Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Почему сократу не нужно было ни дорогой пищи, ни дорогой одежды
Пришел к Сократу раз один учитель, посмотрел на его жизнь и говорит: - Ну, видел я теперь твою жизнь, Сократ; ешь ты самую грубую пищу, одеждуносишь тоже самую простую, да и без перемены, ту же и зимой и летом; а обувиу тебя и вовсе нет. Для чего же тебе твоя мудрость, если от мудрости твоейжизнь твоя тяжелая? - А ты слышал ли, чтобы я когда жаловался? - спросил Сократ. - Нет, не слыхал; ты не жалуешься. Да все-таки житье твое неприятное. Пищии питий у тебя вкусных нет, и не знаешь ты удовольствия. - Нет, - сказал Сократ, - никто так приятно не ест и не пьет. А отчего? Ятебе сейчас скажу. Ты сам знаешь, что самая простая пища кажется вкуснейсамой дорогой, когда проголодаешься; ну, вот я так и делаю, не ем, пока неголоден, не пью, пока пить не хочется, так на что мне дорогие кушанья инапитки? Мне простое вкусней дорогих. А об одежде скажу тебе, что никакойдругой мне не нужно. Ты знаешь, что у людей две одежды - одна на зиму,другая на лето, потому что им летом в зимней жарко, а зимой в летнейхолодно. Ну, вот я так приучил свое тело, - сказал Сократ, - что мне летомне жарко, а зимой не холодно. И по жаре и по холоду иду куда мне следует.Так зачем же мне заводить другую одежду? - Положим, ты так приучил себя, - сказал учитель, - а зачем другим людямтак жить, как ты живешь? Сократ сказал ему: - А вот послушай. Придет ко мне человек в нужде и к тебе и скажет: помогимне. Кому из нас легче помочь ему - тебе или мне? Ты подумаешь: и рад быпомочь, да самому много надо. Отдал [бы] ему - сам буду нуждаться. Помог быему в работе - времени жаль; подумаешь: я за это время сколько могузаработать для себя. А вот мне - другое дело. Я всегда готов помочь другому,потому что мне для себя немного нужно. И времени не жалею, потому что денегза него не беру: учу даром. - Это так, - сказал учитель. - Или вот еще, - опять сказал Сократ, - положим, пришло трудное время длянарода, нужно послужить обществу. Ты подумаешь: как бы только меня невыбрали, потому в своих делах мне тогда будет убыток. А меня ничто недержит, я с радостью иду служить. - Твоя правда, - сказал учитель, - а все же я лучше бы согласился умереть,чем жить, как ты. Удивляюсь, что находится столько охотников слушать тебя. - Слушают-то многие, да исполняют немногие, - сказал Сократ. - Иныепослушают-послушают, да и уходят на прежнюю жизнь. А есть и такие, чтоостаются и живут так, как я советую, и так же, как и я, не жалуются иговорят, что стали счастливее, чем прежде. Мы знаем ваше счастье, потому чтомы от него пришли к своему, а вы нашего не знаете, потому что вы его неиспытали. Пошел от Сократа учитель и рассуждал сам с собой: "Как теперь думать оСократе? Многие считают его полуумным чудаком, осуждают его, смеются надним, а мне теперь кажется, что он хороший, справедливый человек".
VII. О БРАТСКОМ ЖИТЬЕ Узнал раз Сократ, что один богатый купец разошелся со своим братом родным.Встретил он этого купца и стал ему говорить: Удивляюсь, - говорит, - тебе: ты человек умный, хозяйственный, стараешьсяпобольше нажить, нанимаешь приказчиков, ищешь в свое дело товарищей, а сбратом своим разошелся. Разве худо жить с братом в согласии? - Жить с братом хорошо, - отвечал купец, - только с каким братом? Мой вотбрат с чужими хорош, а я от него ничего хорошего не видал. - Так ты сам, может быть, с ним дурно обходишься? - спросил Сократ. - Я умею ласково говорить с тем, кто ко мне ласков, и делаю добро тому,кто ко мне добр; а быть добрым к тому, кто словом и делом старается мнесделать неприятность, я не могу и не намерен, - с огорчением отвечал купец. - Скажи же мне, - сказал Сократ, - как поступил бы ты с человеком, если быхотел с ним подружиться? - Да как поступил? - сказал купец. - Как все поступают - делал бы ему приятное: звал бы его к себе, угощалтем, что есть лучшего, помогал бы во всяком деле, давал бы денег, если емунужны. - Так ты вот это самое и сделай для брата и увидишь, что он к тебепеременится. - Стану я ему первый кланяться, а он еще, пожалуй, отвернется. Толькоперед людьми стыдно будет. - Поступать хорошо никогда не стыдно, - сказал Сократ, - и хорошие люди непосмеются над этим. А если брат и тогда не станет с тобой жить по-братски,то ты будешь знать, что ты сделал что следует и что брат один твой виноват.Да и не будет этого, - сказал Сократ. - Ты только сделай так. Я знаю, кактвой брат дружно умеет жить с людьми. Начните новую братскую жизнь и будетесчастливы, потому что будете жить, как Бог велел. - Два брата, - сказал Сократ, - все равно, что два глаза, две руки, двеноги у человека. Руки назначены Богом для помощи друг дружке, так же и братбрату. Что бы было, если бы одна рука стала мешать другой? А ты знаешь, рукине мешают, а помогают друг дружке. На то руки. И тем есть польза друг отдруга. А брату от брата еще гораздо больше пользы, чем руке от руки, глазуот глаза, ноге от ноги: руки и ноги могут помогать друг другу только вблизи,немного дальше аршина, а брат помогает брату, хоть будь он на другом концесвета. Оба глаза могут смотреть только в одну сторону, а брат более всегополезен брату там, где своими глазами он досмотреть не может. Братски Богвелел жить со всеми людьми, и уж кто со своим родным братом не живетпо-братски, тот не исполняет закона Божеского.VIII. КАК ЛЮДЯМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ Приходили слушать поучения Сократа не только жители Афин, но и из другихгородов и даже из чужих земель. Приходили слушать Сократа или к нему на дом,или ждали, чтобы он вышел на городскую площадь, и там окружали его.Собралось как-то к Сократу много народу, и старые, и молодые, и своигорожане, и чужеземцы. Сократ не любил долго говорить сам, а все спрашивал удругих. Он говаривал, что как его матушка не сама рожала, а только другимпомогала рожать, так и он сам ничему не учит, а только помогает другим самимнаучиться. Так и в этот раз. Сел Сократ на скамью, а вокруг него народ.Положил Сократ руки на колени, опустил голову и задумался. Все ждали, о чемон спросит. Поднял голову Сократ и говорит: - Скажите вы мне вот что: отчего это люди живут вместе, а не в одиночку?Теперь вот между людьми несогласие, вражда, а то жил бы каждый сам по себе,и не с кем было бы раздоры заводить. Пожалуй, лучше бы было. Вот и стали все говорить. Один сказал:оттого, говорит, живут люди вместе, что вместе жить выгоднее. Одномучеловеку и работать неспоро. Сообща больше сделаешь. Другой сказал: одному жить было бы страшно, обороняться трудно. Третий сказал: скучно жить человеку одному, с людьми веселей. Четвертый сказал: да и Богом положено человеку жить не одному, а с людьми. - Верно, - сказал Сократ. - Но жить-то людям как выгоднее - в мире или вовражде? - Конечно, в мире, - отвечали все. - Вот и вы думаете, и Бог так велел, а у нас идет не то. Отчего бы этотак? Замолчали все и не знали, что ответить. И опять заговорил Сократ: - Я ведь и сам не знаю - не доберемся ли как вместе. Давайте я переспрошувас, а вы отвечайте. Первое дело, скажите: от кого человеку больше пользы,от раба-наемника или от друга-товарища? - Известно, от друга-товарища, - отвечали все. - Раб-наемник думает о своей пользе, а не о хозяйской пользе, - сказалодин. - а друг-товарищ заботится об тебе, как о самом себе. - Раб-наемник у тебя пока деньги, или до срока, а срок кончится или нечемтебе платить, и останешься ты один, - сказал другой. - А друг-товарищ тем дорог, что в беде он тебя не оставит, последним своимподелится, - сказал третий. - С хорошим товарищем и сам лучше станешь, - сказал четвертый. - Вот вы и все согласны, - сказал Сократ, - что друг-товарищ дорожераба-наемника, что богат, и силен, и весел, и радостен, и спокоен не тот, укого много наемников, а тот, у кого живет много друзей. У вас у всех, верно,больше друзей, чем рабов? - Надо бы так, а на деле выходит не так, - сказал один. - Коли спросишь ты, врагов сколько у каждого из нас, мы сейчас жеперечтем, - сказал другой, - и рабов и наемников тоже начтем немало, адрузей-товарищей верных у кого найдется два или один, так и то хорошо. - Отчего же это так? - спросил Сократ. - Сами говорите, что друг-товарищсамое первое дело, а не заводите друзей. Коли мы знаем, что быки нужны длянас, мы их заводим много. Отчего же вы не заводите друзей, коли знаете, чтоот них польза, и радость, и опора в несчастье? - А оттого, - сказал один, - что быков хороших много бывает, а людейхороших мало. Понадобится бык в плуг, выберешь хорошего и купишь; а другпонадобится, где найдешь хорошего? Людей-то много, да хороших мало. - Это верно, - сказал Сократ, - а быка в плуге какого ты называешьхорошим? - А такого, который пашет, и силен, и смирен. - Ну, а человека в друзья какого ты назовешь хорошим? - спросил Сократ. - А такого, который не об себе одном, но и о другом думает, который еслиуслышит, что друг заболел, пойдет узнать, не нужно ли ему чего, и еслипонадобиться, то поможет по хозяйству, чтобы ему за болезнь его не было быубытку. Понадобятся деньги - даст. Вот какого я назову другом. - Ну, а как ты узнаешь про человека, такой ли он или нет? - А по его добрым делам. - А тебя он по чему узнает? - спросил Сократ. - Да, должно быть, по тому же. - А дружить-то ты когда станешь, - спросил Сократ, - когда тебе нуждабудет или когда нужда ему? И замолчали все и не знали, что ответить. - Да как же вы не знаете? - сказал Сократ. - Переехал к тебе сосед, ни онтебя, ни ты его не знаешь; как тебе узнать, будет ли он хорошим другом:ждать ли, чтобы он тебе помог, или тебе помочь ему? - Да, я думаю, лучше подождать, что от него будет, - сказал один. - А он скажет, что и ему лучше подождать, что от тебя будет. Тогда уж выникогда друзьями не будете. - Правда твоя, Сократ, - сказал другой. - Все мы хотим, чтобы нам люди добро делали, а сами начать не хотим, -сказал третий. - Оттого-то и говорим, что быков хороших много, а людей мало. Да и как жеим быть хорошими, коли мы сами не хотим быть хорошими и за то другихукоряем, - сказал четвертый. И сказал Сократ: - Сами говорим мы, что людям вместе лучше. И вместе жить лучше в дружбе,чем в ссоре. Говорите, что дружба между людьми дороже всего, что дружба втом, чтобы делать добро людям. А делать сами добро не хотим, а только хотим,чтобы нам добро делали. От этого и живем мы вместе не в мире и радости, а вовражде и горестях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.004 с.) |