Нормативно-правовое регулирование экспертной деятельности при таможенном контроле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое регулирование экспертной деятельности при таможенном контроле



 

Экспертная деятельность, осуществляемая в ходе таможенного контроля, регулируются Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»[11] и специальными нормами Таможенного кодекса Таможенного союза[12][13].

В соответствии с ТК ТС, экспертиза товаров, транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах либо о совершении операций (действий) в отношении их, назначается в случаях, если при осуществлении таможенного контроля для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.

Как следует из данной нормы, экспертиза является вспомогательным и эффективным средством при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях, когда возникает необходимость использования специальных познаний.

Термин «специальные познания» нередко используется законодателем в различных отраслях права. В ряде законодательных актов, предусматривающих возможность назначения экспертиз, определена сфера специальных познаний - наука, техника, искусство и ремесло, однако само понятие законом не закреплено. На практике к специальным познаниям относят знания, приобретенные посредством профессионального образования и полученные с опытом практической и научной работы. При этом следует подчеркнуть, что специальные познания не включают в себя общеизвестные и юридические знания. В ходе проведения экспертизы эксперт неправомочен решать вопросы правового характера.

В ТК ТС определено, что экспертиза с привлечением специалистов экспертов осуществляется в ходе таможенного контроля[14]. Согласно ст. 96 ТК ТС, товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Таможенного союза и до момента[15]:

· помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

· приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса[16];

· помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

· обращения в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

· фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

· отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

· признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Товары таможенного союза считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС, и до пересечения таможенной границы.

Проведение экспертизы поручается, как правило, Центральному экспертно-криминалистическому таможенному управлению или экспертно-криминалистическим службам. В случае, если ЦЭКТУ или ЭКС не могут провести экспертизу, проведение ее может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы; иным организациям или другим экспертам (лицам, обладающим специальными знаниями (познаниями)[17],[18].

Необходимо отметить, что производство экспертиз в ходе таможенного контроля является одним из видов деятельности таможенных лабораторий, которые, к примеру, правомочны осуществлять экспертизы и исследования в ходе производства по делам об административных правонарушениях, по уголовным делам, а также в случае назначения экспертизы в рамках судебного разбирательства. Однако, правовой основой данной деятельности являются нормы Кодекса РФ об административных правонарушений[19], Уголовно-процессуального кодекса РФ[20], Арбитражно-процессуального кодекса РФ[21]и др.

Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами[22].

Постановление выносится должностными лицами таможенного органа и по содержанию во многом схоже с аналогичными документами в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве. О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа выносит постановление, которое должно быть согласовано с начальником этого органа или его заместителем. В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие сведения:

- основания для проведения экспертизы;

- фамилия, имя и отчество эксперта;

- наименование организации, в которой должна быть проведена экспертиза;

- вопросы, поставленные перед экспертом;

- перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;

- срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза[23].

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается:

- в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;

- в иных случаях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта).

Как правило, наиболее часто проводимые в таможенных целях экспертизы сводятся к идентификационным, химическим, технологическим, товароведческим, стоимостным и криминалистическим[24].

Объектами экспертизы могут служить:

- товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем;

- документы, содержащие сведения об указанных товарах и транспортных средствах;

- документы, содержащие сведения о совершении операций (действий) в отношении указанных товаров и транспортных средств.

При проведении экспертизы эксперту могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением: характеристик для определения кода ТН ВЭД ТС; страны происхождения; свободной (рыночной) стоимости; идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке; физических и химических свойств, состава; марки, сорта, вида и качества; технологии производства; источников сырья для производства; норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров; принадлежности к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам; эксплуатационной и экологической безопасности; принадлежности к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и других данных.

При проведении криминалистических экспертиз в отношении документов эксперту могут быть заданы вопросы, связанные с определением: способа изготовления документа и отдельных его реквизитов; факта и способа внесения изменений в документ; первоначального содержания документа, подвергшегося изменениям; наличия или отсутствия тождества печатных форм, которыми нанесены исследуемые оттиски печатей (штампов) и образцы; исполнителя и обстоятельств выполнения рукописных записей (буквенных и цифровых) и подписей.

Необходимо отметить недопустимость постановки перед экспертом вопросов об определении кода товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Во-первых, этот вопрос носит скорее правовой характер (сопоставление описания товарной позиции с описанием исследуемого товара). Во-вторых, классификация товаров осуществляется лицом, декларирующим товары, либо таможенными органами. В постановлении о назначении экспертизы в целях решения вопроса о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС перед экспертом ставятся вопросы о характеристиках товара (состав, свойства, качество, функциональное предназначение и т. п.), установление которых необходимо для принятия должностным лицом таможенного органа решения о классификации товара.

В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

Нередко в ходе проведения исследования эксперт ведет протоколы исследования, составляет различного рода таблицы, фототаблицы, графики, диаграммы и т. п. Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью.

Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица. В ст. 143 ТК ТС определено, что при недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Юридический статус заключения эксперта сводится к следующему:

- экспертиза назначается только при проведении таможенного контроля.

- заключение является одним из документов, на основании которых таможенный орган принимает решения (о выпуске товара, об изменении кода товара по ТН ВЭД ТС, об изменении стоимости товаров и т. д.).

- в зависимости от того, в каких целях будут использоваться результаты, полученные в ходе экспертизы, назначенной в рамках таможенного контроля, заключение эксперта меняет свой статус. Так, в случае обнаружения правонарушения и возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела заключение эксперта, полученное в ходе проведения таможенного контроля, может быть приобщено к материалам дела только как письменное доказательство, т. е. как документ, содержащий фактические данные. Заключением эксперта в рамках уголовного или административного дела признается только акт, составленный в результате проведения экспертизы, назначенной в ходе производства по указанным делам[25].

 

ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.013 с.)