Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОСЛАНИЕ К НЕКОЕЙ КНЯГИНЕ-ВДОВЕ, ДАВШЕЙ НА СОРОКОУСТ Госпоже моей княгине Марии, супруге князя Андрея Федоровича, я, грешный чернец… челом бью. Писала ты к нам: «Пока у меня были деньги, я давала милостыню». Но ведь, госпожа, когда у тебя не будет, то Бог у тебя и не потребует, а только если у тебя будет, а ты не дашь в память детей их долю и наследие, то писал об этом великий Афанасий так: «Смерть детей верующих часто совершается ради вразумления их родителей по Божьему промыслу, чтобы родители, увидев это, устрашились и, опечалившись, вразумились». Ибо сказал Бог устами пророка Иеремии: «Я прежде времени послал смерть вашим детям, вы же этого наставления не уразумели; как лев-всегубитель навел на вас несчастья, вы же, и увидев это, не покаялись, не отказались от злых своих дел». И еще говорит тот же пророк: «Нанес ты им раны, Господи Боже, а они не почувствовали боли, истребил их, а они не захотели принять наказание, ожесточили свои лица, словно каменные». Итак, братья, мы узнаем, что Бог милосерден и человеколюбив, непостижимыми и разнообразными путями своими он стремится привести нас к себе и спасти наши души. А смерть юных объясняется так. Если они умирают во младенчестве, то, отойдя чистыми и непорочными, обретают вечную жизнь. Если же умирают совершеннолетними, но молодыми, то потому, что Бог предвидит их склонность жить злой и лукавой жизнью и быть созданиями дьявольскими. В этих случаях Бог призывает их к себе прежде времени, чтобы их родители вразумились и те богатства и имения, которые хотели приготовить для них, раздали нищим и убогим и Божьим церквам, которые раздадут эти богатства для их спасения, и они вместе со своими детьми обретут царствие небесное. Если же, отдавшись лихоимству и корыстолюбию, родители лишат детей, принадлежащих им, наследия и имущества, которое должны они были получить при жизни, то как жестокие и немилосердные, примут осуждение от Бога, а в страшный день пришествия Христова будут осуждены своими детьми, ибо сказано: «Немилостивый не будет помилован». А что ты писала, будто по твоим детям у нас не было ни одной панихиды, то, госпожа, у нас всякую неделю служат три панихиды, да по девять заупокойных литий, да ежедневно обедню, а поминают на обедне трижды, и на панихиде трижды же, а на литиях по одному разу. Да кроме того, в синодике поминают тех же, а в больших панихидах четырежды, а выходит всего десять раз в день, если большая панихида, а во всякую пятницу бывает большая панихида. А если малая панихида, то по девять раз в день. А если в какие-либо дни нет панихиды, то по шесть раз в день, и над просфорами также годовое поминание читают, и в Господские праздники, и на Пасху. А твой князь и ваши дети записаны в том же годовом поминании. А если помышляешь, чтобы твои панихиды служили сверх соборных панихид, тогда уже и обедни для тебя надо служить особые. И ты, госпожа, пошли посмотреть службу, которую служат митрополит и все владыки: а ведь там писаны все великие князья и удельные, а служат панихиду одну соборную для всех и так же, госпожа, поминают во всех соборных церквах и монастырях. А служить за всякого всегда по панихиде и по соборной обедне невозможно. А что ты писала: «И в четыре раза меньше берут, чтобы записать в синодик», – так ведь, госпожа, у нас монастырских строителей, которых в монастыре погребают, тех и даром пишут в синодик и в годовое поминание на год, а с нищих Бог не берет, а с каждого богатого будет взято по его средствам. А если богатый даже пострижется в чернецы, а по средствам не дает, то его не велено поминать в том монастыре. А что ты писала: «Дать двадцать рублей за семь лет – то грабеж, а не милостыня», – так это не грабеж, это мы с тобою заключаем добровольное соглашение, по воле твоей и по нашей, а если тебе угодно, то мы так и сделаем, а не угодно – не сделаем. Так мы заключали соглашения и прежде с теми, кто писались в годовое поминание. А грабежом этого никто не называл, ибо ведомо всем, и тебе ведомо: даром священник ни одной обедни, ни панихиды не служит. Да чтобы служить со своими просфорами, и вином, и тимьяном, и свечами, и кутьею, и кануном, и притом вечно, пока монастырь Пречистой стоит, – для этого священникам, клирошанам и всей братии нужно ежечасно иметь попечение, как и обо всем, что для этого понадобится. Даже если давать по одной деньги за обедню, на год выйдет мало, не хватит даже на то, о чем мы писали. А сверх того, еще панихиды, да заупокойные литии, нужен еще мед, да воск, да просфоры, да фимиам – если их считать, то не хватит и по полуденьге на обедню, а у нас идет священникам за всякое богослужение по четыре деньги каждому, а в простые дни по две деньги. А по всем монастырям и по соборным церквам вписывают в годовое поминание, заключив для этого договор. В монастырях и в соборных церквах и князья, и бояре давали на это села – потому-то у всех монастырей земли много. И в нашем монастыре если кто вписывается навсегда в годовое поминание, то на тех же условиях. Для поминовения князя Бориса, да княгини Ульяны, да князя Ивана дали село Успенское да село Спасское, а село Покровское дал при жизни князь Борис Васильевич, а велел молиться о своем здоровье и спасении, а после смерти вписать себя в то же годовое поминание навеки. А князь Иван Васильевич Хованский дал грамоту, велел своим детям давать на свое поминовение по сто четвертей хлеба в год. А владыка новгородский Геннадий дал монастырю сельцо Мечевское, да две деревни, да сельцо Чемесово в Рузе, да колокол за сто рублей. А Григорий Собакин купил у Михаила Коровы семь деревень да у Никиты Константинова село и две деревни и дал двести рублей, и велел узнать, где монастырю можно купить землю, а велел писать в годовое поминание, отца, мать, да себя третьим. Да и все, кто писались в годовое поминание, навеки записаны в синодике – как их поминать, и какая за них плата, и кто что дал на свое поминовение, – чтобы это никогда не было забыто. А так, как ты велела ныне, в годовое поминание не записывают – ни в соборных церквах, ни в монастырях. Известно и тебе, как жаловали нас князь Борис Васильевич, да княгиня Ульяна, да князь Иван Борисович: и милостыню давали, и на молебен, и на панихиды, давали корм и милостыню и по родителям, и по детям; и наш монастырь, и сколько ни есть монастырей – все Божьи да их, но они этого не считали, когда просили вписать себя в годовое поминание, ибо им ведомо, что в нашем монастыре обычай: сколько Бог пошлет, столько и разойдется. Надобно приготовлять церковные вещи, святые иконы, и святые сосуды, и книги, и ризы, братию кормить, и поить, и одевать, и обувать, и удовлетворять иные всякие нужды, опекать и кормить нищих, и странников, и путешествующих. А расходуется каждый год по полтораста рублей деньгами, а иногда и больше, да хлеба по три тысячи четвертей расходуется, потому что каждый день в трапезной едят иногда шестьсот, а иногда семьсот душ: сколько Бог пошлет, столько и расходуется. Потому-то государи наши и иные, которые хотели писаться в годовое поминание навеки, и давали по себе села. Ибо кто в годовое поминание вписывается навеки, тот и села дает монастырю навеки. Князь Иван Хованский давал нам и хлеба, и денег, и владыка новгородский также давал – невозможно и исчислить его дары. А Григорий Собакин уже прежде дал рублей сорок, а князь Семен Иванович Бельский рублей с тридцать дал. А как захотели быть вписанными в годовое поминание навеки, они этого в договор не включили, а договаривались об этом заново. А что ты писала: дала за поминовение своего князя и своих детей более семидесяти рублей – то как ты оценила платье и коней, а мы за них выручили только половину этих денег. А как прибрал Бог твоего сына, князя Ивана, прошло уже пятнадцать или более того, а ты с того времени и до сих пор сосчитала, что давала за пятнадцать лет на обедню, или на панихиду, или на молебен, или на корм, или на погребение своих детей, да велишь за это вписать своего князя и детей в годовое поминание навеки. А за все эти пятнадцать лет ты ни разу не писала, чтобы за эти даяния вписать твоего князя и детей в поминание навеки. А если бы писала о том, то мы бы у тебя этого не брали. А что ты написала: «Если вы выпишете моего князя и детей из годового поминания, то судья вам Бог», – то этим, госпожа, ты сама себя обличила. Писала ты в своей грамоте ныне: когда Бог взял твоего сына, князя Ивана, ты дала нам одиннадцать рублей и мерина и велела вписать в синодик князя Афанасия, да отца своего Ивана, да сына своего Ивана. И ты писала о синодике, а не о годовом поминании на будущее, – вот мы и вписали тогда их в синодик, и там они и поминаются вечно. Писала ты еще, что когда Бог взял сына твоего, князя Семена, ты по нем дала шубу и двух меринов и велела вписать его в синодик, и поминать вечно, – а о том не было ни слова, чтобы его навеки поминали в годовом поминании; и сама ты как написала теперь в своей грамоте, что ты не договаривалась, не рядилась. А в то поминание не вписывают без договора. А если кого вписывают в поминание, то договариваются – или каждый год давать по уговору деньги, или хлеб, или село по ком-нибудь дадут, тогда его навек и вписывают в годовое поминание. А ты бы, госпожа, меня не бранила за то, что я написал тебе по правилам о монастырском обычае и о том, как пишутся в годовое поминание навеки, ибо, госпожа, не всем вам это ведомо. А я тебе, своей госпоже, челом бью. Соборный ответ 1503 г. Собор был о землях церковных, святительских, монастырскых. Симон митрополит всеа Русии и с всем священным събором прьвое сие послаша послание к великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии с дияком с Левашом. Говорити великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии от Симона митрополита всеа Русии и от всего освященнаго собора дьяку Левашу. Отец твой, господине, Симон митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор говорят, что от перваго благочестиваго и святого равноапостольного Константина царя да и по нем при благочестивых царей, царствующих в Констянтине граде святители и монастыри грады и власти и села и земли держали и на всех соборах святых отец не запрещено святителем и монастырем земель держати и не велено всеми святыми соборы святых отец святителем и монастырем недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати и великими клятвами о том утвержено. Тако жив наших русискых странах при твоих прародителех великых князей при великом князе Владимере и при его сыне великом князе Ярославе даже и до сех мест святители и монастыри грады и власти и села и земли держали. И после того сам митрополит Симон с всем освященным собором был у великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и сей список перед ним чьли От бытьи. И покупи всю землю Египетскую Иосиф, съодоле бо им глад. И бысть вся земля Фараону и люди поработи ему от края предел Египетьскых до края, разве земли жреческиа – тоя бо не купи Иосиф. Дань бо даяше жреце сам Фараон и люди и взимаху жерцы и ядяху дань, юже даяше им Фараон. И устави всем людем Иосиф заповедь до днешнего дне на земли Египетьстей – пятую часть Фараону, кроме земли жреческыя – та бо точию не бяше Фараону. От Левгитския книги. Рече господь Моисею, глаголя глаголи сыновом Израилевом так-аще человек освятит храм свои, свят господеви да его оценит жрец межю добрым и межю злым. И якож исценит жрец, тако да станет. Аще ли ж освятить и искупит храм свой да приложит пять частей цены cpeбра его и да будет ему. Аще ли ж от нив одрьжания eго господеви освятит, да будет цена по сеятве его, яже сеет ниву тую яко пятьдесят спудов ячменя, тридесят дидрагм сребра. И аще искупит ниву свою освященную господеви, да приложит пять частей цены сребра его и да будет ему. Аще ли ж не искупит нивы и отдаст ниву подругу своему, да не искупит ея, - да будет нива минувшему оставлению господеви святая хвальная. яко земля нареченная жерцем, да будет одержание их в веки века. Того же. Главы ж Левгитьстии. И власти и села градов их одержания и урокы и дани и пошлины да будут присно Леввитом, яко дворове град Леввитскых. Одержание их среди сынов Иараилевых и села нареченная в градех их да ся не продадут, ни отдадут, яко одержание их вечно есть. От жития благочестиваго и равноапостольнаго великою царя Костянтина и христолюбивыя и равноапостольныя матери его Елены. Сия вся усердно добре же и благочестне устроив святая и блаженная царица Елена, мати блаженнаго великого царя Костянтина, множество стяжаний градов и сел церквам даде и иная многая стяжания бесчисленая и златом и сребром и камением и бисером святыя украси иконы и священныа честныя сосуды злата ж многа и безчислена церквам и убогим раздаде. Святого же патриарха Макарии многими дарми почте. Тою же. Рече блаженный Констянтин царь. По всей же вселенней церквам содержания ради и крепости светлостьми стяжания земли, села, и винограды, и езера, пошлины съчетавше дахом и божественым и нашим повелением на восточных и на западных и на южных странах и по всей вселенней идеже православнии царие и князи и властели под нами обладают, владати святителем, и никаковому мирьскому сану смети прикоснутись церковным пошлинам, богом заклинаем и божественным его повелением и нашим повелением утвержаем непреложно и съблюдено бытии, даж и до скончаиия века сего. Того же. Сия убо вся. яже ради божественаго и многаго оставления и священным и нашим писанием утвержена и поведена быша, даж до скончания мира сего, яже по всей вселенней даныя святителем церковный пошлины не прикосновенна и не поколеблема пребывати повелеваем. Тем же пред живым богом иже повелевшему нам царствовати, и пред ужасным его судом засведетельствуем ради божественаго и нашего ради царскаго его уставления всем нашим приемником, иже по нас царем быти хотящим, всем тысущником, всем сотником и всем вельможам, и всему пространнейшему синклиту полаты нашего царства и всем, иже по вселенней бывающим царем, и князем, и властелем по нас, и всем, иже по всей вселенней людем, иже ныне сущим и потом быти хотящим в вся лета, – ни едино же от сих преложитн или претворити некоторого ради образа, яже божественым и нашим царскым повелением священней святей римской церкви и всем, иже под нею святителем по всей вселенней бываемым подаваема, – да не смеет никто ж порушити, или прикоснутися. или которым образом досадити. Хотяй же о сих пространнее уведати, да прочтет духовную благочестиваго царя Констянтина и похвальное о нем слово и иная о нем. И аще бы бывали грады, и власти, и села, и винограды, и езера, и пошлины неприличны, и не полезно божественым церквамне быша премолчали святии отци 318 перваго собора, но всяческы бы возбранили царю Констянтину таковое дело. И не токмо не возбраниша, но и свято господеви и похвально и благоприятно благоволиша. И от перваго благочестиваго царя Костянтина да и по нем при благочестивых царех, царствующих в Констянтине граде святители и монастыри грады и села и земли держали и ныне держат в тех, иже православно где царьствующих странах. И на всех соборех святых отец не запрещено святителем и монастырем сел и земель держати и не повелено всеми соборы святых отец святителем и монастырем сел и земель церковных ни продати, ни отдати, и великими страшными клятвами то утвержено. Правило, иже в Карфагении собора 32, 33, четвертаго собора; правило 24 пятаго собора; правило на обидящих святыя божия церкви; Иустинияново правило 14, 15;иже в Сардакии правило 14; Иустинияново правило 30; седьмого собора правило 12, 18. И в Спиридонове Тримифинскаго житие писано и в Григорьеве Богослова житие писано, и в Златаустаго житие писано, и в Беседовнице писано. Что села были церковныя, явлено в житии святого Савина епископа и чюдотворца. Також и монастыри имели села в прежних летех после великаго Антония, преподобный и великий отец наш Геласий чудотворец села имел, и Феодор Студискый села имел. И святый Симион новый богослов в своем писании являет, яко от сел и от виноградов монастыри состоятся и лавры. И в рустей земли чюдотворцы Антоний Великий и Феодосий Печерскыя и Варлам Новоград-скый и Дионисие и Димитрие Вологодскые вси села имели. Тако ж и святители русстии, иже в Киеве, да и по них святый Петр чюдотворец и Феогност и Алексей чюдотворец вси грады и власти и села имели. И святый Алексей чюдотворец митрополит всеа Русии многыя монастыри создал и селы и землями и водами удоволил. И блаженный великый князь Владимер и сын его великый князь Ярослав святителем монастырем грады и села давали святым церквам. Даже и до сех мест благочестнии и христолюбивии великый князи русстии власти и села и земли и воды и ловли рыбныя давали. И се есть свято господеви и благоприятно и похвально. И мы сия ублажаем и похваляем и съдержим. Второе послание И по сем паки послаша к великому князю сице говорити великому князю Ивану Васильевичу всея Русии от Симона митрополита всеа Русии и иже о нем священнаго собора диаку Левашу. Отец твой, господине, Симон митрополит всеа Русии и архиепископ и епископы и весь священный собор говорят, что от перваго благочестиваго святого и равноапостольнаго великаго царя Констянтина и благочестивыя равноапостольныя христолюбивыя матери его Елены да и по них при благочестивых царех, царствующих в Констянтине граде и по всей вселенней святители и монастыри, грады и власти и села держали. И на всех соборех святых отец не запрещено святителем и монастырям земель держати. И всеми божествеными соборы вселенскыми и поместными не велено святителем и монастырем церковных стяжаний недвижимых ни продати, ни отдати. Недвижимая ж стяжаниа – суть прежереченная: грады, власти, села и прочая, подобная сим. И великыми и страшными клятвами о том утвержено и за запечатленно непоколеблено к нерушимо быти во веки веком. Тако же и в наших русийскых странах при твоих прародителех великых князех, при великом князе Владимере и при его сыне великом князе Ярославе да и по них при великом князе Андреи и при его брате великом князе Всеволоде и при великом князе Иване внуце блаженнаго Александра, иже бысть в лета святаго великаго чюдотворца Петра митрополита всеа Русии даждь и до сих мест святители и монастыри грады. власти, слободы, и села, и суды, и управы, и пошлины, и оброки, и дани церковныя держали по божественым велением и уставлением. и по божественым правилом святых апостол и святых отец и равноапостольных христолюбивых царей и по твоих прародителех равноапостольнем христолюбивем великом князе Владимере и его сыне великом князе христолюбивем Ярославе уставлению и утвержению. Яко же тамо в их уставлении подлинно глаголет: аще кто преступит, рече, сия правила, яко же есмы управили по святых апостол и по святых отец правилом и первых благочестивых царей управлением, – кто имет преступати правила сии, или дети мои князи, или внуцы мои или правнуцы мои или по них от рода моего кто, или от боляр кто, где-нибуди или в которых градех бояре и наместницы или воеводы или судия или тиуни или ин кто-нибуди; аще имут обидети или вступатися в что церковное или в суды и управы и в пошлины и в десятины церковныя, святительския или отъимати, – да будут прокляти в сей век и в будущий. И по божественых велениих уставленая святыми отцы и равноапостольными христолюбивыми цари и всеми святыми священыми соборы в греческых, тако и в наших Русскых странах даж и до ныне святители и монастыри земли держали и держат, а отдавати их не смеют и не благоволят. Понеже вся таковая стяжания церковная – божия суть стяжания, возложенна и нареченна и дана богу и не продаема, ни отдаема, ни емлема никим никогда ж в веки века и нерушима быти, соблюдатися, яко освященно господеви и благоприятно и похвально. И мы, смирении, сия ублажаем и похваляем и съдержим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.32 (0.014 с.) |