Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как агент распространения семян и плодов

Поиск

На протяжении большей части биологической истории зоологический вид человек разумный (Homo sapiens) был всего лишь одним из агентов зоохории. Но с началом развития цивилизации, с возникновением земледелия и скотоводства человек стал по существу новым агентом распространения диаспор, во многом сильно отличающимся от обыкновенных агентов зоохории, в том: числе и от остальных приматов. Великие переселения народов, войны, путешествия, торговые связи были мощным фактором в распространении не только семян и плодов, но и корневищ, клубней, луковиц и целых живых растений. Антропохории посвящено много работ, и она продолжает интенсивно изучаться. Воздействие человека на расселение растений продолжалось столь длительное время, что перед ботаниками очень часто встает вопрос, насколько естественно произрастание того или иного вида в данной стране. К сожалению, во многих случаях человек как агент разноса диаспор играл отрицательную роль. Речь идет о невольном, обычно совершенно бессознательном распространении сорных и вообще вредных растений. Но эта тема лежит уже вне рамок «Жизни растений».

 

19. Лесоводственные требования к технологиям лесозаготовок

До появления в лесосеках механизмов технология лесозаготовок была одна: дерево валилось топором или пилой, затем распиливалось (раскряжевывалось) на сортименты, сортименты вручную накатывались на подсанки и трелевались к дороге. Там сортименты грузились на подвижной состав и отправлялись на нижний склад, который размещался либо у железной дороги, либо у реки, по которой осуществлялась перевозка в баржах, либо сплав. При таких лесозаготовках урон биогеоценозам наносился минимальный. Сучья убирались под грабли и сжигались в кучах.

Внедрение тракторной трелевки в корне изменило технологию лесозаготовок. Отказались от раскряжевки хлыстов в лесосеке и раскряжевку перенесли на верхний склад, где оборудовались специальные эстакады, к которым тракторами подтаскивали хлысты деревьев (очищенные от сучьев деревья). В дальнейшем от раскряжевки хлыстов в лесу вообще отказались и стали вывозить целиком хлысты, а одно время и деревья вместе с кронами на нижний склад, где устанавливались поточные линии по раскряжевке хлыстов и сортировке сортиментов. Такая технология, но с обрезкой сучьев на верхнем складе сучкорезными машинами, сохранилась до настоящего времени.

Технологии лесозаготовок можно объединить в три большие группы:

1. С использованием тракторов с чокерной оснасткой (ТДТ-55, ТТ-4);

2. С использованием агрегатной техники (ЛП-19, ЛП-18А, ЛТ-157, ЛТ-154,

3. С использованием процессоров (Харвестер, Форвардер).

Разработка лесосек с использованием тракторов. Из всех лесозаготовительных операций наибольшее влияние на лесовозобновление оказывают валка и трелевка древесины. Валка и трелевка взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга. На всех отведенных для рубки лесосеках перед началом лесозаготовок проводятся подготовительные работы; намечают и подготавливают лесовозные пути. Если вывозка леса будет производится в хлыстах, то около лесовозных дорог подготовляют места погрузки древесины на подвижной состав, при сортиментной вывозке готовят эстакады для разделки хлыстов и места погрузки древесины на подвижной состав. В период подготовительных работ производится разбивка лесосек на пасеки и наметка трелевочных волоков.

При тракторной трелевке волоки разделяются на пасечные и магистральные. Пасечные волоки примыкают к магистральным волокам. По магистральному волоку подтаскивают древесину с нескольких тяготеющих к нему пасек, а сам он примыкает к эстакаде или погрузочной площадке. Магистральные волоки подготавливают, как правило, до разработки лесосек. На всех трелевочных волоках деревья спиливают на уровне поверхности почвы.

При тракторной трелевке чаще всего применяют продольно-пасечный, радиальный и поперечный способы разработки лесосек.

Лесосеку разбивают на пасеки (ленты) шириной 20-50 м, в зависимости от высоты древостоя, сезона заготовки, мощности трактора, применяемого на трелевке. Чем выше древостой, тем шире пасеки. В зимних условиях расстояние между волоками уменьшается, а следовательно, сокращается ширина пасек. Длина пасек определяется размерами и конфигурацией лесосеки, расстояниями между магистральными волоками. Она обычно составляет 100-200 м.

Трелевка деревьев и хлыстов может вестись комлями вперед, либо вершинами вперед. Трактор ходит по всей площади лесосеки, подрост при этом сохранить невозможно, сохраняется не более 1,5 % количества подроста до рубки. Трелевка вершинами вперед более экологична и желательна не только в насаждениях с подростом, но и там, где подроста нет, так как при этой технологии трактор ходит только по волокам, а не по всей площади лесосеки.

Разработка лесосек узкими лентами с сохранением подроста. Эту технологию называют "Удмуртской", по месту ее разработки.

Сущность разработки лесосек по технологии узких лент заключается в следующем. После разрубки волоков разработку пасек начинают с ближнего конца. Деревья валят вершиной на волок под острым углом q к волоку. Максимальный угол qmax не должен быть больше 350. Он образуется при повале деревьев, расположенных на границе пасеки, вдали от волока. У всех остальных деревьев угол меньше. Малая величина угла нужна для того, чтобы при вытаскивании стволов они не разворачивались и не губили подрост. Хлысты должны двигаться вдоль своей оси без разворота. При этом условии не только мелкий, но и средний и крупный подрост удается сохранить на 60-70 %.

Трелевка поваленных деревьев осуществляется за вершину. Причем деревья могут трелеваться с кронами до верхнего склада, либо сучья обрубаются на волоках и укладываются на них в целях их укрепления.

При разработке лесосек предусмотрено использование трелевочных тракторов ТДТ-55 и ТТ-4 с тросовой оснасткой.

Разработка лесосек агрегатной техникой. Из серийно выпускаемых лесосечных машин отечественных марок в наибольшей степени требованиям лесного хозяйства отвечают валочно-пакетирующая машина ЛП-19 при работе по определенным технологическим схемам в комплекте с подборщиком пачек ЛТ-157 на твердых грунтах и ЛТ-154 (ЛТ-89) на слабых. Система машин ЛП-19, ЛТ-157 (ЛТ-154) является основной всюду, где требуется сохранить подрост при рубке. Сохранение подроста также может быть обеспечено при некоторых технологических схемах с применением ЛП-18А и МП-5.

В целях увеличения площади сохраненного подроста можно применять комбинированную технологию лесозаготовок. Пасеки делают широкими как и при тракторной разработке. Машина ЛП-19 ведет разработку доступной ей площади, а полосы удаленные от волока вываливаются бензопилами и трелюются тракторами с чокерной оснасткой.

Трелевка ведется комлями вперед без разворота пачки на волоке. Ширина пасечных волоков не должна превышать 5 м.

Сохранность мелкого и среднего подроста между пасечными волоками должна быть не ниже 80 %, крупного подроста и молодняка - не ниже 70 %.

Ширина полосы погрузочной площадки, включая дорогу, не должна превышать при текущей отгрузки 30 м, при обрезке сучьев мотоинструментом и 40 м при применении сучкорезных машин.

При машинной валке леса, независимо от диаметров деревьев, высота пней в безморозный период не должна превышать 6 см, на мерзлых грунтах со снежным покровом до 25 см - 9 см, со снежным покровом от 25 до 50 см-12 см, и со снежным покровом более 50 см-15 см.

Технологическая схема разработки лесосек с магистральными волоками. Разработка лесосек по этой схеме начинается с прокладки магистральных волоков. Разрубку первого волока ЛП-19 начинает от дороги и ведет вглубь лесосеки, укладывая пачки перед собой под острым углом и комлями непосредственно к колее машины. В конце волока машина поворачивается на 900 и разрубает пасечный волок до следующего магистрального волока, который прокладывает, идя к дороге и укладывая пачки сзади на свой след.

Древесина сначала трелюется с магистральных волоков. С пасечных волоков пачки деревьев трелюются в направлении комлей до магистрального волока и дальше по нему на погрузочную площадку.

Из пасек на магистральный волок древесина трелюется тракторами ЛТ-154 (ЛТ-157), а по магистральному волоку тракторами ЛП-18А или ТТ-4, которые за рейс берут несколько пачек, формируя себе воз на полную нагрузку.

Технологическая схема разработки с трелевкой древесины на две погрузочные площадки. Работая по данной схеме необходимо иметь по обеим сторонам лесосеки подъездные пути.

Дойдя до конца пасеки машина идет в обратном направлении, обрабатывая смежную пасеку.

Эта схема обычно применяется для разработки крупных лесосек и при укладке древесины в запас.

Скандинавская технология лесозаготовок.

Скандинавская технология лесозаготовок является сортиментной и основана на двух типах машин. Харвестер, оснащенный процессором, осуществляет валку, обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов непосредственно в лесосеке на месте валки деревьев, а Форвардер, оснащенный гидроманипулятором и площадкой для перевозки сортиментов, собирает последние на лесосеке после Харвестера и грузит на свою площадку. Сортименты вывозятся Форвардером к дороге и укладываются в штабель на обочине дороги. Форвардер же осуществляет и погрузку лесовозов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.124 (0.007 с.)