Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письмо о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей

Поиск

Спросил мя ecи, почему Кирилова монастыря старцы Иосифовых старцов не любит. И яз вкратце реку ти. с коих мест нелюбка меж их.

Егда бысть собор при великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при Симоне митрополите, о вдовых попех и о дияконех в лето 7012, а на том соборе были архиепископы и епископы и архимандриты и честныа игумены и честныя старцы изо многих монастырей. Да тут же был старец Паисея Ярославов, еже бысть приемник великого князя Василия от святыя купели, и ученик его старець Нил, пореклу Майков. Сей Нил был в Святей горе, и князь велики держал их в чести в велице. И егда совершися собор о вдовых попех и о дияконех, и нача старец Нил глаголати, чтобы у манастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, а с ним пустынникы белозерские. И сие слышав игумен Иосиф начя им вопреки глаголати, приводя на свидетельство святого преподобнаго Феодосиа общему житию начялника, и святых преподобных отець Антония и Феодосия печерскых чюдотворцов, и иных многих монастырей, – еже у них села. Таж и се глагола: «Аще у манастырей сел не будет, како чесному и благородному человеку постричися? И аще не будет честных старцов, отколе взяти на митрополию или архиепископа или епископа и на всякие честныя власти? А коли не будет честных старцов и благородных, – ино вере будет поколебание». И божьими судьбами на их воле не ссталося. То – первая нелюбка!

Как не стало старца Нила, и ученик его князь Васиян Косой. княж Иванов сын Юрьевича, и начя сей князь велми побарати по своем старце Ниле, еже бы у монастырей не было сел, – и с ним сташа иные старцы, с ними же святогорцы. Се же бысть при великом князе Василье. И князь велики Василей Иванович всея Русии не попусти сему быти. и им мнение на Иосифа же. То – вторая нелюбка!

Тако же навогородцкии еретики начя каятися лестно, а не истинно. И старец князь Васиян поверил им и учал за них печаловатися великому князю, – а с ним и от владык и от старцов начата печаловатися. И сие слышав Иосиф, да написал к великому князю, чтобы лестному их покаянию не верил, велел бы их держати неисходны ис темницы, чтобы иных людей не прельстили. И князь велики Иосифа послушал. То – третья нелюбка! И они стали Иосифа про то укоряти великими укоризнами.

Да в те жь времена старцы Звенигородцкой князь Деонисей да Нил Полев, Иосифовы постриженики, жили в пустынях на Белеозере, близко Кирилова манастыря. И старец князь Деонисей Звенигородцкой прииде к пустыннику и узре у него крест под постелею, и прилучися в та времена с ним священник мирской. И паки, во иное время, прииде ко иному пустыннику а тот священник с ним же: аже тот пустынник держит у собя в руках книгу; а келья у него топитца. И как зазрел старца Деонисия, и тот пустынник книгу вкинул в печь и книга згорела. И ту великую ересь видел старец Деонисей да и священник. И к Иосифу старець Деонисей прислал старца Серапиона крестечника з грамотою, а в ней написано, что у пустынников видел ересь. Иосиф прочет грамоту, да послал ту грамоту к ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю. И князь велики ту грамоту показал старцу князю Васьяну Косому, и рече ему: добро ли чинят твои пустынникы? И Васьян рек великому князю: та деи, господарь, грамота писана лукавьством, а все солгано; въспроси, деи, господарь, попа. И князь велики велел поставити попа, да въспросил попа. И поп сказал так, как в грамоте писано. И старец Васиян князь попа просил на пытку, и попа пытали, и ногу изломили, и поп и умер, а не зговорил. И князь велики ополелся на старца на князя Деонисия да и на старца Нила, вятийе: сами деи меж собя бранятца, а меня греха доставили. Да велел князь велики старца Деонисия да с ним Нила старца вяти в Кирилов монастырь, а пустыни их зелел зжечи. То — последняя вражда и до сех мест!

Егда же Деонисей старец князь Звенигородцкой и старець Нил Полев были в Кирилове в опале, и поведаша нам, яко тогда в велицей нужи многи скорби претерпеша. И поведа нам сей старець Нил Полев. Егда, рече, бых в велнцей нужи и молихся со слезами и въспомянух, яко без благословения изыдох от отца Иосифа из обещания своего вятижения, и о сем зело оскорбихся, и забых всю нужю свою, и бых в страсе велице, и рех во сердци своем: что сътворих, яз вятий, яко умираю без прощения. И нача же призывати отца Иосифа в молитве своей и прощенья просити и рех: «Отче господине преподобный Иосифе! Аще и местом растояниа далече есмь, но сердцем и мыслию пред тобою есмь, прости мя грешнаго». И легох мало опочинути, и видех собя в монастыре отца Иосифа. И паки яко приидох в келью ко отцу Иосифу, и егда узрех его, падох на нозе ему, прощения прося. Он же объят мя мантиею своею и рече ми: «Бог тя простит». Аз же от радости воспрянув и обретох сердце свое без всякие скорби. И в мале времени князь велики повелел нам ехати во Иосифов монастырь.

Князь же Васьян старець враждовал много на Иосифа и монастырь его хотя разорити. И божьими судьбами по вле времени ополелъся на него князь велики и послал его во Иосифов монастырь. Он же в монастыре и преставися, и погребен бысть тамо.

О искони злоначальный враг роду человеческому! Иосиф все благочинье и благоговеиньство снимал с Кирилова монастыря, – и се ныне диявол мнением не смирну вражду положи меж таких светил! Во вяти збысться, якоже вяти отцы рекоша, яко мнение – второе падение. И паки рекоша: всем страстем мати – мнение.

 


ДОКУМЕНЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 15–16

Документ 14

Из Судебника 1497 года

57. О крестьянском отказе [1]. А крестьянам отказываться из волости, из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожилое за дворы платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина[2]. Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то он заплатит (пожилое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то он заплатит полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то он заплатит три четверти двора; если поживет четыре года, то он заплатит (пожилое) за весь двор.

 

Документ 15

Из Судебника 1550 г.

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу[3], за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз[4] имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран[5] два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст[ся] в холопи [в] полную, и он выйдет бессрочно ж, пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великого князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.

Вопросы и задания к документам 14 и 15:

1. Какими условиями закреплялся выход крестьян от владельцев в Судебнике 1497 г.? Насколько существенно изменились эти условия в Судебнике 1550 г.?

2. Чем было удобно установленное в Судебниках время выхода как для крестьян, так и для владельцев?

3. Что являлось едиицей обложения пожилым? Как Судебник 1550 г. конкретизирует это понимание? Менялся ли размер пожилого в зависимости от изменяемых факторов (длительность проживания крестьян, число крестьян в семье и др.)?

4. Как можно определить характер выплачиваемого крестьянами пожилого? Что он должен был компенсировать владельцу?

5. Попытайтесь объяснить, почему Судебники устанавливают выплату всей суммы пожилого только после четырехлетнего проживания крестьян? Как эта норма соответствует установленной в законе единице обложения пожилым и её особенностям?

6. Попытайтесь объяснить, почему размер пожилого в лесах ниже, чем в полях? Примите во внимание сделанные выше выводы и уточнения Судебника 1550 г. о способе определения лесной местности.

7. Можно ли считать изложенные в Судебниках нормы Юрьева дня началом процесса закрепощения крестьян?

 

Документ 16

Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного
(извлечения)

1577–1578 гг.

На св. Юрия осеннего крестьяне имеют свободный выход. Они живут или за великим князем, или за митрополитом или [еще] за кем-нибудь. Если бы не это, то ни у одного крестьянина не осталось бы ни пфенига в кармане, ни лошади с коровой в стойле. Теперь некоторые крестьяне страны имеют много денег, но этим отнюдь не хвастаются. Крестьянин хочет ухорониться (встать под защиту), чтобы ему не чинили несправедливости…

Все крестьяне страны имеют в юрьев день осенний свободный выход. Они принадлежат тому, кому захотят. Кто не хотел добром переходить от земских под опричных, тех [эти последние] вывозили насильством и не по сроку. Вместе с тем увозились или сжигались [и крестьянские] дворы…

Сельские приказчики или фогты русских бояр считают всегда так, чтобы крестьяне иноземца несли всю тяжесть. Оттого поместье иноземца пустело в день св. Юрия.

Когда пустело поместье иноземца, великий князь до трех раз давал ему другое, в котором жили бы крестьяне. Теперь же с великим трудом, и то однажды, иноземец может получить населенное крестьянами поместье. Причина: в большей своей части страна запустела…

Документ 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.181 (0.011 с.)