Тема «духовная сфера» текст 35 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «духовная сфера» текст 35



Взаимоствязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.

На первых этапах наука ещё не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В XIX веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К.Марксом и определенный им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство <…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники) <…>

Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определенный минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженника.

(С.Э. Крапивенский)

С1 Как автор характеризует роль науки на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?

С2 Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.

С3 Назовите, опираясь на знания обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в тексте не сказано.

С4 Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.

Текст 36

В основе этики лежит представление о присущей человеку свободе выбора. Если бы человек действовал (в том числе и мысленно) так или иначе целиком под влиянием внешних по отношению к нему факторов, то его поступки не подлежали бы моральной оценке, а сам он не нёс бы никакой ответственности ни за них, ни за свои мысли. Этика существенна для осознания того, что человек не является целиком природным существом, но сверх своих природных качеств обладает духовной свободой...

Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем....Мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением. Нарушения морали плохи не только сами по себе: они дурны тем, что создают атмосферу, способствующую дальнейшему размыванию моральных ориентиров.

...Моралью мы будем в соответствии с философской традицией называть систему оценок, приложимых к человеческим поступкам, их целям и результатам, определяющим их абсолютную ценность независимо от конкретно доставляемых ими пользы и удовольствия. Этикой мы будем называть науку о морали и применении моральных оценок в поведении человека. В этом смысле

можно сказать, что этика есть наука о морали как особом феномене человеческого бытия. Человек существует в ценностноориентированном мире, где различаются добро и зло как в поступках самого человека в предлагаемых обстоятельствах, так и в ситуациях, сложившихся в результате данных поступков. Но кроме морали, которую мы рассматриваем как проявление в мире и в нас абсолютного морального закона, существуют нравы, допускаемые в данном обществе. Нравы могут не соответствовать требованиям морального закона. В этом случае говорят о дурных нравах, царящих в данном обществе. В морально развитом обществе нравы помогают реализации морального закона и даже порой требуют от человека большего, чем моральный закон. Мы будем различать нравы как то, что принято в некотором обществе как локальный обычай, мораль - как абсолютную систему ценностей, на которую ориентируется моральное поведение человека, и этику - как науку о морали и моральном поведении.

(Ю.А. Шрейдер)

С1 Приведите два определения морали и определение этики, имеющиеся в тексте.

С2 Назовите три указанных автором условия сохранения морали в обществе.

С3 Автор пишет о том, что человеку присуща свобода выбора. Опираясь на знания и социальный опыт, поясните, что понимается под свободой нравственного выбора. Проиллюстрируйте двумя примерами ситуацию свободного нравственного выбора.

С4 Зачем нужна мораль? Укажите три функции морали в обществе.

Текст 37

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающих планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведение ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течении длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культура. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильём и осуществления других важных видов деятельности.

(Н. Смелзер)

С1 Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

С2 Какие факторы по мнению автора, ограничивают воздействие культуры на поведение человека (укажите любые три фактора)?

С3 Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

С4 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

 

ОТВЕТЫ

Текст 1 ответы

С1 Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил автор? Назовите два последствия.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В правильном ответе могут быть названы следующие последствия: 1) «интеграция наиболее развитой части человечества»; 2) «формирование барьера, в первую очередь технологического, между развитыми странами и остальным миром»; 3) «качественное ужесточение конкуренции». Указанные последствия могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.  
Названы два последствия.  
Названо одно любое последствие.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 

С2 Что, по мнению автора, способствует развитию международного терроризма? Назовите любые три предпосылки.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В правильном ответе могут быть названы следующие предпосылки: 1) Нарастающая глобальная напряженность как следствие недоступности западных стандартов потребления для остальной части человечества. 2) Нарастающий системный кризис мировой экономики. 3) Наличие культурно-цивилизационного барьера и попытки насильственной вестернизации незападных обществ. 4) Общее падение эффективности управления. 5) Развитие технологий формирования сознания. Указанные позиции могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках  
Названы любые три предпосылки  
Названы любые две предпосылки.  
Названа одна любая предпосылка. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С3 В чём, по мысли автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых стран? Назовите два проявления. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной • жизни, проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
Правильный ответ должен содержать проявления и примеры взаимосвязи, допустим: 1) процветающие общества не могут расширить рынки сбыта (вооружейнйе конфликты, голод и эпидемии в странах Центральной Африки минимизируют спрос на любые товары, кроме гуманитарной помощи продовольствием и лекарствами); 2) культурно-цивилизационный диалог, попытки вестернизации (посредством американских поп-идолов распространяется представление об «американской мечте», формируется представление о предпочтительном образе жизни); 3) сопротивление попыткам вестернизации (ряд стран, например, Венесуэла, ведёт борьбу с распространением либеральных американских ценностей и массовой культуры). Могут быть названы другие проявления, приведены другие примеры.  
Названы и проиллюстрированы примерами два проявления.  
Названы одно-два проявления, приведен один пример.  
Названы одно-два проявления без примеров.  
Приведено любое количество примеров без указания проявлений. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 

С4 Автор утверждает, что «восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма». Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) сформулирована позиция выпускника: согласие или несогласие с мнением автора; 2) приведены аргументы: В случае согласия с позицией автора, может быть указано, например, что: - оживление экономики слаборазвитых стран может способствовать росту уровня жизни большинства населения; - развитие системы образования даст молодежи слаборазвитых стран большие стартовые возможности; - расширение рынка труда обеспечит занятость некоторой части трудоспособного населения. В случае несогласия с позицией автора, может быть указано, например, что: - возможные позитивные перемены являются делом очень отдаленного будущего, сменится несколько поколений, которые не ощутят никакого улучшения своей участи; - разрыв между развитыми странами и третьим миром настолько велик, что ничем не может быть компенсирован; - международный терроризм нередко выступает в контексте религиозного противостояния, которое будет только усиливаться внедрением ценностей западного общества. Могут быть приведены другие аргументы  
Сформулирована позиция выпускника, приведены три аргумента.  
Сформулирована позиция выпускника, приведены два аргумента. ИЛИ Позиция выпускника не сформулирована, но ясна по контексту, приведены три аргумента.  
Сформулирована позиция выпускника, приведен один аргумент  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

Текст 2 ответы

С1 Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе должны быть даны ответы на три вопроса, например: 1) новый класс – «класс интеллектуалов»; 2) причина – современная информационная революция; 3) следствие - преодоление классового характера общества. Элементы ответа могут быть даны в любой формулировке  
Правильно даны ответы на три вопроса  
Правильно даны ответы на любые два вопроса  
Правильно дан ответ на один любой вопрос. ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С2 Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргументу, которые он приводит в обоснование своей позиции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе должны быть следующие элементы: 1) отрицательный ответ на вопрос: автор считает, что реальные процессы противоречат предложениям, сделанным в конце 50-х годов; 3) три аргумента: - с каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства; - В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства; - В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Ответ на вопрос и аргументы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках  
Дан отрицательный ответ, и приведены три аргумента  
Дан отрицательный ответ, и приведены два аргумента. ИЛИ Ответ дан в неявном виде, но понятен по контексту приведённых двух-трёх аргументов  
Дан отрицательный ответ, и приведён один аргумент. ИЛИ Дан только отрицательный ответ. ИЛИ Только приведён один аргумент. Или Ответ неправильный при любом количестве аргументов  
Максимальный балл  

 

С3 Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе должны быть следующие элементы: 1) Новый класс: класс, объединяющий в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве; (Характеристика нового класса может быть дана в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) Две группы, например: - люди, не имеющие постоянной работы, вынуждены искать любые заработки; - занятые на неквалифицированных работах в любых отраслях народного хозяйства; - не имеющие профессионального образования, необходимого для участия в высокотехнологичном производстве, и не желающие его получить; 3 ) пояснение, например: эти группы не имеют возможностей или желания для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Могут быть названы другие группы, приведено другое пояснение  
Названы новый класс и две группы, дано пояснение  
Названы новый класс и одна группа, дано пояснение. ИЛИ Названы новый класс и две группы. ИЛИ Названы две группы, дано пояснение  
Названы новый класс и одна группа. ИЛИ Названа одна группа, дано пояснение. ИЛИ Названы только две группы  
Назван только новый класс. ИЛИ Названа только одна группа. ИЛИ дано только пояснение. ИЛИ ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С4 С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе могут быть сформулированы следующие суждения: 1)доступ к информации можно использовать в целях завоевания политической власти; 2)информация является важным фактором современного производства; 3)с помощью информации можно повлиять на расстановку политических сил в стране (например, во время предвыборной кампании). Могут быть сформулированы другие суждения  
Сформулированы три суждения  
Сформулированы два суждения  
Сформулировано одно суждение  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

Текст 3 ответы

С1 На основе текста назовите три характеристики понятия «общение».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе могут быть названы характеристики общения: 1)порождается потребностями совместной деятельности; 2)осуществляется с помощью речевого и неречевого воздействия; 3)преследует цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах, участвующих в общении; 4)осуществляется обмен не только физическими действиями или результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. Могут быть другие характеристики.  
Правильно названы три характеристики  
Правильно названы две характеристики  
Правильно названа одна характеристика, ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С2 Что, по мнению автора, влияет на обучение человека продуктивному и цивилизованному общению? (Назовите на основе текста любые три фактора влияния).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе могут быть названы следующие факторы влияния: 1)среда, в которой живет человек; 2) взаимодействие с людьми; 3)житейский опыт; 4)знание закономерностей общения; 5)накопление навыков общения (умение их учитывать и использовать)  
Правильно названы три фактора влияния  
Правильно названы два фактора влияния  
Правильно назван один фактор влияния, ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С3 Автор указывает на «своеобразные массовые формы общения, которые всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни». Опираясь на текст, знания истории, обществознания, социальный опыт, назовите любые две формы коллективного общения. Объясните на примерах, в чем проявляется воздействие каждой из них на людей.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы: 1) формы коллективного общения, например: - участие в государственных праздниках; - массовые культурные события 2) примеры, допустим: - государственные праздники являются средством социального влияния, создают множество непосредственных контактов незнакомых людей, приобщают к атмосфере единения вокруг традиций и духовных ценностей; - современные фестивали искусств создают атмосферу творческого общения деятелей культуры и зрителей, обмена информацией, эмоциями, чувствами, мнениями и оценками по поводу созданных произведений, их значимости для человека. Могут быть приведены другие формы и примеры.  
Правильно названы две формы и приведены два примера  
Правильно названы две формы и приведен один пример, ИЛИ названа одна форма и приведены два примера  
Правильно названа одна форма и приведен один пример, ИЛИ названы только две формы без примеров  
Правильно названа только одна форма, ИЛИ приведен только один пример ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 

С4 По мнению автора, увлечение лишь инструментальной стороной общения (обменом информации) может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Опираясь на текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1)ограничение содержания общения функцией коммуникации отводит человека как личность с богатым и своеобразным внутренним миром (мыслями, чувствами, эмоциями, настроениями) на задний план процесса общения; 2)общение, в отличие от коммуникации, не ограничивается обменом информацией, а предполагает взаимодействие между людьми как духовными существами, активно действующими субъектами на основе ее уточнения, дополнения, выработки новой информации; 3)в процессе взаимодействия партнеров возникает обоюдный психический контакт, происходит обмен эмоциями, идеями, действиями; 4)общение означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами, установление на этой основе взаимопонимания, преобразует и духовно обогащает его участников. Могут быть приведены иные основательные аргументы.  
Правильно приведены три аргумента  
Правильно приведены два аргумента  
Правильно приведен один аргумент  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

Текст 4 ответы

С1 Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
1) подражание, имитация, идентификация; 2) полоролевая идентификация; 3) социальный контроль  
Названы три механизма  
Названы два механизма  
Назван один механизм. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

С2 Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе должны быть следующие элементы: 1) Особенности социализации: - гуманизация детства; - процесс социализации требует всё больше времени: Современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь; - особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии; 2) новое требование, например: - уметь выстраивать отношения с разными людьми; - уметь находить нестандартные решения; - владеть современными технологиями получения и обработки информации  
Указаны три особенности и одно требование  
Указаны одна-две особенности и одно требование  
Указаны только одна-две особенности. ИЛИ Указано только требование. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С3 Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В ответе должны быть следующие элементы: 1) ГРУППЫ: — семья; — компания сверстников; 2) признаки, например: - непосредственность контактов; - межличностное. взаимодействие имеет эмоциональный характер  
Названы две группы, и указаны два признака  
Названа одна группа, и указаны два признака. ИЛИ Названы две  
Названа одна группа, и указан один признак. ИЛИ Указаны только два признака  
Названы только одна-две группы. ИЛИ Указан только один признак. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С4 Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
B ответе должны быть следующие элементы: 1) СУТЬ каждой позиции: - активная - человек воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; - пассивная — человек усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; 2) примеры, иллюстрирующие каждую из этих позиций, например: - учитель как субъект социализации разъяснял учащимся механизмы действия социальных норм и формы общественного контроля; - на курсах повышения квалификации учитель, будучи объектом социализации, прослушал лекцию о психологии личности.  
Раскрыта суть двух позиций, и приведены два примера  
Раскрыта суть одной позиции, и приведены два примера. ИЛИ Раскрыта суть двух позиций, приведён один пример.  
Раскрыта суть одной позиции, и приведён один пример. ИЛИ Раскрыта только суть двух позиций. ИЛИ приведены только два примера.  
Раскрыта суть одной позиции. ИЛИ приведён только один пример. ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 

Текст 5 ответы

С1 Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
В правильном ответе должны быть названы персонажи и соответствующие мотивы: 1) человек биологический – удовлетворение первичных потребностей; 2) человек социальный - удовлетворение биологических и некоторых социальных потребностей: в богатстве, власти, престиже; 3) человек духовный – служение ценностям культуры, поиск смысла бытия. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Правильно названы три персонажа, и указаны мотивы каждого из них.  
Правильно названы один-три персонажа, и указаны мотивы одного-двух из них.  
Правильно названы только один-три персонажа. ИЛИ Указаны только мотивы одного-трех персонажей. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания.  
Максимальный балл  

 

С2 Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Регулятор: боязнь наказания; 2) Предположение, например, опасность, состоит в том, что человек не различает добро и зло, у него не сформирован самоконтроль. Может быть указан другой регулятор, высказано другое предположение  
Правильно указан регулятор, высказано предположение  
Правильно указан только регулятор  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С3 По мнению автора, человек биологический - существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Обществоведы отмечают, что в современном обществе первичные потребности социализированы. Приведите три примеры, подтверждающие утверждение учёных.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
Могут быть приведены такие примеры: 1) При приготовлении и потреблении пищи человек использует предметы сервировки, посуду; 2) Выбирая одежду, человек ориентируется на моду, собственный вкус; 3) Для многих людей отдых – это не только сон, но и занятия спортом, посещение музеев, прогулки. Могут быть названы другие примеры  
Приведены три примера  
Приведены два примера  
Приведен один пример  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

С4 Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
Могут быть приведены такие объяснения: 1) человек духовный не действует из необходимости приобретать всё новые материальные блага – в этом проявляется его свобода; 2) человека духовного сформированы нравственные ценности, и он способен сделать свой свободный нравственный выбор; 3) человек духовный нацелен на поиск смысла жизни, создание культурных ценностей, т.е. он свободен в своём культурном творчестве. Могут быть названы другие объяснения  
Приведены три объяснения  
Приведены два объяснения  
Приведено одно объяснение  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

Текст 7 ответы

С1 Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 4975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.043 с.)