Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воскресение его матери, СемелыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дионис спустился в Аид, чтобы вернуть к жизни свою мать, Семелу. Они вместе поднялись на Олимп, где Семела стала бессмертной. Как и Ариадне, Семеле поклонялись еще в доэллинистические времена, когда она ассоциировалась с луной и землей. В греческой мифологии Дионис – единственный бог, спасающий и восстанавливающий в правах (тогда как другие боги подавляют и насилуют) женщин, которые представляли униженных доэллинистических богинь, чьи народы были покорены, а культы пришли в упадок. Культ Диониса Почитатели Диониса (главным образом, это были женщины) совершали единение с этим богом в безлюдных горных местах. При этом они входили в мир иррационального и танцевали, одержимые богом, полностью отдавшись во власть эмоционально заряженной музыки. Характерной чертой дионисийских ритуалов было то, что периоды безумного шума сменялись периодами полнейшей тишины. Торжества, посвященные Дионису, назывались оргиями. Употребив вина или других священных наркотических средств, участники оргии входили в экстатическое состояние при помощи танцев под завораживающие звуки безумной музыки, исполняемой на тростниковых свирелях, барабанах и цимбалах. При этом они ощущали единение с богом. Кульминация оргии наступала, когда участники рвали на части жертвенное животное и ели его сырое мясо, веря, что в нем воплощен бог. Считалось, что через это ритуальное действо единения бог Дионис входит в празднующих. Аполлон ежегодно передавал Дионису на три зимних месяца свое святилище в Дельфах. Раз в два года в Дельфах совершался оргаистический дионисийский ритуал, в котором принимали участие только официальные представительницы греческих городов. Диониса там не подавляли; его признавали, делали более умеренным и давали ему официальный статус. Кроме того, в Дельфах проводились ежегодные празднества, где женщины совершали ритуальную пляску, символизирующую поиски младенца-Диониса, обнаружение маленького бога в колыбели и его пробуждение. На празднике цветов (антестерия), знаменовавшем в Средиземноморье начало весны, благословляли молодое вино, ставя его перед большой маской Диониса. Глаза маски были устремлены прямо на человека, совершающего ритуал, – и он верил, что в маске присутствует сам бог. Дионис играл значительную роль в орфизме (VI век до н.э.) – движении, получившем свое название от мифологического поэта Орфея. Согласно орфической теологии, младенца Диониса разорвали на части и поглотили два свирепых титана, но Афина спасла его сердце, и Дионис вновь возродился благодаря Зевсу (по некоторым версиям в качестве сына Семелы). Орфики поклонялись ему как Загрею – орфическое имя Диониса Подземного. Судьба Диониса В мифологии и культе Диониса тесно переплетены жизнь и смерть. Могила бога находилась в дельфийском святилище Аполлона, где ежегодно проводились празднества в честь пробуждения младенца-Диониса. Это был бог, принявший смерть в зрелом возрасте; бог, проведший некоторое время в подземном мире; бог-новорожденный. Дионис как архетип Архетип Диониса обладает как мощным позитивным, так и негативным потенциалом, в нем смешались самые возвышенные и самые низменные чувства. Присутствие этого архетипа ведет к возникновению конфликта как внутри психики, так и в отношениях человека с обществом. Архетип Диониса присутствует как в мистиках, так и в убийцах. Помимо этих крайних случаев, архетип Диониса есть в мужчинах (и женщинах), которые склонны к экстатическим переживаниям и противоречивым побуждениям. Божественное дитя Один из образов Диониса – божественное дитя. Архетип божественного ребенка ассоциируется с необычным характером и судьбой. В снах современных людей этот архетип часто представлен не по годам развитым младенцем, который разговаривает со сновидцем или каким-то иным образом проявляет неординарные для своего возраста способности. Когда человек соприкасается с архетипом божественного ребенка внутри себя, у него возникает ощущение, что "моя" жизнь имеет особое значение или что в "моей" душе сосуществуют божественные и человеческие составляющие, – что нередко знаменует для человека начало духовного путешествия или вступление на путь самопознания. Однако в архетипе Диониса очень сильны инстинкты, и эго легко попадает под их власть. Если человек ассоциирует себя с архетипом божественного ребенка, ему (или ей) часто бывает сложно приспособиться к повседневной жизни. Такой человек ждет особого отношения или признания со стороны окружающих и чувствует себя уязвленным, когда люди не признают его исключительность и требуют, чтобы он выполнял свою долю повседневных бытовых обязанностей. С психологической точки зрения, он страдает от непомерно раздутого чувства собственной важности. Если архетип Диониса – а вместе с ним и аспект божественного ребенка – подвергается подавлению, возникают другие сложности: человек чувствует себя ненастоящим; у него возникает смутное ощущение, будто он упускает что-то важное; ему кажется, что в его жизни нет смысла. В мужчинах архетип Диониса подвергается активному подавлению. С самого детства в мальчиках подавляют любые "девчоночьи" черты и "мечтательность" (мистический аспект Диониса), а также чувственность (им категорически говорят, чтобы они себя "не трогали там!"). Вечный юноша Дионис и Гермес – это два архетипа, чье присутствие в психике мужчины делает из него вечного юношу (или, пользуясь выражением Юнга, Puer Eternus), независимо от биологического возраста. Дионисийский вариант архетипического юноши – это эмоциональный эксцентричный человек, глубоко и страстно погружающийся в то, что увлекает его в данный момент, и совершенно забывающий при этом о любых обязанностях, делах и встречах. Поэтому он не может заставить себя работать для достижения каких-то долгосрочных целей. Так же маловероятно и то, что он станет поддерживать стабильные взаимоотношения с женщиной. Размеренность и последовательность ему чужды. Подобно богу Дионису, он блуждает по миру, привлекая к себе женщин, внося разлад в их привычную жизнь, а затем идет своей дорогой. Его настроение часто бывает очень непостоянным: вот он в глубочайшем отчаянии, а через секунду что-то или кто-то возносит его на вершину блаженства. Дионису интересны любые источники сильных ощущений. Его привлекают галлюциногенные и изменяющие настроение наркотики, а также музыка. Этот аспект архетипа Диониса ярко проявился в 1960-е годы, когда стали популярны ЛСД, марихуана, яркие одежды из ласкающих кожу тканей. Многие молодые люди называли себя "детьми-цветами", занимались групповым сексом, осуществляли сексуальную революцию, бросали учебу и работу. Для большинства участников тех событий такое отождествление с Дионисом была только жизненным этапом, но некоторые навсегда остались вечными юношами и ведут такой образ жизни до сих пор. У этих седобородых пожилых хиппи может быть по нескольку детей, но они сохраняют верность своему образу. Дионисийский архетип вечного юноши нашел олицетворение во многих рок-звездах и рок-культуре в целом. В 1960-е годы носителями этого архетипа были Джим Морриссон из группы The Doors и Мик Джаггер из Rolling Stones; в 1970-е и в начале 1980-х тот же образ воплощал Дэвид Боуи; с середины 80-х он перешел к Принцу и Майклу Джексону. Большинство этих звезд культивировали андрогинную внешность, у многих из них была заметна и их темная сторона (которая особенно ярко проявилась в панк-рокерах). Связь с матерью Мать Диониса погибла, когда он был еще в утробе. Согласно мифу (и это нашло отражение в культе) с детства его окружали приемные матери и няни, давшие ему фрагментарное и непоследовательное воспитание. Позже Дионис спустился в Гадес, чтобы отыскать свою мать. Нередко мужчина, отождествляющийся с данным архетипом, ищет себе идеальную женщину, которая стала бы для него одновременно матерью и возлюбленной. Он часто меняет партнерш, стараясь отыскать "ее", – но тщетно. Особенно часто такая ситуация складывается у мужчин, которые в свое время были эмоционально или физически отделены от матери. Данный архетип может также послужить предпосылкой предрасположенности к внутренней психологической связи с Великой Матерью. Тогда мужчина ощущает свою связь с материнским миром и, возможно, в нем силен "материнский инстинкт", который проявляется через заботу об окружающих, а также через склонность заниматься традиционно женскими домашними занятиями. Иногда связь с Великой Матерью носит сугубо духовный характер (особенно сейчас, когда Богиня возвращается в культуру в качестве духовного начала). Например, мужчина может стать последователем харизматического духовного лидера-женщины. Нередко мужчина-Дионис ощущает особую связь с женщинами и предпочитает их общество обществу мужчин. Хороший любовник, он стремится слиться с женщинами в половом экстазе и интуитивно понимает их переживания. Примером такого Диониса может служить писатель Д.X.Лоуренс, автор книг "Любовник леди Чаттерлей", "Сыновья и любовники", "Женщины в любви". Женщины часто испытывают желание заботиться о мужчине-Дионисе, а он, со своей стороны, стремится почувствовать в женщине мать. При этом он производит впечатление "мальчика-сироты", который пробуждает во многих материнские чувства. Если такой "сынок" не женится, – например, потому что он является гомосексуалистом или священником, – тогда он может окружить себя тремя-четырьмя женщинами, выполняющими роль матерей (как это было у Диониса).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.120 (0.006 с.) |