Лев толстой. Греческий учитель сократ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лев толстой. Греческий учитель сократ



I. СОКРАТ ХОЧЕТ УЗНАТЬ, КАК ЛЮДЯМ ЖИТЬ НАДО, И СЛЫШИТ В СВОЕЙ ДУШЕГОЛОС Сократ родился в Греции, в городе Афинах. Отец Сократа был рабочий,каменотес, а мать повивальная бабка. От этого-то Сократ и говаривал часто,что мать его была бабушка - помогала людям рожаться, и он то же делает,только помогает не людям, а мыслям людским рожаться. Отец Сократа учил его своему мастерству, посылал и в училище учитьсяграмоте и другим наукам. В Афинах все были грамотные, и было много разныхучилищ. Были самые бедные училища, где дети учились на дворе и буквывыводились палочками на песке. Были училища побогаче, где учились грамоте,черчению, счету и читали стихи. Были училища и самые высокие, где ученикиобучались всему тому, что знали в то время греки. Сократ был смолоду понятлив и охоч до учения, и отец отдал его в высшееучилище. И выучился Сократ в училище всем наукам и прочел сочинения всехлучших греческих писателей. Кончил Сократ науку и вернулся к отцу и опять стал работать своимремеслом, камни тесать. Работал Сократ хорошо, но за работой частозадумывался. Задумывался Сократ о том, что прошел он все науки и узнал всето, чему учили людей, и ничего-то он не узнал того, что ему и другим людямзнать нужно было. "Надо, - думал Сократ, - дойти и понять, как жить человеку. А то учимся мывсе много, и нет нам от нашего ученья прока. Хоть мы бы все звезды узнали ивсе камни в море учли и всех тому же научили, что я знаю, житье наше нестало бы от этого лучше. Все мы, люди, хлопочем, ищем каждый себе добра, аразберешь дело - мы вместо добра себе зло готовим. И не знает никто из нас,в чем настоящее добро для человека. Вот я учился, учился, а спроси меня, какчеловеку жить надо, - я и не знаю. А это одно нужно знать человеку. Только ипользы от моего учения, что я узнал, что ученье все наше пустое. Прежде, доученья моего, я думал, что я что-нибудь знаю, а теперь верно знаю, чтоничего я не знаю. Только и проку от моего учения, что я знаю теперь то, чтоя ничего не знаю. Учили меня про богов, что они создали людей и награждаютих, если люди живут по их наказу, и казнят их, если люди не то делают, чтовелят боги. Но чего же хотят от нас боги и как они велят нам жить?" И стал припоминать Сократ все, чему учили его про богов. Богов почиталосьу греков много. Один бог неба считался главным, другой считался богом морей;третий - богом ветров; четвертый - богом солнца; пятый - богом войны; шестой- богом веселья; седьмой - богом смерти. Были и богини: была богиня мудрости, богиня вражды, богиня земледелия,богиня рукоделия и еще много других богинь. Писано было про богов, что живутони на небе, как люди на земле, и женятся, и блудят, и ссорятся, и плутуют,и воюют. Про главного бога Зевса учили, что он был силен и страшен; кто емуугождал, тому он давал во всем удачу, а на кого гневался, на того пускалмолнию и убивал. И так представлен был Зевс в храме из камня, как большой,здоровый старик, с молнией в руке. Начал же царствовать на небе Зевс с того, что сбросил с неба родного отцасвоего - Ад. Вспомнил это Сократ, вспомнил и о том, что его учили про Зевса,как он с своею женой ссорился и обманывал ее, как напивался допьяна небеснымнапитком и как его тогда обманывали другие боги и даже люди. И понял Сократ,что если и есть такой Зевс, то Зевс этот не знает, как жить надо, так и отнего заняться нечем. После Зевса в почете была еще богиня Афина - в честь ее и был названгород. Была такая кукла большая высечена из камня и поставлена на главнойплощади. На голове у нее был большой шлем, и в руке было золотое копье.Учили про эту богиню, что она научила народ мудрости. И стал припоминатьСократ все, что учили про нее. И тоже, когда он разобрал дело, то увидел,что и от этой богини выучиться нечему. По рассказам была эта Афина хитрая ижестокая, помогала своим любимцам, а другим вредила без вины. И учили еще,что Афина эта узнала раз, что одна девушка-гречанка прядет и ткет не хуже еесамой, то так раздосадовалась на девушку-мастерицу, что обернула ее в паукаи велела ей век прясть. Про других богов учили про такие же плохие дела. Назывались боги богами, а дела их были человеческие, да еще часто плохие. И подумал Сократ: "Нет! эти боги не настоящие, и через них не узнаешь, какчеловеку жить. Эти боги такие же слабые, как и мы, люди, они сами поступаютне по правде, от них не научишься отличать добро от зла. А настоящий Богдолжен быть праведен и научить человека, как ему жить". И стал искать Сократ такого Бога. Не год и не два мучился Сократ, и недавали ему мысли покоя ни днем, ни ночью. Но прошло время, и открылосьСократу то, чего он искал. Узнал он того Бога, которого искал и которого незнали греки, и нашел он Его ни где-нибудь, а в своей совести. Пока искал Сократ этого Бога праведного, случалось с ним не раз и не два,ночью и днем, когда задумается Сократ и хочет такое или другое дело сделать,вдруг слышит голос у себя в душе. Если хорошее дело, голос говорит: "Делай,Сократ"; если дурное, голос говорит: "Не делай, Сократ". И привык Сократприслушиваться к этому голосу. И голос все чаще и чаще говорил Сократу. Ивсе, что он говорил Сократу, была правда. И подумал Сократ: "Если хорошее голос говорит, кто это говорит мне? Не ясам, а кто-то другой, - кто ж это? Голос этот всегда говорит правду. Научаетон меня жить праведно, и потому знаю, что этот голос Божий". И голос этот стал Сократ называть Богом. И голос этот открыл Сократу то,что он хотел знать - то, как надо жить людям. И когда Сократ узнал этого Бога, то увидал он, что узнать этого Бога можеткаждый человек и, так же как и он, узнать от этого Бога, как жить надо. И сказал себе Сократ: "Дело это великое; если я узнал правду и добро, томне этому и других учить, чтобы и им было хорошо". Когда Сократ дошел до этого, отец его уже помер, и был он сам женат, ибыли у него дети. Когда он сказал своей жене то, что открыл ему голос Бога,то она не поверила ему. Когда же он сказал ей, что он это будет всемговорить и всех будет учить этому, то она стала его отговаривать. "Не делай,- говорит, - этого. Бросишь ты мастерство, станешь учить народ - только бедынаживешь, да и мне с детьми жить плохо будет. Брось ты эти затеи, и без тебяучителей довольно". Но не послушался жены Сократ. Видел он, что народ вокруг него бедствует имучится все от того, что не знает, как жить, и что если он знает это, емунельзя это про себя таить. Так и голос Божий говорил ему. В самые старинные времена, до Сократа, греки жили хорошо. Земля у них былатеплая и плодородная. Они все сами работали: пахали, сеяли, сады разводили,водили пчел и скотину. И богатых, и бедных, и господ, и рабов у них не было,а все жили равно. Потом стали греки воевать, стали обижать соседей. На войнезахватывали добычу, и золото, и серебро, и вещи всякие, и скот, и людейзабирали в плен и держали в рабстве. Стали от войны греки богатеть, и сталаих жизнь портиться. Кто посмелее, тот военным делом занимался. Кто поумней,тот в управление, в начальство попадал. Кто поизворотливей, тот сталзаниматься торговлей. А от черной работы греки совсем отстали, и никто изних ничего не работал. Во времена Сократа в Афинской земле рабов было больше, чем господ: господсто тысяч, а рабов триста пятьдесят тысяч. Всякую работу делали рабы, такчто греки-господа за стыд считали заниматься каким-нибудь ручным делом. Всяработа господ была в том, как бы торговлей, или войной, или в начальствепобольше нажить денег и накупить себе сильных и искусных рабов и рабынь ижить в свое удовольствие. И жили так греки и избаловались совсем, и никто из них не думал о том,чтобы жить по правде, помочь брату, пожалеть раба и послужить другому, а вседумали только о том, как бы нагнуть другого да на нем ехать. И видел Сократ, что заблудился народ и что сами себя губят, и выходилСократ на площадь и при всяком случае говорил им то, что ему говорил голос,- что жизнь их дурная и что не так жить надо.

II. КАК ЖИТЬ НАДО?

Встретил Сократ на площади молодого господина, богача, - звали егоАристон. Аристон был человек не глупый и не злой, но жил, как все богатыегреки - не принимался ни за какое дело, а жил только в свое удовольствие. Встретил его раз Сократ и стал с ним говорить. Подошел народ и сталслушать. Сократ и говорит: - Здравствуй, Аристон! Что давно не видать тебя? Верно, ты работой какойзанят, тебе и некогда шляться, как нам? - Нет, - говорит, - я никакой работой не занят. Да и на что мне работать?И нечего и незачем. Мне и так хорошо. Я ведь не бедняк какой, а человекдостаточный, слава богам! Какая же мне неволя работать или хлопотать? Вотнешто в начальство, если бы выбрали, пожалуй, из чести пошел бы. Да и тонавряд. Возьмешь должность какую-нибудь - все забота. Хочешь, не хочешь -иди, слушай, говори и пиши. Все это докука лишняя. И с чего мне себяневолить? Деньги у меня есть, рабы есть, что не вздумаю, то будет у меня.Живу весело, чего же мне еще? - Это точно, что неволи тебе нет, - сказал Сократ, - да только хорошо либудет, если ты весь век так проживешь? - А отчего же нехорошо? Чего же еще лучше, как весь век в удовольствияхпрожить? - То-то, хорошо ли будет? - сказал Сократ. - Не все то хорошо, что намхорошим кажется. Слыхал ли ты о Геркулесе? - Кто не знает о Геркулесе, какой он богатырь был и какие дела славныеделал и какую славу заслужил, - сказал Аристон. - Ну, а слыхал ты, как он путь жизни выбирал? - сказал Сократ. - Этого не слыхал. - А не слыхал, так я расскажу тебе,- сказал Сократ. - Рассказать, что ли? - Расскажи, Сократ, -- сказали другие. И Сократ стал рассказывать: - Вот видишь ли: когда Геркулес вырос, задумывался он над тем, какую емуизбрать жизнь. И пошел он прогуляться и все с собой думает: что ему делать икак жить? И вот шел он, шел и зашел далеко в поле и видит: откуда нивозьмись, в чистом поле идут к нему навстречу две женщины. ПодивилсяГеркулес и пошел сам к ним навстречу. Видит: одна ни большая, ни маленькая,ни толстая, ни худая, ни нарядная, ни замаранная, а простая и неприметная,идет ровно, тихо, не торопится, а другая - высокая, толстая, в пышномплатье, набеленная и нарумяненная. Неприметная шла прямо и не оглядываласьпо сторонам. Нарядная же подергивалась, охорашивалась и все оглядывалась, натень свою смотрела. Вот стали они подходить к Геркулесу, наряднаяподпрыгнула и выскочила вперед прямо к Геркулесу. - Знаю я, - говорит, - что раздумываешь ты о жизни: какую тебе жизньизбрать и по какой дороге идти? Вот я и вышла показать тебе самую лучшую моюдорогу. Пойдешь со мной, все тебе легко и весело будет. Не будет у тебя нитрудов, ни заботы, ни печали. Печали тебе никакой не будет, веселье на моейдороге никогда не будет перемежаться, - от одного веселья будешь переходитьв другое, забота только та и будет, что выбирать: какое сладкое кушаньеслаще, какое вино вкуснее, какая постель мягче, какое веселье веселее. Атрудов только и будет, что приказать то, что тебе вздумается. Все, чтоприкажешь, другие тебе и сделают. Хорошо показалось Геркулесу обещание толстой женщины, и, чтобы запомнитьее, спросил ее имя. - Имя мое настоящее, - сказала женщина, - Счастье. Ненавистники только позлобе называют меня Роскошью. Так дразнят меня. Имя же мне - Счастье. Неприметная женщина стояла тихо, пока говорила нарядная; но когда онакончила, неприметная тоже заговорила и сказала: Прежде всего я скажу свое имя; зовут меня - Праведность, и нет мне другогоимени. Не стану тебя заманивать соблазнами, как вот эта, а скажу тебе прямо,в чем благо всякого человека. Ты увидишь, что только со мной и найдешьблаго. Ведь ты сам знаешь, что для того, чтобы земля родила, надо над нейпотрудиться; хочешь, чтобы скотина была, надо за ней походить; [чтобы] домхороший был, надо камни тесать и ворочать; хочешь, чтобы люди почитали тебя,надо трудиться для них; чтобы боги любили тебя, надо делать их волю. А воляих в том, чтобы трудами своими заплатить за труды других. По этой дороге яповеду тебя, и на этой дороге только есть благо. Еще не договорила неприметная, как нарядная опять выскочила вперед. - Видишь ли, - говорит, - Геркулес, на какую трудную дорогу она хочетувести тебя. Труды, труды и труды только и обещает она тебе. А радость-тобудет или нет - не лучше ли идти со мной? Со мной не будет трудов, а спервых шагов будут только услады. Будешь сладко есть, вкусно пить, мягкоспать. Пойдем со мной, - сказала нарядная и хотела взять Геркулеса за руку. - Погоди, - сказала неприметная. - Ты говоришь: сладко есть и пить; идумаешь, что это добро, но ты и есть-то и пить не умеешь. Ты и ешь-то ипьешь-то не вовремя, не тогда, когда есть и пить хочется, а от скуки. И тебесамые редкие кушанья и дорогие вина в рот не идут. Ты обещала ему спатьсладко, да ты и спать-то не умеешь; чтобы заснуть, подкладываешь под себямягкие перины, подушки, но и на них заснуть не можешь, потому что тыложишься спать от скуки. Заснешь хорошо только поработавши, а тебе не отчего отдыхать. Знаю я тебя и знаю тех несчастных, которых ты погубила своимисоблазнами праздной и сладкой жизни. Мало ли их теперь на тебя плачется нато, что растратили беспутно с тобой молодые годы? За то-то и гонят тебя всечестные люди и называют и Роскошыо и Развратом. Я же не обманула никого изтех, кто пошел за мной. Все те, кто с молодых лет пошел за мной, все ониокрепли душой и телом, все они нашли на пути моем больше радости, чем горя,все их любят и почитают люди, все они радостно вспоминают прожитой трудовойвек и спокойно ждут смерти. На тебя ропщут, а меня никто никогда не упрекалза обман, и все чтут меня и называют все одним именем - Праведность. Вот накакую жизнь зову я тебя, Геркулес! Не стал более раздумывать Геркулес и пошел за Праведностью. Пошел заПраведностью в жизни, и потрудился для людей и угодил людям, и богам, и себенашел благо. Кончил Сократ и говорит Аристону: - Подумай и ты. Аристон, с кем из двух пойти - с Роскошью или сПраведностью. Решайся, пока есть время, чтобы на старости лет не каяться насвою глупость и не помереть, не угодив ни себе, ни людям, ни Богу.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.004 с.)