Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Почему сократу не нужно было ни дорогой пищи, ни дорогой одежды

Поиск
Пришел к Сократу раз один учитель, посмотрел на его жизнь и говорит: - Ну, видел я теперь твою жизнь, Сократ; ешь ты самую грубую пищу, одеждуносишь тоже самую простую, да и без перемены, ту же и зимой и летом; а обувиу тебя и вовсе нет. Для чего же тебе твоя мудрость, если от мудрости твоейжизнь твоя тяжелая? - А ты слышал ли, чтобы я когда жаловался? - спросил Сократ. - Нет, не слыхал; ты не жалуешься. Да все-таки житье твое неприятное. Пищии питий у тебя вкусных нет, и не знаешь ты удовольствия. - Нет, - сказал Сократ, - никто так приятно не ест и не пьет. А отчего? Ятебе сейчас скажу. Ты сам знаешь, что самая простая пища кажется вкуснейсамой дорогой, когда проголодаешься; ну, вот я так и делаю, не ем, пока неголоден, не пью, пока пить не хочется, так на что мне дорогие кушанья инапитки? Мне простое вкусней дорогих. А об одежде скажу тебе, что никакойдругой мне не нужно. Ты знаешь, что у людей две одежды - одна на зиму,другая на лето, потому что им летом в зимней жарко, а зимой в летнейхолодно. Ну, вот я так приучил свое тело, - сказал Сократ, - что мне летомне жарко, а зимой не холодно. И по жаре и по холоду иду куда мне следует.Так зачем же мне заводить другую одежду? - Положим, ты так приучил себя, - сказал учитель, - а зачем другим людямтак жить, как ты живешь? Сократ сказал ему: - А вот послушай. Придет ко мне человек в нужде и к тебе и скажет: помогимне. Кому из нас легче помочь ему - тебе или мне? Ты подумаешь: и рад быпомочь, да самому много надо. Отдал [бы] ему - сам буду нуждаться. Помог быему в работе - времени жаль; подумаешь: я за это время сколько могузаработать для себя. А вот мне - другое дело. Я всегда готов помочь другому,потому что мне для себя немного нужно. И времени не жалею, потому что денегза него не беру: учу даром. - Это так, - сказал учитель. - Или вот еще, - опять сказал Сократ, - положим, пришло трудное время длянарода, нужно послужить обществу. Ты подумаешь: как бы только меня невыбрали, потому в своих делах мне тогда будет убыток. А меня ничто недержит, я с радостью иду служить. - Твоя правда, - сказал учитель, - а все же я лучше бы согласился умереть,чем жить, как ты. Удивляюсь, что находится столько охотников слушать тебя. - Слушают-то многие, да исполняют немногие, - сказал Сократ. - Иныепослушают-послушают, да и уходят на прежнюю жизнь. А есть и такие, чтоостаются и живут так, как я советую, и так же, как и я, не жалуются иговорят, что стали счастливее, чем прежде. Мы знаем ваше счастье, потому чтомы от него пришли к своему, а вы нашего не знаете, потому что вы его неиспытали. Пошел от Сократа учитель и рассуждал сам с собой: "Как теперь думать оСократе? Многие считают его полуумным чудаком, осуждают его, смеются надним, а мне теперь кажется, что он хороший, справедливый человек".

VII. О БРАТСКОМ ЖИТЬЕ

Узнал раз Сократ, что один богатый купец разошелся со своим братом родным.Встретил он этого купца и стал ему говорить: Удивляюсь, - говорит, - тебе: ты человек умный, хозяйственный, стараешьсяпобольше нажить, нанимаешь приказчиков, ищешь в свое дело товарищей, а сбратом своим разошелся. Разве худо жить с братом в согласии? - Жить с братом хорошо, - отвечал купец, - только с каким братом? Мой вотбрат с чужими хорош, а я от него ничего хорошего не видал. - Так ты сам, может быть, с ним дурно обходишься? - спросил Сократ. - Я умею ласково говорить с тем, кто ко мне ласков, и делаю добро тому,кто ко мне добр; а быть добрым к тому, кто словом и делом старается мнесделать неприятность, я не могу и не намерен, - с огорчением отвечал купец. - Скажи же мне, - сказал Сократ, - как поступил бы ты с человеком, если быхотел с ним подружиться? - Да как поступил? - сказал купец. - Как все поступают - делал бы ему приятное: звал бы его к себе, угощалтем, что есть лучшего, помогал бы во всяком деле, давал бы денег, если емунужны. - Так ты вот это самое и сделай для брата и увидишь, что он к тебепеременится. - Стану я ему первый кланяться, а он еще, пожалуй, отвернется. Толькоперед людьми стыдно будет. - Поступать хорошо никогда не стыдно, - сказал Сократ, - и хорошие люди непосмеются над этим. А если брат и тогда не станет с тобой жить по-братски,то ты будешь знать, что ты сделал что следует и что брат один твой виноват.Да и не будет этого, - сказал Сократ. - Ты только сделай так. Я знаю, кактвой брат дружно умеет жить с людьми. Начните новую братскую жизнь и будетесчастливы, потому что будете жить, как Бог велел. - Два брата, - сказал Сократ, - все равно, что два глаза, две руки, двеноги у человека. Руки назначены Богом для помощи друг дружке, так же и братбрату. Что бы было, если бы одна рука стала мешать другой? А ты знаешь, рукине мешают, а помогают друг дружке. На то руки. И тем есть польза друг отдруга. А брату от брата еще гораздо больше пользы, чем руке от руки, глазуот глаза, ноге от ноги: руки и ноги могут помогать друг другу только вблизи,немного дальше аршина, а брат помогает брату, хоть будь он на другом концесвета. Оба глаза могут смотреть только в одну сторону, а брат более всегополезен брату там, где своими глазами он досмотреть не может. Братски Богвелел жить со всеми людьми, и уж кто со своим родным братом не живетпо-братски, тот не исполняет закона Божеского.

VIII. КАК ЛЮДЯМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

Приходили слушать поучения Сократа не только жители Афин, но и из другихгородов и даже из чужих земель. Приходили слушать Сократа или к нему на дом,или ждали, чтобы он вышел на городскую площадь, и там окружали его.Собралось как-то к Сократу много народу, и старые, и молодые, и своигорожане, и чужеземцы. Сократ не любил долго говорить сам, а все спрашивал удругих. Он говаривал, что как его матушка не сама рожала, а только другимпомогала рожать, так и он сам ничему не учит, а только помогает другим самимнаучиться. Так и в этот раз. Сел Сократ на скамью, а вокруг него народ.Положил Сократ руки на колени, опустил голову и задумался. Все ждали, о чемон спросит. Поднял голову Сократ и говорит: - Скажите вы мне вот что: отчего это люди живут вместе, а не в одиночку?Теперь вот между людьми несогласие, вражда, а то жил бы каждый сам по себе,и не с кем было бы раздоры заводить. Пожалуй, лучше бы было. Вот и стали все говорить. Один сказал:оттого, говорит, живут люди вместе, что вместе жить выгоднее. Одномучеловеку и работать неспоро. Сообща больше сделаешь. Другой сказал: одному жить было бы страшно, обороняться трудно. Третий сказал: скучно жить человеку одному, с людьми веселей. Четвертый сказал: да и Богом положено человеку жить не одному, а с людьми. - Верно, - сказал Сократ. - Но жить-то людям как выгоднее - в мире или вовражде? - Конечно, в мире, - отвечали все. - Вот и вы думаете, и Бог так велел, а у нас идет не то. Отчего бы этотак? Замолчали все и не знали, что ответить. И опять заговорил Сократ: - Я ведь и сам не знаю - не доберемся ли как вместе. Давайте я переспрошувас, а вы отвечайте. Первое дело, скажите: от кого человеку больше пользы,от раба-наемника или от друга-товарища? - Известно, от друга-товарища, - отвечали все. - Раб-наемник думает о своей пользе, а не о хозяйской пользе, - сказалодин. - а друг-товарищ заботится об тебе, как о самом себе. - Раб-наемник у тебя пока деньги, или до срока, а срок кончится или нечемтебе платить, и останешься ты один, - сказал другой. - А друг-товарищ тем дорог, что в беде он тебя не оставит, последним своимподелится, - сказал третий. - С хорошим товарищем и сам лучше станешь, - сказал четвертый. - Вот вы и все согласны, - сказал Сократ, - что друг-товарищ дорожераба-наемника, что богат, и силен, и весел, и радостен, и спокоен не тот, укого много наемников, а тот, у кого живет много друзей. У вас у всех, верно,больше друзей, чем рабов? - Надо бы так, а на деле выходит не так, - сказал один. - Коли спросишь ты, врагов сколько у каждого из нас, мы сейчас жеперечтем, - сказал другой, - и рабов и наемников тоже начтем немало, адрузей-товарищей верных у кого найдется два или один, так и то хорошо. - Отчего же это так? - спросил Сократ. - Сами говорите, что друг-товарищсамое первое дело, а не заводите друзей. Коли мы знаем, что быки нужны длянас, мы их заводим много. Отчего же вы не заводите друзей, коли знаете, чтоот них польза, и радость, и опора в несчастье? - А оттого, - сказал один, - что быков хороших много бывает, а людейхороших мало. Понадобится бык в плуг, выберешь хорошего и купишь; а другпонадобится, где найдешь хорошего? Людей-то много, да хороших мало. - Это верно, - сказал Сократ, - а быка в плуге какого ты называешьхорошим? - А такого, который пашет, и силен, и смирен. - Ну, а человека в друзья какого ты назовешь хорошим? - спросил Сократ. - А такого, который не об себе одном, но и о другом думает, который еслиуслышит, что друг заболел, пойдет узнать, не нужно ли ему чего, и еслипонадобиться, то поможет по хозяйству, чтобы ему за болезнь его не было быубытку. Понадобятся деньги - даст. Вот какого я назову другом. - Ну, а как ты узнаешь про человека, такой ли он или нет? - А по его добрым делам. - А тебя он по чему узнает? - спросил Сократ. - Да, должно быть, по тому же. - А дружить-то ты когда станешь, - спросил Сократ, - когда тебе нуждабудет или когда нужда ему? И замолчали все и не знали, что ответить. - Да как же вы не знаете? - сказал Сократ. - Переехал к тебе сосед, ни онтебя, ни ты его не знаешь; как тебе узнать, будет ли он хорошим другом:ждать ли, чтобы он тебе помог, или тебе помочь ему? - Да, я думаю, лучше подождать, что от него будет, - сказал один. - А он скажет, что и ему лучше подождать, что от тебя будет. Тогда уж выникогда друзьями не будете. - Правда твоя, Сократ, - сказал другой. - Все мы хотим, чтобы нам люди добро делали, а сами начать не хотим, -сказал третий. - Оттого-то и говорим, что быков хороших много, а людей мало. Да и как жеим быть хорошими, коли мы сами не хотим быть хорошими и за то другихукоряем, - сказал четвертый. И сказал Сократ: - Сами говорим мы, что людям вместе лучше. И вместе жить лучше в дружбе,чем в ссоре. Говорите, что дружба между людьми дороже всего, что дружба втом, чтобы делать добро людям. А делать сами добро не хотим, а только хотим,чтобы нам добро делали. От этого и живем мы вместе не в мире и радости, а вовражде и горестях.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.224.97 (0.01 с.)