Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой режим национальных парков.

Поиск

В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность,

и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях. Анализ приведенной нормы показывает, что характерной особенностью национального парка по сравнению с другими категориями ООПТ является одновременное выполнение таких задач, как сохранение компонентов природной среды и в то же время создание условий для просветительской, оздоровительной и рекреационной деятельности. Сочетание этих взаимосвязанных и в то же время противоречивых целей предъявляет особые требования к правовому режиму национального парка. На территории парка разрешены определенные административные действия, без которых парку невозможно полностью и качественно выполнять свои функции (например, строительство объектов обслуживания посетителей; строительство и ремонт дорог, связанных с задачами и целями национального парка; различные биотехнические мероприятия). При этом с целью сохранения ценных экосистем парк разделяется на отдельные зоны:

• заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;

• зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальных парках;

• рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;

• хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.

В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка. Каждая из названных зон может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах национального парка.

Еще одной особенностью правового положения национальных парков является включение в их состав как земель, предоставленных в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, так и земель иных землепользователей.

Национальные парки создаются по решению Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение. Согласно ч. 3 ст. 24 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» при объявлении или преобразовании национального парка решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь утверждается Положение, в котором конкретизируется его правовой режим. В литературе отмечается, что для упорядочения отношений, возникающих в связи с установлением режима охраны и использования национальных парков, придания им стабильности, положения о каждом национальном парке целесообразно утверждать Указом Президента Республики Беларусь. Такой подход можно признать целесообразным в силу того, что в соответствии с законодательством национальные парки находятся в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь.

 

 

Правовой режим заказников.

В соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов.

Выделяют следующие виды заказников:

• ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;

• биологические (ботанические, зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких, исчезающих, а также ценных в экологическом, научном, хозяйственном и культурном отношении растений, животных или отдельных особо ценных участков леса;

• водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;

• гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;

• геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;

• палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых природных объектов и их комплексов.

Различное целевое назначение заказников предопределяет особенности их правовых режимов (строгая охрана всего природного комплекса либо его частей; охрана одного или нескольких компонентов природной среды), и в связи с этим на территории различных видов заказников могут быть запрещены отдельные виды деятельности. К таковым могут быть отнесены: распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений; добыча полезных ископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами; предоставление участков под застройку; мелиоративные работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима; использование ядохимикатов; туризм и другие формы организованного отдыха населения; движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира; изыскания и научные исследования, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов.

По административному статусу заказники могут быть республиканского и местного значения. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника республиканского значения осуществляются на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного республиканского органа государственного управления, а заказника местного значения – на основании решения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по представлению территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления.

Объявление территории заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей. Не изымаются земельные участки у землевладельцев и землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника. Для управления заказником юридическое лицо, как правило, не создается, однако такая возможность законодательством предусмотрена. Организация природоохранной деятельности в границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан. В границах заказника с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования. Особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями и землевладельцами, участки которых расположены в границах заказника. Данные лица обязуются соблюдать установленный режим охраны и использования заказника.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.006 с.)