Методы расчета и анализа уровня цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы расчета и анализа уровня цен



Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Индивидуальный уровень цены – абсолютная величина суммы денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу.

Выбор формулы для расчета средней цены зависит от наличия информация о количестве проданных товаров. Если известен объем продажи в натуральных или стоимостных единицах, то используется формула среднеарифметической или среднегармонической взвешенной:

,

где р – цена товара;

q – количество данного товара.

 

При определении средней цены по территориям допускается использовать в качестве весов показатель численности населения или числа семей для товаров семейного пользования. Если, при отсутствии других данных, известно число дней торговли по старой и новой цене, то расчет осуществляется по среднегармонической, т.к. рост цен снижает на некоторое время оборот по продаже, а использование среднеарифметической преувеличивает ее роль.

Пример. В сентябре магазин 5 дней продавал огурцы по 2.5руб., 12 дней - по 3 руб. Известно, что средняя цен за месяц составила 3 руб. По какой цене магазин продавал огурцы в оставшиеся дни сентября?

В условиях отсутствия резких перепадов в уровне цен применяется не взвешенная средняя. При резком изменении цены и наличии сведений только о динамике продаж, взвешивание осуществляется по временной структуре продаж. Например, в августе продано в 10 раз больше, чем в июле, тогда вес июльской цены равен 1, августа -10.

Показатель уровня цены может быть рассчитан как относительная величина, выражающая покупательную способность денежных доходов потребителей. Это отношение цены товара к среднедушевому доходу населения.

Например, на среднюю заработную плату декабря 1991г можно было купить 2 телевизора,

а в декабре 1992 г -1 телевизор на 6 зарплат

 

Анализ уровня цены включает характеристику структуры розничной цены.

Структура розничной цены

Оптовая цена производителя Торговая наценка оптовой торговли Торговая наценка розничной торговли
издержки прибыль издержки прибыль издержки прибыль
           

 

Методы расчета и анализа колеблимости цен

Существенным признаком цен, как элемента рыночного механизма являются их постоянные колебания. Наиболее простой показатель колеблимости цен – размах вариации:

∆p=pmax–pmin

Характеризует разрыв между максимальными и минимальными ценами на товар, косвенно свидетельствует о дифференциации уровня потребления населения.

Размах вариации дополняется обобщающими показателями вариации:

1) Среднее линейное отклонение:

d=

2) Среднее квадратичное отклонение:

σ=

Чем больше значение этих показателей, тем менее однородна совокупность.

3) Коэффициент вариации:

V=

4) t– критерий:

ti=

Если t >3, то i -тая цена нетипична для данного ряда.

 

 

Методы расчета индексов цен

При исследовании территориальной вариации цен основным методом является индексный:

i=

pl – средняя по l регионам цена товара

– цена в регионе l

Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса:

i=

p1, p0 цена товара в отчетном и базисном периодах соответственно

Индекс средних цен применяется при изучении динамики цен товарных групп или цены одного товара по различным территориям:

= =

Основной формой индекса цен для совокупности однородных товаров является агрегатный индекс.

Чтобы выявить непосредственное изменение цен необходимо зафиксировать показатели количества проданных товаров на одном из уровней. На базисном – индекс Ласпейреса:

Iл =

Показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался бы прежним.

На отчетном – индекс Пааше:

Iп =

Показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше или меньше суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Значения индексов Ласпейреса и Пааше совпадают только в случае почти невозможного на практике совпадения структуры товарной массы базисного и отчетного периодов.

Идеальный индекс Фишера:

Iф=

Этот индекс оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.006 с.)