Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы имиджа – человек-невидимка

Поиск

Нередко, подобно богу, который почти никогда не покидал свое царство, а если и покидал, то надевал шлем-невидимку, мужчина-Гадес постоянно остается невидимым, поскольку он либо избегает людей, либо не проявляет себя. Кроме того, ему просто безразлично, что происходит в мире, – поэтому он не интересуется спортом, модой, политическими новостями, а также сплетнями, которые циркулируют на всевозможных вечеринках и пикниках. Да и в любом случае, его реакции, как правило, субъективны и кажутся окружающим весьма своеобразными, – так что он предпочитает оставаться тихим и невидимым, чтобы не прослыть странным.

Одиночка – шизоидный характер

У Гадеса есть предрасположенность к одиночеству. Если обстоятельства и люди поощряют его склонность не доверять окружающим и считать себя неприспособленным к миру, где царит конкуренция, он склонен уходить в себя. Он не раскрывает свое мировосприятие и реакции. В его жизни присутствует некая эмоциональная пустота, отсутствие взаимоотношений и эмоциональной непосредственности. Окружающие даже не пытаются нарушить его уединение, поскольку он молчаливо дает им понять или даже говорит вслух: "Оставьте меня в покое!" Как одиночка, он может жить в закрытом ото всех внутреннем мире, – жить шизоидной жизнью, основанной на устойчивом, но ограниченном психологическом беспорядке.

Комплекс неполноценности

Мужчина-Гадес в мире, принадлежащем Зевсу, сталкивается с теми же трудностями, что чернокожий в мире белых. Чернокожий в мире белых не находит позитивного образа себя. Его считают неполноценным, он всегда остается аутсайдером и объектом проецирования негативных теней. Подобная динамика господствует и в психологическом мире. Если принять данное Юнгом описание психологических типов и согласиться с его наблюдением, что "низшие" функции в большинстве случаев недооцениваются и противопоставляются более осознанным, активно используемым "высшим" функциям, – тогда можно сказать, что в патриархальном индустриальном мире Запада Гадес представляет "низшие" функции. В этом мире ценятся непреложные факты, объективная реальность, логическое мышление. В этом мире вознаграждается способность карабкаться наверх, успешно бороться за статус, власть, богатство. Поэтому у Гадеса нередко развивается ощущение собственной неполноценности, заниженная самооценка, недостаточная уверенность в себе, – ведь он не соответствует "стандартам", определяющим, каким должен быть мужчина.

Слабая продуктивность в данной культуре тоже служит причиной низкой самооценки. Трудно конкурировать в чужой стране, – а здесь ситуация эквивалентна. Доминирующая, сориентированная на конкуренцию экстравертивная культура чужда мужчине-Гадесу. Однако даже в чужой стране можно выучить язык, адаптироваться к иной культуре и неплохо устроиться. И все же в таких случаях за успехом нередко скрывается подспудное чувство собственной неполноценности, потребность в постоянном самоконтроле и ощущение, что ты не тот, за кого себя выдаешь.

Депрессия – эмоциональная бедность

Гадес отрезан от царства эмоций. Нам всем приходится приобщиться к миру объективной реальности и рационального мышления – хотя бы потому, что этого требует от нас начальное школьное образование. Нам всем приходится изучать язык этого мира. Однако "эмоциональная безграмотность" вполне допускается в обществе. Никто не требует, чтобы мы учились разбираться, что чувствуют окружающие и почему. И если нам трудно разбираться в своих и чужих чувствах, никто не воспринимает это как вопиющий пробел в образовании, который необходимо обязательно заполнить. Такие способности либо даются от природы, либо приходят через близкие эмоциональные отношения с другими людьми, – а у Гадеса нет врожденной предрасположенности ни к тому, ни к другому. Отсюда – проблема эмоциональной бедности, которая усугубляет хроническую вялотекущую депрессию (к которой склонны многие мужчины, но Гадес – в особенности). К тому же субъективный невербальный мир Гадеса связан с правым полушарием мозга, а этому полушарию вообще свойственны пессимистичные настроения.

Искажение реальности

Интровертивное восприятие окрашено субъективными влияниями. Такова его природа. В оптимальном случае человек владеет как объективным, так и субъективным восприятием – умеет точно воспринимать явления внешнего мира, а затем проявлять субъективную внутреннюю реакцию, способствующую наиболее полному переживанию данного опыта. (Точность и объективность означают способность видеть вокруг себя то, что на коллективном уровне принято считать "реальностью".)

Однако на фоне недоверчивости и склонности к уединению субъективное восприятие может перерасти в патологически искаженное и оторванное от реальности видение мира. В таком случае к Гадесу рано или поздно вполне могут приехать "люди в белых халатах", чтобы отвезти на психиатрическое обследование. Произойдет ли это, зависит не от степени искаженности его мировосприятия, а от того, насколько активно он следует этому мировосприятию (что он говорит, что делает и насколько это влияет на окружающих), и от того, есть ли рядом люди, достаточно внимательные и сильные, чтобы вмешаться и помочь ему.

Расстройство сна и царство теней

Нарколепсия – это состояние, когда на период бодрствования накладываются периоды быстрого сна. Иногда человек видит сны наяву, и это является довольно тревожным симптомом. Чаще же человек просто засыпает в самых разнообразных ситуациях, включая эмоционально напряженные моменты. Такое впечатление, что сон (Гадес) тихонечко подбирается к своей жертве, похищает ее и уносит в свое царство.

Подростки и взрослые люди, страдающие от нарколепсии, могут обнаружить, что в их бодрствование вторгаются сны. Например, во время беседы человек может периодически входить в состояние сновидения, включающего яркие обонятельные, осязательные, зрительные и слуховые ощущения, и выходить из этого состояния. Это точно такие же сновидения, какие бывают, когда мы спим, но, если человек галлюцинирует во время бодрствования, это внушает определенное беспокойство.

Фантазия и активное воображение – добровольные состояния, в которые можно войти по желанию, как и выйти из них. Возможность добровольного доступа к подобным состояниям дают психоделические вещества. Каждую ночь, отправляясь в постель, мы входим в мир теней, даже если не помним своих снов после пробуждения. Некоторые люди видят сны при не полностью выключенном сознании – они не просто помнят свои сновидения, но осознают, что спят, могут сознательно влиять на ход сновидения и при желании проснуться. Размышляя о чем-то или запуская свободные ассоциации, мы тоже входим в это царство. И если мы впускаем любой опыт внутрь себя, – как это свойственно интровертам, – значит, царство Гадеса хорошо нам знакомо. Возникают ли у нас проблемы с этим царством, зависит от того, когда и где мы в него погружаемся, как глубоко уходим, осознаем ли происходящее и можем ли по собственной воле вернуться в мир объективной реальности.

Проблемы для окружающих

Проблемы для окружающих, которые может, следуя своей природе, создавать Гадес, обусловлены тем, что он живет в своем внутреннем царстве, а все остальные – снаружи. Его психическая энергия (или либидо) направлена внутрь. А близкие ему люди хотят, чтобы часть этой энергии направлялась наружу – на взаимоотношения и дела мира. Они хотят от Гадеса, чтобы, по меньшей мере, он рассказывал, что происходит в его царстве. Особенно сложно любить человека с натурой отшельника экстравертам, ибо, когда интровертивный супруг или ребенок замыкается в себе, экстраверты склонны считать, что он на них обиделся. Создающаяся при этом напряженность вкупе со склонностью противоположных полюсов притягиваться может заставить Гадеса выйти из своей раковины – или же, наоборот, его партнер тоже станет более интровертивным и нелюдимым.

Пути развития

Мужчина-Гадес останется в изоляции, если не разовьет в себе также другие архетипы. Для того чтобы стать видимым и доступным, ему необходимо выработать свой особый имидж и найти возможности выражать свой внутренний опыт.

Выработка имиджа

Имидж (persona) – это лицо, которое мы демонстрируем миру. Латинское слово persona означает "маска" (маска, которую надевал актер на сцене, чтобы зрители могли легко узнавать, какого персонажа он играет). Имидж – это способ подать себя – первое впечатление, которое мы производим на окружающих. Мужчина-Гадес, больше живущий во внутреннем мире, чем во внешнем, должен разработать себе имидж сознательно и обдуманно. Поскольку легкая беседа, позволяющая незнакомцам почувствовать себя друг с другом уютно, не дается Гадесу сама собой, ему следует заранее обдумывать, о чем говорить при встрече с людьми и какое он хочет производить на них впечатление. Хорошо сработанный имидж – как одежда – должен соответствовать ситуации, а также подходить данному человеку. Гадесу нужен такой имидж, который сделает его видимым и доступным для окружающих.

Найти Персефону

Мужчине-Гадесу необходимо найти себе восприимчивую женщину, которая сможет быть посредником между ним и миром. Такой мужчина может постепенно раскрыться и поделиться своим мировосприятием с окружающими, – но вначале необходимо, чтобы он хоть немного открылся. В этом ему помогает "Персефона" – либо реальная женщина, либо его анима – то, что Юнг определяет как фемининный аспект мужчины, через который он проявляет кротость, эмоциональность, чувствительность. Эти качества смягчают мрачные аспекты Гадеса и делают его более доступным.

Активизация Гермеса

Гермес – единственный бог, который легко входил в царство Гадеса и покидал его. Как вестник богов и психопомп (что означает проводник душ), Гермес передавал послания из мира в мир и провожал души в Гадес. Он же спустился в подземное царство, чтобы забрать оттуда Персефону. Одна из отличительных черт Гермеса – способность являться внезапно (так приходят к нам интуитивные озарения). Кроме того, он знаменит остроумием и красноречием. Когда Гадес и Гермес присутствуют в психике одновременно, Гермес является тем посредником, при помощи которого человек может понять и передать другим образы гадесового подземного мира. Именно это сделал К. Г. Юнг, описывая архетипы коллективного бессознательного. Читая Юнга и других психоаналитиков (юнгианцев) или таких поэтов, как Т. С. Элиот, мужчина может научиться у них отображать богатство своего внутреннего опыта, – при этом активизируется Гермес внутри него.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.137 (0.01 с.)