Статистическое изучение социальной инфраструктуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статистическое изучение социальной инфраструктуры



 

Качество жизни зависит не только от качества жилища, но и от уровня развития социальной инфраструктуры, измеряемого количеством учреждений культуры, образования, торговли, бытового обслуживания на 1000 человек или единицу площади.

К составляющим социальной инфраструктуры относятся:

- транспортная сеть,

- учреждения связи,

- озеленение городов и др.

Развитие транспорта характеризуется прежде всего количеством его видов на данной территории и протяженностью маршрутов каждого вида. Увеличение стоимости Услуг общественных товаров следует сопоставлять с ростом цен на другие виды услуг и с ростом доходов населения. Для целей регионального управления должны сопоставляться такие показатели, как объем выручки за предоставленные услуги, количество перевезенных пассажиров и количество лиц, имеющих льготные тарифы.

Пассажирооборот – измеренное в пассажиро-километрах суммарное расстояние, на которое перевозились все пассажиры по билетам. Рассчитывается суммированием по всем географическим позициям произведений количества пассажиров на расстояние поездки в километрах.

Пассажиропоток – количество пассажиров, перевезенных транспортом от пункта отправления к пункту назначения по конкретному маршруту

Социально-экономическое значение изучения пассажиропотоков характеризуется составом потребностей населения в поездках на транспорте общего пользования.

Коэффициент подвижности населения – число поездок каким-то видом транспорта, приходящихся в среднем на одного жителя города или района.

Для определения потребления услуг, предоставляемых учреждениями социальной инфраструктуры применяются следующие показатели:

1. Среднее число посетителей за единицу времени

2. Общая сумма выручки

3. Средняя выручка на одного работника

4. Выручка по видам услуг

Эти показатели недостаточны для характеристики доступности услуг, их качества и удовлетворенности потребителей. Такая информация может быть получена при проведении специальных обследований.

Важнейшее значение имеет оценка комплексности развития социальной инфраструктуры. Для решения этой задачи каждой территориальной единице присваивается ранг по значению каждого из показателей социальной инфраструктуры.

Ранг, присвоенный каждому району, отражает его место в развитии элемента инфраструктуры. При комплексном развитии района его ранги по всем показателям будут одними и теми же или близкими.

Для количественной оценки этого процесса можно вычислить коэффициент конкордации Кендалла:

W= ,

где S – сумма квадратов отклонений суммы рангов для каждого объекта от средней суммы рангов.

 

 

S= ,

где Rj ранг j -го района

k – число рядов рангов (число показателей, по которым ранжировались районы)

п – число ранжируемых объектов

 

Этот коэффициент принимает значение в интервале [0,1], чем ближе к 1, тем более комплексное развитие района.

Большое значение имеют межрегиональные сравнения развитости социальной инфраструктуры на основе сравнения показателей обеспеченности учреждениями инфраструктуры на 1000 человек.


Тема 16. Статистика уровня образования и развития системы обучения

1. Статистическое изучение уровня образования населения

2. Статистическое изучение школьного образования

 

 

1. Статистическое изучение уровня образования населения

 

Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей. На основе данных переписи население распределяется по уровню образования и находятся обобщающие показатели уровня образования.

1. Число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее образование на 1000 человек в возрасте старше 15 лет.

,

где Si – численность лиц, имеющих соответствующее образование

S15иб – численность населения в возрасте старше 15 лет

 

2. Процент грамотных среди населения в возрасте 9-49 лет.

,

где Sг – численность грамотных

 

3. Число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее образование на 1000 человек занятого населения.

,

где Sз – численность занятого населения

Si – численность лиц, имеющих соответствующее образование

 

4. Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте от 15 лет.

,

где Sво – численность населения с высшим образованием.

 

Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректировки показателей, указанных выше, при анализе динамики и при межрегиональных сравнениях.

Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель.

Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:

,

где – средний уровень образования в j -ой группе

wj доля j- ой группы в структуре населения, принятой за стандартную.

 

Для анализа различий в уровне образования рассчитываются:

1.

Индекс переменного состава показывает общее изменение среднего уровня образования.

2.

Индекс фиксированного состава показывает изменение среднего уровня образования населения по каждой возрастной группе (при постоянной возрастной структуре).

3.

Индекс структуры показывает изменение уровня образования за счет изменения возрастного состава населения.

Аналогичный метод расчета может использоваться для сравнения уровня образования в двух регионах.

При сравнении уровня образования в нескольких регионах может использоваться следующий метод:

Обобщающий показатель на базе единой стандартной структуры населения рассчитывается так:

,

где wc – доля соответствующей возрастной категории в стандартной (общероссийской) структуре населения.

– обобщающий показатель уровня образования i(j) -го региона

Динамика обобщающего показателя:

 

 

2. Статистическое изучение школьного образования

 

Статистика школьного образования анализирует изменение общей численности учащихся. Движение обучающихся в течение учебного года изучается на основе следующего равенства:

У1 = У0 + П–В,

где У0, 1 – численность учащихся на начало и конец года

П – поступление и перевод учащихся в течение года

В – выбытие в течение года

Средняя численность учащихся за учебный год:

Расчетная численность учащихся за календарный год:

Успеваемость школьников оценивается через показатель коэффициента перевода в следующий класс:

,

где Уп+1 – численность переведенных в следующих класс

Уп – численность учащихся

Степень охвата детей школьным образованием:

,

где Sшк – численность детей, обучающихся в школе

S7-16 – численность детей школьного возраста

 

Потребность общества в школьном образовании не является постоянной, она определятся составом молодежи школьного возраста. Например, при переходе от снижающейся к постоянному росту численности родившихся увеличивается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних классах численность детей будет небольшой.

Анализ различия школьного образования может проводиться на разных уровнях:

- по школьному образованию в целом;

- по общеобразовательным школам различных форм собственности,

- по стадиям обучения,

- по регионам;

- по отдельной школе.

Для анализа на каждом из этих уровней используют метод сравнения фактической динамики показателей с социально-экономической нормалью.

Социально-экономическая нормаль – теоретически обоснованное соотношение изменения показателей, исходя из предположения об обеспечении качества обучения.

Для школьного образования социально-экономическая нормаль имеет вид:

Iр ³ Iа ³ Iв ³ Iу ³ Iд

– индекс текущих расходов общеобразовательных школ

– индекс числа общеобразовательных школ

– индекс численности учителей

– индекс численности учащихся

– индекс численности детей и подростков 6-17 лет.

 

Для школ различных форм собственности:

Iа ³ Iв ³ Iу

Пример. Сравнительный анализ динамики показателей по государственным и негосударственным общеобразовательным школам России (%).

Период Форма собственности Средне годовой темп прироста
Число школ Численность учителей Численность учащихся
1993-1995 Государственная 0,6 >=0,5 >=0,4
1995-1997 Государственная 0,2 ! 1,9 ! 2,3
1997-1999 Негосударственная 19,4 ! 22,7 >=15,3

 

 

>= – случай согласованного с нормалью изменения

! – рассогласованное (с изменением)

 

Вывод: По государственным школам наблюдается большая рассогласованность в изменении показателей. В 1995-97гг. нормаль была полностью нарушена. Рост численности учащихся опережал как динамику численности учителей, так и увеличение числа школ. В процессе сохранения такой тенденции школы укрупняются, на каждого педагога приходится все больше учащихся. Это приводит к снижению качества обучения. По негосударственным школам наблюдается

1)Рост всех показателей,

2)Рост численности учителей опережает увеличение числа учащихся, что способствует улучшению качества обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.019 с.)