Якість життя та індекс розвитку людського потенціалу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Якість життя та індекс розвитку людського потенціалу



КТЖ - один из элементов системы КЖЧ в целом. КЖЧ харак-ся степенью удовлетворённости потребностей человека в соответствии нормам, традициям и уровню собственных потребностей.

К социальным мировым стандартам уровня жизнь, которая гарантируют его достойный уровень, относятся:

- средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (от 25 до 85 лет)

- грамотность населения (до 100%);

- средняя продолжительность лет обучения (15 лет);

- реальный ВВП на душу населения (по ПКС) от 200 долл. до 40тыс. долл.)

- суммарный коэффициент рождаемости - среднее количество детей, родившихся женщинами в фертильном веку (от 20 до 45 лет) - 2,14-2, 15 детей;

- коэффициент старения население (частица население старшее 65 лет в общей численности) - 7%;

- соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных проверств население - 10:1;

- частица населения за границей бедности - 10%;

- соотношение минимальной и средней заработной платы -1:3;

- минимальный уровень гарантированной почасовой заработной платы -3 долл.;

- уровень безработицы (с учетом скрытой) 8-10 %;

- количество правонарушений на 100 тыс. жителей - до 5 тыс. правонарушений;

- уровень депопуляції население - соотношение количества родившихся и количества умерших (50 на 50);

- число психических патологій на 100 тыс. население - до 284 единиц.

Первые 4 стандарты используют в мировой практике (ООН) для расчета индекса развития человеческого потенциала (Ірлп). Другие стандарты используют для анализа и прогнозирования социально-политической ситуации в стране.

Индекс развития человеческого потенциала есть показателем, который характеризует качество жизни людей, и рассчитывается за формулой:

1рчп = (Іотж + І осв. + І ввп): 3, (1)

где Іотж - индекс ожидаемой продолжительности жизни; І осв. - индекс образованности население; І ввп - индекс ВВП на душу населения.

Любой из приведенных индексов рассчитываются за формулой:

Іі = (Дф - Д мин) / (Дмак. - Дмін.), (2) где Іі - индекс показателя определенного вида; Дф - фактическое значение показателя, достигнутое в данной стране; Дмак. и Дмін. - максимальное и минимальное значение определенного показателя, принятое для расчетов в мировом сообществе.

Индекс уровня образованности состоит из двух индексов: грамотности населения с весом значимости 2/3 и индекса частицы учеников в веку до 24 лет, с весом значимости 1/3.

Іосв = 2/3 І гр. + 1/3 І уч. (3)


 

Суб'єкти соціального партнерства

Субъекты социального партнерства распределяются на четыре группы.

Первая группа- первичные носители прав и интересов (наемные работники, собственники средств производства, государство, органы местного самоуправления).

Вторая группа — представительные организации и их органы (профессиональные союзы, объединения работодателей).

Третья группа - органы, которые реализуют социальное партнерство (Национальный Совет социального партнерства, Украинский координационный комитет содействия занятости населения др.).

Четвертая группа - органы, которые минимизируют последствия конфликтов (посреднические, примиренческие структуры, независимые эксперты и т.п.).

Функции государства: 1. Определение основных приоритетов, направлений соц. политики и участие в её реализации; 2. Правовое регулирование. 3. Содействие соц. диалогу между работодателями и наёмными работниками. 4. Участие в становлении и развитии соц. Партнёрства за принципами трипартизма. 5. Контроль за выполнением норм законодательства про труд.

Профсоюзы - это общественные организации, которые создаются для защиты социальных, экономических, профессиональных прав наемных работников и лиц свободных профессий. Цели профессиональных союзов: создание для труженика достойных условий труда; обеспечение занятости; участие в управлении производством и распределении продукта, повышение уровня заработной платы, сохранение рабочих мест для членов профсоюзов.

Направления деятельности организаций работодателей: 1. Защита интересов и прав работодателей, 2. Участие в переговорах и подписании соглашений. 3. Разработка общих позиций с принципиальных вопросов. 4. Координация действий касательно выполнения взятых обязательств. 5. Содействие в решении коллективных трудовых спорах. 6. Предоставление консультаций по обучению персонала, разрешение конфликтов. 7.предоставление статистич. данных про з/п, занятость и т.д. 7. Развитие сотрудничества на основе соц.партнёрства с профсоюзами. 8. Контакты со СМИ. 9. Сотрудничество с междунар. огранизациями работодателей и др.

 


19. Колективний договір — основа соціального партнерства

Коллективно-договорное регулирование - это форма управления трудовыми отношениями, которая может существовать при определенном уровне развития и зрелости субъектов трудовых отношений - организаций работников и работодателей, которые представляют и защищают их интересы.

Основу договорного регулирования формирует Генеральное соглашение. Оно определяет общие принципы проведения социально-экономической политики в стране в данный период времени и охватывает совокупные интересы работников и работодателей. Особое внимание отводится повышению уровня и качества трудовой жизни работающих.

Предметами отраслевого и регионального соглашения могут быть:

1.Единые для предприятий одной отрасли и территории тарифные сетки. 2. Единые для различных категорий работников размеры доплат и надбавок. 3. Требования у организации и нормированию труда. 4. Обязательства сторон касательно обеспечения занятости 5. Требования к охране труда. 6. Ответственность сторон за невыполнение соглашений.

Предметом коллективного договора на уровне предприятия могут быть взаимные обязательства сторон по таким вопросам:

- изменений в организации производства и работы; - регулирование занятости;

- режимов работы и отдыха;- условий работы и ее охраны;- размеров тарифных ставок за разрядами работ и должностных окладов или за единой тарифной сеткой для оплаты работы всех работников; - видов и размера доплат и надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат, условий их предоставления; форм и систем оплаты работы; - условий оплаты сверхурочного времени, простоя не по вине работника;

- жилищно-комунального, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников; - взаимных обязательств относительно выполнения принятого соглашения.

Следует обратить внимание, которое Генеральное соглашение имеет преимущественно социальный, а не экономический характер. Коллективный договор на уровне предприятия наиболее насыщенный экономическим содержанием.


 

Регулювання ринку праці

К ОБЪЕКТАМ принадлежат:

● социальные отношения между работодателями и работающими по найму;

● трудовые отношения между работодателями и наемными работниками, включая оплату и охрану труда, наем и увольнение работников;

● занятость, включая регулирование спроса и предложения рабочей силы;

● помощь по безработице;

● подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

● распределение и перераспределение рабочей силы, и тому подобное.

Выделяют 4 основные направления государственного регулирования рынка труда:

1.Программы по стимулированию роста занятости и увеличению:числа рабочих мест.

2.Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

3.Программы содействия найму рабочей силы.

4.Программы по социальному обеспечению.

В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько видов регулирования:

1) защитное - предназначенное для органичения действий, которые ведут к незащищенности разных групп населения;

2)поощрительное — направленное на создание условий; в которых могут осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;

3) ограничительное - осуществляемое для исключения действий отдельных лиц (или групп) таким образом, чтобы они не могли получить преимущества перед другими;

4) директивное — предполагающее воздействие правительства на рынке труда с учетом интересов населения;

5) регулирование посредством экономических, финансовых мер (налогов, субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или содействующих повышению занятости.

6) социальные - соц. защита населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.01 с.)