Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны трудаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственное управление охраной труда в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ" осуществляется органами законодательной и исполнительной власти. Органы местного самоуправления согласно Закону "О местном самоуправлении в РФ" обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах. Функциональными органами управления является ряд Федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда. Стратегические разработки в области охраны труда, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры. Значительную роль в реализации управления охраной труда играет контроль. Контроль за состоянием охраны труда реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль. Основным органом государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и Межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных ископаемых возложен на Федеральный горный и промышленный надзор РФ - Госгортехнадзор. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электро- и тепло- установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора - Госэнергонадзор Министерства промышленности и энергетики России. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития России - Госсанэпидемнадзор. Государственный надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений, осуществляет Федеральная служба по атомному надзору - Госатомнадзор. На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом. Надзорные функции выполняет также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственного доступа на подведомственные объекты; на получение от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всей необходимой для их работы информации; выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения. Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения. На предприятиях, как правило, действуют системы управления охраной труда (СУОТ). Создание и управление системой охраны труда на предприятии осуществляет собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы охраны труда или на договорной основе принимают специалистов по охране труда. Численность и структура служб охраны труда на предприятии обусловлена размером предприятия и численностью его сотрудников. Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии или специалиста не нанимают, но полную ответственность несет работодатель; 10 человек и более – создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); если больше 100 человек – вводится должность специалиста по охране труда; больше 1000 человек – служба по охране труда. При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ, работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ. Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или главному инженеру, выполняет свою работу во взаимодействии с другими подразделениями организации, профсоюзной организацией, федеральной и местной инспекцией труда. Основные задачи службы ОТ: ü Организация и координация работы по ОТ на предприятии. ü Контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов. ü Совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма. ü Консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ. В работе СУОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений, занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и ряд других. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) охраны труда. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда. Для оценки состояния охраны труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня охраны труда (Кот) [Белов С.В. и др., 1999]:
Кот = (Ксп + Кб + Квпр) / 3, где Ксп - коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими; Кб - коэффициент безопасности оборудования; Квпр - коэффициент выполнения плановых работ по охране труда. Коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих. Для определения Ксп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха. Коэффициент безопасности оборудования (Кб) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию. Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (Кбу) и цеха (Кбц) [Белов С.В. и др., 1999]: Кбу = (Кб1 + Кб2 +... + Кбn) / n, где Кбi - коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1, …, n) участке; n - число единиц оборудования на участке. Кбц = (Кбу1 + Кбу2 +... + Кбуm) / m,
где Кбуj - коэффициент безопасности j-го участка (j = 1, …, m); m — число участков в цехе. Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда (Квпр) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов. Для комплексной оценки условий труда используется гигиеническая классификация труда (Р 2.2.013—94). Она предусматривает учет каждого фактора, характеризующего вредность и опасность производственной среды, а также факторов, характеризующих тяжесть и напряженность трудового процесса. Этим документом устанавливается четыре класса условий и характера труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные — экстремальные (см. раздел III, главу 1, параграф 2). Важнейшей функцией СУОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля охраны труда являются: оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда). Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой охраны труда в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки). Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку. Например, проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия. Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов охраны труда совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ, организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом охраны труда, представители которого также принимают участие в их проведении. Аттестационный контроль – это, прежде всего, аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указанны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами. При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы, и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной защиты также контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности. При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда. По результатам аттестации возможны 3 решения: 1) рабочее место соответствует требованиям безопасности и гигиены; 2) рабочее место подлежит рационализации; 3) решение о закрытии рабочего места (ликвидация рабочего места, как не соответствующего требования безопасности). Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин. Осуществление этого вида контроля возложено на государственную экспертизу условий труда, которая работает во взаимодействии с органами Госгортехнадзора, Госсанэпидемнадзора, Атомнадзора и рядом других. По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий. Стимулирование работ по охране труда предусматривает поощрение работников за выполнение требований охраны труда. Возможны доплаты к заработной плате, а также премии. Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь. Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения приведенных коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период. Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнения работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни. К несчастным случаям на производстве относятся: травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные: при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях. Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя). Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н-1 в двух экземплярах, для застрахованных — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на 1 день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью. Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего в этом случае составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение. Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах). В этом случае размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%). Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Причины несчастных случаев многообразны, но могут быть сгруппированы в технические, организационные и санитарно-гигиенические. Технические причины: техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности - блокировок, ограждений и предохранительных устройств. Организационные причины: нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обученность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами защиты. Санитарно-гигиенические причины: ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений. Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим, статистическим и экономическим. При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании. Топографический метод заключается в распределении причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму. Монографический метод состоит в детальном исследовании комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучается технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом методе выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев [Орлов А.И., 1984, с. 32]. Коэффициент частоты (Кч) - это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих. Кч = (N/P) ∙ 1000, где N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности; P - списочный состав работающих в отчетный период, чел. Коэффициент тяжести (Кт) - это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период. Кт = T/N, где T - общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период. Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, по месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом. Экономический метод заключается в определении экономического ущерба от травматизма, а также в оценке эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ. В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма [Охрана труда в электроустановках, 1983, с. 17]. Коэффициент минимальных материальных потерь (Кп) – число трудопотерь в днях на 1000 работающих: Кп = Кч ∙ Кт = (T/P) ∙ 1000 Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих: Э = (Зп ∙ Т)/P ∙ 1000, где Зп - средняя зарплата пострадавшего.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.011 с.) |