Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личная преданность в любви: найти свою АриаднуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дионис встретил Ариадну во время своих путешествий, когда проезжал через остров Наксос. Ее бросил на этом острове Тесей, которому Ариадна помогла убить Минотавра и сбежать с Крита. По пути в Афины Тесей оставил спящую Ариадну на пустынном берегу Наксоса, где ее и нашел Дионис. Он полюбил девушку и проникся уважением к ней. Ради Диониса Зевс даровал Ариадне бессмертие: вечную жизнь и вечную молодость. Эротические взаимоотношения с мужчиной-Дионисом сильны и экстатичны. Ощущение слияния, которое он легко воспроизводит, создает у него самого и у партнерши чувство необычайной близости, – и все же в этом опыте часто отсутствует личная связь. Эти переживания так и остаются безличными, или надличными (как многочисленные взаимоотношения Диониса с менадами), пока он однажды не ощутит сострадание и сопереживание по отношению к какой-то определенной женщине, – вероятно, нечто подобное бог-Дионис почувствовал, обнаружив на пустынном острове брошенную и обманутую Ариадну. Лишь после того, как он научится ощущать свою связь с любимой не только в те моменты, когда они занимаются сексом, мужчина-Дионис выходит за пределы роли архетипического любовника и начинает строить глубокие личные взаимоотношения. Часть Четвертая Познакомившись с богами, человек может многое узнать от них о себе. В некоторых из них мы видим себя как в зеркале: эти мифологические персонажи отражают величие, значение и ничтожество тех архетипов, которые мы воплощаем в своей жизни. Другие боги стучатся в нашу память, и мы вспоминаем, что когда-то были с ними знакомы. Еще в ком-то мы узнаем лицо бога, которого некогда отвергли из страха, что из-за него от нас отвернутся окружающие. Итак, вы прочли о богах. Какой из них, на ваш взгляд, оказал наибольшее влияние на формирование вашей личности? Возможно, теперь вы поняли, почему так легко достигали своих целей и какую цену пришлось за это заплатить, или осознали, почему успехи в мире давались вам с таким трудом. Разбойник Прокруст подстерегал на дороге путешественников, державших путь в Афины. Образно говоря, путешественники – это те мужчины (и женщины), которые ставят перед собой цель достичь успеха. Они стремятся в Афины – центр, где сосредоточена власть, коммерческая жизнь и интеллектуальные вершины их времени. Прокруст клал людей на особое ложе и вытягивал или обрезал пленников, "подгоняя" по своему росту. Ныне под "прокрустовым ложем" подразумевается деспотичное, иногда жестокое неприятие индивидуальных различий. Конформизм – прокрустово ложе наших дней. Стереотипы, диктующие, каким должен быть мужчина, ведут к насилию над психикой. От человека отсекают те части личности, которые выходят за рамки стереотипа, и "вытягивают" те части, которые не дотягивают до этих рамок. Мир, как мы его знаем, – это такое место, где патриархат формирует из мужчин героев-одиночек. От мужчины ожидают, что он уйдет от матери и отречется от своего сходства с ней. Отцы ведут себя холодно и отстраненно. Мужчины непрерывно соревнуются друг с другом, отрицают свою уязвимость, отвергают все, что считается неприемлемым, отстраняются от менее успешных товарищей, чтобы они не мешали двигаться вперед. Когда мужчины (и женщины) отсекают от себя архетипы, не вмещающиеся в прокрустово ложе, а также эмоциональные связи с людьми, которые предположительно отстанут на пути к намеченным целям, происходит самое настоящее психологическое самоизувечивание. Более того, поскольку мужской стереотип включает в себя умение контролировать свои эмоции, мужчины также беспощадно отсекают от себя и собственные чувства. В следующей главе "Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя" мы поговорим о том, каким образом восстановить отсеченные части и найти путь домой. Для того чтобы вернуться домой, человеку нужно, чтобы его принимали и любили таким, какой он есть на самом деле, – чтобы его приветствовали во всей целостности. Последняя глава книги называется "Недостающий бог". Речь идет о предсказанном сыне Зевса, который должен занять место отца, чтобы править богами и людьми. Этот архетип мог бы стать руководящим принципом в психике некоторых мужчин, – и если бы таких мужчин набралось достаточно много, наша культура радикально изменилась бы. Глава 11 НАЙТИ СВОИ МИФЫ: Для мужчины жизнь представляет собой череду разорванных связей и растождествлений. Все начинается с матери: необходимо от нее отделиться и не быть на нее похожим. Малыш года в три идет в садик, где от него ожидают, что он будет маленьким мужчиной, который никогда не плачет, и отныне год за годом ему приходится жить в двух мирах: класс и двор. В классе мир управляется женщинами (особенно в детском саду и в младших классах). Мальчика обучает женщина, поощряющая готовность к сотрудничеству, аккуратность, порядок и безупречное выполнение домашних заданий. На школьном дворе распоряжаются старшие мальчишки. Быть принятым в мужское общество ровесников исключительно важно, ибо мальчика, который стремится жить сам по себе, часто бьют или делают козлом отпущения. Для выживания на школьном дворе совершенно необходимо подчинение групповым нормам. Здесь важную роль играет отождествление с агрессором. Мальчику приходится примирять в себе два мира – мир класса и мир школьного двора, – и нередко в одном из них или в обоих он терпит крах. Довольно свободно чувствуют себя в обоих мирах умные и сильные мальчишки. Этому особенно помогают спортивные успехи, ибо благодаря им мальчик завоевывает уважение сверстников. От некоторых мужчин я слышала рассказы о золотых деньках детства и юности – временах, когда, общаясь со сверстниками, они могли просто быть собой и не имели никаких комплексов. У меня сложилось впечатление, что такое было не у всех. Этим мальчишкам просто повезло. Эти дети или юноши жили по соседству, крепко дружили между собой и проводили вместе каждую свободную минуту, причем таких свободных минут у них было очень много (похоже, ныне дети из среднего класса уже не имеют подобной роскоши). Случается, что крепкая дружба завязывается между мальчиками во время обучения в престижном интернате. Искренняя любовь друг к другу формируется у мужчин только в эти золотые годы жизни. Затем начинается череда разделений. Каждый шаг на предписанном традицией пути мужчин предполагает то или иное разделение: агнцев отделяют от козлищ, мальчиков от мужей, победителей от неудачников. Мужчины, добившиеся успеха в мире, раз за разом отделяются от отставших товарищей. Патриархат требует от мужчины все новых разделений, и каждый раз человек рассекает себя дважды: мальчик, отделяющийся от матери, эмоционально отсекает от себя не только мать, но еще и ту часть души, которая была к ней близка. Если мальчик приходит в школу и видит, что нельзя показывать свою наивность и неосведомленность, поскольку это навлекает на него насмешки, он начинает имитировать приемлемое поведение, чтобы приспособиться. Таким образом, он отсекает себя от наивного ребенка внутри. Если у мальчика был лучший друг, не сумевший за ним угнаться в жизненном состязании, победитель, оставляя его позади, отсекает от себя не только старую дружбу, но и часть себя, оплакивающую друга. Если мальчишке нельзя плакать, когда грустно, и он учится не делать этого, то, сдерживая слезы, он отгораживается от собственных эмоций. Есть также этап в жизни, когда "мужчины отделяются от мальчиков", и в это время молодой человек, чтобы войти в мир мужчин, должен принести в жертву все то нежное, что еще в нем оставалось. В патриархальном мире Зевса, где ценность всего выражается в экономических терминах, самые успешные мужчины работают головой, в офисах. Некоторые из них находятся в своей стихии, и им нравится это занятие. Но таковы далеко не все. Многие предпочли бы возделывать почву, или мастерить что-то руками, или сочинять музыку, или учить детей, – да мало ли что им нравится делать, – но они занимаются совсем другими вещами. Они отсекли эту заветную часть своего существа ради того, чтобы преуспеть. Потери накапливаются, пока где-то в середине жизни на человека не обрушивается депрессия, а вместе с ней приходит грусть, одиночество и ощущение, что жизнь не имеет смысла. Вспомнить и восстановить Однако тут есть альтернатива, – часто люди ее не видят до среднего возраста, – и мужчины, с которыми мне приходится работать, обращаются к ней лишь в случае крайней необходимости, когда жизнь становится слишком болезненной и пустой, плоской и бесплодной. Они пытаются обнаружить, что истинно лично для них, отыскать в своей жизни какие-то чувства и смысл. Причем такая проблема может возникнуть и у мужчины, отвоевавшего себе завидное положение в процессе конкурентной борьбы и контролирующего практически все в своей жизни. Однако вдруг его начинает мучить депрессия, тревога, язва, неспособность расслабиться, сердечный приступ, тяжелые сны или серьезный кризис во взаимоотношениях с близкими – это служит сигналом, что не все в его жизни благополучно. И мужчина отправляется в путешествие вглубь себя, чтобы разобраться, что происходило с ним в прошлом и что творится в глубине души сейчас. Каждому приходится постепенно углубляться внутрь, обнаруживая давно похороненные чувства, открывая свой внутренний мир, где можно отыскать ниточки, составляющие канву личной истории. Эта история всегда начинается в детстве. Кем он был? Что доставляло ему удовольствие? Что радовало? Что увлекало? Кто его любил? И вопросы другого типа: Чего он стыдился? Что в нем или в его семье было неприемлемо для других? Кем он пытался быть? Чью любовь и чье одобрение стремился завоевать? Кто и как к нему относился? Он обнаруживает, что те, кого он "похоронил" и вытеснил из сознания, оставив далеко в прошлом (ребенок, которым он был в разные годы; родители, грозные и авторитетные, как он их себе некогда представлял; учитель; кот; братья и сестры, какими они были тогда; те, кого он в свое время любил или боялся), по-прежнему живы внутри. И всё, что он похоронил, тоже осталось во внутреннем мире: невинность, предательство, страх, радость, вина, стыд, любовь и те архетипы, чье присутствие внутри себя он отрицал. Еще какие-то части были отсечены в молодости и в зрелом возрасте: любимые и друзья, от кого он отгородился на каком-то этапе своей жизни; зачатый им ребенок; приятель-гомосексуалист, с кем он прекратил всякое общение; азиатская "жена", оставленная в Японии, Корее или Вьетнаме, женщина, которую он любил всем сердцем, но не мог жениться на ней, – люди и соответствующие части его существа, не вписавшиеся в прокрустово ложе и поэтому отсеченные. Все, что отсечено и похоронено посредством подавления, – похоронено заживо. Стоит копнуть, и оказывается, что все это существует в прежнем виде. Эта истина открывается особенно ярко, если, как это часто случается, похоронено невыраженное горе. Стоит вернуться к нему, и утрата ощущается так, словно она постигла вас только вчера, а не много лет назад. Еще легче получить доступ к гневу. Словно горячие угли, покрытые тонким слоем пепла, гнев ждет своего часа во многих мужчинах – если не в большинстве, – хотя он и подавлен не менее тщательно, чем горе. Вспомнить – это только полдела. Важнее воскресить (то есть вспомнить и восстановить) тех, кто "похоронен заживо": принесенного в жертву ребенка, которого обижали и стыдили по любому поводу и гнали прочь, когда он был неудобен или нежеланен; вдохновенного подростка, чьи порывы были едко высмеяны и с тех пор никто его больше не видел; всех, кто якобы вел себя неуместно; отторгнутые архетипы, способные вдохнуть новую жизнь в человека. Обнаружив, что и как происходило, мы возвращаемся в текущий момент. У каждого из нас есть личная история с целым рядом персонажей. Наша собственная роль навязана нам еще в детстве семьей. Мы бессознательно разыгрываем эту историю из года в год, привлекая на привычные роли все новых и новых людей. Все это продолжается до тех пор, пока мы не осознаем, какие сюжеты и побочные сюжетные линии стоят за событиями нашей жизни. То, кем вы пытаетесь быть и как вас видят окружающие, может совсем не согласовываться с вашими врожденными архетипами, а значит, и с личным мифом. Найти свой миф С помощью познания богов-архетипов вы можете более ясно увидеть себя и других. Вы поймете, на кого похожи от рождения, кем пытаетесь быть и какие архетипы не приемлете в себе. Обретя понимание мифологического измерения собственной психики, человеку проще отыскать корни и увидеть свой путь – путь, позволяющий проявить свое истинное существо и наполнить жизнь смыслом. Возможно, при чтении этой книги у вас были озарения, когда вы вдруг узнавали себя в том или ином боге. Это происходит, если интеллект и чувства сливаются воедино при встрече с некой личной истиной, которая на интуитивном уровне вам уже известна. Тело и сердце подтверждают то, о чем узнала голова. Однако если ваши знания о богах так и остались для вас сугубо интеллектуальной информацией, а мифы – древними сказками, тогда вы так ничего и не узнали из этой книги и ее главная идея до вас не дошла. Ибо знание о богах нужно лишь для того, чтобы человек мог в полную силу проявить свою истинную природу. Это знание ценно только в том случае, если человек может сказать: "Для меня это важно!" – и использовать полученную информацию в жизни. Как ни парадоксально, необходимо отыскать свой миф даже в том случае, если вы узнали их все и не соотнесли себя лично ни с одним. Вам даже нет нужды знать, что это за миф, – нужно только воплотить его в жизни. Каким образом? Об этом говорит в следующем диалоге известный исследователь мифов Джозеф Кэмпбелл: – Каким образом человек может отыскать свой миф? – спросил молодой человек у Кэмпбелла во время лекции. – В чем для вас заключается глубочайшая гармония и блаженство? – ответил вопросом на вопрос Кэмпбелл. – Не знаю... Трудно сказать... – промолвил молодой человек. – Непременно найдите, – воскликнул Кэмпбелл, – и следуйте за этим, не теряя из виду1. Найти гармонию и блаженство Гармония – это когда человек на верном пути, когда он неотделим от пути, – зарабатывает себе на жизнь увлекательной и созвучной его личным ценностям работой, осуществляя свои таланты. Гармония – это когда человек проводит время с возлюбленной, с друзьями или наедине с собой, общается с животными или с природой, живет в определенном городе или в стране – и чувствует, что это "его место". Гармония – это когда тяжелая утрата вызывает у вас глубокую печаль. Гармония – это спонтанность без подавления и комплексов: искренний смех и искренние слезы. Гармония – это когда дела не расходятся с верой, когда внутренняя архетипическая жизнь и жизнь внешняя являются отражениями друг друга и человек всегда верен своей природе. Только сами вы можете сказать: "Я чувствую, что это мой дом", "Я увлечен этой работой", "Мне это доставляет радость", "Я тебя люблю", "Это блаженство". Блаженство и радость приходят в моменты, когда человек живет своими наивысшими истинами, – в моменты, когда действия человека соотносятся с его архетипическими глубинами. Это моменты, когда человек искренен и доверчив и чувствует, что все его дела священны – как бы обыденны они ни были. Это моменты, когда мы становимся частью божественного мира, который пребывает внутри и вокруг нас. Смелость для действия Понять, что по-настоящему важно для вас, отчетливо прочувствовать, кто вы есть, осознать, что соответствует вашей архетипической природе и доставляет глубочайшее удовлетворение, – всего этого не достаточно. Необходимо набраться мужества, чтобы действовать. Как я уже отмечала выше, английское слово мужество (courage) происходит от французского слова coeur, то есть "сердце". Мужество – это готовность следовать велениям сердца, сделать сердце своим провожатым, не зная, чего потребует от тебя следующий момент и сможешь ли ты это сделать. На любой дороге есть важные развилки и ответвления. Что, например, делать, когда сострадание к аутсайдеру вступает в конфликт с чувством принадлежности к группе? Для мужчины принадлежность к группе – очень важный фактор. Идя против группы, он рискует оказаться вне ее, – и тогда группа станет относиться к нему враждебно, его станут избегать и ассоциировать с теми, кого эта группа презирает. Зная, что вам грозит изоляция, идете ли вы вслед за группой, когда группа выступает против человека или принципа, который вам дорог? За любой выбор приходится платить определенную цену. Многие мужчины потом еще очень долго испытывают чувство вины за то, что они делали вместе с группой, в которой состояли. Мужчина может хранить это воспоминание как позорную тайну, может вытеснить его из сознания, у него может развиться фобия или паранойя, – или же этот опыт даст ему смелость в следующий раз действовать иначе. Как сказал мне один человек: "Я смотрел на все это и даже пальцем не пошевелил, чтобы помешать им. Никогда этого не забуду и никогда больше не допущу ничего подобного". Когда мужчина, решая действовать в соответствии со своими принципами и велениями сердца, идет против группы, он рискует. Точно так же рискует человек, бросающий хорошо оплачиваемую работу ради любимого занятия: у него нет никаких гарантий. Или берется за осуществление своей мечты. Или ради любви жертвует уютным местечком под солнцем. Это ситуации, когда человек, придя на распутье, уходит с проторенной дороги, чтобы воплотить в жизни свой личный миф. Следуя велениям сердца и ориентируясь на личные истины, он рискует остаться один, без товарищей во внешнем мире, – по меньшей мере, на некоторое время. Однако вполне вероятно, что этот человек не будет чувствовать себя одиноким, ибо эго и архетипы связаны между собой, – с ним останутся "боги". Когда мужчина (или женщина) идет на поиски блаженства, следуя велениям сердца и своего подлинного существа, его приверженность цели заряжает мир энергией. Когда-то я прикрепила к своему книжному шкафу карточку с цитатой из Гёте. Я убедилась в верности этих слов на собственном опыте и много раз видела подтверждение в жизни других людей. Пока человек не выбрал цель, он колеблется, География путешествия В главе о каждом боге есть разделы, посвященные психологическим проблемам и путям развития. Там дана конкретная информация о сложных психологических явлениях, ассоциирующихся с данным архетипом. Психологические трудности суть теневые зоны архетипа. Если нами овладевает темная сторона того или иного бога, мы остаемся под ее властью до тех пор, пока не сумеем отделить себя от нее и освободиться от ее хватки. В этом нам могут помочь окружающие. Бывает, что человек не осознает негативные последствия своих действий и даже делает все, чтобы не узнать о них, пока ряд конфликтов не заставит его их осознать. А бывает, что мы чрезмерно возмущаемся или восхищаемся поведением или действиями другого человека, – на самом деле, эти действия производят на нас такое впечатление лишь потому, что принадлежат архетипу, который нам нужно признать в себе. В тени (как определяет ее Юнг) находится все, что еще не развито или не осознано нами. Это может быть как еще не осуществленный позитивный потенциал архетипа, так и черты, которые наше сознание считает неприемлемыми и тщательно прячет (в терминах психоанализа тень – это содержание ид).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.15 (0.013 с.) |