Недра как объект использования и охраны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Недра как объект использования и охраны.



Управление недрами представляет собой деятельность соответствующих органов по организации геологического извлечения недр, их рационального использования и охраны.

Деятельность по управлению недрами осуществляют органы общей и специальной компетенции. Общей - СМ РБ, СНД.

СМ осуществляет распоряжение недрами в пределах территории РБ: - устанавливает порядок пользования и их охраны - проведение государственного надзора и контроля за геологическим изучением недр - определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование недрами.

СНД - Кодекс о недрах, закон 22.02.1991 года - согласование сроков и мест производства работ: - геолог.изучению недр, выполняемых на территории района - участие в разработке госуд. эколог. программ - предоставление горных отводов для разработки общераспостраненных ПИ - установление порядка пользования недрами для хоз. и быт. нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых - осуществление государственного контроля в области использования и охраны.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

• ГК РБ по экологии - проведение единой национальной политике по вопросам ООС и использованию природных ресурсов; госуд. контроль за соблюдением норм эколог.безопасности; санитарные нормативы качества.

• Гос. комиссия по запасам полезных ископаемых РБ - утверждение запасов полезных ископаемых разведанных месторождений и допол. развед.

• ПР.О. "Беларусьгеология" осуществляет поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, выявляет и оценивает участки недр, используемых для целей, не связанных с добычей мин. сырья, получения информации о недрах.

- ОРГАНЫ государственного горного надзора - важное место в системе ОУ. На них возлаг. осуществление горных отводов для разработки ПИ, госуд. надзор за использованием и охраной недр.

Основные функции управления недрами: - организация учета недр и ведения государственных кадастров ПИ. - прогнозирование мероприятий - распределение и перераспределение - надзор и контроль - решение споров.

 

Право пользования недрами.

Право пользования недрами представляет собой совокупность правовых норм, определяющий порядок и условия рационального использования недр.

Использование - деятельность, на осуществление которой госуд. дано соотв. разрешение, т. е. когда пр. орг., учреждения и граждане наделены правом пользования недрами. Виды:

1. Основной вид права пользования недрами является право пользования для добычи ПИ. Недра предост. в пользование на основании акта, удостоверяющего горный отвод органами госуд. горного надзора. Горные отводы для разработки месторождений ПИ предоставляются исполкомами СНД и подлежат регистрации в органах горного надзора.

Горные отводы для разработки месторождений ПИ предоставляются только предприятиям, которые в соответствии с их уставами, положениями или решениями компетентных органов вправе вести разработку месторождений общ. ПИ.

2. Предоставление недр для целей, не связанных с добычами ПИ, т. е. для строительства и сооружения поземных сооружений, в т. ч. для подземного хранения нефти, захоронения веществ и отходов производства.

3. Предоставление для разработки месторождений торфа, сапронеля. Предоставляется для разработки на основании постановления СМ или решения исполкома СНД.

4. Пользование недрами для удовлетворения иных потребностей. Предприятия, граждане имеют права пользования недрами для своих хозяйственных и бытовых нужд.

Производится без предоставления горного отвода. Субъекты права пользования - граждане, предприятия, которые в установленном порядке приобрели право пользования недрами и права и обязанности по рацион.использованию.

Содержание права пользования недрами составляют права и обязанности пользователей.

Закон РБ от 3.12.91 "О налоге за пользование природными ресурсами" - эколог.налог. Прекращение полностью или частично.

 

Правовая охрана недр.

Экологический контроль - система госуд. и общ.мер, направленных на организацию наблюдения за соответствием и изменениями в природной среде и ее отдельных обьектов.

Эколог.контроль подразделяется на:

а) наблюдения и учет в области природной и ОС

б) контроль и надзор в области рационал. использования природных ресурсов и ООС

Госуд. учет запасов и месторождений ПИ осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений ПИ и составления государственного баланса запасов ПИ. Гос. кадастр ПИ должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие кол-во и качество запасов и совместно с ними залегающих ПИ и содержащихся в них компонентов, горно-технологические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку.

Государственный кадастр ведется геологическими организациями. Участки недр, предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат гос. учету органами госуд. горного надзора.

Проект закона "Об ООС" содержит раздел, регулирующих порядок контроля и надзора в области ООС. СТ. 43-46 По субьектам, осущ. контроль и надзор: а) госуд, б) ведомств, в) обществ.

Госуд. осущ. органами общей и специальной компетенции. Спец. ГК по эколог; Гос. горный надзор, респ. геолог.орг. Ведомст - органами, в ведении которых находятся пользователи недр. Макшейдерская и геологическая служба, службой технического контроля.

Общ. - ст. 46 закона "ООС" - обществ. проверки

 

Воды как объект использования и охраны.

Воды - часть окружающей среды и природный обьект, состоящий из естественных и искусственных водоемов, подземных вод, ледников, мирового океана, выполняющих экологич. и культ.-оздор. функции. Т.К это совокупность водныхобьектов, использование которых поддается регулированию, то вода в атмосфере, почвенная влага, вода из природной среды не относится к водам.

Водное законодательство регулирует водные отношения, т. е. общественные отношения в области использования и охраны вод в РБ. Предмет правового регулирования - воды. В состав входят: а) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов; б) подземные воды.

Основа водных отношений - государственная собственность на водные объекты.

Содержание права - правомочия РБ по владению, пользованию и распоряжению водами на территории РБ. Это значит, что водные объекты передаются только в пользование. Субъект права собственности на воды РБ в целом. Право коммунальной собственности на воды не предусмотрены. Водное законодательство: 1) Водный Кодекс 27.12.1972, постановлений СМ по вопросам использования и охраны в т. ч. Пост. СМ РБ от 18.01.1983 "О водоохранных полосах (зонах) малых рек", Постановление СМ от 21.03.1986 "Об улучшении организации работ по охране малых рек от загрязнения, засорения и истощения", других нормативных актов.

 

 

Право водопользования.

Совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования вод составляет право водопользования в объективном смысле. В субъективном смысле право водопользования представляет собой правомочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях, предусмотренных законом.

Водопользователи: ст. 18 ВК государственные, кооперативные, общественные организации, учреждения и граждане РБ. Иностранцы только на условиях аренды.

В зависимости от целевого назначения право пользования водами:

а) для удовлетворения пит., бытовых, личных и других

б) для с/х, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства

в) для сброса сточных вод.

Приоритет отдается питьевым и бытовым нуждам.

В зависимости от влияния на состояние вод: общее и специальное водопользование (с применением технических сооружений и устройств) или без, но с влиянием на воды. Совместное и обособленное водопользование (наход. только водныеобьекты, предоставленные юридическим лицам). Это первичные пользователи, которые могут разрешать вторичное водопользование при согласовании с орг. Общие - без разрешения, специальные - с разрешением.

Содержание права водопользования - права и обязанности. Правомочия только владение и пользование.

Общие права: - добывать воду для использования - эксплуатировать водные объекты для нужд с/х и т. п. - возводить гидротехнические сооружения - пользоваться водными объектами для отдыха.

Обязанности: - цели, - рацион,- сбросы, - не нарушать, - охота.

Ограничения (в виде запретов ст. 52, 81 и решения соответствующих органов). В государственных интересах:- мелководье, аварии, стихийные бедствия, питьевая вода, рыбы.

Прекращение права водопользования: - минование надобности в водопользовании, - истечение срока, - ликвидация предприятия, передача обьекта, изьятие.

 

 

Правовая охрана вод.

По показателю удельной водности РБ занимает одно из последних мест в СНГ. Отсюда следует важность охраны вод.

Под правовой охраной понимается совокупность правовых средств, направленных на сохранение восстановление и улучшение состояния природных запасов вод. ВК содержит основные принципы и положения охраны вод от вредных воздействий. В настоящее время охрана водных ресурсов осуществляется главным образом путем установления запретов и ограничений вместо развития системы мер профилактического характера, предотвращающих ухудшение качества вод.

Правовая основа охраны вод-ст.94 ВК РБ, по которой все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинять вред здоровью населения, вызвать уменьшение рыбных запасов.

Под загрязнением вод понимается насыщение природных запасов воды посторонними веществами растворимых или удерживаемыми в воде в виде взвесей. Уровень - опасность для здоровья людей и т.п. Засорение вод - насыщение водоёмов различными нерастворимыми в воде предметами, отходами и отбросами. Истощение вод - сокращение воды в водном объекте. Водопользователи обязаны проводить согласованные с ГК по экологии МСНД по предупреждению и ликвидациии вредного воздействия вод,а именно: - наводнений, затоплений, подтоплений - разрушение берегов, защитных дамб и др. сооружений - заболевание и засоление почв; эрозии

Конкретные меры по охране вод в РБ содержатся в "Основных направлениях оздоровления и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в РБ на 1991-95 до 2000 года" от 21.03.89г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.016 с.)