Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Телевидение: структурно-функциональные аспекты

Поиск

 

XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров, рас­щепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно, как безусловно верно и то, что XX столетие — век теле­видения. В сущности ни одно из многочисленных достижений науч­но-технической революции не вошло столь быстро в быт всего чело­вечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъем­лющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием — самым массовым, а следовательно, изначально самым демократич­ным средством информации.

Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает жи­вотрепещущие проблемы современности, и оказывает существен­ное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества.

В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, суще­ствует немало телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информа­ции, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует при­знать стремительное движение к единому общемировому инфор­мационному процессу, который превратится в реальность благо­даря утверждению всемирного телевидения.

Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую тех­ническую особенность: если радиоволны (длинно- и средневолно­вого диапазонов) распространяются вокруг земного шара (поэто­му Лондон, Вашингтон и Каир мы прекрасно слышим в Москве, а московское радио слушают в Пекине, Дели и Мехико), то теле­сигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством дви­гаться прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки. Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и следователь­но, где бы эта студия ни находилась — в центре или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально огра­ниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению «местная».

Не так уж долго просуществовали отечественные телеоргани­зации в режиме технической изоляции, но именно в это время складывались традиции, кристаллизовалась организационная струк­тура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавли­вались планы и финансирование, заказывалось необходимое обо­рудование.

В истории отечественного телевидения 50—60-е гг. отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ре­трансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутни­ковых систем связи преодолевался «островной» характер телевизи­онного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телеви­дения. Эта система, получившая название Центрального телевиде­ния (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала ком­муникационную природу телевещания.

Перестройка местного телевещания, которая была уместна уже в 70-е гг., либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное мнение об идеологической нерента­бельности регионального ТВ. По приказу свыше был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевиде­ния соответствовал тоталитарному характеру государственного уст­ройства.

Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к измене­нию политики и в этой области. Расширение и утверждение глас­ности, демократизация общественной жизни обусловили понима­ние необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания.

В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было.

Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для при­ема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ 1, просмот­ра видеокассет с использованием дисплея персонального компь­ютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения (оставшиеся 4% — это 12 млн. че­ловек!), два канала принимали 88% населения, три — только тре­тья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемни­ков, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-бе­лым. Страна оказалась на обочине информационной революции.

Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточ­ном состоянии, хотя для его возникновения существовали необ­ходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы про­изводили многочисленные региональные (республиканские и об­ластные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала «Огонек», еженедельника «Совершенно секретно», ЦКТ (Центр коммерческого телевиде­ния), «Рен-ТВ Лтд» и др.

Разделение функций программных и вещательных организа­ций (одни создают телевизионную продукцию, другие ее транс­лируют) — безусловно продуктивный путь развития.

Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает смысл рынок техники. Для его создания и успешного функциони­рования нужна взвешенная, дальновидная государственная поли­тика. Здесь нельзя скупиться, хотя отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о подготовке и сис­теме повышения квалификации кадров современного телевиде­ния, даже о появлении определенного избытка этих кадров.

Полноценное становление трех названных рынков в свою очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст

возможность удовлетворить запросы и потребности многочислен­ных демографических групп, в совокупности составляющих по­тенциальную телеаудиторию.

Как же выглядит сегодня отечественное телевидение?

Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные жур­налы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб на­стоящей литературе, телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потреб­ностей, приобретения знаний, организации досуга.

За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изме­нился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же зна­чительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Эко­номические стимулы, внедрение рыночных отношений в телеви­зионное производство, изменение форм собственности — вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегод­няшнее телеизобилие.

Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора.

Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансфор­мировалось в государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ «Останкино» в межгосударствен­ный телеканал СНГ завершились безрезультатно.

За короткий срок, именуемый «переходным периодом», оте­чественная система телевидения проделала гигантский путь пре­образований: перестала быть партийно-государственной монопо­лией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми — дистрибьюторы). В ре­зультате возник рынок программ.

Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией:

  1. По способу трансляции:
    1. эфирное (все вещательные организации, использующие тра­диционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
    2. спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);
    3. кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России) 2.
  2. По типу деятельности:
    1. вещательные (осуществляющие телетрансляцию про­грамм, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
    2. программопроизводящие (продюсерские фирмы);
    3. дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
  3. По принципу образования:
    1. из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.);
    2. новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.).
  4. По охвату аудитории:
    1. общероссийское (РТР) — аналог Центрального телевиде­ния (в еще большей мере это относится к следующему пункту);
    2. межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);
    3. региональные («Юг России»);
    4. местные (от областных телестудий до кабельных сетей мик­рорайона).
  5. По способу распространения телесигнала:
    1. общенациональные (ОРТ, РТР);
    2. сетевые («ТВ-6 Москва»);
    3. местные.
  6. По специализации программ:
    1. общие (ВИД и т.п.);
    2. специализированные (Воен ТВ). 7. По форме собственности:
    3. государственные;
    4. негосударственные, среди которых имеются все разнооб­разные дозволенные законом формы собственности:
      • частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);
      • акционерные общества:
        • открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);
        • общества с ограниченной ответственностью (Агентство Па­радиз);
        • товарищества с ограниченной ответственностью (Екатерин­бург Арт Home Video).
      • Здесь можно встретить и другие названия:
        • корпорация (Видеофильм);
        • киноассоциация (Dixi — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»);
        • продюсерский центр («Московский стиль» — производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»);
        • концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и ди­ректор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские ис­тории», «Моя семья»);
        • независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);
    5. смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

Однако сколь бы коренными ни были изменения, они базиру­ются на созданном за прошедшие десятилетия фундаменте:

  1. В СССР существовала гигантская по своим масштабам, прак­тически не имеющая аналогов в мировой практике унифициро­ванная техническая система распространения телевизионных про­грамм по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть часовых поясов.
  2. Имеющаяся материально-техническая база распространения телепрограмм (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тыся­чи километров радиорелейных линий), бывшая основой общесо­юзного вещания, по-прежнему может служить могущественным средством консолидации общества в многоликом и разноязычном человеческом сообществе.
  3. Сочетание центрального и местного, регионального веща­ния создавало предпосылки, с одной стороны, для удовлетворе­ния различных потребностей зрительской аудитории, а с другой — для осуществления опосредованных управленческих функций на различном уровне. В нынешних условиях нетрудно представить себе выполнение этих функций как на региональном, так и на межго­сударственном уровне.
  4. Многонациональный характер телевидения.
  5. Отработанные формы централизованного руководства теле­визионной системой предполагали возможность определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированно­сти центробежных и центростремительных тенденций, аккумуля­ции и быстрого распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и управления.

Однако партийно-государственный монополизм в любой со­циальной сфере, в том числе и в сфере телевидения, становился тормозом в развитии, доводил до абсурда даже самые положи­тельные явления.

Следует различать, с одной стороны, диалектические проти­воречия, неизбежные при тоталитарном режиме, когда всякий плюс неизменно превращается в минус, и, с другой стороны, неис­пользованные, нереализованные возможности (тормозные функ­ции монополизма):

  1. Уровень научно-технического прогресса в области телевизи­онной техники у нас значительно ниже, чем в развитых странах Запада. Это прежде всего касается технических средств создания и воспроизведения телепрограмм, а также их распространения и при­ема.
  2. Ставка на общегосударственную централизацию телевизион­ного вещания со временем стала тормозом в естественном разви­тии телевизионной системы, а в идеологическом плане привела к интеллектуальной и культурной унификации — «лучшему сред­ству» манипулирования общественным сознанием в угоду партий­но-номенклатурной доктрине казарменного социализма и как след­ствие к утрате телевизионным вещанием диалогических свойств (речь идет не о жанровых особенностях, а о природном качестве ТВ, являющемся основой его изначального демократизма).
  3. Жесткое регламентирование деятельности регионального ТВ из центра, диктат местного партийного руководства вели к выше­указанным негативным явлениям, вдобавок еще более снижая ав­торитет местных телеорганизаций (иногда этот «авторитет» стано­вился величиной отрицательной. Однако справедливости ради надо сказать, что в отдельных случаях местные тележурналисты вопре­ки всему создавали популярные телепрограммы, в творческом от­ношении опережая окостеневшее ЦТ).
  4. Коммунистические идеологии недавнего прошлого проводи­ли весьма зыбкую грань между национальным и национализмом, а последний, трактуемый лишь с позиции «революционного пра­восознания», влек за собой жесткие репрессии, поэтому нацио­нальное на ТВ по преимуществу выражалось лишь в языке вещания. Наконец, телевизионное вещание в СССР осуществлялось на 45 языках, а проживали на его территории больше ста наций и народностей.
  5. Бюрократическая система централизованного управления счи­тает свою деятельность самоценной и самодостаточной, стремится к выработанным ею же абстрактным унифицированным показате­лям, омертвляя любое живое дело, препятствуя любым формам прогресса в любой области, не укладывающимся в рамки плано­вой системы и устоявшихся традиций.

Именно поэтому первые признаки крушения тоталитарного режима, признания принципов парламентаризма, многопартий­ности и плюрализма мнений со всей очевидностью продемонст­рировали, что система Гостелерадио изжила себя и требует таких же радикальных преобразований, как и многие другие социаль­но-политические институты в стране.

Движение к гражданскому обществу, строительство обществен­но-правового телевидения требуют совершенствования законода­тельной базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой инфор­мации снял некоторые проблемы во взаимоотношениях властных структур и журналистских коллективов, обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного числа специфических телевизионных проблем.

Дальнейшему совершенствованию отечественной системы те­левещания способствовало бы достижение основных целей, сфор­мулированных авторитетной международной Комиссией по по­литике в области радио и телевидения («комиссия Картера—Сагалаева»):

  1. внедрение неизменной, предсказуемой, рациональной и независимой от политических соображений системы лицензиро­вания;
  2. диверсификация владельцев средств распространения ра­дио- и телесигналов;
  3. поощрение перехода от связанного с государством к него­сударственному общественному вещанию и создание надлежащих источников финансирования общественного телевидения;
  4. использование преимуществ новейшей телекоммуникацион­ной технологии для расширения разнообразия источников ин­формации и снижение расходов на содержание телепрограмм.

Сюда же следует отнести два принципиально новых явления, получивших развитие на отечественном ТВ в самое последнее время:

  1. переход от жесткой вертикали (вершина пирамиды — Гос­телерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, об­ластные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным свя­зям между различными телеорганизациями;
  2. освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа рас­пространения телепрограмм.

Оба эти явления взаимосвязаны.

Наиболее простая форма горизонтальных связей — ассоциа­ция. Первая в России Международная ассоциация радио и телеви­дения (МАРТ) образовалась в 1991 г. как союз кабельного и эфир­ного телевидения (СКЭТ). В настоящее время МАРТ объединяет 70 региональных телестанций. Ассоциация помогает своим членам правильно оформить лицензии, приобрести необходимое обору­дование и съемочную технику, предоставляет высококвалифици­рованные юридические консультации, бесплатно обеспечивает информацией с помощью ежемесячного бюллетеня «Март».

Ассоциация спутникового телевидения (ACT) была создана в 1996 г. как открытое акционерное общество. «Телеканал 2 х 2» на­чал реализацию проекта ACT в августе 1995 г. на базе существую­щей собственной сетки дневного вещания. Этот проект предусмат­ривал распространение ТВ-программ из Москвы через систему спутниковой связи на всю территорию России, стран—членов СНГ, места компактного проживания русскоязычного населения (стра­ны Балтии, Болгария, Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с включением собственных программных блоков.

К середине 1996 г. успешно завершены несколько этапов реа­лизации проекта, что позволило перейти на вещание 17,5 часа в сутки, к жесткому сетевому программированию, сформировать ос­новы сети. Телеаудитория в Российской Федерации, получающая программы ACT, составляла 25 млн. человек (214 городов и насе­ленных пунктов, исключая московский регион) и 24 млн. человек в странах СНГ.

Партнерские отношения с региональными телекомпаниями — основной принцип работы ACT. Сотрудничество с открытыми те­леканалами не предусматривает оплаты программ. Региональным телекомпаниям ежедневно предоставляется около 50 минут для раз­мещения местной рекламы в программах ACT. Также для них пре­дусмотрены окна общим объемом не менее четырех часов прайм-тайм (по местному времени). Доход от размещения местной рекла­мы принадлежит региональным телекомпаниям.

На 1 января 1997 г. программу телеканала ACT могли смотреть в 270 городах и населенных пунктах, исключая московский регион. Вот такое «наследство» получила новая телекомпания «ТВ-Центр», вещающая на третьей «кнопке» метрового диапазона (вместо МТК и «2 х 2»).

В 1996 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания Рос­сийской Федерации (ФСТР) создает Фонд федеральных проектов и целевых программ телевещания (ТВ-фонд), деятельность кото­рого включает:

— обеспечение региональных телекомпаний РФ отечествен­ной телевизионной продукцией (цикловыми телепрограммами и фильмами);

— организацию производства и распространения телепрограмм с участием региональных телекомпаний;

— организацию и проведение конкурсов, смотров, фестива­лей, семинаров и других мероприятий, способствующих обмену опытом и повышению уровня регионального телевидения РФ;

— осуществление телевизионных проектов и целевых программ телевещания, имеющих федеральное значение.

Договоры на регулярное получение телепродукции в 1996— 1997 гг. от ТВ-фонда заключили ГТРК республик Хакасия и Ма­рий Эл, Камчатка, Бурятия, Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Ев­рейская автономная область и еще 50 областных и краевых госу­дарственных телерадиокомпаний.

Типичное явление последних лет — межрегиональные телеассо­циации. Союз независимых телерадиокомпаний Кубани «Контраст» создан в 1996 г. с целью расширения рекламного рынка, совместной закупки телепродукции, обмена информацией и объединяет 29 ТРК Краснодара, Новороссийска, Армавира, Геленджика, Сочи, в том числе небольшие компании станиц Мостовая, Отрадная, Полтав­ская и др.

Телеканал «Восток» объединил 24 телекомпании: «10-й канал» (Екатеринбург), «Панорама» (Асбест, Свердловская обл.), «Ветта» (Пермь), «Антенна-7» (Омск), «Телемагнит» (Магнитогорск) и др. В каждой из компаний ежедневно от 17.00 до 00.00 по местному времени идет четырехчасовой блок программ телеканала «Восток»: художественный фильм, сериал, мультфильм, развлекательная программа, документальный фильм.

Сюда же следует отнести такие общественные некоммерческие организации, как Национальная ассоциация телевещателей (HAT) и Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ).

HAT создана в 1995 г. Основные направления деятельности:

  • представительство и защита интересов телевещателей в зако­нодательных и исполнительных органах государственной власти (Го­сударственная дума, Совет Федерации, ФСТР России, Министер­ство связи РФ, Госсвязьнадзор, федеральная и региональные на­логовые службы);
  • информационное обеспечение телекомпаний в вопросах за­конодательства, налогообложения, технического контроля, лицен­зирования и др.;
  • практическое содействие членам ассоциации в профессио­нальной подготовке кадров;
  • расширение деловых международных контактов на реклам­ном, программном и техническом рынках с предоставлением рав­ных возможностей всем членам HAT.

Ассоциация разрабатывает спецификацию оборудования по зап­росам телекомпаний и ведет переговоры с фирмами по групповым закупкам с предоставлением пакета льгот и скидок для членов HAT.

Согласно уставу HAT, единственным условием членства в ас­социации является наличие государственной лицензии на веща­ние и соблюдение правовых и этических профессиональных норм деятельности. Сходные задачи ставит перед собой Российская ас­социация региональных телекомпаний:

  • защита интересов телекомпаний—членов РАРТ в федераль­ных органах государственной власти;
  • представление интересов своих членов в международных не­правительственных организациях;
  • организация и проведение консультаций и семинаров по ши­рокому кругу вопросов правового обеспечения деятельности реги­ональных телекомпаний;
  • информационные услуги по широкому спектру организацион­ных, технологических и материально-технических проблем, свя­занных с развитием российской телевизионной сети;
  • проведение ежегодного фестиваля российских региональных телекомпаний.

Членами РАРТ являются 58 телекомпаний от Архангельска до Ярославля.

Первой сетевой принцип распространения телепрограмм на­чала осваивать МНВК «ТВ-6 Москва». Таким же путем пошли вла­дельцы Рен-ТВ, сделав своим партнером в регионах независимую вещательную систему (НВС), которая объединяет 125 региональ­ных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ.

Независимая вещательная система (НВС) — одна из первых телевизионных сетей, объединившая региональные негосударствен­ные телекомпании России и СНГ. Программы НВС транслируются национальными телевизионными сетями Украины («УШКА»), Ка­захстана и Киргизии («Сары-Арка»), Белоруссии («ТВС»), Мол­довы («DTG»), Грузии («TNG») и Армении («НВС Армении»).

НВС образовалась в 1993 г. из небольшой группы независимых телекомпаний и в настоящее время объединяет 62 телевизионные станции России, охватывающие своим вещанием 95 городов. Зри­телям предлагается широкий набор высококлассных программ, ко­торые транслируются станциями сети по жесткому сетевому рас­писанию. Однако внутри сетевого программирования предусмотрены значительные окна для местных программ, имеющих в про­винции высокие рейтинги. Объединение сети НВС с одним из луч­ших производителей телевизионных программ — телекомпанией «Рен-ТВ» дало мощный импульс для развития сети. Лучшие про­граммы «Рен-ТВ» уже заняли свое место в программной сетке НВС. Для реализации совместного проекта «Рен-ТВ — НВС», осуществ­ление которого началось в январе 1997 г., было приобретено уни­кальное программное обеспечение. Впервые в Россию был продан пакет программ, содержащий такие мировые хиты, как «Секрет­ные материалы», «Закон Лос-Анджелеса», мультсериал «Симпсоны», большой пакет художественных фильмов и другие програм­мы, имеющие высокие рейтинги во всем мире.

НВС — добровольное объединение телекомпаний. Для вступле­ния в него в первую очередь необходимо желание самой телеком­пании работать по принципам телесети. Вступительные или какие-либо другие взносы не требуются.

Самая молодая российская телевизионная сеть — СТС, создан­ная на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Стори-Ферст», контролирующей более 40 телеорганизаций Вос­точной Европы, начала работу 1 декабря 1996 г. Вещание на терри­тории России от Калининграда до Красноярска ведется со спутника «Горизонт» в цифровом стандарте с временным сдвигом 0, +2, +4, +6 часов для соответствия местному времени региональных теле­станций, что обеспечивает выход программ в удобное для зрите­лей время.

Сеть располагает мощной инвестиционной базой для закупки и собственного производства программ. В сетке вещания СТС со­блюдается строгий баланс между отечественными, европейскими и американскими передачами. Команда профессионалов, работающих в СТС, наладила тесные отношения с ведущими мировыми произ­водителями телевизионной продукции — студиями «Уолт Дисней», «Уорнер Бразерс», «Нью Уорлд». Событиями стали премьеры кана­ла — сериалы «Красавица и чудовище», «Альф», «Даллас».

Департамент развития сети СТС активно заключает договоры с региональными телевизионными станциями, которые хотят присое­диниться к сети СТС. К 1997 г. сетевые договоры подписали более 80 телекомпаний, которые транслируют программы в 95 городах 44 регионов России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ека­теринбурге, Перми, Самаре, Омске, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Саратове, Краснодаре, Ставрополе, Тамбове, Липец­ке, Орле, Рязани, Новгороде, Ярославле, Воронеже и др.

Впервые в практике отечественного телевещания телекомпа­ния СТС в марте 1997 г. начала многопоясную передачу сигнала в режиме реального времени для каждого из часовых поясов. Таким образом, уходит в прошлое громоздкое и дорогостоящее вешание на каждый часовой пояс в отдельности.

Для формирования программы в студии применяется самое современное цифровое оборудование, впервые использована ком­бинация ленточной и дисковой технологий.

Традиционная выдача программ с видеолент осуществляется в автоматическом режиме: группа выпуска формирует в компьюте­ре «play-лист» с порядком прохождения программ, компьютер уп­равляет роботизированным портом, который включает в себя че­тыре цифровых видеомагнитофона, шкаф для хранения готовых к эфиру видеокассет и робота с «лапой»-манипулятором для сме­ны кассет в соответствии с «play-листом». Перед эфиром кассеты закладываются в шкаф, каждая кассета снабжена штрих-кодом для фотосчитывателя, робот перед эфиром проверяет кассеты на соответствие утвержденной программе и производит зарядку кас­сет в нужной последовательности. «Сердцем» многоканальной си­стемы является видеосервер-накопитель, обеспечивающий возмож­ность передачи нескольких цифровых сигналов с временным сдви­гом на все часовые пояса. Контроль над работой всей передающей системы осуществляют всего два человека: выпускающий и инже­нер.

Освоение сетевого принципа организации телевещания успешно проходит и в регионах. Негосударственная телекомпания «Ника-ТВ» (Калуга) с целью расширения зрительской аудитории объе­динила в сеть вещания 14 других независимых телекомпаний как равноправных партнеров, участвующих в формировании общей программной политики.

Межрегиональная телесеть «Кавказский регион» объединила не­зависимые телекомпании Армавира, Владикавказа, Кисловодска, Лермонтова, Нальчика, Пятигорска, Ставрополя и Черкесска. В подобную телесеть «Сибирский регион» входят телекомпании Бар­наула, Бийска, Владивостока, Иркутска, Кемерова, Красноярс­ка, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ и Хабаровска.

Антенное (или эфирное) телевидение, исчерпав возможности метрового диапазона, все активнее использует дециметровый. Рас­тет число кабельных сетей, меняется характер вещания КТВ — ухо­дит в прошлое пиратский прокат зарубежных кинолент, большин­ство станций использует только лицензионную продукцию, а так­же готовит собственные передачи. Все большее развитие получает спутниковое телевидение, в начале 90-х гг. казавшееся чрезвычай­но далекой перспективой. Большой резонанс получило осуществ­ление проекта «НТВ плюс» — создание первых отечественных каналов спутникового телевещания: I — «Спорт», II — «Музыка», III — «Мир кино», IV — «Наше кино».

Опережающими темпами развивается региональное телевеща­ние. В Нижегородской области, кроме государственной телерадио­компании «Нижний Новгород», вещает десяток других: «ННТВ» (уч­редитель — областное Законодательное собрание, арендует 4-й мет­ровый канал у областного телецентра, вещание по понедельникам, четвергам и пятницам); коммерческие станции «Сети НН» (свой 12-й метровый канал); «Волга» (свой 7-й метровый канал); «Стре­жень» (свой 49-й дециметровый канал); «Нижегородская ярмарка» (3 часа в эфире на канале телекомпании «Волга»); «Ника-ТВ» (свой 31-й дециметровый канал, среди учредителей — американская ком­пания GFC); «Эйкел-ТВ» (свой 44-й дециметровый канал). Кроме того, в Дзержинске работает телекомпания «Ока-ТВ» — дочернее предприятие телекомпании «Волга», в Сарове — «Канал-16», в Арзамасе — муниципальная телекомпания.

В Красноярском крае, кроме ГТРК, работает знаменитая ком­пания «Афонтово», имеющая два своих канала — 9-й метровый и 22-й дециметровый; вещает круглосуточно, входит в независимую вещательную сеть, ретранслирует программы НТВ, Рен-ТВ, а также WTH, готовит ежедневные «Новости» (хронометраж 25 мин), ежед­невный информационно-развлекательный блок «Утренний кофе с Афонтово» (2,5 часа), еженедельную аналитическую программу, детскую — «Решето чудес», «Спорт-ревю», «Ева+» и др.

В краевом центре работают коммерческие телестанции «ТВК — 6-й канал» (учредители — алюминиевый завод и «Стройкомбанк»), «Прима-ТВ», «Телесфера», «Русская студия» (во всех учредите­ли — физические лица).

Есть ГТРК в Норильске и на Таймыре. В Норильске также рабо­тает коммерческая телекомпания «Модем», в Канске — «Канск — 5-й канал», в Ачинске — «Ачинск-ТВ», в Железногорске — «Ка­нал-12» и «Эридан».

По данным Госкомстата России, население России на 1 янва­ря 2000 г. составило 145 561,1 тыс. человек; в «телевизионном воз­расте» — около 140 млн.; 97% семей имеют один и более телевизион­ных приемников, 90% из них — цветного изображения (почти полное вытеснение черно-белых телевизоров — один из первых признаков «телевизионной революции» в постперестроечное вре­мя).

Исследователи телеаудитории отмечают заметное увеличение времени (до 4,5 часа в сутки), которое расходуется на просмотр телепередач. Это еще одна особенность переходного периода, во многом объясняемая кризисом большинства учреждений культуры, дороговизной прессы и другой печатной продукции, безрабо­тицей и неполной занятостью и т. д. В больших городах увеличилась аудитория дневных и особенно ночных телепрограмм, в провин­ции телепросмотр раньше начинают и раньше завершают.

Внедрение рыночных отношений, различных форм собствен­ности, свободное, нерегламентируемое ничем, кроме законов, развитие вызвали к жизни принципиально новую телевизионную ситуацию в стране. Происходит тот самый количественный ска­чок, прорыв на отечественном фронте телевизионной многопрог­раммности, о котором в советские времена нельзя было даже по­мыслить.

В процессе бурного развития телесистемы важно осмыслить не­обходимость сохранения вещательной структуры, соответствующей бывшему общесоюзному телевещанию. Приведем некоторые аргу­менты в пользу упрочения, развития и совершенствования на но­вом витке исторической спирали по-своему уникального явления, называвшегося Центральным телевидением:

  1. Существующая материально-техническая база бывшего об­щесоюзного ТВ при всех своих недостатках в ряде основополагаю­щих компонентов не подлежит дроблению, если мы не хотим по­просту уничтожить сложную коммуникационную систему. Спут­ники связи можно использовать для получения телесигнала на локальной территории, но этот сигнал все равно будет доступен в куда более обширном радиусе действия ИСЗ. И хотя запуск спут­ника стоит не так уж дорого (60 млн. рублей в масштабе цен конца 90-х гг.), дело даже не в том, что индивидуальные ИСЗ нерента­бельны для небольшой территории, — куда важнее, что и про­странство космоса (околоземного пространства) небеспредельно, и число вещательных частот ограничено.
  2. Борьба за общее экономическое пространство на территории бывшего СССР, как считают специалисты, — залог будущего оз­доровления экономики. В то же время общее единое телекоммуни­кационное пространство — очевидная реальность, созданная име­ющейся материально-технической базой телевидения.
  3. Чрезвычайно важным фактором является почти полное со­впадение телекоммуникационного пространства с информацион­ным пространством, т.е. наличие общезначимой информации и потребность в ней совпадают с возможностями ее распростране­ния. Специфическую информацию, характерную для того или иного региона, той или иной группы общества (части аудитории), рас­пространяют региональные, профильные телеканалы. Но существует и более общий пласт информации, представляющий интерес для совокупности аудиторий, имеющих возможность приема интегрированного (центрального) телеканала, который должен стать сред­ством обмена телевизионной, информацией, средством межнацио­нального, межгосударственного общения. Это уже экстерритори­альный, транснациональный телеканал, распространяющий ин­тегрированные программы.
  4. Общая природа изобразительных средств, видеоязыка совре­менного телевидения очевидна. Содержание любой «картинки», появляющейся на экране телевизора, понятно каждому телезрите­лю. Однако главным носителем содержательной информации (идеи, мысли) является вербальный язык как составная часть аудиовизу­ального образа. Языковой барьер непреодолим в коммуникацион­ном акте, в процессе обмена информацией. Но в телекоммуникацион­ном пространстве бывшего Советского Союза данной проблемы прак­тически не существует, ибо издавна установившееся официальное двуязычие во всех национальных образованиях, широкое распрост­ранение русского языка как средства межнационального общения делает доступной любую информацию на одной шестой части пла­неты и везде, где есть русскоязычное население. Таким образом, телевидение становит


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.013 с.)