Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-материалистические и политэкономическиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основы теории коммунизма Человеческое общество - это исторически меняющаяся совокупность различных форм совместной деятельности людей по производству своей жизни (Маркс). Историческое движение человеческого общества от периода дикости до наших дней обусловлено экономическими законами развития производства жизни, законами обмена, распределения и потребления жизненных средств (Маркс). «Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством и обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Следовательно, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи” ( Энгельс). Не политическая система (надстройка) меняет хозяйственное положение общества (базис), а, наоборот, хозяйственное положение (базис) меняет политическую систему (надстройку). Общественное бытие определяет сознание, а не наоборот. Однако при этом надстройка может приобретать относительную самостоятельность и влиять на базис(Маркс, Энгельс). Производительными силами общества являются сами люди, их физические и интеллектуальные способности, их культурно-нравственный уровень, а также средства производства, с помощью которых люди производят материальные и нематериальных блага, необходимые для их жизни (Маркс, Энгельс). Производственные отношения – это отношения по поводу производства и воспроизводства, распределения, обмена и потребления произведенных жизненных средств. Производственные отношения развиваются внутри отношений собственности (Маркс). Исторически определенный способ добывания материальных благ, единство производительных сил и производственных отношений называется способом производства (Маркс). Под экономической общественной формацией в марксизме понимается исторический период развития человеческого общества, который характеризуется определенным способом производства его жизни (Маркс). Пока производственные отношения, которые развиваются внутри отношений собственности, не вступают в противоречие с производительными силами, до тех пор развитие общества происходит в рамках соответствующей общественно-экономической формации (Маркс). Но производительные силы общества – это более подвижный элемент, чем производственные отношения. Производительные силы развиваются по своим внутренним, им присущим законам. Совершенствование орудий труда, способов получения энергии, а также развитие способностей человека всегда происходит быстрее, чем отношения людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведенных жизненных средств, которые развиваются внутри отношений собственности. (Маркс). В ходе развития общества в рамках существующего способа производства постепенно возникает противоречие между производственными отношениями и производительными силами. В конце концов, это противоречие перерастает в конфликт, который разрешается сменой одной общественно-исторической формации другой, с более совершенными производственными отношениями, которые приводятся в соответствие с развившимися производительными силами. Так, первобытнообщинную формацию сменили формации азиатская(переходная) и античная (рабовладельческая), рабовладельческую - феодальная, а феодальную – капиталистическая формация. (Маркс). Смена антагонистических (основанных на классовой ненависти) формаций (рабовладельческой и феодальной) происходила революционно-насильственным путем.(Маркс, Энгельс). «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением этого – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов следует всегда проводить различие между материальным переворотом в экономических условиях производства, который можно определить с естественно-научной точностью, и юридическими, политическими, религиозными, художественными и философскими, словом идеологическими формами, в которых люди сознают этот конфликт и в которых ведут борьбу. Как об отдельном человеке не судят по тому, что он о себе думает, точно также нельзя судить о такой революционной эпохе по ее сознанию, наоборот это сознание следует объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями». «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления». Общество «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов» ( Маркс). Человечество в целом не могло перескочить, например, из первобытно-общинной формации сразу в феодализм, минуя рабовладение, также как невозможно перескочить из феодальной формации сразу в коммунистическую, минуя капитализм. Но эта закономерность не касается отдельной страны, которая под воздействием общемирового, матричного способа производства, может перепрыгнуть через формацию. В то же время каждая формация содержала в себе элементы предыдущих формаций. Производственные отношения развиваются внутри отношений собственности. При этом «отношения собственности являются юридическим выражением производственных отношений». ( Маркс). Что же такое собственность? Под собственностью в политэкономическом значении в марксизме понимается исторически изменяющаяся форма присвоения и распоряжения жизненными средствами и, прежде всего, средствами производства (Маркс). Под частной собственностью понимается исторически изменяющаяся форма присвоения жизненных средств и распоряжения ими посредством товарно-денежного обмена (Маркс). «В действительности, я владею частной собственностью лишь постольку, поскольку я имею что-нибудь такое, что можно продать…». ( Маркс, Энгельс). Марксистское учение исходит из того, что «разделение труда и частная собственность, это – тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом – по отношению к продукту деятельности» (Маркс, Энгельс). Следовательно, продуктом деятельности в условиях разделения труда всегда будет частная собственность. Как она появилась? В ходе исторического развития произошло стихийное разделение труда, вначале естественное, на труд земледельческий и пастушеский. В результате естественного разделения труда появились излишки и необходимость их обмена, стали развиваться отношения купли и продажи, продукты стали принимать форму товара. С появлением и развитием товарного производства и обмена, стало развиваться общественное разделение труда и подчинение ему производителя. «В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т.е. в обществе товаропроизводителей... качественное различие видов полезного труда…развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда…. ( Маркс) Вместе с общественным разделением труда, обусловленным отношениями купли и продажи, появились отношения частной собственности, частного присвоения. Они расслоили общество на богатых и бедных, господ и холопов, эксплуататоров и эксплуатируемых. В тот период человечество нуждалось в разделении труда и частной собственности, так как они ускоряли развитие производительных сил, увеличивали производство продуктов (Маркс, Энгельс). Необходимость взаимного обмена продуктами, а, следовательно, превращение этих продуктов в товары была вызвана естественно выросшими различиями при соприкосновении общин. Товарная форма продукта, производимого для обмена, расслаивала, общину на богатых и бедных. «Чем больше продукты общества принимают товарную форму, т.е. чем меньшая часть их производится для собственного потребления производителя и чем большая для целей обмена, тем более неравным становится имущественное положение отдельных членов общества» ( Энгельс). В ходе дальнейшего исторического развития произошло второе крупное разделение труда, которое заключалось в отделении ремесла от земледелия. В результате город отделяется от деревни, физический труд отделяется от труда умственного. «Основой всякого развитого и товарообменом опосредствованного разделения труда является отделение города от деревни. Можно сказать, что вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположности…» ( Маркс). Эта противоположность усиливает необходимость товарообмена, а, следовательно, развивает отношения частной собственности (Энгельс). В свою очередь изготовление продуктов на продажу (товарное производство) и деньги все более расслаивали общество на богатых и бедных, все более углубляли общественное разделение труда. Они развивали отношения частной собственности. Происходило это потому, что разделение труда и обмен продуктами через отношения купли и продажи создавали потенциальную возможность частным лицам присваивать с излишком чужой труд, чужую рабочую силу, накапливать деньги, покупать на них средства производства и рабочую силу (рабов), и за счет их эксплуатации увеличивать производство и свои богатства. Все это разлагало общину на множество частных производителей. «Введение и распространение металлических денег в такой стране, в которой до тех пор существовало исключительно или преимущественно натуральное хозяйство, всегда связано с медленным или быстрым переворотом в прежнем распределении, и притом так, что неравенство в распределении между отдельными лицами, – следовательно, противоположность между богатыми и бедными, – все более и более возрастает. – Насколько местное, цеховое ремесленное производство средних веков делало невозможным существование крупных капиталистов и пожизненных наемных рабочих, настолько же эти классы неизбежно порождаются крупной промышленностью, современным развитым кредитом и соответствующей развитию их обоих формой обмена, свободной конкуренцией. Но вместе с различиями в распределении возникают и классовые различия. Общество разделяется на классы – привилегированные и обездоленные, эксплуатирующие и эксплуатируемые, господствующие и угнетенные, а государство…отныне получает…назначение – посредством насилия охранять условия существования и господства правящего класса против класса угнетенного…» ( Энгельс). В основе марксизма лежит также вывод о том, «что распределение не является всего лишь пассивным результатом производства и обмена; оно, в свою очередь, оказывает обратное влияние на производство и обмен. Каждый новый способ производства или новая форма обмена тормозится вначале не только старыми формами производства и обмена и соответствующими им политическими учреждениями, но и старым способом распределения.…Но чем подвижнее данный способ производства и обмена, чем больше он способен к совершенствованию и развитию, тем скорее и распределение достигает такой ступени, на которой оно перерастает породивший его способ производства и обмена и вступает с ним в столкновение» (Энгельс). Отделение пастушеских племен от остальной массы варваров, отделение, ремесла от земледелия, а затем города от деревни все более усиливало необходимость развития производства продуктов на обмен, а с ним и торговли. « Цивилизацияупрочивает и усиливает все эти возникшие до нее виды разделения труда, особенно путем обострения противоположности между городом и деревней (причем экономически господствовать может город над деревней, как это было в древности, или же деревня над городом, как это было в средние века), и присоединяет к этому третье, свойственное лишь ей, разделение труда решающего значения – создает класс, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов... А вместе с ним появляются металлические деньги, чеканная монета, и с металлическими деньгами – новое средство господства непроизводителя над производителем и его производством...». ( Энгельс). Купечество - это «класс, который, не принимая никакого участия в производстве, захватывает, в общем, и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует их обоих. Под предлогом избавления производителей от труда и риска, связанных с обменом, расширения сбыта их продуктов вплоть до самых отдаленных рынков и создания тем самым якобы наиболее полезного класса населения образуется класс паразитов, класс настоящих общественных тунеядцев, который в вознаграждение за свои в действительности весьма незначительные услуги снимает сливки как с отечественного, так и с иностранного производства… пока, наконец, сам не создает свой собственный продукт – периодические торговые кризисы… Вслед за покупкой товаров на деньги появилась денежная ссуда, а вместе с ней – процент и ростовщичество... Наряду с богатством, заключающимся в товарах и рабах, наряду с денежным богатством теперь появилось также богатство земельное... Полная, свободная собственность на землю означала не только возможность беспрепятственно и неограниченно владеть ею, но также и возможность отчуждать ее. Но когда новый землевладелец окончательно сбросил с себя оковы верховной собственности рода и племени, он порвал также узы, до сих пор неразрывно связывавшие его с землей. Что это означало, разъяснили ему деньги, изобретенные одновременно с частной собственностью на землю. Земля могла теперь стать товаром, который продают и закладывают. Едва была установлена собственность на землю, как была уже изобретена и ипотека (см. Афины)…» ( Энгельс). Итак, вместе с развитием общественного разделения труда появляется и развивается частная собственность, которая расслаивает общество на ненавидящие друг друга классы. В связи с делением общества на класс богатых господ эксплуататоров и класс эксплуатируемых рабов и бедняков, который необходимо было держать в узде, дабы он не взбунтовался, возникает государство, т.е. машина для поддержания господства интересов одного общественного класса над другим и публичная (государственная) власть, как организованное насилие. Появляется прослойка профессиональных оплачиваемых из налогов населения управленцев. Возникает новое разделение труда на труд управленческий (бюрократия) и управляемый. Постепенно общественное «разделение труда наряду с экономической областью охватывает все другие сферы общества и везде закладывает основу того узкого профессионализма и специализации, того раздробления человека, по поводу которого уже А. Фергюсон, учитель А. Смита, воскликнул: «Мы – нация илотов, и между нами нет свободных людей». ( Илоты - в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства, Они были прикреплены к земельным участкам) (Маркс). “Разделение общества на классы эксплуатирующий и эксплуатируемый, господствующий и угнетенный было неизбежным следствием прежнего незначительного развития производства. Пока совокупный общественный труд дает продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает все или почти все время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобожденный от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т.д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда» ( Энгельс). Марксистская теория исходит из того, что «разделение труда в пределах той или иной нации приводит, прежде всего, к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни и к противоположности их интересов. Дальнейшее развитие разделения труда приводит к обособлению торгового труда от промышленного. Одновременно, благодаря разделению труда внутри этих различных отраслей, развиваются, в свою очередь, различные подразделения индивидов, сотрудничающих в той или иной отрасли труда. Положение этих различных подразделений по отношению друг к другу обусловливается способом применения земледельческого, промышленного и торгового труда (патриархализм, рабство, сословия, классы). При более развитом общении те же отношения обнаруживаются и во взаимоотношениях между различными нациями». ( Маркс, Энгельс). Вместе с разделением труда появилось противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом. «Пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, – собственное деяние человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того чтобы он господствовал над ней» ( Маркс, Энгельс). Таким образом, под общественным разделением труда в марксизме понимается исторически меняющееся качественное естественное различие видов полезного труда в обществе и соответственноограничение индивидуума сферой определенной профессии, обусловленной товарным производством и обменом. ( Маркс) Этопервоначально вызванное низким уровнем развития производительных сил естественное расчленение общего труда по производству жизненных средств на отдельных производителей под воздействием товарного производства и обмена переросло в общественное разделение труда, т.е. на ограничение индивидуума сферой определенной профессии. Общественное разделение труда и развитие обмена ведет к накоплению излишков у отдельных членов общества, к появлению отношений частной собственности, богатых и бедных, противоположных, ненавидящих друг друга классов. Расслоение общества на классы обусловило необходимость появления государства и власти, а также дальнейшего разделения труда на множество пожизненных профессий, с помощью которых человек вынужден добывать себе средства для жизни. Следовательно, общественное разделение труда и обмен являются формами жизни частной собственности. « Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда…» (Маркс, Энгельс). Таким образом, согласно марксистскому учению, причиной существования общественного разделения труда и отношений частной собственности является недостаточный уровень развития производительных сил и производства жизненных средств, что обусловливает необходимость развития обмена и отношений частной собственности. Уровень развития производительных сил и производства, способного удовлетворять потребности общества и человеческие потребности каждого его члена, является предпосылкой для ликвидации товарного производства и обмена, для преодоления общественного разделения труда и уничтожения отношения частной собственности. История человеческого общества прошла через различные ступени развития общественного разделения труда, опосредствованного товарным производством и обменом а, следовательно, отношений частной собственности. С развитием производительных сил постепенно углублялось общественное разделение труда, расширялось товарное производство и обмен, особенно в эпоху позднего феодализма. С расширением товарно-денежного обмена накапливались средства у отдельных предприимчивых мелких собственников. У них появилась возможность укрупнять производства, которые требовали работников свободных от феодальной зависимости. Такие работники могли бы свободно продавать свою рабочую силу, свои способности к труду. Зрела необходимость уничтожения феодального разделения труда и феодальной частной собственности, уничтожения феодальной зависимости. Таким образом, внутри феодального общества созревали противоречия между развившимися производительными силами и отставшими от них феодальными производственными отношениями, которые стремились к более совершенному капиталистическому разделению труда, к наемному труду, к отношениям буржуазной частной собственности. Наибольшего развития общественное разделение труда, опосредствованное товарным производством и обменом (отношения частной собственности) достигают при капитализме. «В мануфактурный период богатый материал разделению труда внутри общества доставляется расширением мирового рынка и колониальной системой…» (Маркс). Именно при капитализме товарная форма продукта труда или форма стоимости товара достигает своего апогея. Именно она, согласно экономическому анализу, произведенному Марксом, является основной клеточкой буржуазного общества. Товарная форма продукта, означает, что, во-первых, продукт производится не для непосредственного потребления, а для обмена, а, во-вторых, что в нем заключены потребительная и меновая стоимости. Все эти свойства превращают продукт в товар. Потребительная стоимость – это полезность товара для общества и для отдельных людей, это качество товара. Потребительная стоимость создается конкретным трудом людей различных профессий, обусловленных общественным разделением труда (портной, сапожник, слесарь, токарь, инженер и т.д). Меновая стоимость – это усредненный показатель общественных затрат рабочего времени (труда), вложенного в изготовление товара. Усредненный, абстрактный показатель общественных затрат рабочего времени на выпуск единицы продукции определяет количество вложенного в него абстрактного труда. Абстрактного потому, что это не конкретный труд вложенный работником, а усредненный, абстрактный показатель. Следовательно, меновую стоимость конкретный работник не создает. Он создает только потребительную стоимость. Меновая стоимость возникает в момент обмена товара на рынке. Таким образом, в товарах заключен двойственный характер труда: конкретный и абстрактный. Понятием стоимость в марксизме обозначается одновременно и потребительная, и меновая стоимости. При капитализме в стоимости товара воплощено противоречие между трудом конкретным и абстрактным, потребительной и меновой стоимостью, между общественным характером производства, общественной необходимостью товаров и частным присвоением, противоречие между трудом и капиталом (Маркс). Цена товара – это усредненное денежное выражение его стоимости. Деньги – это выразитель потребительных стоимостей всех товаров через их меновую стоимость (Маркс) Деньги содержат в себе потенциальную возможность расслоения общества на богатых и бедных (Маркс, Энгельс). Товарно-денежный обмен – это такие общественные экономические отношения, суть которых заключается в обмене потребительных стоимостей товаров через их меновую стоимость, выраженную в ценах (Маркс). Рабочая сила, т.е. человеческие способности к труду, в период капитализма становятся товаром, обладающим, как и любой другой товар, потребительной и меновой стоимостью. Но это товар особого рода. Он позволяет собственнику средств производства получать прибавочную стоимость. Марксом был раскрыт механизм эксплуатации наемной рабочей силы капиталистами (буржуазией) через высасывание из наемных рабочих создаваемой ими прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость – та часть рабочего времени (труда), которую наемный работник тратит на производство товаров сверх того, что необходимо для его содержания. Прибавочную стоимость (неоплаченную часть труда, из которой образуется капитал) собственник средств производства (капиталист) присваивает себе. Прибавочная стоимость бывает абсолютной и относительной. «Производство абсолютной прибавочной стоимости связано только с длиной рабочего дня…» ( Маркс). Производство относительной прибавочной стоимости связано с внедрением новых технологий, увеличивающих производительность труда ( выпуск большего количества товара в единицу времени). Марксизм исходит из того, что «производство относительной прибавочной стоимости революционизирует в корне как технические процессы труда, так и общественные группировки» (Маркс). Марксистская теория капиталистической прибавочной стоимости обнажила механизм современного капиталистического способа производства и основанного на нем способа присвоения, механизм эксплуатации буржуазией (капиталом) наемной рабочей силы. Если в основе рабовладельческой и феодальной частной собственности лежала эксплуатация полностью бесправных рабов, а затем полностью зависимых от феодала крепостных крестьян, то в основе капиталистической частной собственности лежит эксплуатация наемного труда, то есть свободной от феодальной зависимости рабочей силы, которая стала товаром. Буржуазия (капиталисты) – это класс ловкачей, владеющий деньгами, с помощью которых он покупает средства производства и рабочую силу, создающую прибавочную стоимость. Рабочую силу при капитализме может купить каждый, имеющий достаточные денежные средства. Стоимость наемной рабочей силы измеряется тем рабочим временем, которое требуется для производства рабочим жизненных средств для себя и для поддержания своего рода. Средняя цена наемного труда равняется минимуму жизненных средств. Это не минимум зарплаты, а именно минимум жизненных средств. Они, как правило, не совпадают, минимум зарплаты оказывается гораздо ниже минимума жизненных средств. Капитал – это самовозрастающая прибавочная стоимость, то есть стоимость рабочей силы как товара, которая позволяет капиталисту получать прибавочную стоимость в процессе ее эксплуатации. (Маркс). Деньги стали превращаться в капитал не сразу. Вначале товарное обращение осуществлялось по формуле: Т (товар) – Д (деньги) – Т (товар), то есть продажа одного товара для покупки другого. Это было до капитализма. При капитализме предприимчивые люди, скопившие определенные суммы денег, стали превращать их в капитал в процессе товарного обращения по формуле: Д – Т – Д*, т.е. за деньги осуществляется покупка средств производства, сырья и рабочей силы для производства товаров на продажу. Наемные работники производят гораздо больше товаров, чем нужно им самим для жизни и для поддержания их рода. За свой труд наемные работники получают зарплату, которая даже ниже минимума жизненных средств им необходимых. Все произведенное работниками сверх этого капиталист присваивает себе уже в форме денег за счет присвоения прибавочной стоимости, производимой работниками (Маркс). «Если даже капитал при своем вступлении в процесс производства был лично заработанной собственностью лица, которое его применяет, все же рано или поздно он становится стоимостью, присвоенной без всякого эквивалента, материализацией – в денежной или иной форме – чужого неоплаченного труда» ( Маркс). «Товарное обращение - есть исходный пункт капитала. Историческими предпосылками возникновения капитала являются товарное производство и развитое товарное обращение, торговля» ( Маркс). Деньги представляют собой последний продукт товарного обращения. «Этот последний продукт товарного обращения есть первая форма проявления капитала.… Каждый новый капитал при своем первом появлении на сцене, т.е. на товарном рынке, рынке труда или денежном рынке, неизменно является в виде денег, - денег, которые путем определенных процессов должны превратиться в капитал» ( Маркс). Капитал делится на две части: постоянный (помещения, орудия труда, сырье и т. п.) и переменный (рабочая сила). Норма прибавочной стоимости (m’) – это отношение всей массы прибавочной стоимости (m) ко всему переменному капиталу (v) или всего прибавочного рабочего времени ко всему необходимому, выраженное в процентах (m’ = m/ v). Она характеризует степень капиталистической эксплуатации пролетариата (Маркс). В форме стоимости товара уже содержится в зародыше вся капиталистическая форма производства, противоположность между капиталистами и наемными рабочими, промышленная резервная армия, кризисы (Энгельс). Капиталист, высасывающий из рабочих прибавочную стоимость, вынужден делиться ею с капиталистами, выполняющими другие функции общественном производстве (финансовые, торговые, посреднические, земельные и т.д.) (Маркс). «Итак, капитал есть не только командование над трудом, как выражается А. Смит. Он по существу своему есть командование над неоплаченным трудом. Всякая прибавочная стоимость, в какой бы особенной форме она впоследствии ни кристаллизовалась, в виде ли прибыли, процента, ренты и т.п., по самой своей субстанции есть материализация неоплаченного рабочего времени. Тайна самовозрастания капитала сводится к тому, что капитал располагает определенным количеством неоплаченного чужого труда» ( Маркс). Капитализм – это общественно-экономический строй с экономическим и политическим господством класса буржуазии (капиталистов или государства, как совокупного капиталиста), присваивающего себе прибавочную стоимость, созданную наемной рабочей силой. В основе капитализма лежат отношения буржуазной частной собственности, сформировавшиеся на базе самого широкого разделения труда, товарного производства, как господствующего способа производства, развитого денежного обмена стоимостями и мирового рынка (Энгельс). Капиталист, как «фанатик увеличения стоимости… безудержно понуждает человечество к производству ради производства, следовательно, к развитию производительных общественных сил и к созданию тех материальных условий производства, которые одни только могут стать реальным базисом более высокой общественной формы, основным принципом которой является полное и свободное развитие каждого индивидуума» (Маркс). Капитализм ускоренными темпами доводит развитие производительных сил и производства до таких размеров, что они начинают отрицать капиталистические производственные отношения, которые развиваются внутри отношений капиталистической частной собственности. Капитализм концентрирует и кооперирует производство. «Та форма труда, при которой много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства, называется кооперацией» ( Маркс). Кооперация усиливает общественный характер производства, она требует ликвидации частного характера присвоения, уничтожения отношений частной собственности, она требует общественного владения и пользования, т.е. коммунизма. Основным противоречием капиталистического способа производства является то, что производительные силы носят общественный характер, а производственные отношения, основанные на капиталистической частной собственности, носят характер частный. (Маркс). Капиталистическая частная собственность при достижении высокого уровня развития производительных сил становится оковами дальнейшего развития производительных сил. (Маркс). Капиталистически-рыночные механизмы регулирования, ориентированные на спрос и предложение, свободу конкуренции и борьбу за выживание, начинают давать сбой. Бесплановая анархия капиталистического производства, когда капиталист обнаруживает, что он перепроизвел товар, только после его перепроизводства, регулярно стала приводить капиталистический хозяйственный механизм к кризисам, промышленным, торговым и финансовым. В поисках выхода из такого положения буржуазное государство вынуждено прибегать к различным экономическим уверткам, в частности, к элементам государственного капитализма через дотации государства, как представителя общества, отраслям производства, банковской системе, а также путем их частичной или полной национализации. Капиталистическое государство все чаще вынуждено прибегать к коммунистическим элементам планирования. «Это противодействие мощно возрастающих производительных сил их капиталистическому характеру, это возрастающая необходимость признания их общественной природы принуждает класс самих капиталистов все чаще и чаще обращаться с ними, насколько это вообще возможно при капиталистических отношениях, как с общественными производительными силами. Как в периоды промышленной горячки с их безгранично раздутым кредитом, так и в самые крахи, разрушающие крупные капиталистические предприятия, приводят к такой форме обобществления больших масс средств производства, какую мы встречаем в акционерных обществах. Некоторые из этих средств производства и сообщения, как, например, железные дороги, сами по себе до того колоссальны, что они исключают всякую другую форму эксплуатации. На известной ступени развития становится недостаточной и эта форма: государство как официальный представитель капиталистического общества вынуждено взять на себя руководство указанными средствами производства» ( Энгельс). Рост государственной собственности на средства производства, а также мероприятия буржуазного государства в области рабочего законодательства и социального страхования послужили поводом для утверждений некоторыми буржуазными экономистами, например К. Родбертуса-Ягецовым (Германия), и реформистами типа Ф. Лассаля (Германия) о возможности мирного врастания капитализма в социализм. «Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть "социализмом" всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию – покровительственные пошлины, гильдии, табачную моно |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.109 (0.013 с.) |