Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел III. Телевидение: структурно-функциональные аспектыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров, расщепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно, как безусловно верно и то, что XX столетие — век телевидения. В сущности ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием — самым массовым, а следовательно, изначально самым демократичным средством информации. Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, существует немало телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информации, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения. Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую техническую особенность: если радиоволны (длинно- и средневолнового диапазонов) распространяются вокруг земного шара (поэтому Лондон, Вашингтон и Каир мы прекрасно слышим в Москве, а московское радио слушают в Пекине, Дели и Мехико), то телесигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством двигаться прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки. Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и следовательно, где бы эта студия ни находилась — в центре или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально ограниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению «местная». Не так уж долго просуществовали отечественные телеорганизации в режиме технической изоляции, но именно в это время складывались традиции, кристаллизовалась организационная структура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавливались планы и финансирование, заказывалось необходимое оборудование. В истории отечественного телевидения 50—60-е гг. отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ретрансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутниковых систем связи преодолевался «островной» характер телевизионного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телевидения. Эта система, получившая название Центрального телевидения (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала коммуникационную природу телевещания. Перестройка местного телевещания, которая была уместна уже в 70-е гг., либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ. По приказу свыше был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевидения соответствовал тоталитарному характеру государственного устройства. Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к изменению политики и в этой области. Расширение и утверждение гласности, демократизация общественной жизни обусловили понимание необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания. В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было. Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для приема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ 1, просмотра видеокассет с использованием дисплея персонального компьютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения (оставшиеся 4% — это 12 млн. человек!), два канала принимали 88% населения, три — только третья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемников, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-белым. Страна оказалась на обочине информационной революции. Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточном состоянии, хотя для его возникновения существовали необходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы производили многочисленные региональные (республиканские и областные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала «Огонек», еженедельника «Совершенно секретно», ЦКТ (Центр коммерческого телевидения), «Рен-ТВ Лтд» и др. Разделение функций программных и вещательных организаций (одни создают телевизионную продукцию, другие ее транслируют) — безусловно продуктивный путь развития. Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает смысл рынок техники. Для его создания и успешного функционирования нужна взвешенная, дальновидная государственная политика. Здесь нельзя скупиться, хотя отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о подготовке и системе повышения квалификации кадров современного телевидения, даже о появлении определенного избытка этих кадров. Полноценное становление трех названных рынков в свою очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст возможность удовлетворить запросы и потребности многочисленных демографических групп, в совокупности составляющих потенциальную телеаудиторию. Как же выглядит сегодня отечественное телевидение? Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные журналы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб настоящей литературе, телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга. За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в телевизионное производство, изменение форм собственности — вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегодняшнее телеизобилие. Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора. Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансформировалось в государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ «Останкино» в межгосударственный телеканал СНГ завершились безрезультатно. За короткий срок, именуемый «переходным периодом», отечественная система телевидения проделала гигантский путь преобразований: перестала быть партийно-государственной монополией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми — дистрибьюторы). В результате возник рынок программ. Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией:
Однако сколь бы коренными ни были изменения, они базируются на созданном за прошедшие десятилетия фундаменте:
Однако партийно-государственный монополизм в любой социальной сфере, в том числе и в сфере телевидения, становился тормозом в развитии, доводил до абсурда даже самые положительные явления. Следует различать, с одной стороны, диалектические противоречия, неизбежные при тоталитарном режиме, когда всякий плюс неизменно превращается в минус, и, с другой стороны, неиспользованные, нереализованные возможности (тормозные функции монополизма):
Именно поэтому первые признаки крушения тоталитарного режима, признания принципов парламентаризма, многопартийности и плюрализма мнений со всей очевидностью продемонстрировали, что система Гостелерадио изжила себя и требует таких же радикальных преобразований, как и многие другие социально-политические институты в стране. Движение к гражданскому обществу, строительство общественно-правового телевидения требуют совершенствования законодательной базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой информации снял некоторые проблемы во взаимоотношениях властных структур и журналистских коллективов, обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного числа специфических телевизионных проблем. Дальнейшему совершенствованию отечественной системы телевещания способствовало бы достижение основных целей, сформулированных авторитетной международной Комиссией по политике в области радио и телевидения («комиссия Картера—Сагалаева»):
Сюда же следует отнести два принципиально новых явления, получивших развитие на отечественном ТВ в самое последнее время:
Оба эти явления взаимосвязаны. Наиболее простая форма горизонтальных связей — ассоциация. Первая в России Международная ассоциация радио и телевидения (МАРТ) образовалась в 1991 г. как союз кабельного и эфирного телевидения (СКЭТ). В настоящее время МАРТ объединяет 70 региональных телестанций. Ассоциация помогает своим членам правильно оформить лицензии, приобрести необходимое оборудование и съемочную технику, предоставляет высококвалифицированные юридические консультации, бесплатно обеспечивает информацией с помощью ежемесячного бюллетеня «Март». Ассоциация спутникового телевидения (ACT) была создана в 1996 г. как открытое акционерное общество. «Телеканал 2 х 2» начал реализацию проекта ACT в августе 1995 г. на базе существующей собственной сетки дневного вещания. Этот проект предусматривал распространение ТВ-программ из Москвы через систему спутниковой связи на всю территорию России, стран—членов СНГ, места компактного проживания русскоязычного населения (страны Балтии, Болгария, Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с включением собственных программных блоков. К середине 1996 г. успешно завершены несколько этапов реализации проекта, что позволило перейти на вещание 17,5 часа в сутки, к жесткому сетевому программированию, сформировать основы сети. Телеаудитория в Российской Федерации, получающая программы ACT, составляла 25 млн. человек (214 городов и населенных пунктов, исключая московский регион) и 24 млн. человек в странах СНГ. Партнерские отношения с региональными телекомпаниями — основной принцип работы ACT. Сотрудничество с открытыми телеканалами не предусматривает оплаты программ. Региональным телекомпаниям ежедневно предоставляется около 50 минут для размещения местной рекламы в программах ACT. Также для них предусмотрены окна общим объемом не менее четырех часов прайм-тайм (по местному времени). Доход от размещения местной рекламы принадлежит региональным телекомпаниям. На 1 января 1997 г. программу телеканала ACT могли смотреть в 270 городах и населенных пунктах, исключая московский регион. Вот такое «наследство» получила новая телекомпания «ТВ-Центр», вещающая на третьей «кнопке» метрового диапазона (вместо МТК и «2 х 2»). В 1996 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации (ФСТР) создает Фонд федеральных проектов и целевых программ телевещания (ТВ-фонд), деятельность которого включает: — обеспечение региональных телекомпаний РФ отечественной телевизионной продукцией (цикловыми телепрограммами и фильмами); — организацию производства и распространения телепрограмм с участием региональных телекомпаний; — организацию и проведение конкурсов, смотров, фестивалей, семинаров и других мероприятий, способствующих обмену опытом и повышению уровня регионального телевидения РФ; — осуществление телевизионных проектов и целевых программ телевещания, имеющих федеральное значение. Договоры на регулярное получение телепродукции в 1996— 1997 гг. от ТВ-фонда заключили ГТРК республик Хакасия и Марий Эл, Камчатка, Бурятия, Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Еврейская автономная область и еще 50 областных и краевых государственных телерадиокомпаний. Типичное явление последних лет — межрегиональные телеассоциации. Союз независимых телерадиокомпаний Кубани «Контраст» создан в 1996 г. с целью расширения рекламного рынка, совместной закупки телепродукции, обмена информацией и объединяет 29 ТРК Краснодара, Новороссийска, Армавира, Геленджика, Сочи, в том числе небольшие компании станиц Мостовая, Отрадная, Полтавская и др. Телеканал «Восток» объединил 24 телекомпании: «10-й канал» (Екатеринбург), «Панорама» (Асбест, Свердловская обл.), «Ветта» (Пермь), «Антенна-7» (Омск), «Телемагнит» (Магнитогорск) и др. В каждой из компаний ежедневно от 17.00 до 00.00 по местному времени идет четырехчасовой блок программ телеканала «Восток»: художественный фильм, сериал, мультфильм, развлекательная программа, документальный фильм. Сюда же следует отнести такие общественные некоммерческие организации, как Национальная ассоциация телевещателей (HAT) и Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ). HAT создана в 1995 г. Основные направления деятельности:
Ассоциация разрабатывает спецификацию оборудования по запросам телекомпаний и ведет переговоры с фирмами по групповым закупкам с предоставлением пакета льгот и скидок для членов HAT. Согласно уставу HAT, единственным условием членства в ассоциации является наличие государственной лицензии на вещание и соблюдение правовых и этических профессиональных норм деятельности. Сходные задачи ставит перед собой Российская ассоциация региональных телекомпаний:
Членами РАРТ являются 58 телекомпаний от Архангельска до Ярославля. Первой сетевой принцип распространения телепрограмм начала осваивать МНВК «ТВ-6 Москва». Таким же путем пошли владельцы Рен-ТВ, сделав своим партнером в регионах независимую вещательную систему (НВС), которая объединяет 125 региональных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ. Независимая вещательная система (НВС) — одна из первых телевизионных сетей, объединившая региональные негосударственные телекомпании России и СНГ. Программы НВС транслируются национальными телевизионными сетями Украины («УШКА»), Казахстана и Киргизии («Сары-Арка»), Белоруссии («ТВС»), Молдовы («DTG»), Грузии («TNG») и Армении («НВС Армении»). НВС образовалась в 1993 г. из небольшой группы независимых телекомпаний и в настоящее время объединяет 62 телевизионные станции России, охватывающие своим вещанием 95 городов. Зрителям предлагается широкий набор высококлассных программ, которые транслируются станциями сети по жесткому сетевому расписанию. Однако внутри сетевого программирования предусмотрены значительные окна для местных программ, имеющих в провинции высокие рейтинги. Объединение сети НВС с одним из лучших производителей телевизионных программ — телекомпанией «Рен-ТВ» дало мощный импульс для развития сети. Лучшие программы «Рен-ТВ» уже заняли свое место в программной сетке НВС. Для реализации совместного проекта «Рен-ТВ — НВС», осуществление которого началось в январе 1997 г., было приобретено уникальное программное обеспечение. Впервые в Россию был продан пакет программ, содержащий такие мировые хиты, как «Секретные материалы», «Закон Лос-Анджелеса», мультсериал «Симпсоны», большой пакет художественных фильмов и другие программы, имеющие высокие рейтинги во всем мире. НВС — добровольное объединение телекомпаний. Для вступления в него в первую очередь необходимо желание самой телекомпании работать по принципам телесети. Вступительные или какие-либо другие взносы не требуются. Самая молодая российская телевизионная сеть — СТС, созданная на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Стори-Ферст», контролирующей более 40 телеорганизаций Восточной Европы, начала работу 1 декабря 1996 г. Вещание на территории России от Калининграда до Красноярска ведется со спутника «Горизонт» в цифровом стандарте с временным сдвигом 0, +2, +4, +6 часов для соответствия местному времени региональных телестанций, что обеспечивает выход программ в удобное для зрителей время. Сеть располагает мощной инвестиционной базой для закупки и собственного производства программ. В сетке вещания СТС соблюдается строгий баланс между отечественными, европейскими и американскими передачами. Команда профессионалов, работающих в СТС, наладила тесные отношения с ведущими мировыми производителями телевизионной продукции — студиями «Уолт Дисней», «Уорнер Бразерс», «Нью Уорлд». Событиями стали премьеры канала — сериалы «Красавица и чудовище», «Альф», «Даллас». Департамент развития сети СТС активно заключает договоры с региональными телевизионными станциями, которые хотят присоединиться к сети СТС. К 1997 г. сетевые договоры подписали более 80 телекомпаний, которые транслируют программы в 95 городах 44 регионов России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Самаре, Омске, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Саратове, Краснодаре, Ставрополе, Тамбове, Липецке, Орле, Рязани, Новгороде, Ярославле, Воронеже и др. Впервые в практике отечественного телевещания телекомпания СТС в марте 1997 г. начала многопоясную передачу сигнала в режиме реального времени для каждого из часовых поясов. Таким образом, уходит в прошлое громоздкое и дорогостоящее вешание на каждый часовой пояс в отдельности. Для формирования программы в студии применяется самое современное цифровое оборудование, впервые использована комбинация ленточной и дисковой технологий. Традиционная выдача программ с видеолент осуществляется в автоматическом режиме: группа выпуска формирует в компьютере «play-лист» с порядком прохождения программ, компьютер управляет роботизированным портом, который включает в себя четыре цифровых видеомагнитофона, шкаф для хранения готовых к эфиру видеокассет и робота с «лапой»-манипулятором для смены кассет в соответствии с «play-листом». Перед эфиром кассеты закладываются в шкаф, каждая кассета снабжена штрих-кодом для фотосчитывателя, робот перед эфиром проверяет кассеты на соответствие утвержденной программе и производит зарядку кассет в нужной последовательности. «Сердцем» многоканальной системы является видеосервер-накопитель, обеспечивающий возможность передачи нескольких цифровых сигналов с временным сдвигом на все часовые пояса. Контроль над работой всей передающей системы осуществляют всего два человека: выпускающий и инженер. Освоение сетевого принципа организации телевещания успешно проходит и в регионах. Негосударственная телекомпания «Ника-ТВ» (Калуга) с целью расширения зрительской аудитории объединила в сеть вещания 14 других независимых телекомпаний как равноправных партнеров, участвующих в формировании общей программной политики. Межрегиональная телесеть «Кавказский регион» объединила независимые телекомпании Армавира, Владикавказа, Кисловодска, Лермонтова, Нальчика, Пятигорска, Ставрополя и Черкесска. В подобную телесеть «Сибирский регион» входят телекомпании Барнаула, Бийска, Владивостока, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ и Хабаровска. Антенное (или эфирное) телевидение, исчерпав возможности метрового диапазона, все активнее использует дециметровый. Растет число кабельных сетей, меняется характер вещания КТВ — уходит в прошлое пиратский прокат зарубежных кинолент, большинство станций использует только лицензионную продукцию, а также готовит собственные передачи. Все большее развитие получает спутниковое телевидение, в начале 90-х гг. казавшееся чрезвычайно далекой перспективой. Большой резонанс получило осуществление проекта «НТВ плюс» — создание первых отечественных каналов спутникового телевещания: I — «Спорт», II — «Музыка», III — «Мир кино», IV — «Наше кино». Опережающими темпами развивается региональное телевещание. В Нижегородской области, кроме государственной телерадиокомпании «Нижний Новгород», вещает десяток других: «ННТВ» (учредитель — областное Законодательное собрание, арендует 4-й метровый канал у областного телецентра, вещание по понедельникам, четвергам и пятницам); коммерческие станции «Сети НН» (свой 12-й метровый канал); «Волга» (свой 7-й метровый канал); «Стрежень» (свой 49-й дециметровый канал); «Нижегородская ярмарка» (3 часа в эфире на канале телекомпании «Волга»); «Ника-ТВ» (свой 31-й дециметровый канал, среди учредителей — американская компания GFC); «Эйкел-ТВ» (свой 44-й дециметровый канал). Кроме того, в Дзержинске работает телекомпания «Ока-ТВ» — дочернее предприятие телекомпании «Волга», в Сарове — «Канал-16», в Арзамасе — муниципальная телекомпания. В Красноярском крае, кроме ГТРК, работает знаменитая компания «Афонтово», имеющая два своих канала — 9-й метровый и 22-й дециметровый; вещает круглосуточно, входит в независимую вещательную сеть, ретранслирует программы НТВ, Рен-ТВ, а также WTH, готовит ежедневные «Новости» (хронометраж 25 мин), ежедневный информационно-развлекательный блок «Утренний кофе с Афонтово» (2,5 часа), еженедельную аналитическую программу, детскую — «Решето чудес», «Спорт-ревю», «Ева+» и др. В краевом центре работают коммерческие телестанции «ТВК — 6-й канал» (учредители — алюминиевый завод и «Стройкомбанк»), «Прима-ТВ», «Телесфера», «Русская студия» (во всех учредители — физические лица). Есть ГТРК в Норильске и на Таймыре. В Норильске также работает коммерческая телекомпания «Модем», в Канске — «Канск — 5-й канал», в Ачинске — «Ачинск-ТВ», в Железногорске — «Канал-12» и «Эридан». По данным Госкомстата России, население России на 1 января 2000 г. составило 145 561,1 тыс. человек; в «телевизионном возрасте» — около 140 млн.; 97% семей имеют один и более телевизионных приемников, 90% из них — цветного изображения (почти полное вытеснение черно-белых телевизоров — один из первых признаков «телевизионной революции» в постперестроечное время). Исследователи телеаудитории отмечают заметное увеличение времени (до 4,5 часа в сутки), которое расходуется на просмотр телепередач. Это еще одна особенность переходного периода, во многом объясняемая кризисом большинства учреждений культуры, дороговизной прессы и другой печатной продукции, безработицей и неполной занятостью и т. д. В больших городах увеличилась аудитория дневных и особенно ночных телепрограмм, в провинции телепросмотр раньше начинают и раньше завершают. Внедрение рыночных отношений, различных форм собственности, свободное, нерегламентируемое ничем, кроме законов, развитие вызвали к жизни принципиально новую телевизионную ситуацию в стране. Происходит тот самый количественный скачок, прорыв на отечественном фронте телевизионной многопрограммности, о котором в советские времена нельзя было даже помыслить. В процессе бурного развития телесистемы важно осмыслить необходимость сохранения вещательной структуры, соответствующей бывшему общесоюзному телевещанию. Приведем некоторые аргументы в пользу упрочения, развития и совершенствования на новом витке исторической спирали по-своему уникального явления, называвшегося Центральным телевидением:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.013 с.) |