Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дистанционные эвристические олимпиады и проектыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дистанционные эвристические олимпиады являются интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся. Такие олимпиады включают в себя задания, на которые, как правило, нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовым общеобразовательном компонентом, с темами и понятиями, которые школьники «изучают» на уроках. В отличие от обычных олимпиад, на эвристических олимпиадах ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности. Интерактивность, оригинальность и оперативность таких олимпиад делают их популярными среди учеников и учителей. Впервые дистанционная эвристическая олимпиада была разработана и проведена нами 21 февраля 1997 г. В ней тогда приняло участие 167 школьников от б до 14 лет из России, Украины, США, Великобритании, Норвегии. Год спустя была проведена 2-я олимпиада. В 3-й Международной эвристической олимпиаде, которая проводилась 9—12 марта 1999 г., зарегистрировалось уже 472 учащихся из России, Украины, Молдовы и США. В олимпиаде 2000 г. приняло участие 912 человек. После этого международные олипиады проводятся каждый год в марте. Кроме того, в течение учебного года проводятся дистанционные эвристические олимпиады по отдельным предметам: математике, информатике, русскому и английскому языкам, физике, литературе, астрономии, истории, биологии и др. Об эвристических олимпиадах достаточно сказать, что в них приняло участие почти 20 000 человек более чем из 100 городов России и других стран. 95% мнений участников этих олимпиад — восторженные! Чтобы убедиться в этом, можно познакомиться с рефлексивными записями школьников и их учителей по адресу www. eidos. ru/olymp/. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Экономически и организационно участвовать в дистанционных олимпиадах более выгодно, чем в очных, поскольку не надо тратить время и ресурсы для отборочных туров, переездов. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту E-mail. Иногда требуется доступ к «Всемирной паутине», например для того, чтобы познакомиться с материалами предыдущих олимпиад или принять участие в итого- Глава X Эвристика в дистанционном обучении
вой chat-конференции среди призеров и локальных координаторов олимпиады. Эвристическая олимпиада носит обучающий характер, поскольку стимулирует творческую деятельность, побуждает пересматривать технологию изучения «общепринятых» вопросов, зачастую меняет отношение детей и педагогов к образованию. По мнению многих участников олимпиад Центра «Эйдос», непрерывное участие в них во многом повышает креативность учебного процесса в школе. Дистанционная олимпиада демократична по своей сути, так как позволяет принимать в ней участие городским гимназиям и школам «из глубинки», организованным группам и отдельным ученикам, имеющим дома подключение к Интернет. Эвристическая олимпиада может быть предметной, т.е. проводиться по конкретному учебному предмету, например по русскому языку, и метапредметной — выходящей за рамки отдельных дисциплин. Предметные олимпиады включают в себя задания, относящиеся к понятиям, явлениям и проблемам в конкретной образовательной области или предмете. Основой содержания дистанционной метапредметной олимпиады являются фундаментальные метапредмет-ные объекты, имеющие проявление в разных учебных курсах; например, понятие точки выступает одновременно объектом не только математики и словесности, но и живописи, физики, философии. Дистанционная эвристическая олимпиада по отдельным предметам позволяет решать многие общеобразовательные задачи — умения исследовать объекты и генерировать идеи в конкретной образовательной области, выражать свои мысли в письменной и графической форме, оперировать информацией по теме с помощью компьютерных средств. Задания метапредметной олимпиады составляются, как правило, без «привязки» к учебным программам по школьным дисциплинам, что позволяет на равных соревноваться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний. Опыт показывает, что эвристические способности не определяются возрастом участника, наоборот, бывает, что идеи пятиклассника оказываются ярче и оригинальнее работ выпускника школы или студента вуза. Задания дистанционных эвристических олимпиад включают в себя фундаментальные объекты — предметные или метапредмет-ные и предполагаемую эвристическую деятельность ученика, осуществляемую, как правило, с помощью компьютерных средств. Заданность столь универсальных и основополагающих рамок обеспечивает максимальную свободу творчества учеников. В основе конструирования заданий эвристической олимпиады лежит предполагаемый личный образовательный продукт ученика, а не «правильность» решения им сложной задачи. Этим обусловлена специфика заданий, которые опираются на эвристические процедуры. Формой представления олимпиадного задания может служить обыкновенный текст, предполагающий, что ученик выполняет задание с помощью доступных ему средств, а свой ответ набирает в виде текста с рисунками и схемами. Педагогическими ориентирами для составления заданий эвристической олимпиады служат вопросы типа: «Откуда появилось», «Почему так, а не иначе», «Что будет, если». Возможны прямые указания на применение того или иного эвристического метода, например метода инверсии. Ученикам предлагаются нерешенные проблемы наук с соответствующей адаптацией их формулировок, например: «Отыщи связи чисел и букв. Придумай и опиши число-буквенный язык». Актуальны задания конструкторского плана — «Постройте свой материк и населите его существами, образующими биогеоценоз», «Каким и как ты сотворил бы мир, если бы у тебя была такая возможность»; задания на количественные расчеты — «Задайте параметры виртуального парашюта (масса, размеры, различные приспособления), чтобы он как можно медленнее опускался вниз при боковом ветре». Из заданий с общим образовательным объектом формируются номинации олимпиады, такие, как: «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак», «Символ», «Опыт», «Конструкция», «Сочинение», «Время». Вся олимпиада состоит из 4—5 номинаций. Возможность индивидуальной самореализации разных по склонностям учеников обеспечивается предметным и тематическим разнообразием олимпиадных номинаций и заданий. Выполнение эвристических заданий развивает гуманитарные, эмоционально-образные, логические способности в направлении познания универсальных (метапредметных) объектов — символов, знаков, понятий, категорий. Метапредметная олимпиада связывает разные учебные дисциплины воедино, усиливает их основы с помощью интеграции в специально разрабатываемых заданиях. Например, задание «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов» позволяет ученику ощутить общие принципы систематизации, найти продолжение идей таблицы Менделеева в области математики. Глава X Эвристика в дистанционном обучении
Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, ученики осуществляют разные виды эвристической деятельности: наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество, конструирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Эвристическая деятельность предусматривает применение учеником универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма действий. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических. Привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий — графики, анимации, звука, видео, а также программных средств, усиливающих интерактивность участника. Выполнение заданий участниками происходит в форме, определяемой условиями олимпиады. Наиболее доступной формой проведения дистанционной олимпиады является электронная почта. В данном случае всем участникам (их местным координаторам) оргкомитет рассылает задания, которые выполняются в заданный период времени и отсылаются обратно. Более широкие возможности для проведения дистанционной олимпиады предоставляет «Всемирная паутина»: задания на веб-сайте открываются для одновременного доступа к ним зарегистрированных участников в заранее обозначенное время; выполненные задания остаются на сайте для проверки. Эффективно проведение дистанционной олимпиады в режиме веб-конференции или видеоконференции в реальном времени; в данном случае возможно применение коллективных форм мозгового штурма и других эвристических методов. Для участия в дистанционной олимпиаде нужен по крайней мере один компьютер с модемом и адресом электронной почты. Занимается организацией олимпиады на месте локальный координатор — учитель или родитель ученика. Именно он обеспечивает отсылку заявки в оргкомитет, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Оргкомитет высылает рекомендации по проведению олимпиад на местах, кроме того, каждая школа находит для себя удобные варианты организации такой работы, включая ее в общешкольный план. Выполнение заданий происходит, как правило, в течение 2—3 часов с перерывами для отдыха. В случае отсутствия в школе необ- ходимого числа компьютерных посадочных мест ученики выполняют задания в «бумажном» варианте. После этого учителя или другие помощники помогают им набрать на компьютере ответы, особенно младшим школьникам. Выполненные учениками работы отсылаются в оргкомитет олимпиады по электронной почте в тот же день. Затем эти работы отправляются в жюри. Ученическая продукция оценивается жюри по установленным параметрам, например: — мировоззренческая глубина; — количество творческих элементов в ответе; — степень оригинальности; — новизна ответа относительно ответов других участников; — емкость и лаконичность; — графическое оформление; — многогранность человеческих и компьютерных возможнос — практическая польза созданного продукта. Подведение итогов и определение победителей происходит: а) по сумме баллов, набранных учениками за все номинации; б) по каждой номинации среди всех участников олимпиады; в) среди школьных команд. Кроме того, жюри определяет лауреатов олимпиады за достижения в отдельных номинациях. Работы призеров олимпиад рассылаются участникам и публикуются на веб-сайте. В течение учебного года Центр «Эйдос» проводит несколько дистанционных эвристических олимпиад по предметам и одну международную олимпиаду. Подробности см. по адресу www. eidos. ru/olymp/. Дистанционный образовательный проект — это форма организации телекоммуникационных занятий, предусматривающая комплексный характер учебной деятельности всех его участников по достижению конкретного образовательного результата в заданный промежуток времени. Дистанционный проект отличается от дистанционных курсов тем, что ориентирует учащихся на создание образовательного продукта, а не просто изучения определенной темы или раздела. Проектная форма обучения в нашей стране закрепилась преимущественно за дополнительным образованием, хотя ничто не мешает распространить ее и на базовый учебный процесс, как это делается в ряде зарубежных стран. Сложившиеся традиции и консервативность российской школы являются причиной того, что проектная форма организации базового учебного процесса существует в очень малом количестве школ, хотя и имеет тенденцию к распространению. Глава X
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.008 с.) |