Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционный (старый) институционализм.

Поиск

Начало 20 века. Американская и иенституциональная школа (Веблен, Команс, Митчелл). Черты:

1)неоднородность;

2) критико-решение экономических проблем с позиции невмешательства: рынок не является совершенным механизмом, допускает так называемые «провалы» к кот относ дипрессия, безработица, дискриминация, информационное несовершенство. Все это связано с несовершенством институтов;

3)характерное отличие, анализ несовершенства экономической системы, уделяли внимание эмпирической составляющей, междисциплинарность.

Теория праздного класса, 1899. Критика принципов рациональности: поведение человека зависит от инстинктов и привычек.

Индивид опирается в своем выборе на максимизацию не полезности, а своего престижа в глазах окружающих (мода, автомобиль и др).

Поскольку именно привычки и инстинкты определяют поведение, экономика д.б эволюционной наукой.

Основные положения критики неоклассики:

1.Неоклассика при анализе экономического поведения не учитывает приобретенный социально-экономический опыт, знания навыки.

2.Игнорирует социальное влияние на предпочтения.

3.Неоклассика – система логических и математических выводов, взятых из бизнеса и психологии, часто ошибочных => прогнозы поведения индивидов некорректны.

Философские объяснения без выдвижения к-л модели, позволяющей предсказывать динамику развития того или иного института.

Уэсли Клэр Митчелл. «экономические циклы» 1913. фундаментальное исследование циклов деловой активности на базе эконометрических методов.

Проблема цикличности – не в равновесных состояниях. Причина в следующем противоречии:

- технологические факторы вызывающие изменения

- институциональные факторы, ограничивают эти изменения и задают стабильную социальную структуру.

Институты стандартизируют поведение людей, что на макро уровне позволяет увидеть регулярность динамики экономики в целом.

Коммонс «Правовые основы капитализма» 1924.

Существует проблема редкости ресурсов

 

Надо решать задачу их распределения надо кооперировать эк агентов

 

Конфликт интересов

Кооперация возможна лишь при коллективных действиях.

Организованные формы коллективных действий – государство, полит партии, суды, профсоюзы, фирмы и др, а также правила, нормы, обычаи и законы, регулирующие

деятельность рабочих и фирм.

Почему традиционный институционализм не вытесняет неоклассику?

Внешние факторы:

- потеря междисциплинарности (снижение интереса к изучению инстинктов и привычек в

психологии, выделение социологии в самостоятельную науку и т.д);

- великая депрессия, не объяснимая теорией Митчелла;

- появление и развитие кейнсианства, отнесшего агрегированное экономическое производство к мейнстриму экономики.

Внутренний фактор: сепаратизм, развитие собственной версии институционализма без попыток объединения в единое учение.

К концу 1940 х гг институционализм как единая экономическая программа, где анализируются и количественные методы, и циклы деловой активности, которая связана с психологией, правом и социологией, практически перестала существовать (исключения есть).

Джон К. Гелбрейт. «Новое индустриальное общество» 1967; «Экономические теории и цели общества» 1973.

Главный тезис:

- на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знания каждого носят специализированный и частный характер;

- полнота информационного поля достижима только при объединении частных знаний в рамках организиции.

 

 

Основные понятия: рутины, ментальные модели и ценности, нормы и правила, институты. Рутины - образцы, шаблоны, модели поведения, которые не требуют рационального обдумывания, выполняются автоматически, являются предсказуемыми. Рутины: технологические- взаимодействие человека и природы. Отношенческие- между людьми. Экономия на издержках принятия решений, формирование ожиданий, предсказуемости поведения, возможность координации действий. Действия человека стереотипны на 90-95%.эти действия не обдумываются. Компоненты рутины: знания, навыки. Ментальные модели и ценности (ММ)- основа современных действий моделей (одинаковое восприятие, интепритация реальности). ММ на зависят от системы ценностей сложившейся культуры. Ценности- составная часть культуры(индивидов и общества в целом). Ценности характеризуют планы действий: «это хорошо»,«это плохо». Ценности: абсолютные- мы им следуем независимо от своей выгоды при любых обстоятельствах. Относительные- только пока это выгодно. Одни и те же ценности м.б для одних- абсолютными,для других- относительными. Ценноcти> (нормы> правила)- предписания. (Ценность образования) (надо учиться) (заданное эссе надо подготовить в срок.) Правила-предписанные модели(образцы) поведения, говорящие о том как себя надо вести в конкрет. ситуациях. Правила: - индивидуальные- социальные: формальные(правила дорожного движения) и неформальные(приветствие при встрече).Отличия ФП и НП: ФП: создаются централизованно и осознанно; легко фиксируются; обеспеченны специальной легализированной защитой; могут быть быстро изменены. НП: спонтанно возникают внутри группы; нигде не зафиксированы явно; не защищены со стороны государства; могут изменяться лишь малыми приращениями. Соотношения ФП и НП. 1.дополнение и поддержка ФП неформальными 2.конфликт ФП и НП 3.нейтральность ФП и НП 4.НП могут стать источником формирования и изменения ФП. Институт- правила игры в обществе, дополненные механизмом принуждения к его исполнению.главную роль., которую играют институты в обществе, заключается в снижении неопределенности путем установления устойчивой. Институты не вечны, изменения м.б. эволюционными и революционными. Институт и организация.Организация - группа людей, делегировавших свои интересы лидеру и объединившая ресурсы для достижения определ. цели, трудноосущ-ой для каждого в отдельности. Форма и поведение в организации определяются институтами. Если институты- правила игры, то организация –команда игроков, взаимодействующих в рамках данных правил. Организации вырастают из институтов.

Функции институтов

Функции 1 порядка характеризуют деятельность конкретных институтов.(координация, кооперация, перераспределение).Функции 2 порядка характеризуют институциональую среду в целом (рамочное регулирование,предсказуемость и стабильность, безопасность, минимазация затрат на сделки обучения). Функции 2 порядка: 1. рамочное регулирование(снижение альтернатив, минимальные конфликты,и повышение эффективности координации.)2. обеспечение предсказуемости и стабильности(при следовании институту можно рассчитывать на определ. результат,оценивать затраты на его достижение.) 3. обеспечение свободы и безопасности(действуя в рамках института можно не бояться наказания со стороны закона или общественного мнения.) 4. минимазация затрат на совершение сделок(институты минимизируют усилия по поиску партнеров, помогают выполнению принятых обязательств.)5. передача знаний(в процессе формального или неформального обучения). Функции 1 порядка: 1) преодоление проблемы координации поведения. Ex: разъехаться на узкой дороге. Два равновесия: оба вправо или оба влево.

Встреча на дороге Автомобилист В
Пр Лев
Автомобилист А Пр 10;10 -2;-2
Лев -2;-2 10;10
         

У водителя нет доминантной стратегии. Его выигрыш зависит от выбора др. субъекта
Проблема координации- выбор действий. Приводящих к единому равновесию из 2 потенциально возможных. Проблема м.б. решена только при руководствовании одним и тем же правилом. Итак: функция координации: институты создают информационную инфраструктуру и обеспечивают досуг к ней всех потенциальных участников отношений. Общие ментальные модели способствуют координации за счет формирования фокальных точек. Фокальная точка: контекстуальный намек, лежащий вне взаимодействия, но позволяющий участникам координировать свое поведение. Вариант поведения, спонтанно выбираемый всеми попадающими в данную ситуацию. 2) способствование кооперативному поведению. Ex:Петр и Павел организуют сапожную мастерскую. Каждый имеет выбор: работать кооперативно или некооперативно

Петр и Павел: отсутствие правил Павел
К Н
Петр К 10;10 -1;15
Н 15;-1 0;0
         

 

 

Решить проблему кооперации можно за счет принадлежности к конкретной группе. Правила «свой-чужой». Проблема согласования личных и общественных интересов решается наличием правила: «надо вести себя кооперативно», нарушитель несет моральные издержки. Функция кооперации(контрактное право) –институты ограничивают эк. деятельность так чтобы избежать неэффективных результатов. Реальные институты, как правило, сочетают функции кооперации и координации.

3) решение проблемы распределения выгод и издержек. Институты позволяют распределять результаты между агентами, делить то, на что изначально ни у кого прав нет. Выработка общих правил позволяет избежать издержек дележа. Функция дележа и распределения издержек и выгод- институты закрепляют равенство(или неравенство) между участниками



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.171 (0.007 с.)