Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Более высокая фаза коммунизма (полный коммунизм)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Энгельс характеризовал полный коммунизм тем, что «общество изымет из рук частных капиталистов пользование всеми производительными силами и средствами общения, а также обмен и распределение продуктов, тем, что оно будет управлять всем этим сообразно плану, вытекающему из наличных ресурсов и потребностей общества в целом, — будут, прежде всего, устранены все пагубные последствия, связанные с нынешней системой ведения крупной промышленности. Кризисы прекратятся, расширенное производство, которое при существующем общественном строе вызывает перепроизводство и является столь могущественной причиной нищеты, тогда окажется далеко не достаточным и должно будет принять гораздо более широкие размеры. Избыток производства, превышающий ближайшие потребности общества, вместо того чтобы порождать нищету, будет обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов общества, будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения. Он явится условием и стимулом для дальнейшего прогресса, и будет осуществлять этот прогресс, не приводя при этом, как раньше, к периодическому расстройству всего общественного порядка. Крупная промышленность, освобожденная от оков частной собственности, разовьется в таких размерах, по сравнению с которыми ее нынешнее состояние будет казаться таким же ничтожным, каким нам представляется мануфактура по сравнению с крупной промышленностью нашего времени. Это развитие промышленности даст обществу достаточное количество продуктов, чтобы удовлетворять потребности всех его членов. Точно так же земледелие, для которого, вследствие гнета частной собственности и вследствие дробления участков, затруднено внедрение уже существующих усовершенствований и достижений науки, тоже вступит в совершенно новую полосу расцвета и предоставит в распоряжение общества вполне достаточное количество продуктов. Таким образом, общество будет производить достаточно продуктов для того, чтобы организовать распределение, рассчитанное на удовлетворение потребностей всех своих членов. Тем самым станет излишним деление общества на различные, враждебные друг другу классы. Но оно не только станет излишним, оно будет даже не совместимо с новым общественным строем. Существование классов вызвано разделением труда, а разделение труда в его теперешнем виде совершенно исчезнет, так как, чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на указанную высоту, недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства. Подобно тому, как в прошлом столетии крестьяне и рабочие мануфактур после вовлечения их в крупную промышленность изменили весь свой жизненный уклад и сами стали совершенно другими людьми, точно так же общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их. Общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас,- людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность все меньше оказывается в состоянии применять таких людей. Промышленность же, которая ведется сообща планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства. Следовательно, разделение труда, подорванное уже в настоящее время машиной, превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно. Воспитание даст молодым людям возможность быстро осваивать на практике всю систему производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных склонностей. Воспитание освободит их, следовательно, от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности. Но вместе с тем неизбежно исчезнут и различные классы. Стало быть, с одной стороны, общество, организованное на коммунистических началах, несовместимо с дальнейшим существованием классов, а, с другой стороны, само строительство этого общества дает средства для уничтожения классовых различий. Отсюда вытекает, что противоположность между городом и деревней тоже исчезнет. Одни и те же люди будут заниматься земледелием и промышленным трудом, вместо того чтобы предоставлять это делать двум различным классам. Это является необходимым условием коммунистической ассоциации уже в силу весьма материальных причин. Распыленность занимающегося земледелием населения в деревнях, наряду со скоплением промышленного населения в больших городах, соответствует только недостаточно еще высокому уровню развития земледелия и промышленности и является препятствием для всякого дальнейшего развития, что уже в настоящее время дает себя сильно чувствовать. Всеобщая ассоциация всех членов общества в целях совместной и планомерной эксплуатации производительных сил; развитие производства в такой степени, чтобы оно удовлетворяло потребности всех; ликвидация такого положения, когда потребности одних людей удовлетворяются за счет других; полное уничтожение классов и противоположностей между ними; всестороннее развитие способностей всех членов общества путем устранения прежнего разделения труда, путем производственного воспитания, смены родов деятельности, участия всех в пользовании благами, которые производятся всеми же, и, наконец, путем слияния города с деревней — вот главнейшие результаты ликвидации частной собственности» (Энгельс). Маркс более высокую фазу коммунизма представлял следующим образом: «На более высокой фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Общее, коммунистическое владение предполагает прямое, без посредника в виде товарно-денежных отношений, присвоение производимой продукции, как обществом, так и отдельными его членами без излишков, дающих возможность эксплуатировать чужой труд (Маркс, Энгельс). «Когда с современными производительными силами станут обращаться сообразно с их познанной, наконец, природой, общественная анархия в производстве заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Тогда капиталистический способ присвоения, при котором продукт порабощает сперва производителя, а затем и присвоителя, будет заменен новым способом присвоения продуктов, основанным на самой природе современных средств производства: c одной стороны, прямым общественным присвоением продуктов в качестве средств для поддержания и расширения производства, а с другой – прямым индивидуальным присвоением их в качестве средств к жизни и наслаждению» (Энгельс). Общее владение не только не станет помехой для производства, а, напротив, впервые освободит последнее от стесняющих его оков. Обобществление средств производства, преодоление разделения труда, товарного производства и отношений купли и продажи ликвидирует классовые различия и причины образования классов. Отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц, и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью,- зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и заключается ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жен. Общность жен представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазном обществу и в полном объеме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, наоборот, уничтожит ее. Национальные черты народов, объединяющихся на основе принципа общности, именно в результате этого объединения неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их основы — частной собственности. Все существовавшие до сих пор религии являлись выражением исторических ступеней развития отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью исторического развития, которая делает излишними и снимает [aufhebt] все существующие религии». С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство и публичная государственная власть с ее правовой системой господства одной части общества над другой. «Первый акт, - отмечает Энгельс, - в котором государство выступает действительно как представитель всего общества – взятие во владение средств производства от имени общества – является в то же время последним самостоятельным актом как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает». Общество перейдет к коммунистическому, общественному, скоординированному самоуправлению. Под коммунистическим общественным самоуправлением марксизм имеет в виду то, что в коммунистическом обществе не будет государства и государственной власти. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Это управление вещами и руководство производственными процессами будет координироваться органами общественного самоуправления, а не органами государственной власти. Общественное самоуправление предполагает общественные начала. Не будет пожизненных профессиональных управленцев (чиновников – бюрократов), равно как не будет и других оплачиваемых должностей. Коммунизм не требует особой касты управленцев или ученых. В условиях действия закона перемены общественного труда управленческим трудом будет заниматься на общественных началах каждый желающий и к нему способный. Следовательно, на более высокой фазе коммунизма никакого государства и публичной (государственной) власти, а, значит, и политического насилия, не может быть, так как все предпосылки для насилия исчезнут (Энгельс). Однако, согласно марксистской теории, достичь такого положения невозможно пока капиталистическая формация не исчерпает своего потенциала для расширения. В этой связи в конце своей жизни Энгельс пришел к выводу об ошибочности их с Марксом оценки уровня развития производительных сил и характера революции 1848-1849 гг., накануне которой Энгельсом были составлены «Принципы коммунизма» и вместе с Марксом был написан «Манифест коммунистической партии». Тогда основоположники коммунистической теории полагали, что капитализм уже исчерпал свои возможности для расширения и революция будет пролетарской, коммунистической. Однако во введении к работе Маркса «Классовая борьба во Франции», написанном Энгельсом в 1895 г. (год смерти Энгельса), он отмечал: «История показала, что и мы и все, мыслившие подобно нам были неправы. Она ясно показала, что состояние экономического развития европейского континента в то время далеко еще не было настолько зрелым, чтобы устранить капиталистический способ производства; она доказала это той экономической революцией, которая с 1848 г. охватила весь континент и впервые действительно утвердила крупную промышленность во Франции, Австрии, Венгрии, Польше и недавно в России, а Германию превратила прямо-таки в первоклассную промышленную страну,- и все это на капиталистической основе, которая, таким образом, в 1848 г. обладала еще очень большой способностью к расширению". (Энгельс). Ситуация в западной Европе изменилась после 60-х годов XIX века, когда там развитие капитализм пошло по нисходящей линии. Итак, согласно классической марксистской теории коммунистическая формация зарождается в условиях высокого уровня развития капиталистических общественных производительных сил и производства жизненных средств, которые вступают в столкновение с частным характером их присвоения. Это выражается в кризисах общественного производства и в борьбе угнетенного класса с классом угнетателей. Дальнейшее движение к более высокой фазе коммунизма осуществляется через коммунистические революции в господствующих странах капитала путем взятия власти пролетариатом, слома старой буржуазной государственной машины и создания нового переходного государства-коммуны, реализующего политику господства коренных классовых интересов пролетариата. В экономическом плане эта политика направлена на обеспечение движения от буржуазной частной собственности к общему коммунистическому владению. Она осуществляется вначале через огосударствление средств производства для дальнейшего планомерного развития производительных сил с целью преодоления общественного разделения труда, ликвидации товарного производства и обмена, а, следовательно, частного присвоения результатов общественного труда. С уничтожением отношений частной собственности и с ликвидацией классов государственная собственность передается во владение обществу. В политическом плане коммунистическое развитие означает движение от буржуазного государства через государство-коммуну к не-государству, т.е. к самоуправлению после ликвидации классов, классовых различий и привилегий. Таким путем ликвидируются условия для социального паразитирования. Обеспечить целенаправленное движение к коммунизму в отдельно взятой и отсталой стране невозможно. Обеспечить его может только мировая коммунистическая революция через национальные пролетарские революции в господствующих странах капитала.
26 августа 2009 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.012 с.) |