Первая российская революция 1905-1907 года. Изменения в политическом строе страны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая российская революция 1905-1907 года. Изменения в политическом строе страны.



8 начале XX в. Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира, но почти все слои русского общества были недовольны своим положением. Интеллигенция и часть дворянства желала введения конституции. Крестьяне добивались помещичьей земли. Рабочие были недовольны низкой зарплатой и условиями труда. Последней каплей стали неудачи в войне с Японией.

9 января 1905 г. к Зимнему дворцу направились тысячи жителей во главе со священником Гапоном, возглавлявшим Собрание фабрично-заводских рабочих Петербурга, с петицией об улучшении условий жизни. Войска открыли огонь по демонстрантам после их отказа разойтись («Кровавое воскресенье»). В стране и в армии (на броненосце «Потёмкин» и др.) начались волнения. По поручению царя министр внутренних дел А. Г. Булыгин к августу 1906 г. разработал проект о созыве законосовещательного парламента («булыгинская дума»), но этой уступки для оппозиции было недостаточно. Всеобщая политическая стачка в октябре 1905 г. вынудила Николая II издать манифест 17 октября о гражданских и политических свободах, создании Государственной Думы с законодательными полномочиями и амнистии политзаключённых. Возникли либеральные партии конституционалистов-демократов (кадетов) и октябристов, националистическая партия «Союз русского народа». По стране прокатилась волна еврейских погромов. В ноябре началось восстание на Черноморском флоте во главе с П. П. Шмидтом, в декабре 1905 г. — восстание в Москве, заранее обречённые на провал и легко подавленные. Собравшаяся в апреле 1906 г. Государственная Дума в июле была распущена царём из-за своей оппозиционности. В июле же 1906 г. произошли военные мятежи в Ревеле, Кронштадте и Свеаборге, подавленные властями. В июне 1907 г. была разогнана еще более оппозиционная II Дума и изменён избирательный закон — сократилось представительство в ней рабочих и крестьян. Это было сделано вопреки законам без санкции Думы и потому являло собою государственный переворот. Революция закончилась.

Итоги. В России появился парламент — Дума. Царизм показал, что идет на уступки лишь под давлением. Это подготовило умы к революции 1917 г. Началась столыпинская реформа.


36. Политические партии России в начале 20 века: программы и лидеры.

I. Леворадикальные партии:

1. РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). Основана в марте 1898 г. Партия разделилась на большевиков и меньшевиков.

- Большевики (Ульянов (Ленин)). Программа: подготовка и осуществление двух революций: 1) Буржуазно-демократическая – уничтожение монархии, создание республики; 2) Без перерыва подготовка социалистической революции – установление диктатуры пролетариата, национализация земли, природных богатств, промышленности.

- Меньшевики (Мартов). Считали, что между двумя революциями должен быть длительный переходный период без диктатуры пролетариата, с сохранением многоукладной экономики. В 1923 г. партия запрещена.

2. Эсеры (Социалисты-революционеры). Партия основана в 1902-1905 гг. Основатели: Чернов, Гершуни, Готц, Брешко-Брешковская, Спиридонова. Программа: Осуществление двух революций, создание республики через всеобщие выборы в Учредительное собрание, передача земли в руки рабочих, уравнительное распределение земли между крестьянами. Подготовка революции путём террора. В 1924 г. партия запрещена.

II. Либеральные партии.

1. Кадеты (Конституционно-демократическая партия). Основатель: Милюков. Партия основана в марте 1905 г. Программа: парламентская монархия, решение земельного вопроса путём передачи земли крестьянам от помещиков, предоставление свободы Польше и Финляндии. В ноябре 1917 г. партия запрещена.

2. Октябристы («Союз 17 октября»). Основатель: Гучков. Партия основана в ноябре 1905 года. Программа: конституционная монархия, «всех держать, никого не отпускать», единая, неделимая Россия. Партия существовала до 1917 г.

3. «Союз русского народа» («Русский союз им. М.Архангела», «Русский союз»). Основана в 1905 г. Основатели: Дубровин, Булацель, Майков. Программа: «Православие. Самодержавие. Народность.». В 1917 г. партия запрещена.



37. Деятельность Государственной думы (1906-1917года). Первый опыт российского парламентаризма.

Государственная Дума 1906 - 1917 гг. - первый российский парламент. Ее опыт - опыт надежд и разочарований, взаимного непонимания и неспособности к компромиссу, ожесточенной политической борьбы и кропотливой законодательной работы. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. Во всех четырех думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом полновластие царя, т.е. самодержавный характер его власти, сохранялся.
Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными, не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными.
Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение, также разрешалось царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.
Дума 1906-1917 гг. – Четвёртая Дума. Председателем четвертой Думы весь период ее работы был октябрист М.В.Родзянко. Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.
Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.
Чему учит опыт деятельности Государственной Думы? Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство. Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией русской армии, восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым технологиям кораблей на Балтике и Черном море.


40. Февральская революция 1917 года в России. Политический процесс весной-осенью 1917 года. Временное правительство.

В феврале 1917 г. началась революция в Петрограде. Войска перешли на сторону народа. 2 марта Николай II отрёкся от престола. Власть взяло из рук Думы Временное правительство (ВП) во главе с Г. Е. Львовым, которое должно было управлять страной до созыва Учредительного собрания (УС). Другим центром власти был Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов (ПССРД). Сложилось двоевластие. Были объявлены политические свободы и амнистия, издан Приказ ПСРД № 1, ставивший офицеров в зависимость от солдатских комитетов и тем разваливавший армию. В апреле 1917 г. из эмиграции вернулась группа большевиков во главе с Лениным.

ВП не спешило решать вопросы о земле, ожидая созыва УС, и не заключало мира. В апреле-мае состав ВП сменился, туда вошли эсеры и меньшевики (коалиционное правительство). В июле из ВП вышли кадеты. В Петрограде начались волнения, большевики выступали за передачу власти советам (июльский кризис). Произошли столкновения, были жертвы, после чего ВП во главе с А. Ф. Керенским взяло верх над ПСРД. Двоевластие закончилось. Ленин бежал из Петрограда.

В конце июля состав ВП опять сменился. Главнокомандующим стал Л. Г. Корнилов. Он требовал введения военного положения и, по сути, введения диктатуры. Корнилов двинул войска на Петроград, но его солдат разагитировали большевики. Мятеж провалился. Авторитет большевиков вырос. 24 октября они начали восстание против ВП, спеша получить власть еще до выборов в УС, на которых они не имели шансов получить большинство (эсеры были популярнее их). В ночь на 26 октября восставшие арестовали ВП и объявили о переходе власти ко II съезду Советов, тогда же собравшемуся. Были изданы Декрет о мире и Декрет о земле.



38. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.

В связи с обострением аграрного вопроса в ходе революции правительство попыталось принять меры по его решению. Не желая отдавать крестьянам помещичью землю, оно попыталось улучшить положение крестьян другими методами. В ноябре 1905 г. правительство снизило сумму выкупных платежей, а в марте 1906 г. ввело свободу крестьянских переселений, прежде стесненную волею общины.

Основные мероприятия этого рода провел министр внутренних дел и председатель Совета министров П. А. Столыпин (1906-1911). В 1906-1907 гг. были отменены выкупные платежи крестьян, разрешен свободный выход из общины, предоставлялись кредиты крестьянам на покупку земли, началось переселение крестьян в пустующие районы (Среднюю Азию, Сибирь). Переселенцы получали пособия, налоговые льготы, надолго освобождались от армии. Но из 3 млн пришлось вернуться 500 тыс., не устроившись на новых местах. По возвращении им обычно не возвращали землю и двор. Вышедшие из общины часто продавали землю и уходили в города, доме более удачливых не раз поджигали завистливые соседи. Землеустроительные комиссии, призванные юридически оформлять выход крестьян из общины, нередко оказывали давление на селян, чтобы те покидали общину. Но главное — крестьяне не получили помещичьей земли, что было их главным и непременным требованием. Напряжённость в деревне даже возросла.

В то же время повысилась товарность крестьянских хозяйств, развивалось кооперативное движение, снижались цены на сельхозпродукцию. Увеличивалось число «крепких» хозяев, на которых рассчитывал П.А. Столыпин. Однако времени для того, чтобы в полной мере сказались положительные последствия реформы, не оказалось из-за начавшихся вскоре мировой войны и революции.

Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело. Российское правительство старалось брать кредиты не у международных финансовых организаций, а размещало свои обязательства на внутреннем рынке иностранных государств. "Русские бумаги" специально выпускались невысоким номиналом, делавших их доступными для мелких буржуа, служащих, даже прислуги.

Витте использовал протекционизм, однако защита не означала закрытие рынка. Ограничивая ввоз иностр. товаров в Россию высокими таможенными пошлинами, правительство поощряло экспорт различными налоговыми льготами и премиями.

Витте сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. Царский указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года. Рубль был фактически на треть девальвирован. Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие.

По инициативе Витте была введена государственной монополии на торговлю крепкими спиртными напитками. При Витте винная монополия давала миллион рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

Любимым детищем Витте было железнодорожное строительство было – за свое пребывание на посту министра он увеличил протяженность железных дорог почти в два раза.

Витте считал, что только государство может сконцентрировать огромные ресурсы для воплощения самых дерзких замыслов. Ярким примером была Транссибирская магистраль, построенная в кратчайшие для того времени сроки.

Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один из царских министров финансов, широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться. Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозивший развитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Необходимость быстрого скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей страной и расплачивалась за это.

Образование СССР.

В 1917-1918 гг. Российская империя распалась. Из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе гражданской войны пошли обратные процессы — большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. После гражданской войны создана согласительная комиссия, чтобы устранить противоречия между центром и окраинами при образовании объединенного государства. Глава комиссии И. В. Сталин предлагал включить национальные окраины в РСФСР на правах автономий, Ленин — объединить их на равных в союз с РСФСР с правом выхода из союза. Этот проект приняли за основу. 30 декабря 1922 г. на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР. В него вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), объединявшая Грузию, Армению, Азербайджан. В 1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью). Казахстан и Киргизия являлись частью РСФСР. Как союзная республика Таджикистан вошел в состав СССР в 1929, Казахстан и Киргизия — 1936, Эстония, Литва и Латвия — 1940 г. В 1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики — Грузию, Армению и Азербайджан. 31 января 1924 г. была принята первая конституция СССР. Высшие органы власти — съезд Советов, в промежутках между съездами — ЦИК СССР. Территория республик не могла быть изменена без их согласия. На деле эти права были условностью — республики возглавлялись местными коммунистическими партиями, жестко подчинявшимися находившемуся в Москве ЦК ВКП(б). Не могли республики и выйти из СССР — не было юридической процедуры выхода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.017 с.)