Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширению производительных сил противодействуют устаревающие производственные отношения.

Поиск

Это «противодействие образуется потреблением, сбытом, рынками для продуктов крупной промышленности. Способность же рынков как к экстенсивному, так и к интенсивному расширению определяется совсем иными законами, действующими с гораздо меньшей энергией. Расширение рынков не может поспевать за расширением производства. Коллизия становится неизбежной, и так как она не в состоянии разрешить конфликт до тех пор, пока не взорвет самый капиталистический способ производства, то она становится периодической. Капиталистическое производство порождает новый «порочный круг». ( Энгельс).

Если производительные силы растут в геометрической прогрессии, то рынки расширяются, в лучшем случае, в арифметической» ( Энгельс).

«С1825 г., -пишет Энгельс,- когда разразился первый общий кризис, весь промышленный и торговый мир, производство и обмен всех цивилизованных народов вместе с их более или менее варварскими придатками приблизительно раз в десять лет сходят с рельсов»...

Однако видимо, кризисы первой половины XIX века в странах западной Европы все же были вызваны противоречиями не собственно капиталистического способа производства и обмена, а противоречиями еще не до конца отживших феодальных производственных отношений с отношениями капиталистическими. Поэтому революции в Европе 1848-1849 гг. были не пролетарскими, коммунистическими, как полагали Маркс с Энгельсом и их единомышленники, а были еще буржуазными. Они окончательно сбросили в странах западной Европы остатки феодальных экономических отношений.

Лишь со второй половине XIX столетия капитализм в господствующих странах Европы стал развиваться по нисходящей линии. И кризисы были порождены уже чисто капиталистическим способом производства и обмена. Последствия именно таких кризисов описывает Энгельс в «Анти-Дюринге».

Не находя рынков сбыта товаров для увеличения нормы прибыли, капиталистическая система вынуждена уничтожать часть произведенного продукта и производительных сил, основой которых является человек. Уничтожение производительных сил осуществляется за счет снижения производства и сокращения рабочих мест, развязывания войн за сферы экономического влияния, сырьевые источники и рынки сбыта.

«В кризисах с неудержимой силой прорывается наружу противоречие между общественным производством и капиталистическим присвоением. Обращение товаров на время прекращается; средство обращения – деньги становятся тормозом обращения; все законы производства и обращения товаров действуют навыворот. Экономическая коллизия достигает своей высшей точки: способ производства восстает против способа обмена, производительные силы восстают против способа производства, который они переросли…

При каждом кризисе общество задыхается под тяжестью своих собственных производительных сил и продуктов, которые оно не может использовать и остается беспомощным перед абсурдным противоречием, когда производители не могут потреблять потому, что не достает потребителей. Свойственная современным средствам производства сила расширения разрывает оковы, наложенные капиталистическим способом производства. Освобождение средств производства от этих оков есть единственное предварительное условие беспрерывного, постоянно ускоряющегося развития производительных сил, а благодаря этому – и практически безграничного роста самого производства» ( Энгельс).

Развившиеся производительные силы в условиях капиталистических производственных отношений все более и более стремятся к различным формам обобществления, к общественному характеру присвоения жизненных средств, так как в условиях анархии капиталистического товарного производства и распределения через денежный обмен с целью максимального извлечения прибыли капиталистическое изобилие становится источником нужды и лишений для пролетариата. Эта закономерность проявляется во время кризисов, которые ведут к безработице, а, следовательно, к нищете. «Тот факт, что общественная организация производства внутри фабрик достигла такой степени развития, что стала несовместимой существующей рядом с ней и над ней анархией производства в обществе, – этот факт становится осязательным для самих капиталистов благодаря насильственной концентрации капиталов, совершающейся во время кризисов посредством разорения многих крупных и еще большего числа мелких капиталистов. Весь механизм капиталистического способа производства отказывается служить под тяжестью им же самим созданных производительных сил. Он не может уже превращать в капитал всю массу средств производства; они остаются без употребления, а потому вынуждена бездействовать и промышленная резервная армия. Средства производства, жизненные средства, рабочие, находящиеся в распоряжении капитала, – все элементы производства и общего благосостояния имеются в изобилии. Но «изобилие становится источником нужды и лишений» (Фурье), потому что именно оно-то и препятствует превращению средств производства и жизненных средств в капитал. Ибо в капиталистическом обществе средства производства не могут вступать в действие иначе, как превратившись сначала в капитал, в средство эксплуатации человеческой рабочей силы. Как призрак, стоит между рабочими, с одной стороны, и средствами производства и жизненными средствами, с другой, необходимость превращения этих средств в капитал….

Следовательно, с одной стороны, капиталистический способ производства изобличается в своей собственной неспособности к дальнейшему управлению производительными силами. С другой стороны, сами производительные силы с возрастающей мощью стремятся к уничтожению этого противоречия, к освобождению себя от всего того, что свойственно им в качестве капитала, к фактическому признанию их характера как общественных производительных сил» ( Энгельс).

Поэтому на смену стихийной конкуренции капиталистического рынка, его ограниченности рамками прибыли капиталиста, должно придти разумное планомерное производство и планомерное распределение с целью удовлетворения все возрастающих потребностей общества и каждого его члена. Эти потребности могут быть ограничены лишь рамками возможностей самой природы. Рост производства, поэтому, становится по существу безграничным. (Энгельс).

Планомерное коммунистическое производство и планомерное распределение, где общественному характеру производительных сил будет соответствовать общественный характер присвоения, уже стучится в дверь мировой истории.

Согласно марксистскому учению переход от отношений частной собственности к отношениями общего владения и пользования, к разумному и справедливому общественному устройству невозможен без революционной борьбы. Ибо ни одна устаревшая форма антагонистического хозяйствования не сходила со сцены истории добровольно. Ее смена всегда происходила революционно-насильственным путем.

Так было при переходе от рабовладения к феодализму (восстания рабов), а также от феодализма к капитализму, когда буржуазия насильственно меняла власть и диктовала свои интересы всему обществу. Например, буржуазная революция в Англии стоила 18 лет войны, резни, виселиц, диктатуры Кромвеля (1642-1658 гг.), Великая революция во Франции обошлась в 25 лет резни, массового террора, гильотин, войн, Наполеона и разрухи. Лишь революция 1848 г. окончательно установила в Западной Европе буржуазный строй. В ходе гражданской войны в США 1861-1865 гг. буржуазия северных штатов военной силой установила капиталистический способ производства и обмена в южных феодально-рабовладельческих штатах Америки. Гражданская война, а по существу революция, унесла жизней больше, чем страна потеряла во всех войнах. Но это не было прихотью людей. Смены экономических отношений собственности требовали развившиеся производительные силы.

Классовая борьба пролетариата с буржуазией необходимо ведет к Коммунистической Революции и коммунистическим преобразованиям.

Коммунистическая Революция необходима и неизбежна там, где противоречия производительных сил с производственными отношениями достигли своего предела в рамках капиталистического способа производства.

«…Революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества» (Маркс, Энгельс).

Из всех социальных революций коммунистическая революция является наиболее полной, так как она предшествует возникновению такого общества, где «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями». (Маркс).

Революции представляют собой «локомотивы истории», ускоряющие процесс общественного развития (Маркс).

«Революция может принять более мягкие формы. Это будет зависеть не столько от развития буржуазии, сколько от развития пролетариата. Чем больше пролетариат проникнется социалистическими и коммунистическими идеями, тем менее кровавой, мстительной и жестокой будет революция».

«Коммунисты были бы последними, кто стал бы возражать против уничтожения частной собственности мирным путем. На путь революционной вооруженной борьбы пролетариат становится вследствие того, что его развитие насильственно подавляется буржуазией и буржуазной властью» ( Энгельс).

«Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но, вместе с тем, они видят, что развитие пролетариата почти во всех цивилизованных странах насильственно подавляется и, что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на революцию, то мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом» (Энгельс).

На парламент и парламентские способы достижения победы коренных классовых интересов пролетариата Маркс и Энгельс рассчитывали мало.Парламент К. Маркс характеризовал как организацию, «всегда проявляющую фантастическую склонность к компромиссам – из страха перед борьбой, из слабости и коррумпированности парламентариев, их «семейной привязанности» к родным государственным окладам, из эгоизма, всегда побуждающего заурядного буржуа жертвовать общим интересом своего класса ради того или иного личного мотива».

Согласно марксистской теории с развитием передовых машинных технологий необходимость в труде рабочих будет постоянно сокращаться. Следовательно, в условиях капиталистических производственных отношений неимоверно будет увеличиваться количество безработных.

«Десятилетний цикл застоя, процветания, перепроизводства и кризиса, постоянно повторяющийся с 1825 по 1867 г., кажется, действительно завершил свой путь, но лишь затем, чтобы повергнуть нас в трясину безнадежности перманентной и хронической депрессии. Столь страстно ожидаемый период процветания не хочет наступать. Как только мы начинаем замечать симптомы, как будто свидетельствующие об его приближении, симптомы эти тотчас же опять исчезают. Между тем, каждая наступающая зима все снова ставит перед нами великий вопрос: «Что делать с безработными?» И, несмотря на то, что число безработных с каждым годом растет, никто не может ответить на этот вопрос, и мы почти можем вычислить тот момент, когда безработные, потеряв терпение, возьмут свою судьбу в собственные руки. Несомненно, что в такой момент должен быть услышан голос человека, теория которого представляет собой результат длившегося всю его жизнь изучения экономической истории…» ( Энгельс).

Как было отмечено, пролетариат и безработные интернациональны, они есть продукт универсального общения людей в мировом масштабе с появлением мирового рынка. Они всемирно-историчны. Поэтому в основу коммунистического движения марксизмом был положен принцип пролетарского интернационализма.

Пролетариат в политическом смысле - это класс наемных работников, осознавший свой коренной классовый интерес и борющийся за установление господства этого интереса революционным путем под руководством своей партии.

Согласно марксистскому учению коренной классовый интерес пролетариата, а также безработных состоит в уничтожении капиталистического способа производства и обмена, основанного на эксплуатации человека человеком, порожденной отношениями буржуазной частной собственности, которые являются причиной образования классов и безработицы.

Безработица ликвидируется уже на этапе перехода от капитализма к коммунизму, в период диктатуры пролетариата (социализма), когда происходит огосударствление средств производства в условиях плановой экономики и частичного преодоления разделения труда и обмена а, следовательно, неполного уничтожения отношений частной собственности.

Пролетариат же прекращает свое существование с ликвидацией классов при достижении полного коммунизма, вместе с полным преодолением разделения труда и обмена, а, следовательно, вместе с полным уничтожением отношений частной собственности. Борьба классов прекратится в коммунистическом обществе, где не будет классов (Маркс, Энгельс).

В ходе революционных преобразований пролетариат устанавливает господство своего коренного классового интереса, который состоит в том, чтобы уничтожить эксплуатацию человека человеком и достичь коммунистических отношений.

В коммунистическом обществе не будет социально-экономических условий для деления на богатых и бедных, для ограбления и гнета одних другими, в нем счастье одних не будет строиться на несчастии других, в нем действительно воплотится в жизнь не буржуазно-классовая, а человеческая мораль свободы, равенства, братства и справедливости.

Согласно марксистской теории такие отношения складываются в процессе преодоления общественного разделения труда, а, следовательно, уничтожения частной собственности. Революционные преобразования общественных производственных отношений создают и новую коммунистическую личность.

Марксизм исходит из того, что все личностные, в том числе нравственные, качества человека формируются общественными отношениями, ибо человек, как личность, вне общества не существует. А это означает, что личностные свойства человека, в том числе и «формы сознания», меняются вместе с изменениями в производственных отношениях, так как способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и культурно-нравственный процесс жизни вообще (Маркс).

Буржуазные общественные отношения, основанные на буржуазной частной собственности, формируют личность буржуазного частного собственника, свойства которой уничтожаются вместе с уничтожением отношений частной собственности.

Нравственность (мораль) – это форма общественного сознания, представлений о добре и зле и вид общественных отношений.

Согласно марксистской теории в классовом обществе мораль (нравственность) всегда носит классовый характер. Ныне выделяется три теории классовой морали: феодально-религиозная, как мораль прошлого, современная буржуазная мораль и мораль пролетарская. Феодально-религиозная мораль была и остается моралью в интересах феодального класса. Это пережиток, который никак не хочет уйти со сцены истории, пока остаются еще кое-где феодальные отношения. Буржуазная мораль считает добром интересы буржуазного класса, интересы буржуазной частной собственности и капитала. Для пролетарской морали нравственно то, что служит коренным классовым интересам пролетариата, борьбе за уничтожение частной собственности и эксплуатации человека человеком. Но пролетарская мораль также классовая. Согласно этой морали добром считается господство коренных классовых интересов пролетариата. А эти интересы заключаются в том, чтобы завоевать власть с целью уничтожения отношений буржуазной частной собственности, а, следовательно, уничтожения классов и классовых привилегий. При этом марксизм исходит из того, что нравственных целей невозможно достичь безнравственными, с точки зрения пролетарской классовой морали, средствами. (Маркс, Энгельс).

Но пролетарская мораль также не вечна. На смену пролетарской классовой морали придет бесклассовая общечеловеческая коммунистическая мораль.

Коммунистическая мораль – это мораль будущего. В ней действительно воплотятся общечеловеческие, а не классовые ценности. Это мораль добра, взаимопомощи, братства и справедливости в отношениях всех людей, когда не будет ни классовых, ни других социальных различий, останутся различия только физиологические.

Поэтому коммунизм, как очеловечившееся человечество, как воплощение гуманизма, основанного на социальном равенстве и справедливости, является высшей нравственной целью человечества (Маркс).

Социальное равенство означает равную политическую и экономическую значимость всех людей, т.е. отсутствие классовых привилегий.

«Действительное содержание пролетарского требования равенства, сводится к требованию уничтожения классов. Всякое требование равенства, идущее дальше этого, неизбежно приводит к нелепости» ( Энгельс).

Социальная справедливость невозможна без социального равенства. ( Энгельс).

С ликвидацией классов и классовых привилегий, человек освобождается от гнета и эксплуатации со стороны господствующей части общества, только тогда и наступает социальное равенство, а, следовательно, и справедливость в марксистском понимании.

Капиталистическая свобода в политэкономическом смысле – это свобода частной собственности, свобода торговли, свобода конкуренции на рынке, свобода эксплуатации человека человеком.

Свобода в коммунистическом понимании означает отсутствие социально-экономических условий для эксплуатации, для ограбления и угнетения одной частью общества другой его части.

Согласно марксистской теории свобода в философском значении, есть правильно понятая и осознанная необходимость (Гегель, Маркс, Энгельс).

Лишь коммунистическая революция, как понятая и осознанная обществом необходимость, способна направить развитие общественных отношений к достижению социального равенства и справедливости, т.е. к свободе.

Механизмом движения к коммунизму является всемирно-историческая классовая борьба пролетариата и безработных с буржуазией.

 

Тактика классовой борьбы

 

Марксистская теория исходит из того, что лишь объективный учет всей совокупности взаимоотношений всех без исключения классов данного общества, а, следовательно, и учет объективной ступени развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими обществами может служить опорой правильной тактики передового класса.

Классовая борьба предполагает перерастание экономических требований в политические, образование самостоятельной партии пролетариата, вооруженной действительно марксисткой коммунистической теорией.

«Коммунисты, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.009 с.)