Ответственность в международном праве: основания и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность в международном праве: основания и виды



Международно-правовая ответственность - это юридическая обязан­ность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другомусубъекту МП в результате совершенного правонару­шения. Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты МП. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой. Государство за свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоя­нием, а физические и юридические лица - лишь в пределахсвоего имущества. Го­сударство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия,установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их дея­тельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как дея­ние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактическидей­ствовали от имени данного государства. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не осво­бождает его от уголовнойответственности. Юридические основания ответственности - совокупность юридическиобя­зательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых опре­деленный вариант поведения квалифицируется как международное правонаруше­ние. Источниками юридических оснований ответственности являются любые пра­вомерныемеждународно-правовые акты (договоры), предписания которых фик­сируют юридически обязательные для государств правила поведения; межд.обычай; решениямежд.судов и решения межд. орга­низаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила поведе­ния для государства, издавшего этот акт.Нематериальная и материальная ответственность могут возникать одно­временно в результате одного и того же правонарушения: нематериальная - за сам фактнарушения права, материальная - за возникший при этом ущерб. 17. Международные судебные органы: общая характеристика Одним из видов разрешения международных споров является судебное разбирательство. Соответствующие судебные органы учреждаются при международных организациях как универсального, так и регионального характера. Универсальным судебным органом является Международный суд ООН. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной тридцать седьмой Генеральной Ассамблеей ООН, государства в полной мере сознают роль Международного суда, являющегося верховным судебным органом ООН. Состав международного суда не зависит от воли сторон и образуется заранее. Компетенция международного суда заключена в его учредительном акте. Суды принимают собственные регламенты. Решения международных судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат. В зависимости от характера споров суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров – Международный суд ООН;2) дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); 3)трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); 4) по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); 5) различных категорий споров (Суд ЕС). Международный суд ООН состоит из 15 членов, причем в его составе не может быть двухграждан одного и того же государства. Члены суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей - через шесть лет. Члены Суда могут не исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. Европейский суд по правам человека - судебный орган, учрежденный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и включающий в себя 39 человек. Он является судом последней инстанции, выносящим решения по вопросам соблюдения странами - членами Совета Европы своих обязательств по вышеназванной Конвенции. Штаб-квартира Европейского суда по правам человека находится в Страсбурге. Члены Суда избираются Парламентской ассамблеей большинством голосов из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы. Каждое государство – член Совета Европы выдвигает трех кандидатов, из которых по крайней мере двое должны быть гражданами этого государства. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и отвечать требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или должны быть заслуженными специалистами в области юриспруденции с признанным авторитетом. Члены Суда избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны. Для рассмотрения переданного Суду дела образуется Палата из девяти судей. 18. Международное право в деятельности судов РФ

Органы государственной власти, осуществляющие установ­ленные для них функции в сфере судопроизводства и правоох­ранительной деятельности, руководствуются не только отече­ственным законодательством, но и международными договора­ми РФ, признанными Россией международно-правовыми нор­мами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской право­вой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполни­тельной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различ­ные универсальные и региональные конвенции по вопросам обес­печения и защиты прав и основных свобод, т. е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и пра­вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным де­лам. В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Вен­ская конвенция о дипломатических сношениях, Венская кон­венция о консульских сношениях и сходные с ними по предме­ту регулирования международно-правовые акты. В области со­трудничества уголовно-правового характера должны исполнять­ся указанными органами конвенции о борьбе с международны­ми преступлениями и преступлениями международного харак­тера. В рамках гражданско-правовых отношений, включая от­расль международного экономического права, реализуются су­дами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам меж­дународной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуаль­ной собственности и т. д. Особое значение имеет федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому (ст. 3) единство судебной системы обеспечивается пу­тем применения всеми судами не только Конституции РФ, фе­деральных законов и законов субъектов РФ, но и общепризнан­ных принципов и норм международного права и международ­ных договоров РФ. Так, в Кон­ституции каждому гарантируются государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45) и судебная защита (ч. 1 ст. 46). В Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах закрепле­на обязанность участвующих в Пакте государств, обеспечить находящимся на их территории и под их юрисдикцией лицам право на правовую защиту, обеспечиваемое компетентными органами, и развивать возможности судебной защиты (ст. 2). В рамках Совета Европы действует Конвенция о защите прав че­ловека и основных свобод, согласно ст. 13 которой каждый, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, распо­лагает эффективными средствами правовой защиты перед на­циональными властями.

В обобщенном виде можно представить себе следующие виды международного правоприменения в деятельности судов. 1. Суды и другие органы обладают в пределах своей компе­тенции полномочиями по непосредственному применению меж­дународных договоров РФ, признанных Россией международ­но-правовых норм, В этом контексте они при рассмотрении дел (вопросов), содержание которых затрагивается не только внут­ригосударственным, но и международно-правовым регулиро­ванием, используют применимые международные нормы как юридическое, основание принимаемых решений. Имеются в виду варианты самостоятельного, совместного и (или) приоритетного применения правил международных договоров.

2. Суды и другие органы в соответствии с международны­ми договорами РФ вступают в деловые контакты с родственны­ми органами других государств, прежде всего в сфере правовой помощи и правового сотрудничества. Общим правилом являет­ся поддержание таких отношений между центральными орга­нами взаимодействующих государств (применительно к России имеются в виду федеральные органы).

4. Правоприменительные акты, принимаемые компетент­ными органами (в их числе приговоры судов и судебные реше­ния), а также — в пределах их ведения — ведомственные нор­мативные акты (инструкции, приказы), постановления феде­ральных судебных инстанций могут, а в надлежащих случаях должны включать в себя ссылки на международные договоры (нормы), аргументы международно-правового характера. Тако­го рода ссылки в одних случаях имеют решающее значение, в других оказывают помощь при его обосновании.

5. Поскольку высшие судебные органы, Генеральная про­куратура, другие правоохранительные органы федерального уровня могут выступать в качестве конечной инстанции в сис­теме внутригосударственных средств правовой защиты, вполне реальны сегодня (и особенно в перспективе) их действия, осно­ванные на международных договорах относительно междуна­родных контрольных механизмов по защите прав и свобод, и соответственно их взаимоотношения с межгосударственными органами, рассматривающими индивидуальные обращения. Наи­более эффективный вариант — взаимоотношения с Европей­ским Судом по правам человека в рамках Совета Европы.

6. Самостоятельной функцией компетентных органов явля­ется заключение международных договоров межведомственно­го характера. Строго говоря, Федеральный закон "О междуна­родных договорах Российской Федерации" именует договорами межведомственного характера лишь те, которые заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти (ч. 2 ст. 3). Прибегая к расширительному толкованию, можно отне­сти к этой категории соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ с прокуратурами зарубежных государств, а также соглашения о сотрудничестве между верховными (выс­шими) судами различных государств. Согласно указанному За­кону Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Ге­неральная прокуратура РФ могут представлять на рассмотре­ние Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации.

Компетенция органов, определяемая на основе федераль­ных законов и международных договоров РФ, порядок их дея­тельности обусловлены, естественно, их правовым статусом, их основным назначением и функциями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.006 с.)