Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиционный (старый) институционализм: американская институциональная школа.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало 20 века. Американская и иенституциональная школа (Веблен, Команс, Митчелл). Черты: 1)неоднородность; 2) критико-решение экономических проблем с позиции невмешательства: рынок не является совершенным механизмом, допускает так называемые «провалы» к кот относ дипрессия, безработица, дискриминация, информационное несовершенство. Все это связано с несовершенством институтов; 3)характерное отличие, анализ несовершенства экономической системы, уделяли внимание эмпирической составляющей, междисциплинарность. Теория праздного класса, 1899. Критика принципов рациональности: поведение человека зависит от инстинктов и привычек. Индивид опирается в своем выборе на максимизацию не полезности, а своего престижа в глазах окружающих (мода, автомобиль и др). Поскольку именно привычки и инстинкты определяют поведение, экономика д.б эволюционной наукой. Основные положения критики неоклассики: 1.Неоклассика при анализе экономического поведения не учитывает приобретенный социально-экономический опыт, знания навыки. 2.Игнорирует социальное влияние на предпочтения. 3.Неоклассика – система логических и математических выводов, взятых из бизнеса и психологии, часто ошибочных => прогнозы поведения индивидов некорректны. Философские объяснения без выдвижения к-л модели, позволяющей предсказывать динамику развития того или иного института. Уэсли Клэр Митчелл. «экономические циклы» 1913. фундаментальное исследование циклов деловой активности на базе эконометрических методов. Проблема цикличности – не в равновесных состояниях. Причина в следующем противоречии: - технологические факторы вызывающие изменения - институциональные факторы, ограничивают эти изменения и задают стабильную социальную структуру.
Институты стандартизируют поведение людей, что на макро уровне позволяет увидеть регулярность динамики экономики в целом. Коммонс «Правовые основы капитализма» 1924. Существует проблема редкости ресурсов Надо решать задачу их распределения надо кооперировать эк агентов Конфликт интересов Кооперация возможна лишь при коллективных действиях. Организованные формы коллективных действий – государство, полит партии, суды, профсоюзы, фирмы и др, а также правила, нормы, обычаи и законы, регулирующие деятельность рабочих и фирм. Почему традиционный институционализм не вытесняет неоклассику? Внешние факторы: - потеря междисциплинарности (снижение интереса к изучению инстинктов и привычек в психологии, выделение социологии в самостоятельную науку и т.д); - великая депрессия, не объяснимая теорией Митчелла; - появление и развитие кейнсианства, отнесшего агрегированное экономическое производство к мейнстриму экономики. Внутренний фактор: сепаратизм, развитие собственной версии институционализма без попыток объединения в единое учение. К концу 1940 х гг институционализм как единая экономическая программа, где анализируются и количественные методы, и циклы деловой активности, которая связана с психологией, правом и социологией, практически перестала существовать (исключения есть). Джон К. Гелбрейт. «Новое индустриальное общество» 1967; «Экономические теории и цели общества» 1973. Главный тезис: - на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знания каждого носят специализированный и частный характер; - полнота информационного поля достижима только при объединении частных знаний в рамках организиции. Трансакции как исходный элемент институционального анализа. Tr-отчуждение и приобретение индивидами прав собственности и свобод создаваемых обществом. Tr неявно отражает 3 вида соц.отношений: Конфлик (ограниченность ресурсов) Зависимость (взаимодействие повышает благосостояние) Порядок (распределение выигрыша между сторонами) 3 идеальных типа Tr: Tr сделки (торговая), Tr управления, Tr рационирования. В реальной жизни происходит сочетание различных типов. Tr сделки. – обоюдное согласие сторон, основанное на экон.интересе, самостоятельное решение каждой стороны. Tr сделки работает на р.труда (найм работника работодателем), на р.денег (заемщик и кредитор), на полит.рынке. Основные хар-ки: -свобода выбора: 4 участника (продавец, покупатель и альтернативные); -одинаковый правовой статус, разная переговорная сила (м.б. и несимметричным); - блага не производятся, а только перераспределяются; -взаимозависимость участников из-за редкости ресурсов. Tr управления. – отношения управления – подчинения: право принимать решение принадлежит одной стороне (м.б. делегировано, приобретено, узурпировано и др). Существует в иерархиях: внутри фирмы, бюрократических организациях и др. (П: раб и рабовладелец; рабочий и подчиненный) По ФП. Основные характеристики: - 2 участника с ассиметричным правовым статусом; -добровольное признание различий в правовом статусе (ограничение свободы воли компенсирует оплата); - объект Tr – поведение одной из сторон; - посредством Tr создается богатство; - перераспределение заданий между эк.агентами увеличивает эффективность. Tr рационирования - асимметричный правовой статус; - управляющая сторона – коллективный орган (гос. дума, совет директоров и др). * 2 участника (один – коллективный); * вынужденное признание различий в правовом статусе; * одна из сторон определяет права другой. * Tr распределяет издержки и выгоды от создания богатства; * Tr связана с принуждением. Основные параметры Tr (О.И.Уильямсон) 1)частота 2)неопределенность 3)специфичность задействованных ресурсов. Специфические активы – не м.б. использованы альтернативно без существенной потери в их производственном потенциале (трудно продать, передислоцировать) Идносинкратические активы – высокоспецифичные, ценность которых при альтернативном использовании падает практически до нуля. (инвестиции в конкретные технологические процессы). Оптимальная форма управления взаимодействием сторон для обеспечения Tr зависит от ее типа. Неспецифические активы разовый обмен на анонимном рынке – разовые Tr (покупка чайника); заинтересованность сторон, но малый объем сделки – повторяющаяся Tr (покупка хлеба). Специфичные - существенные потери при разрыве контракта. Природа трансакционных издержек (TrC). TrC – затраты сырья и материалов, капитала и рабочей силы, направленные на изменение материальных свойств блага. TrC – стоимость ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций, издержки, сопровождающие взаимоотношения эк.агентов, издержки связанные с обменом и защитой правомочий. Почему сделки сопровождаются TrC? –информационные издержки; -издержки согласования; -неоднородность институциональной среды. Информационные издержки: * неопределенность экономики; * информация о ценах, поставщиках, потребителях и т.д. – платное экономическое благо; * тратимся на поиск дополнительной информации о сделке, пока предельные издержки не сравняются с ожидаемым предельным доходом от нее. Все TrC м.б выведены из информационных (обратное неверно); Высокие информационные издержки – причина оппортунистического поведения. Издержки согласования: * заинтересованы в достижении соглашения, но все равно стремимся переложить издержки получения результата на других. Теорема КОУЗА: если стороны имеют возможности прийти к соглашению, не неся излишних издержек по распределению ресурсов, то частный рынок всегда эффективно распределяет ресурсы. Однако, заданы лишь границы торга: если участник переговоров недооценивает решимости контрагента, сделка не состоится. П: у Миши есть лающий щенок и соседка Маша, любительница тишины. Выгоды Миши +500, выгоды маши -800. 1)первоначальное распределение ПС: законное право Миши на лающую собаку. Маша д передать Мише сумму от 500 до 800. Когда заданы только границы торга (от 500 до 800), сделка не состоится, если не будет согласована сумма. 2)первоначальное распределение ПС: законное право Маши на тишину. Миша д передать Маше от 800 (скорее избавится от пса). Т.о. обмен правомочиями требует издержек согласования, которые увеличиваются с числом потенциальных участников обмена. ПАРАДОКС: зависимость не является прямой – Tr велики и при большем числе потенциальных участников обмена, и при минимальном. ОБЪЯСНЕНИЕ: при высоких информационных издержках снижение круга потенциальных участников обмена усиливает их взаимосвязь, а правомочия подлежат обмену, превращаются в специфический актив. Когда два потенциальных участника обмена. Агент сознает специфичность своего актива, сознает заинтересованность другой стороны в сделке – может шантажировать, манипулировать. Когда потенциальных участников обмена от N до + ∞ появляются издержки коллективных действий (издержки согласования). Когда потенциальных участников обмена от 2 до N – низкие издержки Tr, т.к обмен совершается в рамках тесных соц.структур, где: - работает эффект личной репутации участников; - возможны санкции (негативные или позитивные). Институциональная среда неоднородна – сложность эк.системы – различные согласования наслаиваются друг на друга (индустриальные, гражданские, традиционные, общественные мнения, экологические и др.); затраты на согласование требований противоположных норм (TrC). П: когда контрагент ориентируется на разные источники (цена или репутация продавца), возникает асимметричность информации (рынок подержанных авто и др.). Возникает возможность манипулирования разнородной информацией, оппортунизм. Основные понятия: рутины, ментальные модели и ценности, нормы и правила, институты. Рутины- образцы, шаблоны, модели поведения, которые не требуют рационального обдумывания, выполняются автоматически, являются предсказуемыми. Рутины: технологические- взаимодействие человека и природы. Элемент страхования в условиях неопределенности, экономия на издержках принятия решений, выбор на основе прошлого опыта, использование неявного знания.Отношенческие- между людьми. Экономия на издержках принятия решений, формирование ожиданий, предсказуемости поведения, возможность координации действий. Действия человека стереотипны на 90-95%.эти действия не обдумываются. Компоненты рутины: знания, навыки. Рутины- экономичный способ хранения знаний и навыков. Ментальные модели и ценности (ММ)- основа современных действий моделей (одинаковое восприятие, интепритация реальности). ММ на уровне общества в фелом зависят от системы ценностей сложившейся культуры. Ценности- составная часть культуры(индивидов и общества в целом). Ценности характеризуют планы действий: «это хорошо»,«это плохо». Ценности: абсолютные- мы им следуем независимо от своей выгоды при любых обстоятельствах. Относительные- только пока это выгодно. Одни и те же ценности м.б для одних- абсолютными,для других- относительными. Ценности (наряду с гос. политикой),во многом определяются успешностью развития экономики, воздействуя на стимулы участников эк отношений(пример протестантские). Ценноcти> (нормы> правила)- предписания. (Ценность образования) (надо учиться) (заданное эссе надо подготовить в срок.) Оценки классов действий- это хорошо, это плохо.предписания по классам действия- что делать, что не делать. Предписания по конкрет. действиям-если условие А, следовать стратегии. Выполнение предписаний носит добровольный характер. Либо основывается на санкциях (соц. эконом. юрид.). Правила- общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определ. виды действия одного субъекта при взаимодействии с другим. Правила-предписанные модели(образцы) поведения, говорящие о том как себя надо вести в конкрет. ситуациях. Правила- ограничение в свободе действий. Позволяющие оценить заранее эффект исследования Правила: - индивидуальные(топменеджер Иванов не нанимает родственников)- социальные: формальные(правила дорожного движения) и неформальные(приветствие при встрече).Отличия ФП и НП: ФП: создаются централизованно и осознанно; легко фиксируются; обеспеченны специальной легализированной защитой; могут быть быстро изменены. НП: спонтанно возникают внутри группы; нигде не зафиксированы явно(могут по разному интегрироваться, элемент непредсказуемости в отношениях); не защищены со стороны государства; могут изменяться лишь малыми приращениями. Соотношения ФП и НП. дополнение и поддержка ФП неформальными конфликт ФП и НП нейтральность ФП и НП НП могут стать источником формирования и изменения ФП(создавая законы люди лишь фиксируют норму, которая сложилась на практике). Институт - правила игры в обществе, дополненные механизмом принуждения к его исполнению.главную роль., которую играют институты в обществе, заключается в снижении неопределенности путем установления устойчивой (хотя……. И не обязательно эффект-й структуры взаимодействия между людьми. Институты – некие ограничительные рамки, которые люди построили. Чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы легче было проводить переговоры и достигать соглашения, чтобы упрощать путь к поставленной цели из т. А в т. В.институт подобен лабиринту. Институт ограничивает свободу выбора эк. агента, он навязывает…. модель поведения(законом или обычаем). Институты обучают эк субъектов на основе: собственного опыта, внешней информации(в т.ч при помощи спец. организаций). Институты не вечны, изменения м.б. эволюционными и революционными. Институт и организация. Организация- группа людей, делегировавших свои интересы лидеру и объединившая ресурсы для достижения определ. цели, трудноосущ-ой для каждого в отдельности. Форма и поведение в организации определяются институтами. Если институты- правила игры, то организация –команда игроков, взаимодействующих в рамках данных правил. Организации вырастают из институтов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.014 с.) |