Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 9. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации.

Поиск

1) Понятие избирательного права. Объективное и субъективное избирательное право.

2) Принципы субъективного избирательного права.

3) Понятие и виды избирательной системы.

4) Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

5) Избирательные комиссии: понятие и виды.

6) Избирательный процесс, его основные стадии.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Изобразить в виде схемы стадии избирательного процесса в РФ.

2. Составить схему избирательных комиссий в РФ.

3. Письменное задание 1.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах в РФ.

Для выполнения задания необходимо раскрыть понятие юридической ответственности в публично-правовой сфере; рассмотреть виды юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах; отметить различия в вопросах ответственности по федеральным законам 1994 и 1997 годов с учетом изменений 1999 года; сформулировать собственные предложения по совершенствованию института юридической ответственности.

Источники:

1. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко. М., 1997.

2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть. М., 1996.

3. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. "Об основных гарантиях изби­рательных прав граждан РФ"// СЗ РФ. 1994. N 33. Ст.3406.

4. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 30.03.99 г.) // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст.4339 или Российская газета. 1997. 25 и 30 сентября; Собрание законодательства РФ, 05.04.99, N 14, ст. 1653.

5. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. М., 1999.

 

 

Занятие 10. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1) Понятие и признаки государственного органа.

2) Система органов государственной власти в Российской Федерации. Принципы организации и деятельности органов государственной власти.

3) Виды органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

Занятие 11. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОРГА­НОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ.

1) Правовой статус Президента РФ, его основные функции.

2) Порядок избрания Президента РФ:

а) общие условия выборов Президента РФ;

б) порядок выдвижения кандидатов;

в) организация и финансирование выборов;

г) определение результатов голосования.

3) Прекращение обязанностей Президента РФ. Отрешение Президента от должности.

4) Компетенция Президента РФ и его взаимоотношения с другими органами государственной власти.

5) Администрация Президента РФ. Совет Безопасности. Полномочные предс­тавители Президента РФ.

6) Акты Президента РФ.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Составить схему полномочий Президента РФ по основным направлениям деятельности.

2. Подготовить краткое сообщение о структуре Администрации Президента РФ.

3. Составить таблицу правовых актов Президента РФ нормативного и не­нормативного характера с указанием конкретного полномочия, для реали­зации которого они принимаются.

4. Письменное задание 1.

Раскрыть полномочия Президента РФ в соответствии с основными направлениями его государственной деятельности.

Методические рекомендации.

Выполняя задание, следует провести различия между понятиями «полномочия», «компетенция», «функции» Президента РФ. Затем необходимо назвать основные направления деятельности главы государства в Российской Федерации, опираясь на нормы Конституции РФ 1993 года. Сравнить их с положениями Конституции РФ 1978 года (с изменениями и дополнениями на конец 1992 года). После этого следует рассмотреть конституционные полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с другими органами государства (особенно с Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, судебными органами), а также субъектами РФ. В конце выполненного задания надо раскрыть специфику российской модели разделения властей по Конституции РФ 1993 года.

При подготовке следует использовать литературу и правовые акты, рекомендованные к разделу VI, занятию 11.

 

Занятие 12. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ.

1) Правовой статус и структура Федерального Собрания РФ.

2) Государственная Дума: порядок формирования, состав, компетенция, организация и деятельность, акты.

3) Роспуск Государственной Думы.

4) Совет Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, органи­зация и деятельность, акты.

5) Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания.

6) Счетная палата: порядок формирования и состав, полномочия и порядок деятельности.

7) Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Фе­дерации.

8) Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Провести сравнительный анализ проведенных выборов в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. и определить партийный состав депутатских объединений.

2. Составить сравнительную таблицу комитетов и комиссий палат Феде­рального Собрания.

3. Составить подробную схему законодательного процесса на федеральном уровне с учетом порядка преодоления разногласий, возникших между пала­тами Федерального Собрания, и ролью Президента РФ в законодательном процессе.

4. Письменное задание 1.

Решить задачу с подробным разбором казуса.

15 марта 1996 года Государственная Дума приняла Постановление «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации договора об образовании СССР". В пункте 1 этого Постановления содержалось следующее правило: признать утратившим силу Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 51, ст. 1799). В тот же день депутаты палаты приняли еще одно Постановление «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», в котором содержались следующие положения.

«1. Подтвердить для Российской Федерации - России юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 года.

2. Отметить, что должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР, выраженное на референдуме СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, провозгласившую стремление народов России создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

3. Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным и государственным секретарем РСФСР Г.Э. Бурбулисом и не утвержденное Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Представитель Президента РФ в Государственной Думе заявил, что данные Постановления приняты по вопросам, которые не входят в компетенцию Думы. Поэтому Президент РФ направит в Конституционный Суд РФ запрос о признании отмеченных актов неконституционными.

Дайте юридическую оценку действиям Государственной Думы, представителя Президента РФ. Может ли Президент РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о признании отмеченных постановлений неконституционными? Решение задачи необходимо обосновать ссылкой на соответствующие статьи нормативных актов.

Для решения задачи необходимо использовать литературу и правовые акты, рекомендованные к разделу VI, занятию 12, а также в особенности:

1. Парламентское право России. / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. М., 1999. Гл.3, 4.

2. Комментарий к Конституции РФ./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий. М., 1996.

4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Рос­сий­ской Федерации"// СЗ РФ. 1995. N 29. Ст.2757.

 

5. Письменное задание 2.

Провести сравнительно-правовой анализ законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, действовавшего по отношению к выборам 1995 года и примененного к выборам 1999 года.

Методические рекомендации.

Для выполнения задания следует внимательно изучить два федеральных закона о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 годов. Сравнивая два закона, следует учесть и отразить в работе различия (если их нет, отметить сходства) в применяемых стадиях избирательного процесса: в порядке выдвижения и регистрации кандидатов, статусе зарегистрированных кандидатов, предвыборной агитации, финансировании выборов, в определении результатов выборов, порядке замещения вакантных депутатских мандатов, в порядке обжалования нарушений избирательных прав граждан. Сравнительно-правовой анализ должен быть основан на четкой юридической аргументации с указанием конкретных статей использованных федеральных законов.

При подготовке к заданию используйте литературу и правовые акты, рекомендованные к разделу VI (ко всем занятиям) и в особенности к занятиям 9 и 12.

 

6. Письменное задание 3.

Провести сравнительный анализ правового статуса депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации и депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Методические рекомендации.

При выполнении задания следует раскрыть понятия императивный и свободный мандат, парламентский иммунитет, индемнитет. Затем необходимо внимательно изучить рекомендованные нормативно-правовые акты и, основываясь на них, рассмотреть в сравнительном плане общие черты и особенности правового положения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации и депутата законодательного органа субъекта РФ. Важнейшими критериями сравнительного анализа должны быть юридическая природа депутатского мандата, правовые границы иммунитета, характер индемнитета, круг прав и обязанностей. Теоретические положения следует подкрепить ссылками на статьи использованных нормативно-правовых актов.

Источники:

1. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Феде­рации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изм. от 12 марта 1996 г.)// СЗ РФ. 1994. N 2. Ст.74; 1996. N 12. Ст.1039.

2. Федеральный закон от 5.07.99 «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. N 130, 08.07.99.

3. Федеральный закон от 6.10.99 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 19 октября 1999 года.

4. Закон НСО от 12.05.98 «О статусе депутат Новосибирского областного совета» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов, N 20, 1998.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.96 // Собрание законодательства РФ, 26.02.96, N 9, ст. 828.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.006 с.)