Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие правила выполнения курсового проекта

Поиск

Тему проекта студент выбирает по шифру (тема 18 и 19 выполняются по желанию студента).

 

Начальная буква фамилии студента Последняя цифра учебного шифра
                   
А – Е                    
Ж – М                    
Н – Т                    
У – Ш                    
Щ – Я                    

 

Исходная экономическая информация должна быть за последние 3 года, а по отдельным вопросам за 7-10 лет. По результатам обработки цифровых данных составляются таблицы, диаграммы, графики, которые должны иметь название, соответствующее содержанию.

Обработку экономической информации студент может проводить на ПЭВМ.

Курсовой проект можно выполнять по предприятиям АПК (Агропромышленный комплекс), независимо от организационно-правовых форм собственности, можно также использовать сводные материалы района (ов), области и РФ.

 

Примерная структура курсового проекта и статистические

Методы используемые в исследовании

 

 

Курсовой проект должен включать:

Титульный лист с указанием министерства, академии, кафедры, темы курсового проекта, Ф. И. О. студента, города и года.

Содержание, располагаемое на второй (после титульного листа) странице, где приводятся названия разделов и подразделов с указанием их начальных страниц напротив последней строчки каждого названия.

Введение (не более 2 стр.). Во введении отображаются актуальность темы, цель исследования, задачи, объект и предмет исследования, статистические методы и источники экономической информации.

 

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева»

 

 

Кафедра «Экономического анализа и статистики»

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

 

  Факультет________________________ Специальность____________________ Группа___________________________ Ф.И.О.___________________________

 

 

Рязань –200_ г.

После введения следует изложение материала по разделам:

 

Раздел 1.Теоретические положения изучаемого вопроса ( 5 стр. )

1.1. Характеристика теоретических вопросов

1.2. Система показателей по теме исследования.

В этом разделе необходимо рассмотреть основные теоретические положения и систему литературных источников. По тексту должны быть ссылки на номера литературных источников, которые даны в конце проекта (например, [3], [15] и т.д.).

Раздел 2. Современное состояние организации и анализ предмета исследования (7-9 стр.)

2.1. Экономическая характеристика организации

2.2. Анализ предмета исследования

В этом разделе дается экономическая характеристика объекта и анализ предмета исследования за последние 3 года.

Вступительная часть должна содержать информацию о местонахождении хозяйства, условиях производства, рынках сбыта.

 

Таблица 1 - Состав и структура земельного фонда

 

Виды угодий 200_ г. 200_ г. 200_ г. Отклонение
Га % га % га % Га %
Общая земельная площадь   100,0   100,0   100,0    
в т.ч. с-х. угодья                
из них: пашня                
Сенокосы                
Пастбища                
Леса и кустарники                
Пруды и водоемы                
Приусадебные участки                
Прочие земли                

 

Анализ приведенных в таблице данных и выводы рекомендуется делать по показателям, содержащимся в последней графе «отклонение» (увеличение или уменьшение в гектарах и в процентах).

Данные таблицы 1 необходимо отразить в виде диаграммы (состав и структура земельных угодий за 3 года).

Таблица 2 - Динамика показателей размера организации (полное название)

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. Относительное отклонение %
Валовая продукция (в сопоставимых ценах 1994 года), тыс. руб.        
Денежная выручка, тыс. руб.        
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов с.-х. назначения, тыс. руб.        
Площадь сельхозугодий, га в т.ч. пашни        
Среднегодовая численность работников, чел.        
Поголовье скота, усл. гол.        

 

Анализ и выводы.

Таблица 3 - Состав и структура товарной продукции организации (полное название)

Виды Продукции 200_ г. 200_ г. 200_ г. В среднем за 3 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Зерно                
Картофель                
и т.д.                
Растениеводство - всего                
Молоко                
Реализация КРС                
и т.д.                
Животноводство - всего                
Прочая с.-х. продукция                
Итого                

 

На основе последней колонки рассчитывается совокупный коэффициент специализации:

Если 20 % -максимальное значение, 16 % -следующее наибольшее число и т.д. С повышением уровня специализации совокупный коэффициент возрастает к единице. По данным «В среднем за 3 года» сделать круговую диаграмму.

 

Таблица 4 - Эффективность производства в...(название организации)

Показатели Го-ды     Относительное отклонение %
Приходится на 100 га с\х угодий: 1. Производственных основных фондов с\х назначения, тыс. руб. 2. Текущих производственных затрат, тыс. руб. 3. Энергетических мощностей, л.с. 4. Затрат живого труда, чел.-ч. 5. Условных голов скота        
Электровооруженность труда, кВт.ч.        
Количество внесенных на 1 га пашни удобрений: - минеральных, кг д.в. - органических, т        
Получено в расчете на 100 га с\х угодий: Валовой продукции, тыс. руб. Денежной выручки от реализации продукции, тыс. руб. Прибыли, тыс. руб.        
Произведено валовой продукции на одного среднегодового работника, тыс. руб.        
Уровень рентабельности, %        
Урожайность, ц/га: - зерновых - картофеля и т.д.        
Среднегодовой удой молока от одной коровы, кг        
Среднесуточный прирост, г: - крупного рогатого скота - свиней и т.д.        

После краткого анализа эффективности производства в конкретной организации изучается оснащенность предприятия основными фондами и эффективность их использования.

Таблица 5 - Оснащенность основными фондами сельскохозяйственного назначения и экономическая эффективность их использования

  200_ г. 200_ г. 200_ г. Относительное отклонение %
Стоимость валовой продукции с-х. производства (в сопоставимых ценах 1994 г.), тыс. руб.        
Среднегодовая стоимость основных фондов с-х. назначения, тыс. руб.        
Площадь с-х. угодий, га        
Среднесписочная численность с-х. работников, чел.        
Фондооснащенность, тыс. руб.        
Фондовооруженность, тыс. руб.        
Фондоотдача, руб.        
Фондоемкость, руб.        

После анализа основных фондов для тех тем, которые связаны с производством какой либо продукции в курсовом проекте дается динамика эффективности производства конкретного продукта.

Таблица 6 - Динамика эффективности производства... (конкретного продукта)

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. Относительное отклонение %.
Площадь, га (или поголовье, гол.)        
Валовое производство, тыс. ц.        
Урожайность, ц (или продуктивность с.-х. животных)        
Затраты труда, чел.-ч.: на 1 га (или 1 гол.); на 1 ц продукции        
Затраты средств в тыс. руб.: на 1 га (или 1 гол.); на 1 ц продукции        
Прибыль, тыс. руб.: на 1 га (или 1 гол.); на 1 ц продукции        
Уровень рентабельности, %        

 

Таблица 7 - Значение... (конкретного продукта)

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г.
Доля продукта, % в:      
- валовой продукции      
- товарной продукции      
- затратах труда      
- затратах средств      
- прибыли      

 

Раздел 3. Статистический анализ предмета исследования и расчета резерва (10 стр.)

3.1. Ряды динамики, основная тенденция и прогнозирование

3.2. Разложение сложных относительных величин

3.3. Система сложных и взаимосвязанных индексов

3.4. Статистические группировки и корреляционно-регрессионный анализ

 

В этом разделе на основе применения методов определения тенденции, прогнозирования, показателей рядов динамики, разложения сложных относительных величин, индексов, группировок, корреляционно-регрессионного метода необходимо определить резервы с указанием экономического эффекта, который может быть получен от их использования в производстве.

 

Таблица 8 - Показатели динамики...

 

Годы Уровень ряда Абсолютный прирост Темпы роста, % Темпы Прироста, % Абсолют-ное значение 1 % прироста
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
  y1 - -   - Из темпов роста -
  y2 y2-y1 y2-y1 y2/y1ž100 y2/y1ž100 Вычесть 100,0 по 0,01žy1
  y3 y3-y1 y3-y2 y3/y1ž100 y3/y2ž100 Базисным и цеп- 0,01žy2
  y4 y4-y1 y4-y3 y4/y1ž100 y4/y3ž100 ным темпам прироста 0,01žy3
                 

 

Среднегодовой абсолютный прирост где n- число лет.

Среднегодовой темп роста где n- число лет (для расчета показателей динамики необходима исходная информация за 5-10 лет)

Среднегодовой темп прироста %

Средний уровень

Одним из методов анализа и обобщения рядов динамики является выявление основной тенденции.

Таблица 9 - Определение основной тенденции...

Годы Уровень ряда Обозначение времени, t t2 yžt Выровненное значение (y - )2
  y1 -2   -2y1 y1=a+b(-2) (y1 - 1)2
  y2 -1   -y2 y2=a+b(-1) и т.д.
  y3       y3=a+b(0)  
  y4     y4 y4=a+b(1)  
  y5     y5 y5=a+b(2)  
Итого            

Выравнивание по прямой имеет выражение где

t - условное обозначение времени,

a и b - параметры искомой прямой, которые находятся из решения системы уравнений:

Поскольку , то

Эта модель пригодна, если абсолютные цепные приросты примерно равны. В противном случае надо брать другую функцию (см. учебник).

Расчет ошибки

Прогнозируемый уровень: =(a + bžt) ± S, где t будет соответствовать временному обозначению прогнозируемого года.

Показатели колеблемости (вариации):

 

Расчет должен быть подкреплен графическим изображением фактических и выровненных значений исследуемого явления.

Метод статистических группировок студент может использовать на материалах сводных отчетов районов области или одного предприятия(например группировка по анализу работ доярок за последний год).

Порядок расчетов:

1. Определить величину интервала по группировочному признаку (например, по расходу кормов на голову, дозам внесения удобрений)

 

, где

 

xmax и xmin - соответственно наибольшее и наименьшее значения признака;

n- число групп

, где

 

N -численность районов или других единиц наблюдения

2. Выделение групп:

I группа = , например 25 + 5 =до 30,0

II группа с 30,1 до 35,0

III группа свыше 35, 0

3. Построить рабочую таблицу (курсовом проекте ее можно вынести в приложение).

В ней получают итоговые данные по каждой группе в целом:

 

Таблица 10 – Группировка по расходу кормов

Группы по расходу кормов на 1 голову, ц к.ед. Число хозяйств в районе Количество коров Валовой надой молока, ц и т.д.
До 30,0        
30,1-35,0        
Свыше 35,0        
В среднем        
Итого        

 

4. Оформляется таблица для анализа и определения резервов:

 

Таблица 11- Расчет удоя на 1 корову

Группы по расходу кормов на 1 голову, ц к.ед. Число хозяйств в районе Удой на 1 корову, кг и т.д.
До 30,0      
30,1-35,0      
Свыше 35,0      
В среднем      
Итого      

 

Удой на одну корову находится по рабочей таблице отношением валового сбора молока к численности коров по каждой группе и в среднем по всем хозяйствам.

5. Сравнивая наилучшую и наихудшую группу студент должен показать общие резервы для худшей группы при значении фактора лучшей группы. Можно также определить показатели взаимосвязи.

Корреляционно-регрессионный метод применяют для определения тесноты и направления взаимосвязи между результативным и факторным признаками.

Для показателей за один год расчеты можно произвести по следующим формулам (для линейной модели):

Коэффициент корреляции (парный):

, где

y- результативный признак;

x- факторный признак;

; :

Коэффициент корреляции изменяется в пределах 0 ± 1.

 

Таблица 12 - Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции

Показатели Результативный показатель (У) Факторный показатель (Х) У2 Х2 ХУ
Районы          
Или          
Хозяйства          
И т.д.          
           
         

 

Коэффициент детерминации D = r2 показывает на сколько процентов вариация результативного признака объясняется различиями факторного признака. Если r = 0,8, то r2 = 0,64, следовательно на 64 % вариация y связана с изменениями х.

Ошибка коэффициента корреляции:

;

Если tф больше, чем значение t 0,05 (0,01) (по таблице Стьюдента), то взаимосвязь статистически достоверна.

Коэффициент регрессии определяется в результате решения системы уравнений:

если y = a + bx, то , где

b- коэффициент регрессии.

Он показывает на сколько единиц в среднем изменяется результативный признак при изменении фактора на единицу.

Если корреляционный анализ проводится в динамике, т.е. по годам (не менее 10 лет), тогда приближенные расчеты можно получить через цепные абсолютные приросты или через отклонения фактических значений у от расчетных (выровненных) значений у; аналогично рассчитываются отклонения по х.

Для парной взаимосвязи можно использовать следующие формулы:

- коэффициент корреляции;

r2 - коэффициент детерминации;

-коэффициент регрессии.

 

Таблица 13 - Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции

 

Годы Результативный показатель (У) Факторный показатель (Х)
199_              
200_              
и т.д.              
               
             

 

Множественная корреляционная зависимость выражается уравнением:

Множественный коэффициент корреляции:

, где

a1, a2..., аn - частные коэффициенты регрессии, они вычисляются из системы уравнений, для этого можно использовать ПЭВМ или рассчитать самостоятельно (см. учебник).

Резервы и прогнозируемый уровень определяются теми же способами, которые указаны для парной зависимости.

Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменяется в среднем значение у при изменении фактора на 1 %.

Для индивидуальных и групповых показателей используют формулу:

; , где

Эср - средний коэффициент эластичности;

t - частоты или Э1= а1 ž х1ср : уср; Э2= а2 ž х2ср : уср и т.д.

Бета-коэффициент показывает, на сколько среднеквадратических отклонений изменяется в среднем результативный признак при изменении факторного на одно среднеквадратическое отклонение:

;

и т.д.

Далее представлены общие индексы, используемые для написания курсового проекта, с расшифровкой значений.

 

 


Наименование индекса Формула расчета индекса Что показывает индекс Что показывает значение индекса, уменьшенное на 100%, т.е. 1-100 Что показывает разность числителя и знаменателя
Индекс физическо­го объема продук­ции Во сколько раз изменилась стоимость продукции в результате изменения объема ее производства, или сколько процентов составил рост (снижение стоимости продукции из-за изменения ее физического объема На сколько процен­тов изменилась стоимость продук­ции в результате изменения объема ее производства На сколько рублей изменилась стоимость продукции в ре­зультате роста (уменьшения) объема ее производства
Индекс цен Во сколько раз изменилась стоимость продукции в результате изменения цен, или сколько процентов составил рост (снижение) стоимости продукции из-за изменения цен На сколько процен­тов изменилась стоимость продук­ции в результате изменения цен На сколько рублей изменилась стоимость продукции в ре­зультате роста (уменьшения) цен
Индекс стоимости продукции (това­рооборота) Во сколько раз возросла (уменьши­лась) стоимость продукции, или сколько процентов составил рост (сни­жение) стоимости продукции в теку­щем периоде по сравнению с базис­ным На сколько процен­тов возросла (уменьшилась) стоимость продук­ции в текущем пе­риоде по сравне­нию с базисным На сколько рублей увеличи­лась (уменьшилась) стоимость продукции в текущем перио­де по сравнению с базисным
Индекс физическо­го объема продук­ции Во сколько раз изменились издерж­ки производства продукции в резуль­тате изменения объема ее производ­ства, или сколько процентов составил рост (снижение) издержек производ­ства продукции из-за изменения фи­зического объема ее производства На сколько процен­тов изменились из­держки производ­ства продукции в результате измене­ния объема ее про­изводства На сколько рублей изменились издержки производства про­дукции в результате роста (уменьшения) объема ее про­изводства
Индекс себестои­мости продукции Во сколько раз изменились издерж­ки производства продукции в резуль­тате изменения себестоимости про­дукции, или сколько процентов соста­вил рост (снижение) издержек про­изводства продукции из-за изменения ее себестоимости На сколько процен­тов изменились из­держки производ­ства продукции в результате измене­ния ее себестоимо­сти На сколько рублей изменились издержки производства в ре­зультате роста (уменьшения) себестоимости продукции

Наименование индекса Формула расчета индекса Что показывает индекс Что показывает значение индекса, уменьшенное на 100%, т.е. 1-100 Что показывает разность числителя и знаменателя
Индекс издержек производства Во сколько раз возросли (уменьши­лись) издержки производства продук­ции, или сколько процентов составил рост (снижение) издержек производ­ства продукции в текущем периоде по сравнению с базисным На сколько процен­тов возросли (умень­шились) издержки производства про­дукции в текущем периоде по сравне­нию с базисным На сколько рублей увеличи­лись (уменьшились) издержки производства продукции в те­кущем периоде по сравнению с базисным
Индекс физическо­го объема продук­ции Во сколько раз изменились затраты времени на производство продукции в результате изменения объема ее производства, или сколько процентов составил рост (снижение) затрат вре­мени на производство продукции из-за изменения физического объема ее производства На сколько процен­тов изменились за­траты времени на производство про­дукции в результа­те изменения объе­ма ее производства На сколько человеко-часов возросли (уменьшились) за­траты времени на производст­во продукции в результате роста (уменьшения) объема производства продукции
Индекс трудоемко­сти Во сколько раз изменились затраты времени на производство продукции в результате изменения ее трудоем­кости, или сколько процентов соста­вило снижение (рост) затрат време­ни на производство продукции из-за изменения ее трудоемкости На сколько процен­тов изменились за­траты времени на производство про­дукции в результа­те изменения ее трудоемкости На сколько человеко-часов возросли (уменьшились) за­траты времени на производст­во продукции в результате роста (уменьшения) ее трудо­емкости
Индекс затрат вре­мени на производ­ство продукции Во сколько раз изменились затраты времени на производство продукции, или сколько процентов составил рост (снижение) затрат времени на произ­водство продукции в текущем перио­де по сравнению с базисным На сколько процен­тов изменились за­траты времени на производство про­дукции в текущем периоде по сравне­нию с базисным На сколько человеко-часов увеличились (уменьшились) затраты на производство про­дукции в текущем периоде по сравнению с базисным

Расчет резервов проводят на основе коэффициентов регрессии. Порядок расчета:

1. Проведение корреляционно-регрессионного анализа, оценка результатов на существенность

2. Вносится предложение по совершенствованию производственной или финансовой деятельности организации.

3. Дается экономическое обоснование выдвинутого предложения.

4. Проводится расчет увеличения (снижения) результативного признака на основе выдвинутого предложения.

Пример:

Допустим, необходимо определить взаимосвязь между урожайностью зерновых и сроками их уборки. Проводим расчеты.

Таблица 14 - Расчетные данные для определения показателей взаимосвязи

Годы Урожайность зерновых, ц/га, у Сроки уборки, дней, х
  21,5   - - - - -
  22,4   0,9 -3 0,8   -2,7
  23,7   1,3 -1 1,69   -1,3
  19,8   -3,9   15,21   -31,2
  20.4   0,6 -2 0,36   -1,2
  21,7   1,6 -2 1,69   -2,6
  22,0   0.3 -3 0,09   -0.9
  21,1   -0,9   0,81   -2,7
ИТОГО         20,65   -42,6

Связь между урожайностью зерновых и сроками их уборки обратная (r < 0), тесная (|r| 1).

Изменения урожайности зерновых по годам анализируемого периода на 88,4% объясняются вариацией факторного признака. При снижении сроков уборки на 1 день урожайность зерновых возрастет на 4,3 ц/га.

 

В этой связи резервом увеличения урожайности зерновых культур является сокращение сроков их уборки.

В анализируемый организации площадь посевов зерновых в 2002 году составила 1350 га.

Организация имеет 6 действующих зерноуборочных комбайнов.

Нагрузка на 1 комбайн в сутки составляет:

га

При своевременном проведении ремонтов, бесперебойной разгрузке бункеров и достаточной обеспеченности горюче-смазочными материалами нагрузку на 1 комбайн можно увеличить до нормативно – 25 га в сутки.

Тогда сроки уборки зерновых культур составят: дней

Снижение факторного признака составит:

Прибавка урожайности зерновых: ц/га

Валовой сбор увеличится на: ц

Вывод: Своевременное проведение ремонтов уборочной техники, правильная организация уборки позволит снизить сроки проведения уборочной страды на 3 дня, что снизит потери урожая и позволит увеличить урожайность зерновых на 12,9 ц/га, валовой сбор при этом увеличится на 17415 ц.

В заключительном разделе курсового проекта Выводы и предложения в сжатой форме излагаются результаты исследования, выявленные резервы и предложения с указанием конкретных цифровых данных (до 2 стр.)

Список использованной литературы, где в алфавитном порядке перечисляются наименования литературных источников, использованных при выполнении курсового проекта, необходимо указать Ф.И.О. автора, наименование книги (статьи, журнала), место издания, издательство и год издания (не менее 10 источников).

 

 

4. Методические рекомендации по выполнению тем курсовых проектов

Тема 1. Статистический анализ сельскохозяйственных угодий и посевных площадей (или многолетних насаждений) и эффективность их использования

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.014 с.)