Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Системные особенности современного радиовещания

Поиск

 

К концу 90-х гг. XX в. сформировалась новая структура радиове­щания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций.

Наряду с государственным радиовещанием стремительно раз­виваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становле­ние в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударствен­ного радио означало конец государственной монополии на радио­вещание и появление рынка электронных масс-медиа.

Структура радиовешания в условиях рынка по типам собствен­ности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных сек­торов.

Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы — созда­ние «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с рос­сийским телевидением Всесоюзную государственную телерадио­вещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится глав­ным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.

До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телера­диокомпания — «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации ком­пании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус обще­российских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.

Однако реорганизация не сработала и прежде всего в силу кон­серватизма старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской и информа­ционной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходи­мости каких-либо серьезных изменений в вещании.

Помимо этого важного психологического фактора, сыграла свою роль объективная ситуация — не только недостаточное финанси­рование электронных масс-медиа, но и невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появил­ся прочный интерес аудитории к радиовешанию и, наконец, ска­залось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени.

Главное государственное «Радио России», оставшееся в систе­ме ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтерна­тивный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, боль­шей аналитичностью, большим числом материалов публицисти­ческого характера.

В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании струк­туры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в ка­честве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».

«Радио России» в значительной степени изменило свою про­граммную концепцию и прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же назва­нием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная про­грамма РТР.

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Пре­зидента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением пра­вительства «О формировании единого производственно-техноло­гического комплекса государственных электронных средств мас­совой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объе­диненный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская го­сударственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), тех­нические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предпри­ятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким обра­зом воссоздается система единого государственного телерадиове­щания страны. Конечно, финансовый, экономический и полити­ческий кризис 1998—1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влия­ниям.

В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по де­лам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуника­ций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них — 292 государственные 1.

К зоне государственного радиовещания примыкают и радио­станции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких стан­ций насчитывается более трехсот 2, причем число их постоянно уменьшается.

По наблюдениям Ф. Вильямса, консультанта Би-би-си МРМ по региональным вопросам, судьба муниципальных вещателей достаточно сложна, ибо соответствующие власти мало или совсем не финансируют их деятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченное время вещания. Муниципаль­ное вещание постепенно вытесняется другими видами станций 3.

Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит неком­мерческим и другим организациям.

И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостан­ций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-РМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосу­дарственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 — 20 4, при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC — радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.

Вначале, на рубеже 80-90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское ра­дио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.

В целом по стране сейчас насчитывается 1103 коммерческих вешателя 5. Определяющим фактором динамичного развития ком­мерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. Как правило, учредителями станций являются либо компании, принадлежащие частным лицам, либо частные лица.

На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и амери­канские предприниматели. Однако доля их участия в общенацио­нальном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе плюс», ко­торая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» — также российско-американский проект. С по­мощью американских и иных капиталовложений создаются неко­торые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик +» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 — в УКВ-FM-диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерчес­ких станций.

В начале 90-х гг. коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости стан­ций 6. Однако к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями — и государственными, и негосударственными. Резко обострилась конкурентная борьба за частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой технического оснащения — с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), за рекламу, за доступ к информа­ции и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, рейтинг станции и др.

Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания — образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум – частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 — одним из круп­нейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиями входят по­пулярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ.

Таким образом, сложился полноценный издательско-телерадиоконцерн, в рамках которого проводятся единая информацион­ная политика, совместные мультимедийные акции.

Сформировалась также «империя СМИ» Б. Березовского, объе­диняющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше ра­дио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй — сетевых музыкальных и музыкально-информационных станций «Ев­ропа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» и др., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города Рос­сии, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия, например недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» — проект «Русского радио».

В процессе монополизации, охватившем сферы как государ­ственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные-полукоммерческие образова­ния. Такого же рода акционерные общества с участием властных государственных структур (смешанная форма собственности) со­здаются в регионах.

Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:

• Франчайзинговые (от англ, franchise — привилегия) коммер­ческие сетевые FM-станции — ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ голов­ной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Например, в Екатеринбурге суще­ствует пять станций, транслирующих московские музыкальные коммерческие станции и информационную, общественно-поли­тическую и развлекательную радиостанцию «Эхо Москвы». Отно­шения таких региональных филиалов с ведущими вещателями раз­личны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программ­ную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характери­стикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское ра­дио».

• Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Так, например, в Екатеринбурге работают четыре местные коммерческие станции. Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радио­эфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудито­рией 7.

• В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону — телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге — компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и реклам­ная группа), вошедшая в «Медиа-Мост».

По охвату аудитории как государственные, так и негосудар­ственные каналы можно классифицировать следующим образом:

• Общенациональные или центральные радиостанции, програм­мы которых принимает и слушает население всей страны или боль­шая его часть. К ним относятся:

— государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории (по данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ)), его слушают 41% мужчин и 49% женщин; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональ­ной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории — 26% мужчин и 25% женщин.

— коммерческие каналы: «Русское радио», программы которо­го слушают 29% мужчин и 25% женщин, прочно занимает 2-е место, а на 4-м месте — передачи радиостанции «Европа плюс» — к ним обращаются 25% мужчин и 21% женщин 8.

Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Ра­дио России». Его основные респонденты — люди старших возраст­ных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Ра­диостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах.

К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респон­денты со сравнительно высоким уровнем дохода, предпринимате­ли, домохозяйки.

• Региональные радиостанции, вещающие на регионы (рес­публики, края, области) и крупные города страны.

• Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограни­ченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунк­тов, сельских районов и т.п.

Характеристика сложившейся ныне структуры российского ра­диовещания включает также типологию радиоканалов по их содер­жательно-тематической направленности, характеру предлагаемой ин­формации, функциональным характеристикам, адресату сообщений.

Среди многообразия вещателей следует выделить:

• Радиостанции универсального, или общего, характера, про­граммы которых включают широкий спектр информационных, ана­литических, общественно-политических, научно-популярных, ху­дожественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию. В системе государствен­ного радиовещания — это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски — «Вести», инфор­мационно-развлекательный канал. Остальное вещательное время от­дано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, вра­ча, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиоте­атру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский про­спект» и др.

На волнах «Радио России» звучат также социально-ориентиро­ванные передачи для незрячих (это единственная радиостанция, которая готовит программы совместно с Всероссийским обществом слепых), для людей, находящихся в местах заключения, на темы борьбы со СПИДом и наркоманией.

Близок к универсальным по содержанию и жанровому спектру канал «Радио-1. Доброе радио», сочетающий выпуски новостей с публицистикой, музыкальными, литературно-драматическими, спортивными, детскими, молодежными, развлекательными пере­дачами.

Совершенно уникальное явление FM-диапазона — радио «Эхо Москвы», которое также тяготеет по характеру вещания к станци­ям универсального, или общего, типа. В его программах удачно сбалансированы информация, общественно-политические, анали­тические, культурно-просветительские и развлекательные програм­мы, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу.

• Особый сегмент эфира составляют информационные радио­станции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения.

Примером может служить ветеран эфира круглосуточная ин­формационно-музыкальная радиостанция «Маяк» (основана в ав­густе 1964 г.). Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски ново­стей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50—55 оригинальных звуковых материалов — репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические про­граммы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают поли­тики, депутаты, ведущие политологи.

С информационной радиостанцией «Маяк» успешно соперни­чает «Эхо Москвы», в программах которого оперативной инфор­мации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, расши­ренные выпуски новостей — «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы и др., а также параинформационные передачи «Эхономика», «Эхонет», «Проезжая часть», «Московские старости», «Мед-инфо» и др. Существенная часть программ «Эха» — серьезные ана­литические передачи, ток-шоу, игры, например Большая конандойлевская игра, «Коровьевские штучки» и др.

К концу 90-х гг. «Эхо Москвы», являясь практически единствен­ным полноценным информационным каналом в коммерческом эфире, прочно заняло свою вещательную нишу. Концепция кана­ла — дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Именно в силу этого «Эхо Москвы» совмещает черты универсаль­ной и одновременно информационной радиостанции.

Можно также выделить музыкальные, информационно-музы­кальные, музыкально-развлекательные станции.

В начале 90-х гг. пионерами коммерческого эфира стали моло­дежные музыкальные радиостанции разного типа. Опираясь на ус­пешный опыт SNC-радио и канала «Европа плюс», музыкальные радиостанции осваивали новое поле музыкального вещания, це­лый пласт музыкальной культуры, который оставался за предела­ми программ государственного радио и в советские времена под­вергался гонениям и запретам — европейские и американские шля­геры 80-х гг., такие направления, как ритм-энд-блюз, рэп, тяжелый металл и др., музыкальные произведения отечественных нефор­мальных групп и исполнителей.

Из музыкальных форматов (определенного типа составления и верстки программ по жанровым, тематическим и другим призна­кам, рассчитанного на соответствующую аудиторию) западного радиоэфира особенно популярны в отечественном вещании АС (Adult Contemporary) — мягкая музыка с ненавязчивым звучани­ем, «хиты» — современные и недавнего прошлого. Формат CHR

(Contemporary Hit Radio) — современная популярная музыка 90-х гг., традиционная рок-музыка.

В российском музыкальном эфире FM-диапазона редко можно встретить тот или иной формат в чистом виде. Так, «Европа плюс» использует в значительном объеме (до 70% вешания) CHR, ос­тальное место в эфире занимает музыка формата АС, западная ретро-музыка 60—80-х гг. и др.

В европейском формате EHR — Europian Hit Radio — работает ра­дио «Максимум», «Радио 7. На семи холмах».

Формат «Nostalgic» — музыка прошлого, вызывающая воспо­минания, представлен радиостанциями «Ретро» (российская му­зыка) и «Ностальжи» (западная музыка).

Среди других музыкальных форматов можно выделить AOR (Album Oriented Radio) — альбомный рок, EL (Easy Listening) — легкая музыка, MOR (Middle of the Road) — музыка для всех.

Классическую музыку в коммерческом эфире можно услышать на радиостанциях «Радио 7», «Эхо Москвы», «Радио-1. Доброе ра­дио».

Среди музыкальных станций FM-диапазона четко ориентиро­ванных на определенный формат нет. Программная политика этих каналов основывается на сочетании разных типов вещания, попу­лярных у слушателей.

Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции «Русское радио». Начав свою работу в августе 1995 г., эта станция резко вырвалась в лидеры коммерческого вещания. Феномен «Рус­ского радио» заключается в том, что это первая национальная стан­ция, воплотившая новый принцип: в ее эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке. Профессиональный состав станции, отличное качество звучания и прежде всего «Музыка для души» (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) — все это обеспечило почти мгновенный успех «Русского радио». Вме­сте с тем погоня за рейтингом не всегда идет на пользу радиостан­ции, в ее эфире есть откровенно пошлые программы.

Программная политика «Русского радио» оказала влияние и на другие коммерческие станции, которые также пошли по пути ча­стичной и полной переориентации на российскую музыку.

Радио «Хит FM» также выдерживает соотношение российской и ритмичной европейской музыки (около 40%), передает поп- и диско-музыку, «хиты» 80—90-х гг., ориентируясь, как и другие музыкальные станции, прежде всего на молодежную аудиторию до 30 лет.

Таким образом, московский FM-эфир предлагает аудитории богатую палитру музыкальных станций.

Говоря о новостном формате передач музыкальных радиостан­ций коммерческого диапазона, следует отметить, что информацион­ные выпуски имеют практически все, может быть, за исключением «Хит FM», где большую часть эфира составляет «нон-стоп»-музыка. Это выпуски новостей на основе материалов информационных агентств, прессы, информации радиостанции «Эхо Москвы», Ин­тернета, но, как правило, в них нет эксклюзивной информации. Музыкальные станции не располагают разветвленной информа­ционной службой.

Так, на волнах популярного «Радио 7» звучат информацион­ные выпуски — расширенные в начале и краткие в середине часа. Это пришедшие к данному времени сообщения информационных агентств. Более обширной службой располагает радиостанция «РДВ-"Деловая волна"», рассчитанная на радиослушателей, средний возраст которых 25—30 лет, — деловых людей, предпринимателей, соответствующим образом направленно строит и информацион­ную часть вещания: обзоры деловой прессы, оперативные новости с горячих линий, освещение событий в политике, экономике, бизнесе, культуре. Особое место уделяется проблемам российской экономики по сообщениям ведущих агентств в режиме реального времени.

Но как бы выигрышно ни выглядело с точки зрения оператив­ности, широты тематического диапазона информационное веща­ние музыкальных станций, оно не играет главной роли. Как пра­вило, это программы второго плана после музыкальных, развле­кательных, игровых передач.

Развлекательные, игровые программы существуют на всех без исключения коммерческих станциях. Но особенно велик их объем на музыкальных станциях. Примером могут служить автомобиль­ная игра «Русская формула», «Игра без слов», где лишь по не­скольким тактам вступления нужно угадать мелодию, игра-загадка «Чехарда ассоциаций», развлекательные музыкальные программы «Русские гвозди» - хит-парад наоборот и «Доброе утро, Вьетнам», выходящие на «Русском радио». Целый каскад подобных развлече­ний — от игр на везение «Дозвонитесь седьмым» или «Друзья «Ра­дио 7» до познавательных «Да или нет», «Московская викторина», музыкальной «Три кита» и многих других — предлагает своим слу­шателям «Радио 7. На семи холмах».

Существуют также специализированные станции, вещание ко­торых строго определено тематическими рамками и адресовано оп­ределенной аудитории. Интересен, например, опыт московского уз­коспециализированного «Авторадио», рассчитанного на автомоби­листов. «Авторадио» стремится максимально оперативно предоставить водителям всю необходимую информацию: о состоянии дорог, ава­рийности, преступности, экологической обстановке и т.п. Именно узкая функциональность и определила успех этой станции.

Заметное явление современного эфира — религиозные стан­ции, представляющие разные конфессии: «Радонеж», «Радио Алеф», «Радио Кришналока», радиостанция «София», радио «Теос» (Санкт-Петербург).

Немаловажным показателем для анализа структуры радиове­щания является рейтинг радиостанции. Конечно, это величина переменная, и тем не менее она отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности стан­ции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы.

Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтин­гу популярности: «Радио России» — 19%, «Русское радио» — 13%, «Маяк» — 11% и «Европа плюс» — 10% 9.

В Москве, по данным социологической службы КОМКОН-2, по объему ежедневной аудитории в число наиболее популярных каналов входят «Радио России» (17,8%), «Русское радио» (13,2%), «Маяк» (11,7%), «Европа плюс» (11,1%), «Хит FM» (8%), «Ра­дио 7. На семи холмах» (6,3%), «Эхо Москвы» (5,9%), «Максимум» (5,6%), «Авторадио» (5,3%), «Наше Радио» (4,4%), «РДВ» (4%) 10. Среди коммерческих станций практически сразу после выхода в эфир вот уже несколько лет первое место принадлежит «Русскому радио». Рост рейтинга этой самой популярной в стране коммерчес­кой станции объясняется не только ее программной политикой, но и расширением региональной сети, охватывающей всю Рос­сию, страны СНГ и Балтии, США (всего около 400 городов).

Что касается слушательских предпочтений по отношению к видам передач, то в столице на первом месте находятся музыкаль­ные передачи (79,2%) (процент аудитории эфира), на втором — новости (64,6%), далее общественно-политические программы (23,3%), концерты по заявкам (21,5%), образовательные, научно-популярные программы (17,6%), спектакли и драматические пе­редачи (10,8%), коммерческие и развлекательные (9,1%), хит-па­рады (9%) 11. Среди опрошенных в регионах Центра России 38,9% слушают музыку, 20,7% — информационные программы, 14,1% — ждут радиопостановок. Показательно и то, что 13,4% населения видят в прямом эфирном вещании возможность поговорить с лю­бимыми музыкантами, ведущими, задать вопросы по телефону 12.

И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые програм­мы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.

Конкуренция заставляет станции вырабатывать свой индиви­дуальный стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, ко­торые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются не­изменной популярностью у слушателей.

В последнее время «Радио России», несмотря на сложности с финансированием, осуществляет ряд совместных проектов с веду­щими радиостанциями Украины, Белоруссии; в рамках сотрудни­чества с Европейским вещательным союзом готовится рубрика «Концерты Еврорадио»; не остался незамеченным радиослушате­лями цикл «Ни дня без Пушкина», а также цикл программ о ше­деврах крупнейших музеев страны.

«Маяк» не только реформировал информационную часть ве­щания, расширив ее объем, географию, жанровую палитру, но и изменил музыкальное вещание, в сетке появились новые переда­чи. Больше времени уделяется классической музыке.

В 1997—2000 гг. многие московские станции и FM-станции дру­гих городов начали вещание в глобальной сети Интернет в режиме реального времени (Real Audio) и в записи. «Радио России», «Маяк», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Эхо Москвы», «Станция 2000», радио «Ракурс» и др., санкт-петербургские «Северная столи­ца», «Модерн», «Балтика», канал «Мелодия», вещают в прямом эфире. Радиостанция «Голос России» (Иновещание) ведет свои пе­редачи в записи и в режиме реального времени. Вещание в Интерне­те — важное явление, ибо компьютер — рабочее место современно­го специалиста, и радиостанции, ведущие передачи в глобальной сети, не просто расширяют свою аудиторию, но и дают радиослу­шателю возможность получать необходимую оперативную инфор­мацию в течение рабочего дня. В таком же режиме звучат передачи «Радио Рандеву» (Нижний Новгород), радио «Август» (Тольятти), радио VBC (Владивосток), Пульс-Радио (Улан-Удэ), Инта-Радио (Иркутск) и др.

Кризис 1998-1999 гг. отразился на отечественном вещании — как на государственном, так и на разветвленном негосударственном. Далеко не все станции устояли в борьбе с финансовыми труд­ностями, конкурентами. За это время перестали существовать «Ра­дио Арт», «Радио 101», после многократных смен учредителей ра­диостанция «Рокс» имеет одну из наименьших в FM-диапазоне аудиторию. Информационно-музыкальное радио «Престиж», куп­ленное Издательским домом «Коммерсантъ», было закрыто, и на его частоте появилось «Наше радио», вошедшее в «информацион­ную империю» Б. Березовского. Радио-1 сначала было приобретено известным певцом и бизнесменом И. Кобзоном, а сейчас спонси­руется фондом Горбачева. Прекратила вещание радиостанция «Спорт». Ее частоту в FM-диапазоне получил по конкурсу «Маяк». Многие коммерческие станции сократили объемы вещания, пере­шли на музыкально-информационный формат, отказавшись от более сложных, трудоемких и затратных программ.

И все же развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в си­стеме средств массовой информации страны. Ведь исторически ра­дио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегри­рующую функцию. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио. Причем 77% опрошенных удовлетворены работой радиовещания. В среднем время прослушивания радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты, а в выходные — 2 часа 36 минут. Радио слушают дома, в автомобиле, на дачном участке. Большинство (33,7%) опрошен­ных радиослушателей, проживающих в областных городах Центра России, слушают УКВ-FМ-диапазон, 25,3% предпочитают сред­ние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популяр­ностью, чем в Центре России 13.

Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии.

• Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрог­раммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов.

• Определилась и консолидировалась аудитория различных стан­ций.

• Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории — важные направле­ния развития вещания.

• Новый импульс получило развитие информационного радио­вещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спек­тра источников информации, новейших технологий.

• Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу.

• Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлека­тельных, игровых программ, что в значительной степени объясня­ется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурент­ной борьбой с телевидением.

• Главное действующее лицо современного радиовещания — ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность.

• Прямой эфир и как его следствие — интерактивность радиове­щательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосред­ственно включается в процесс создания передачи как его участник.

• Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программ­ного потока.

• Жесткое форматное программирование заключается в верст­ке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализа­ции коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.

В новый век отечественное радио входит как сложившаяся си­стема общенациональных (федеральных), региональных и мест­ных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собствен­ности, направленности и форматам вещания, популярности у слу­шателей.

Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в услови­ях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.

1 Телевидение и радиовещание России. 1998. Официальный справочник. М., 1998. С. 5.

2 Там же. С.4.

3 Internet. www.internew.ras.media

4 Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 1995. С. 4.

5 Телевидение и радиовещание России. 1998. С. 4.

6 Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. С. 4.

7 Internet, www.Internew.ras.media

8 «Независимые Медиа Измерения». М., 2000. Август. С. 115—117.

9 «Независимые Медиа Измерения». М., 1999. Август. С. 118.

10 Радиомониторинг. Сентябрь—октябрь 1999 г. Комкон-медиа. 1999.

11 Телевидение и радиовещание России. С. 9.

12 «Независимые Медиа Измерения». М., 1999. Август. С. 110.

13 Телевидение и радиовещание России. С. 9.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.195.16 (0.019 с.)