинут тезис о Москве "третьем Риме". Здесь исторический процесс выступал как смены мировых царств. Первый Рим -"вечный город" — погиб из-за ересей; "второй Рим" — Константинополь из-за унии с католиками; "третий Рим" — истинный хранитель христианства Москва, которая будет существовать вечно. Летописание. В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится "Летописец начала царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является "Книга Степенная царского родословия". Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя. В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода ("лицо" изображение). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. ("Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении культуры свидетельствует. написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, "Домострой" (в переводе домоводство), автором которой считают Сильвестра. Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в. Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь "Азбуку". За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому покровителю данного ремесла. В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (ряд историков считает, что название произошло от слова "кита" вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие полагают, что название произошло либо от итальянского слова город, либо от тюркского крепость). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Живопись. Крупнейшим русским живописцем, жившим в начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

за природой. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Литература. В XVII в. созданы последние летописные сочинения. "Новый летописец" (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В "Службе кабаку", "Повести о куре и лисе", "Калязинской челобитной" содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в "Повести о Ерше Ершовиче" судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары ("Житие протопопа Аввакума") и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Театр. Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполнялись мужчинами. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. "Восьмым чудом света" назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине П из-за ветхости. Живопись. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе "Спас Нерукотворный" хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. XVIIIв: Отличие культуры ХVIII в. от культуры IX-XVII вв. В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. В русском искусстве первой полвины середины XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия — классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм). Возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Школа канцелярских служителей, позднее горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян). Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны. И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин. В петровские времена открылся первый русский естественноисторический музей Кунсткамера (1719); было положено начало Библиотеке Академии наук (1714). В конце ХУШ в. покупка Екатериной П ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира Эрмитажу. Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII столетии был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточно-европейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.Ученые отмечают и другой путь переселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря на берега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода). В Восточной Европе славяне встретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало всем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами, носителями более высокой культуры. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине.

  • На Днепре - поляне, к северу от них - северяне, к северо-западу - древляне.
  • На р. Припять - дреговичи (от "дрягва" - болото).
  • На р. Сож - радимичи.
  • В районе Смоленска и севернее - кривичи.
  • На Ильмень-озере и р. Волхов - Ильменские словене.
  • На северо-востоке (р-н Владимира и Москвы) - вятичи.
  • На юго-западе (зап. Украина) - уличи, тиверцы, волыняне.

Занятия древних славян. Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет. Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет. Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии. Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.

Общественный строй восточных славян. В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родо-племенная знать - вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности. Каждое племя имело своего князя. Слово "князь" происходит от общеславянского "кнез", означающего "вождь". Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись ("Повесть Временных лет") называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

Культура Киевской Руси.

Черты: замедленность развития, традиционализм, господство в идеологии религиозного мировоззрения, характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили.

Письменность, летопись. 9в.-проникновение на Русь славянской азбуки, составленной Кириллом и Мефодием. 11в.- распространение на Руси переводной лит-ры (напр., «Александрия» о жизни Алекс. Македонского). 11-12в. – открытие на Руси церковных школ для обучения грамотности. 10в.-составление 1-ой летописи на Руси, кот. отразила историю Руси до правл-я князя Владимира. 11в.-составление 2-ой летописи, кот. отразила историю Руси до правл-я Ярослава Мудрого. Начало 12 в. -составление монахом Нестором «Повести временных лет». 12в.-составление игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром нового летописного свода, включая правл-е Владимира Мономаха. 13в.-возникновение местных летописей (напр., Киевский летописный свод).

Литература. Начало 40-х г. 11в.-митрополит Иларион создал свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати». Вторая полов. 11в.-появление др. литературно-публицистических произведений (напр., «Сказание о Борисе и Глебе»). Последняя четверть 11в.-начинает работать над сочинениями Нестор («Повесть врем. лет», «Чтение о житие Бориса и Глеба»). Нач.12в.-Владимир Мономах пишет свое «Поучение детям». Нач.12в.-создание игуменом Даниилом «Хождение игумена Даниила в святые места». 12-нач.13в.-создание др. ярких религиозных и светских сочинений («Слово» и «Моление» Даниила Заточника). Сер.12в.-«Послание» митрополита Климентия Смолятича. Кон.12в.-«Притча о человеческой душе» епископа города Турова Кирилла.

Искусство. Искусство на Руси испытывало византийское влияние. Развитие иконописи связано с именем печорского монаха-живописца Алимпием. Развивается фресковая живопись (роспись по сырой штукатурке), мазайка. В 12в. Сложилась новгородская школа живописи – это иконы «Ангел Золотые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы». В 13в. Прославилась ярославская школа живописи («Ярославская Оранта»). Развивалось искусство резьбы по дереву, по камню, ювелирное искусство, музыкальное искусство (игра на лютне, гуслях).

Архитектура. 11в.-строительство Софийского Собора в Новгороде, Полоцке; в Киеве-10в.;Спасо-Преображенский Собор в Чернигове. 12в.-начали строить однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. 3-я четв.12в. Успенский собор, храм Покрова, Дмитровский Собор во Владимире. 12-нач.13в.-строились храмы в Новгороде, Смоленске, Чернигове, Галиче, Пскове, Новгороде-Волынском.

Фольклор и быт народа. В былинах открывался целый мир русского народа. Основной герой-богатырь, защитник народа, обладающий огромной физической силой (напр., Илья Муромец). Быт – любимым занятием богатых людей была соколиная, псовая охота. Для простого народа устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта, особенно на севере, являлась баня.

 

 

5. Феод. раздр-сть – закономерный этап развития феодализма. Русские земли в период 12-14вв. Феод. раздр-сть – распад страны на отдельные, фактически независимые гос-ва, кот. враждуют между собой. Власть в отделившихся частях принадлежит крупным феодалам. Причины: 1) Укрепление частной собственности на землю, рост крупного землевладения; раздел земли князем между наследниками, развитие удельного княжеского землевладения, расширение боярских вотчин, стремящихся к самостоятельности. 2) Господство натурального хоз-ва ослабляло экон. связи между отдельными частями страны. Вотчинное хоз-во обеспечивало себя всем необходимым, укрепляя, таким образом, его самостоятельность. 3) Развитие ремесла, торговли, укрепление городов, как крупных политич. и культ. центров. 4) Ослабление роли Киева, как полит. и торгового центра; путь «из варяг в греки» постепенно утрачивает свое значение. Русь распалась на 14 княжеств. Князья объявляли войны, заключали миры и союзы. Великий князь был первым среди равных князей. Сохранялись княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, исторически сложившийся территориальной, эконом. и культ. общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. + последствия: бурный рост городов и вотчин, развитие торговли с Прибалтикой, немцами, развитие местной культуры. – последствия: ослабевали экон. связи между отдельными частями страны; в военном и полит. смысле Русь стала намного слабее; оборона страны была раздроблена; междоусобицы. В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Владимиро-Суздальское княжество. Северо-Восточная Русь. Земля с плодородными почвами, развитое земледелие. Княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками. Галицко-Волынское княжество. Юго-западная Русь. Развитие древесной промысловой деят-ти, имелись крупные залежи каменной соли, кот. вывозили в соседние страны. Княжество усилилось при Ярославе Осмомысле. В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах. Новгородская земля. Выгодное геогр. положение: город нах-ся на перекрестке торговых путей, связывавших Русь с Зап.Европой, а через нее с Востоком и Византией. Был большой земельный фонд; хорошо развиты промысловые занятия (охота, рыболовство, солеварение, произ-во железа, бортничество) и давали боярству немалые доходы. Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода. В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.021 с.)